7 июня 2012 года
Выпуск № 72
Приняты
Постановление Кабинета Министров Украины от 31.05.2012 № 471«О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 г. № 1388 и от 21 июля 2010 г. № 607»
Согласно указанному постановлению переоборудование транспортных средств проводится субъектом хозяйствования, имеющим нормативно-техническую документацию на соответствующий вид переоборудования, согласованную с Министерством внутренних дел и Мининфраструктуры, а также свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения (в случае переоборудования пяти и более транспортных средств в течение года), или собственником такого транспортного средства в индивидуальном порядке.
Теперь допускается регистрация (перерегистрация) транспортных средств или изготовление на их базе автомобилей, переоборудованных путем замены кузова на кузов другой марки, модели, серии или модификации. Государственная регистрация проводится на основании документов о их соответствии требованиям безопасности и документов, подтверждающих правомерность приобретения установленных кузовов (рам). Документами о соответствии переоборудованных транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения являются:
- для транспортных средств, переоборудованных субъектами хозяйствования, занимающимися переоборудованием транспортных средств (пяти и более в течение года) - свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения, оформленное ГП «ГосавтотрансНИИпроект» или Центром безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД на соответствующий вид переоборудования, который подается вместе с сертификатом соответствия, выданным органом по оценке соответствия, назначенным проводить процедуру сертификации транспортных средств;
- для транспортных средств, переоборудованных в индивидуальном порядке, а также транспортных средств, переоборудованных для работы на газовом топливе, - акт технической экспертизы или сертификат соответствия, выданный испытательной лабораторией, имеющий аттестат аккредитации соответствующей отрасли и полномочия на проведение указанных проверок, органом по оценке соответствия, назначенным проводить процедуру сертификации транспортных средств или предприятием, имеющим сертификат соответствия государственной системы сертификации УкрСЕПРО по установлению соответствия конструкции переоборудованного транспортного средства условиям, изложенным в документе о согласовании переоборудования.
Постановление Кабинета Министров Украины от 31.05.2012 № 476 «Об утверждении Порядка подачи органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и органами, осуществляющими регистрацию места проживания физических лиц, сведений, необходимых для расчета налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка»
Субъектами подачи сведений являются Укргосреестр, территориальные органы и подразделения Государственной миграционной службы. Они подают в электронной форме телекоммуникационными каналами связи до 15 июля 2012 г., а в дальнейшем – ежеквартально в течение 15 дней после окончания налогового (отчетного) квартала органам государственной налоговой службы сведения по состоянию на первое число соответствующего квартала.
Укргосреестр подает ГНС информацию об объектам жилой недвижимости, пребывающих в собственности физических лиц, в том числе нерезидентов, с указанием ФИО, регистрационного номера учетной карты плательщика налогов, адреса и типа недвижимого имущества, его регистрационного номера, общей и жилой площади недвижимости, вида общей собственности, размера доли в праве совместной собственности, основания возникновения права собственности и даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Территориальные органы и подразделения ГМС подают органам ГНС информацию о физических лицах, место проживания которых зарегистрировано в соответствующем населенном пункте, с указанием ФИО, даты и места рождения, места проживания, серии и номера паспорта, свидетельства о рождении или другого документа, удостоверяющего лицо, наименование органа, выдавшего документ и даты выдачи после введения электронного учета регистрации места проживания физических лиц.
Сведения, которые подаются органам ГНС, вносятся в информационную базу данных и используются с учетом ограничений, предусмотренных для налоговой информации с ограниченным доступом. Подача сведений осуществляется на бесплатной основе.
Постановление Кабинета Министров Украины № 487 от 31.05.2012 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за исполнением обязательств, определенных условиями договоров купли-продажи объектов, приватизация которых проводится на основе решений Кабинета Министров Украины»
Согласно Постановлению такой контроль осуществляется Фондом государственного имущества Украины (далее - ФГИ Украины) согласно графикам, утвержденные его приказами. ФГИ Украины привлекает профсоюзы для осуществления контроля за исполнением обязательств, определенных условиями договоров купли-продажи.
Периодичность мер контроля устанавливается с учетом сроков исполнения таких обязательств, но не реже, чем раз в год.
Контроль за исполнением обязательств, определенных условиями договоров купли-продажи, осуществляется путем проведения:
- проверки непосредственно на объекте приватизации или субъекта хозяйствования, пакет акций которого был объектом приватизации;
- анализа документов, которые подаются собственником объекта приватизации по письменному запросу ФГИ Украины.
По результатам контроля на объекте приватизации или субъекта хозяйствования, пакет акций которого был объектом приватизации, составляется акт по форме, утвержденной ФГИ Украины, в двух экземплярах, один из которых выдается собственнику объекта приватизации, а второй – сохраняется в ФГИ Украины. В случае несогласия с выводами, изложенными в акте, собственник объекта приватизации имеет право подписать акт с замечаниями, прилагаемыми к акту, и оспорены им в установленном порядке.
В случае выявления нарушений условий договора ФГИ Украины применяет меры согласно законодательству.
О результатах проведенного контроля ФГИ Украины информирует Кабинет Министров Украины ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Распоряжение Кабинета Министров Украины № 325-р от 31.05.2012 «Об утверждении Концепции Государственной целевой социальной программы поддержки семьи до 2016 года»
Целью Программы является «усиление мотивации к регистрации браков, рождению и воспитанию желанных детей в семьях, обеспечение предоставления адресной поддержки и проведение профилактической работы с семьями, в которых существует риск попадания лиц в сложные жизненные обстоятельства».
В частности, в 2013 и 2014 годах планируется усовершенствовать законодательство в сфере поддержки семьи, внедрить стандарты оказания социальных услуг семьям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, и семьям, которые находятся в зоне риска попадания в такие обстоятельства, разработать и внедрить на региональном уровне программы подготовки молодежи к регистрации брака, рождению и воспитанию ребенка.
Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности»
Закон был принят 17.05.2012 и подписан Президентом 06.06.2012.
Закон предусматривает исключение из перечня документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности ряда разрешительных документов в сфере гражданской авиации. В частности, Законом исключены:
- разрешение на строительство (реконструкцию) и иную деятельность на приаэродромной территории;
- разрешение на выполнение авиационных работ иностранными эксплуатантами, а также совместными предприятиями и предприятиями, полностью принадлежащими иностранным инвесторам;
- специальное разрешение на нерегулярные международные полеты;
- сертификат на осуществление авиационных работ эксплуатантом авиационной техники.
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления гарантий независимости судей)»
Закон был принят парламентом 05.06.2012.
Данным Законом вносятся изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей» и Закон «О Регламенте Верховной Рады Украины». Согласно нему, Президент Украины и Верховная Рада Украины будут принимать решение о назначении, избрании судей исключительно в рамках представлений соответственно Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины. При этом парламент не имеет права отложить вопрос об избрании кандидата на должность судьи.
Законом ограничивается право прокуроров на инициирование рассмотрения вопросов о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности или об его освобождении с должности. В частности, в случае участия прокурора в рассмотрении судебного дела органы прокуратуры вправе обращаться в ВККС или Высший совет юстиции с жалобой относительно ненадлежащего поведения судьи только в случаях:
- если такой судебный спор не находится в производстве суда любой инстанции;
- если срок подачи апелляционной, кассационной жалобы истек.
Вступили в силу
01.06.2012
Таможенный кодекс Украины
К нововведением нового Таможенного кодекса можно отнести:
- передачу от Гостаможслужбы Министерству финансов полномочий по изданию приказов нормативного характера (утверждение порядков, положений, правил, перечней, форм документов и т.п.);
- внедрение нового субъекта внешнеэкономической деятельности - уполномоченного экономического оператора;
- уменьшение общей стоимости товаров, которые могут ввозиться гражданами на таможенную территорию Украины без уплаты налогов через сухопутные и морские пункты пропуска, с 1000 до 500 евро;
- увеличение общего срока временного ввоза гражданами-нерезидентами транспортных средств личного пользования с 183 дней до одного года;
- исключение таможенной брокерской деятельности из числа видов деятельности, на осуществление которых таможенными органами предоставляются разрешения;
- отобрание у таможни права на проведение судебных экспертиз;
- значительное расширение прав и обязанностей декларанта в процессе заявления таможенной стоимости товаров и многие другие.
Одновременно с принятием Таможенного кодекса Украины начинает действовать целый ряд нормативных актов, принятых в связи с необходимостью привести действующее законодательство в соответствие с данным Кодексом. Среди них:
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Таможенного кодекса Украины»
Данным Законом вносятся изменения в:
- Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности»;
- Закон «О едином сборе, который вносится в пунктах пропуска через государственную границу Украины»;
- Закон «О Кабинете Министров Украины»;
- Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о регулировании рынка автомобилей Украины»;
- Закон «О внешнеэкономической деятельности»;
- Закон «О вывозе, ввозе и возврате культурных ценностей»;
- Закон «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта»;
- Закон «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта»;
- Закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» и мн. другие.
Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке ведения Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности и признания утратившими действие некоторых постановлений Кабинета Министров Украины»
УКТВЭД является товарной номенклатурой Таможенного тарифа Украины, утвержденного Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины», который используется для целей тарифного и других видов регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения статистики внешней торговли и осуществления таможенного оформления товаров. Функции по ведению УКТВЭД осуществляются Гостаможслужбой.
Пояснения к УКТВЭД разрабатываются и утверждаются Гостаможслужбой с учетом изменений, которые вносятся Всемирной таможенной организацией в пояснения к Гармонизированной системе описания и кодировки товаров и Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. В случае необходимости Гостаможслужба разрабатывает пояснения к кодам товаров, которые детализированы на национальном уровне.
По представлению центральных органов исполнительной власти Гостаможслужба принимает решения о возможности детализации товаров в УКТВЭД на национальном уровне, которая проводится на уровне 9 и 10 знаков товарного кода с целью обеспечения защиты национального товаропроизводителя путем принятия мер по тарифному и другим видам регулирования внешнеэкономической деятельности и усовершенствования статистического учета.
Гостаможслужба разрабатывает и утверждает переходные таблицы к УКТВЭД с учетом переходных таблиц к Гармонизированной системе описания и кодировки товаров и Комбинированной номенклатуре Европейского Союза.
Пояснения и переходные таблицы обнародуются на официальном сайте Гостаможслужбы.
На официальном сайте Гостаможслужбы обнародуются также обезличенно решения об определении кода товара согласно УКТВЭД, публикуются методические рекомендации и другие разъяснения по вопросам классификации товаров согласно УКТВЭД.
Постановление Кабинета Министров Украины № 446 от 21 мая 2012 г. «Об утверждении Порядка включения суммы роялти и других лицензионных платежей в цену, которая фактически оплачена или подлежит оплате за оцениваемые товары, во время определения их таможенной стоимости»
Постановлением определен механизм включения суммы роялти и других лицензионных платежей в указанную цену.
Согласно Постановлению, сумма роялти и других лицензионных платежей во время определения таможенной стоимости оцениваемых товаров включается в цены при таких условиях:
- роялти и другие лицензионные платежи касаются оцениваемых товаров;
- покупатель должен оплачивать роялти и другие лицензионные платежи прямо или опосредовано, что является условием продажи оцениваемых товаров независимо от того, закреплено ли такое условие в договоре купли-продажи оцениваемых товаров;
- сумма роялти и других лицензионных платежей не включена в цену.
Если на момент таможенного оформления оцениваемых товаров декларант имеет сведения о сумме роялти или других лицензионных платежей, он обязан во время определения таможенной стоимости указанных товаров включить такую сумму в цену.
Расчет суммы роялти и других лицензионных платежей, включаемых в цену, осуществляется согласно условиям лицензионного или другого договора о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности. Для подтверждения расчета декларант подает таможенному органу лицензионный или другой договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности и имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленные числовые значения этой составной части таможенной стоимости. Рассчитанная сумма роялти и других лицензионных платежей указывается в декларации таможенной стоимости, которая подается во время таможенного оформления оцениваемых товаров.
Если на момент таможенного оформления оцениваемых товаров сумма роялти и других лицензионных платежей не известна, то во время определения таможенной стоимости декларант осуществляет расчет суммы роялти и других лицензионных платежей с учетом:
- запланированных платежей, базируемых на сумме роялти и других лицензионных платежей, уплаченных за идентичные товары в предыдущем периоде, если лицензионным договором или договором о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности предусмотрено уплату роялти и других лицензионных платежей от полученной прибыли;
- прогнозируемых показателей базы роялти и других лицензионных платежей, которая используется для величины роялти и других лицензионных платежей согласно условиям лицензионного договора или договора о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности.
По результатам фактической оплаты роялти и других лицензионных платежей декларант подает в сроки, предусмотренные ч. 2 ст. 261 Таможенного кодекса Украины, дополнительную декларацию с уточнением таможенной стоимости оцениваемых товаров.
Постановление Кабинета Министров Украины № 450 от 21.05.2012 «Вопросы, связанные с применением таможенных деклараций»
Данным постановлением утверждены:
- новые формы таможенных деклараций;
- положение о таможенных декларациях.
Положение о таможенных декларациях устанавливает требования к оформлению и использованию таможенных деклараций, на основе которых декларируются товары, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины предприятиями, а также другие товары, которые согласно законодательству декларируются путем подачи таможенной декларации, а также порядок внесения в них изменений, их отзыва и признания недействительными.
Постановление Кабинета Министров Украины № 434 от 21.05.2012 «Об объемах и порядке везения гражданами на таможенную территорию Украины пищевых продуктов для собственного потребления»
Постановлением установлено, что:
1) Граждане могут ввозить на таможенную территорию Украины пищевые продукты для собственного потребления на общую сумму, которая не превышает эквивалент 200 евро на одного человека в таких объемах:
- в упаковке производителя, предназначенные для розничной торговли, - в количестве не более одной упаковки или общей массой не более 2 кг, каждого наименования на одного человека;
- без упаковки – неделимого продукта, готового к непосредственному употреблению, в количестве не более чем по одному наименованию на человека;
2) При ввозе гражданами на таможенную территорию Украины указанных продуктов осуществляется их декларирование (путем совершения действий, устно или письменно по желанию собственника таких продуктов или по требованию должностного лица таможни).
Приказ Министерства иностранных дел Украины № 91 от 26.03.2012 «Об утверждении изменений в Порядок оформления и выдачи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины паспорта гражданина Украины для выезда за границу»
Данным приказом утверждены новые формы, в частности форма заявления- анкеты получателя паспорта гражданина Украины для выезда за границу и форма заявления-анкеты на внесение в загранпаспорт сведений о ребенке.
На страницах загранпаспорта теперь, кроме фамилии и имени ребенка, будет размещаться информация о дате рождения ребенка и его поле украинскими и латинскими буквами. Кроме этого, печатается рамка для фотографии. Заявление о внесении данных о ребенке должно подаваться тем из родителей, в чей паспорт вносятся такие данные.
Порядок дополнен новой главой 5, касающейся проверок персональных данных заявителя. По результатам проверки персональных данных, консульским должностным лицом принимается решение о предоставлении разрешения или временном отказе в изготовлении паспорта. Решение о временном отказе в выдаче паспорта доводится до сведения заявителя в письменной форме в течение 10 рабочих дней после его принятия.
Постановление Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы № 327 от 12.04.2012 «О минимальном размере помощи по безработицы в 2012 году»
Согласно постановлению в 2012 г. установлены:
- для лиц, имеющих право на пособие по безработице без учета трудового стажа (получившие статус безработных лица, которые работали менее 26 недель, а также желающие возобновить трудовую деятельность после продолжительного, более 6 месяцев, перерыва, уволенные с последнего места работы в связи с нарушениями с их стороны трудовой дисциплины, иными правонарушениями, преступлениями) - пособие в размере 544 гривны;
- для лиц, которые впервые ищут работу, и иных незастрахованных лиц – пособие в размере 544 гривны;
- для застрахованных лиц, получивших статус безработных, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице, работали на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) не менее 26 календарных недель и уплачивали страховые взносы, будут получать пособие по безработице в размере 825 грн. - с 1 января 2012 года; 841 грн. - с 1 апреля 2012 года; 847 гривен - с 1 июля 2012 года; 860 гривен - с 1 октября 2012 года; 872 гривны - с 1 декабря 2012 года.
05.06.2012
Приказ Министерства юстиции Украины № 766/5 от 21.05.2012 «О внесении изменений в Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины»
В соответствии с приказом во время проведения операций по продаже (обмену) между физическими лицами объектов недвижимости, нотариус удостоверяет договор только при наличии оценочной стоимости такого имущества, выданной специальным оценщиком - субъектом хозяйствования частной формы собственности, исключительным видом деятельности которого является оценка для целей налогообложения, начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых согласно действующему законодательству, который имеет соответствующий сертификат субъекта оценочной деятельности и информация о котором включена в Государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности по направлению оценки для целей налогообложения, начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых согласно действующему законодательству.
Такая же оценка для нотариального удостоверения сделки должна быть произведена в целях отчуждения движимого имущества, в том числе транспортных средств.
Проведение независимой оценки имущества является обязательным в случае залога государственного и коммунального имущества, отчуждения государственного и коммунального имущества способами, которые не предусматривают конкуренцию покупателей в процессе продажи, или в случае продажи одному покупателю, определения убытков и размера возмещения, во время разрешения споров и в других случаях, предусмотренных законодательством, или по согласию сторон.
Разъяснения
Информационное письмо Высшего хозяйственного суда Украины от 23.05.2012 № 01-06/704/2012 «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О судебном сборе»
Согласно данным разъяснениям, статьей 4 Закона «О судебном сборе» предусмотрено взимание судебного сбора за подачу в хозяйственный суд заявления об обеспечении иска. При этом, Хозяйственно-процессуальным кодексом Украины не предусмотрено последствий неподачи доказательств оплаты указанного сбора в установленном порядке и размере. Поэтому хозяйственный суд обязан рассмотреть указанное заявление и в случае отсутствия таких доказательств, а распределение соответствующих сумм судебного сбора осуществить между сторонами по правилам ст. 49 ХПК Украины в зависимости от результатов рассмотрения заявления о применении мер обеспечения иска. О таком распределении может быть указано в решении (постановлении) хозяйственного суда или определении, которым заканчивается рассмотрение дела.
Если в исковом заявлении объединено два и больше требований неимущественного характера, связанные между собой основанием возникновения (ст. 58 ХПК Украины), судебный сбор уплачивается как за подачу одного заявления неимущественного характера.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона «О судебном сборе» возврат уплаченной суммы судебного сбора осуществляется в порядке, установленном центральным орагном исполнительной власти по обеспечению реализации государственной финансовой политики. В данное время такой порядок не определен. До его установления возврат уплаченных сумм судебного сбора с государственного бюджета должен осуществляться согласно определениям хозяйственного суда. С этой целью соответствующие определения должны изготовляться в двух экземплярах (оригиналах), один из которых остается в материалах дела, а второй отсылается лицу, оплатившему судебный сбор в государственный бюджет. Определение о возврате оплаченной суммы судебного сбора выносится хозяйственным судом в составе, в котором им должен был решаться процессуальный вопрос, по которому и возникло основание возврата такой суммы.
Информписьмом освещены и другие процессуальные вопросы применения Закона Украины «О судебном сборе».
Информационное письмо Высшего хозяйственного суда Украины № 01-06/735/2012 от 29.05.2012 «О некоторых вопросах практики применения статей 785 и 786 Гражданского кодекса Украины»
Согласно информписьму, указанное в ч. 2 ст. 786 ГК Украины правило определения момента начала течения срока исковой давности (срок давности для требований наймодателя начинается с момента возвращения вещи нанимателем, а для нанимателя - с момента прекращения договора найма) касается только указанных в части первой этой же статьи требований, к которым применяется исковая давность в один год. Это правило применяется к требованиям о возмещении убытков в связи с повреждением вещи, переданной в пользование нанимателю, а также к требованиям о возмещении расходов на улучшение вещи.
Ко всем остальным требованиям, вытекающим из договора найма, применяются общие правила о начале течения срока исковой давности, изложенные в части первой статьи 261 ГК, согласно которым срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права или о лице, нарушившем право.