01 АВГУСТА 2012 г.
ВЫПУСК № 80
ПРИНЯТЫ
Верховная Рада 30.07.2012 года ратифицировала Договор о зоне свободной торговли с СНГ.
Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
В Договоре в частности предусматривается, что стороны не применяют в отношении друг друга пошлины и другие им эквивалентные платежи за исключением перечисленных в приложениях к соглашению исключений.
Постановление Кабинета Министров от 18.07.2012 года №668 «О внесении изменений в Правила дорожного движения».
В соответствии с изменениями, теперь вместе с дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» и «Зона ограничения максимальной скорости» должны устанавливаться знаки, предупреждающие о характере опасности и приближении к соответствующему объекту.
Кроме того, перед знаком «Контроль», запрещающим проезд без остановки перед контрольными пунктами (пост милиции, карантинный пост, пограничная зона, закрытая территория, пункт оплаты проезда на платных дорогах) должны быть установлены знаки поэтапного ограничения скорости движения.
Интересным является тот факт, что в случае если дорожные знаки ограничения скорости движения установлены с нарушением определенных настоящими Правилами требований по их введения или с нарушением требований национальных стандартов или оставлены после устранения обстоятельств, при которых они были установлены, водитель не может быть привлечен к ответственности законодательству за превышение установленных ограничений скорости движения.
Дополнительные ограничения разрешенной скорости движения могут вводиться постоянно и временно. Постоянные ограничения разрешенной скорости вводятся исключительно на опасных участках дорог и улиц (крутые повороты, ограниченная видимость, сужение дороги), в местах размещения стационарных постов ГАИ, нерегулируемых пешеходных переходов, возле дошкольных заведений, школ и детских оздоровительных лагерей.
Временные ограничения скорости вводятся исключительно в местах проведения дорожных работ, а также массовых и специальных мероприятий, и в случаях, связанных со стихийными бедствиями. Ранее ПДД предусматривали дополнительные ограничения скорости движения исключительно при проведении дорожных работ.
Постановление Кабмина от 25.07.2012 № 666 «Порядок проведения служебных расследований в отношении госслужащих».
Постановление вступит в силу одновременно с Законом «О государственной службе, то есть, с 1 января 2013 года.
Для проведения расследования руководитель госоргана создает комиссию в составе не менее 7 человек, которую возглавляет председатель. К работе комиссии не привлекаются должностные лица госоргана, где работает человек, относительно которого проводится такое расследование, если их привлечение может привести к возникновению конфликта интересов. Расследование проводится на протяжении 10 дней, а в случае необходимости срок можно продлить не более чем до 20 рабочих дней. Члены комиссии в случае необходимости могут с согласия лица, относительно которого проводится служебное расследование, применять аудио- и видеосредства с целью фиксации его объяснений.
Председатель и члены комиссии несут персональную ответственность за полноту, всесторонность и объективность заключения и неразглашение информации, касающейся соответствующего расследования. При определении рекомендуемого вида дисциплинарного взыскания учитывается степень тяжести совершенного проступка, причиненный им ущерб и обстоятельства, при которых совершен проступок.
В случае выявления по результатам служебного расследования признаков преступления или административного правонарушения субъект назначения обязан в течение 3 рабочих дней передать материалы в правоохранительные органы.
Снимать копии или делать выписки из заключения до представления его на рассмотрение субъекту назначении лица, относительно которого проводится служебное расследование, запрещается. Решение по результатам служебного расследования может быть обжаловано в порядке, определенном законом.
По анонимным сообщениям служебное расследование не проводится.
Приказ Министерства финансов Украины от 22.05.2012 г. № 582 "Об утверждении Порядка планирования таможенными органами документальных выездных проверок и Порядка проведения таможенными органами встречных сверок". Приказ вступит в силу со дня официального опубликования.
Приказом утверждено:
— Порядок проведения таможенными органами встречных сверок (далее — Порядок сверки);
— Порядок планирования таможенными органами документальных выездных проверок (далее — Порядок планирования).
Согласно Порядку сверки должностные лица таможенных органов во время проведения документальной выездной проверки предприятия с целью выяснения вопросов проверки имеют право проводить встречные сверки.
Встречная сверка заключается в сопоставлении и исследовании информации, содержащейся в таможенных декларациях, декларациях таможенной стоимости и приложенных к ним коммерческих и других документах, с целью подтверждения вида и объема операций с товарами и транспортными средствами коммерческого назначения и осуществленных расчетов для выяснения их реальности и достоверности.
Основанием для проведения встречной сверки является необходимость в проверке сведений, полученных от лица, прямо или косвенно вовлеченного в операции с товарами, перемещенными через таможенную границу Украины, в том числе ввезенными на территорию свободной таможенной зоны или вывезенными с этой территории, либо от любого другого лица, которое может владеть документами и данными, необходимыми для принятия решения по результатам проверки, если такое лицо не предоставит объяснений и необходимых документальных подтверждений на письменный запрос таможенного органа в течение 3-х рабочих дней с даты получения запроса.
Проведение таможнями документальных плановых выездных проверок осуществляется за период деятельности предприятия с учетом сроков давности, установленных Налоговым кодексом Украины.
Постановление НБУ от 07.06.2012 г. № 224 «О внесении изменений в Положение о валютном контроле». Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с изменениями:
1. Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота без участия уполномоченного банка влечет наложение штрафа на резидента в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах, пересчитанной в валюту Украины по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковским металлам, установленному НБУ на день осуществления таких операций (при расчетах в валюте Украины — на сумму таких расчетов).
2. Осуществление расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота через открытые в уполномоченных банках счета представительств этих нерезидентов является использованием иностранной валюты как средства платежа на территории Украины и требует индивидуальной лицензии Нацбанка.
3. Установлено новое определение, что является искажением отчетности о валютных операциях во время составления форм отчетности банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи.
Также изменениями установлено, что исковое заявление о взыскании суммы штрафа подается в суд по местонахождению нарушителя в течение срока, установленного законодательством (ранее — в течение 30 календарных дней после окончания срока для добровольной уплаты штрафа).
ВСТУПИЛИ В СИЛУ
01.08.2012 года Закон «О внесении изменения в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно установления ограничений для медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности»
Закон касается установления ограничений при осуществлении руководителями и работниками лечебно-профилактических и фармацевтических (аптечных) учреждений профессиональной деятельности. В частности, согласно документу, таким лицам запрещается:
- рекламировать любым способом лекарственные средства, изделия медицинского назначения, в том числе выписывать лекарственные средства на бланках (рецептурных бланках), содержащих информацию рекламного характера, а также на которых напечатаны наименования лекарственных средств и / или их производителей (торговых марок );
- не предоставлять или предоставлять недостоверную или не в полном объеме информацию о наличии лекарственных средств, имеющих одинаковое международное непатентованное название, в частности скрывать информацию о наличии лекарственных средств, изделий медицинского назначения, имеющих аналоги по более низкой цене;
- указывать при назначении лекарственных средств, изделий медицинского назначения наименования производителей (торговых марок) и т.д.
30.07.2012 года Приказ Министерства здравоохранения Украины от 06.06.2012 года №422 «О некоторых вопросах запрета рекламы лекарственных средств».
Согласно приказу, при осуществлении госрегистрации (перерегистрации) лекарственного средства, решение относительно отнесения данного средства к перечню запрещенных для рекламирования с внесением соответствующей информации в Государственный реестр лекарственных средств Украины, принимается Министерством здравоохранения Украины на основании рекомендаций Государственного экспертного центра Минздрава, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1. Реализация лекарственного средства осуществляется лишь по рецепту врача.
2. Лекарственное средство содержит наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры.
3. Применение лекарственного средства может вызывать синдром привыкания, что указано в инструкции для медицинского применения, кроме лекарственных средств, для наружного (местного) применения.
4. Лекарственное средство применяется исключительно для лечения женщин в период беременности и кормления грудью.
5. Лекарственное средство применяется исключительно для лечения детей до 12 лет.
6. Лекарственное средство применяется для лечения: туберкулеза, венерических заболеваний, импотенции (эректильной дисфункции), особо опасных инфекционных болезней, ВИЧ / СПИДа, рака и других опухолевых заболеваний, хронической бессонницы, диабета, ожирение (включая лекарственные средства, используемые для уменьшения массы тела).
27.07.2012 года Приказ Минюста от 11 июля 2012 года № 1043/5 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью».
Теперь процедура выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью усовершенствована и частично упрощена.
Приказом в частности упорядочен список документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче свидетельства:
- документ о внесении платы за выдачу свидетельства (квитанция, выданная банком, или платежное поручение с отметкой банка);
- копия диплома о высшем юридическом образовании;
- копия трудовой книжки;
- фотокопия соответствующих страниц паспорта, содержащих сведения о ФИО и месте жительства.
В случае, если заявление отправляется по почте, подпись на нем должна быть нотариально удостоверена. Отметка уполномоченного лица управления юстиции или Министерства юстиции относительно установления личности заявителя больше не нужна. Копии документов также должны быть нотариально заверены - ранее же они могли удостоверяться и уполномоченным лицом управления юстиции или Минюста.
ПОДПИСАНЫ ПРЕЗИДЕНТОМ
Закон Украины № 5044-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок». Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Положения Закона устанавливают возможность закупки по сокращенной процедуре продуктов питания и услуг по организации питания; устанавливают случаи отмены процедуры закупки у одного участника заказчиком, а также коснулись отмены типовой формы договора о закупке.
Кроме того, заказчик будет иметь право признать торги такими, что не состоялись в случае, если сокращены расходы на осуществление закупок товаров, работ и услуг.
Также изменения коснулись расширения перечня предметов закупок и перечня предприятий, на которые действие Закона «Об осуществлении государственных закупок» не распространяется.
Согласно закону, из Хозяйственного кодекса исключаются нормы, по которым государственные предприятия (как коммерческие, так и казенные) для закупок товаров, работ и услуг используют процедуры, определенные законом о госзакупках.
Также из кодекса исключены пункты, которые относят под действия закона о госзакупках коммунальные предприятия и хозяйственные общества, контрольный пакет акций (или доли в УФ) которого принадлежит государству.
Непосредственно в законе о госзакупках определено, что к контролируемым государством предприятиям (как госпредприятиям, так и к акционерным обществам) он применяется только в случае, если закупки осуществляются за государственные средства.
Закон № 5060-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения условий поставок». Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Закон предоставляет право сторонам договора поставки для определения условий договоров поставки использовать известные международные обычаи, рекомендации, правила международных органов и организаций, если это не запрещено прямо или в исключительной форме Хозяйственным кодексом или законами Украины. Тем самым Закон предоставляет возможность субъектам хозяйствования использовать правила Инкотермс любой редакции.
Закон№ 5091-VI «О внесении изменений в раздел ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции». Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
В частности, Закон на 10 лет (начиная с 2013 года) освобождает от НДС операции по поставке ПО.
Стараниями Президента, из Закона исключена норма о снижении ставки налога на доходы физических лиц для работников субъектов индустрии программной продукции до 5 %.
Закон № 5088-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регистрации места жительства и места пребывания физических лиц в Украине». Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Законом, принятым на основе законопроекта №9289, вносятся изменения в Закон «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине». В новой редакции изложены некоторые статьи Закона, предусматривающие порядок регистрации и снятия с регистрации места проживания лица, а также регистрацию места пребывания.
В соответствии с принятым Законом, регистрация места проживания или места пребывания лица - это внесение сведений о месте жительства или месте пребывания, с указанием адреса одного жилья лица или адреса специализированного социального учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, воинской части в определенные законом документы и в регистрационный учет места жительства и места пребывания лиц в Украине.
Статья 8 «Регистрация места пребывания лица» излагается в новой редакции, согласно которой зарегистрировать свое место пребывания обязаны лица, которые находятся более 1 месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, и имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на военную службу и не имеют отсрочки, или принимают участие в судебном процессе.
Кроме того срок подачи документов для регистрации увеличен с 7 до 10 дней.
Существенными изменениями является расширение перечня оснований для снятия с регистрации по месту проживания за счет достаточно обще очерченного списка документов, свидетельствующих об определенных фактах (о прекращении оснований для пребывания на территории Украины иностранцев и лиц без гражданства, о прекращении оснований для проживания или пребывания лица в специализированном социальной учреждении, учреждении социального обслуживания и социальной защиты, о прекращении оснований на право пользования жилым помещением). Таким образом, существенно упрощается снятие с регистрации без согласия лица.
Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
Закон вступит в силу через 3 месяца со дня его опубликования (кроме подпунктов 13 - 21 пункта 2 раздела I, которые вступят в силу через 6 месяцев со дня опубликования).
Законом вносятся изменения в ЗУ "О страховании" и ЗУ "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств"
В частности, согласно изменениям, размер страхового платежа (взноса, премии) устанавливается страховщиком самостоятельно путем произведения размера базового страхового платежа и значений соответствующих корректирующих коэффициентов.
В случае изменения владельца застрахованного транспортного средства договор страхования сохраняет силу до истечения срока его действия. В случае отчуждения застрахованного транспортного средства права и обязанности страхователя переходят к лицу, принявшему такое транспортное средство в свою собственность. В случае смерти страхователя физического лица его права и обязанности по договору страхования переходят к лицам, которые получили обеспеченное транспортное средство по наследству. Если страхователь юридическое лицо прекращается и устанавливаются его правопреемники, права и обязанности страхователя по договору страхования переходят к правопреемнику.
В новой редакции Закон излагает статьи, которыми соответственно установлены порядок возмещения: вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего; вреда, связанного с лечением пострадавшего; вреда, связанного со стойкой утратой трудоспособности потерпевшим вреда, связанного со смертью потерпевшего; вреда, связанного с физическим уничтожением транспортного средства вреда, связанного с повреждением или физическим уничтожением дороги, дорожных сооружений и других материальных ценностей.
Нормы Закона об ОСАГО не применяются к договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, заключенных до вступления в силу данного Закона.
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПРОЧЕЕ
Минюст разъяснил Проблемные вопросы применения Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции"
Согласно разъяснениям, при определении неправдивости поданной информации необходимо исходить из сознательного укрывательства или перекручивания той или иной информации. Поэтому в случае установления по результатам специальной проверки факта представления кандидатом на занятие должности в указанной декларации неправдивой информации, в первую очередь должен учитываться характер выявленных расхождений. Незначительные описки или технические ошибки в декларации не стоит расценивать как недостоверные сведения. В то же время, наличие существенных расхождений между поданными кандидатом сведениями в декларации и фактическими его доходами или же наличие данных, которые бы подтверждали их преднамеренное укрывательство, являются основаниями для отказа в принятии кандидата на должность.
В случае выявления по результатам специальной проверки в декларациях расхождений между сведениями о доходах, указанными кандидатом, и сведениями, имеющимися в органах налоговой, кандидат имеет право обратиться к соответствующему органу ГНС с объяснением причин возникновения такого расхождения и/или с приложением копий имеющихся у кандидата документов, которые подтверждают сведения, указанные им в декларации.
Исключение из запрета на совместную работу близких лиц в условиях непосредственного подчинения касается только работников в сфере образования, науки, охраны здоровья, культуры и спорта (учителей, врачей), а не представителей органов управления органов госвласти или местного самоуправления, на которых положены управленческие полномочия в этих сферах.
Государственная налоговая служба своим письмом от 19.06.2012 № 10330/6/15-3415-2645 разъяснила некоторые вопросы уплаты НДС за услуги, связанные с транзитными перевозками грузов.
Государственная налоговая служба указывает на то, что операции по предоставлению услуг, связанных с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, как до 01.01.2011 г. (до вступления в силу Налогового кодекса), так и после указанной даты, освобождаются от уплаты НДС.
Операции, относящиеся к услугам по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также предоставление услуг, связанные с такой перевозкой (перемещением), освобождаются от уплаты НДС и регулируется п. 8 ст. 197 Налогового кодекса.
МВД издало разъяснение относительно законности фиксации действий сотрудников ГАИ на видеокамеру.
Согласно письму Управления государственной автомобильной инспекции МВД Украины от 20.07.2012 № М-387зі все граждане, которые снимают работу инспекторов ГАИ будут наказаны в виде 15 суток административного ареста.
В документе в ответ на информационный запрос физического лица указывается, что согласно ст. 307 Гражданского кодекса Украины человек имеет право требовать, чтобы его не записывали на видеокамеру. По мнению заместителя начальника Управления ГАИ МВД Владимира Резникова, подписавшего данное разъяснение, если государственный автоинспектор требует, чтобы его не снимали, а гражданин отказывается прекращать видеосьемку, то инспектор имеет полное право составить в отношении такого человека протокол по ст. 185 КУпАП, наказание за которое предусмотрено до 15 суток ареста.
Следует отметить, что еще совсем недавно на запросы граждан подобного характера руководство ГАИ давало официальные ответы, согласно которым законодательство Украины не запрещает фиксировать действия сотрудников ГАИ на видеокамеру.
Подтверждает эту позицию также Минюст Украины в своем письме от 08.06.2011 г. № 8648-0-26-11, в котором указано, что согласно Закона «О доступе к публичной информации» гражданин в любой незапрещенный способ имеет право снимать сотрудников милиции на собственную видеокамеру.
Также следует отметить, что такая позиция МВД противоречит решению Конституционного Суда Украины от 20.01.2012 года.
Налоговая отчетность, обработанная 21 - 23 июля, считается предоставленной без нарушения сроков. (По информации пресс-службы ГНСУ).
Из-за выхода из строя 17 - 18 июля дискового накопителя почтового сервера информационного портала органов ГНС произошла задержка рассылки отчетности.
Так, часть налоговой отчетности налогоплательщиков, которая поступила на центральный уровень своевременно, на районный уровень была направлена с опозданием. Соответственно, отдельные налогоплательщики получили с задержкой квитанции о приеме налоговой отчетности.
Учитывая технические проблемы, налоговая отчетность (в т.ч. отчетные новые декларации), обработанная на районном уровне 21 - 23 июля 2012 года, считается предоставленной в органы ГНС без нарушения предельного срока представления.
Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.
Использованные источники: www.rada.gov.ua
www.sts.gov.ua