Moskovskiy av 52, 4 floor, Kharkov, Ukraine, tel. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Main » Legislative News » Нормативные новости недели 13.06.2012

13 июня 2012 г.

Выпуск № 73

 

 

ВСТУПИЛИ В СИЛУ

 

08.06.2012 г. – Закон Украины о внесении изменений в Закон Украины "О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности" от 17.05.2012 г. № 4718-VI

 

Данным Законом исключены из перечня документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденного Законом Украины "О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности" пункты 17 - разрешение на строительство (реконструкцию) и другую деятельность на приаэродромной территории, 31 -  Разрешение на исполнение авиационных работ иностранными эксплуатантами, а также общими предприятиями и предприятиями, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, и 131 - Специальное разрешение на нерегулярные международные полёты.

 

 

09.06.2012 г. - Закон Украины об особенностях осуществления по делам о административных правонарушениях в период проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года из футбола в Украине от 05.07.2011 N 3568-VI

 

Данный Закон устанавливает особенности осуществления по делам об административных правонарушениях, совершенных в период проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года из футбола в Украине, а также особенности принудительного выдворения за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно не проживают в Украине, за совершение таких правонарушений.

 

 

10.06.2012 г. – Закон Украины о внесении изменений в Закон Украины "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве" относительно предоставления индивидуальным сельским застройщикам государственных льготных кредитов

 

Верховная Рада Украины постановила название и части первую и вторую статьи 11 Закона Украины "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве" изложить в следующей редакции:

 

"Статья 11. Льготы для индивидуального жилищного строительства в пределах сел и поселков, а также за пределами сел и поселков в отделенных фермерских усадьбах

Правительство Украины, местные государственные администрации содействуют развитию индивидуального жилищного строительства в пределах сел и поселков, а также за пределами сел и поселков в отделенных фермерских усадьбах, создают сельским застройщикам (местному населению и гражданам, которые переселяются к сельской местности на постоянное обитание) льготные условия относительно обеспечения строительными материалами и оборудованием, предоставления им услуг и льготных долгосрочных государственных кредитов.

Индивидуальные сельские застройщики пользуются государственным льготным кредитом при условии их обитания (или переселение для постоянного обитания) в сельской местности в пределах сел и поселков, а также за пределами сел и поселков в отделенных фермерских усадьбах и подтверждения ими своей платежеспособности".

 

 

13.06.2012 г. – Закон Украины о внесении изменений в Закон Украины "О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности" относительно исключения из Перечня документов, которые по своей природе не являются разрешительными от 17.05.2012 г. № 4781-VI

 

Данным Законом исключены из перечня документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденного Законом Украины "О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности" пункты 15 - Разрешение на заключение договора аренды недвижимого имущества, которое принадлежит к собственности Автономной Республики Крым или находится в государственной или коммунальной собственности, 84 - Согласование Верховной Радой Украины продажи земельных участков, которые находятся в собственности государства, кроме земельных участков, на которых расположенные объекты, которые подлежат приватизации, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, и 123 - Сертификат на право заниматься аудиторской деятельностью.

 

 

ПРИНЯТЫ:

 

07.06.2012 г. – Постановление Верховной Рады Украины о принятии за основу проекта  Закона Украины о ценах и ценообразованию

 

Действие этого Закона распространяется на отношения, которые возникают в процессе формирования, установления и применения цен органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и субъектами хозяйствования, которые проводят деятельность на территории Украины, а также осуществления государственного контроля (надзора) и наблюдения в сфере ценообразования.

 

 

08.06.2012 г. – Постановление Верховной Рады о принятии за основу проекта Закона Украины о занятости населения.

 

Данным проектом планирую принять в новой редакции Закон Украины о занятости населения.

Основной целью законопроекта является обеспечение условий для роста занятости населения, обеспечения конституционных прав и гарантий граждан на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость и укрепление социальной защиты от безработицы.

Так же законопроект предусматривает решение следующих заданий:

- усовершенствование нормативно-правовой базы, укрепление государственного регулирования занятости;

- усовершенствование (с учетом потребностей рынка труда) системы профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки граждан, в т.ч. и незанятого, и работающего населения;

- усовершенствование работы с профилактики безработицы, введение системных мероприятий по ее сокращению. Реализация специальных мероприятий по профориентации среди безработных граждан, их обучение и переучение с целью сокращения длительной безработицы и предоставление рабочих мест;

-   улучшение информационного обеспечения политики занятости.

 

 

08.06.2012 г. – Указ Президента Украины № 388/2012 о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 25 мая 2012 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом в Украине»

 

Данным Указом вводится в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 25 мая 2012 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом в Украине».

 

 

08.06.2012 г. – Указ президента Украины № 389/2012 о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 8 июня 2012 года «О новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины»

 

Вводится в действие новая редакция Стратегии национальной безопасности Украины.

 

 

 

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ДРУГОЕ

    

                 Письмо Министерства финансов Украины от 29.05.2012 г. № 31-08410-06-5/13634

Министерство финансов Украины предоставило методические рекомендации относительно составления налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий с использованием данных бухгалтерского учета предприятиями, которые в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV применяют международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО).

В частности, в письме отмечено, что для расчета объекта налогообложения плательщики налога, применяющие МСФО, ведут учет доходов и расходов по таким стандартам с учетом положений Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). Такие плательщики налога при применении положений НКУ, в которых содержится ссылка на положения (стандарты) бухгалтерского учета, применяют соответствующие МСФО.

В частности, согласно Международным стандартам бухгалтерского учета 2 (МСФО 2) «Запасы» себестоимость запасов следует определять по формуле «первое поступление — первый расход» (ФИФО), средневзвешенной себестоимости или по методу конкретной идентификации индивидуальной себестоимости запасов.

Также отмечено, что норма НКУ относительно даты получения других доходов применяется предприятиями в соответствии с МСФО 18 «Доход», согласно которому доход признается, только когда есть вероятность поступления к субъекту хозяйствования экономических выгод, связанных с операцией.

При определении курсовых разниц от пересчета операций, выраженных в иностранной валюте, задолженности и иностранной валюты предприятия применяют положения МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов».

Кроме того, в соответствии с МСФО 23 «Расходы по займам» субъект хозяйствования должен капитализировать расходы по займам, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству квалифицированного актива как часть себестоимости этого актива. Прочие расходы по займам определяются как расходы в том периоде, в котором они были понесены.

 

Письмо Пенсионного фонда Украины от 04.05.2012 г. N 10341/03-20

Пенсионный фонд Украины рассмотрел письмо относительно начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и сообщает.

Согласно пункту 1 части первой статьи 7 Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон) базой для начисления единого взноса для работодателей, которые используют труд физических лиц по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско правового договора, заключенного с физическим лицом - предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) отвечают видам деятельности, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей).

Согласно части второй статьи 7 Закона для лиц, работающих в сельском хозяйстве, которые заняты на сезонных работах, выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам, творческих работников (архитекторов, художников, артистов, музыкантов, композиторов, критиков, искусствоведов, писателей, кинематографистов), и других лиц, получающих заработную плату (доход) за выполненную работу (предоставленные услуги), срок выполнения которых превышает календарный месяц, единый взнос начисляется на сумму, которая определяется путем деления заработной платы (дохода), выплаченной по результатам работы, на количество месяцев, за которые она начислена.

При этом следует отметить, что максимальная величина для таких начислений определяется в размерах, действовавших в месяце, за который эти суммы начисляются.

 

 

Письмо государственной налоговой службы Украины от 06.04.2012 г. N 10155/7/15-3417-03

 

Порядок формирования налогового кредита определяется статьями 198 и 199 Налогового кодекса Украины.

Согласно статье 200 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. N 2755-VI (далее - Кодекс) сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в Государственный бюджет Украины или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита такого отчетного (налогового) периода. При положительном значении суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 статьи 200 Кодекса, такая сумма подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные разделом V Кодекса (пункт 200.2 статьи 200 Кодекса).

При отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 этой статьи, такая сумма учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшему за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с Кодексом), а в случае отсутствия налогового долга - зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (пункт 200.3 статьи 200 Кодекса).

Согласно пункту 200.4 статьи 200 Кодекса, если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласно пункту 200.1 статьи 200 Кодекса, имеет отрицательное значение, то:

а) бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, равная сумме налога, фактически уплаченного получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или Государственный бюджет Украины, а в случае получения от нерезидента услуг на таможенной территории Украины - сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги получателем услуг;

6) остаток отрицательного значения предыдущих налоговых периодов после бюджетного возмещения включается в состав сумм, относящихся к налоговому кредиту следующего налогового периода.

Пунктом 200.5 статьи 200 Кодекса определен перечень лиц и условия, при которых такие лица не имеют права на получение бюджетного возмещения.

Вместе с тем Кодексом не предусмотрена возможность лишения права таких лиц на формирование налогового кредита на основании отсутствия у них права на бюджетное возмещение.

Согласно подпункту 4.6.6 пункта 4 раздела V Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 25.01.2011 г. N 41, остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (отражается в строке 24 декларации текущего отчетного (налогового) периода и переносится в строку 21.2 декларации следующего отчетного (налогового) периода).

Таким образом, за предприятиями сохраняется право на использование накопленного ими налогового кредита в будущем, в частности в счет погашения платежей по НДС следующих налоговых периодов (строка 23.2 декларации) или в счет налогового кредита следующего налогового периода (строка 24 декларации).

Плательщики налога, которые не имели права на бюджетное возмещение в связи с установленными Кодексом ограничениями, имеют право в строке 24 налоговой декларации по НДС отражать остаток отрицательного значения налога, до полного его погашения или путем начисления налоговых обязательств, или путем получения права на бюджетное возмещение.

Вместе с тем при проведении проверок правомерности формирования налогового кредита плательщиками налогов следует учитывать следующее.

Согласно статье 257 Гражданского кодекса общая исковая давность устанавливается продолжительностью в три года.

Согласно абзацу "а" подпункта 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса задолженность по обязательствам, по которым истек срок исковой давности, является безнадежной задолженностью.

Согласно подпункту 135.5.4 пункта 135.5 статьи 135 Кодекса в состав прочих доходов, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, включаются: стоимость товаров, работ, услуг, безвозмездно полученных плательщиком налога в отчетном периоде, определенных на уровне не ниже обычной цены, суммы безвозвратной финансовой помощи, полученные плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, безнадежной кредиторской задолженности, кроме случаев, когда операции по предоставлению/получению безвозвратной финансовой помощи проводятся между плательщиком налога и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица.

То есть, если сумма кредиторской задолженности плательщика налога за неоплаченные товары/услуги осталась невзысканной по истечении срока исковой давности, то в налоговом периоде, на который приходится окончание срока исковой давности, такие товары/услуги считаются безвозмездно полученными и плательщик налога должен всю сумму такой непогашенной кредиторской задолженности (с учетом НДС) включить в состав доходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения.

Учитывая изложенное, в случае если остаток отрицательного значения налога предыдущих налоговых периодов, который сформирован плательщиком НДС по приобретенным товарам/услугам, по истечении срока исковой давности является неоплаченным, то такие товары считаются безвозмездно полученными, т.е. факт их приобретения отсутствует, поэтому, согласно пункту 198.3 статьи 198 Кодекса право на налоговый кредит и соответственно на бюджетное возмещение сумм НДС по таким товарам/услугам плательщик теряет.

При этом заключение о наличии или отсутствии у плательщика налога неоплаченных товаров/услуг, которые имеют статус безвозмездно полученных, может быть сделано исключительно при проведении документальной, а не камеральной проверки такого плательщика налогов.

Что касается вида проверки, которой можно проверить формирование налогового кредита за период, который уже был обревизован, и уменьшить остаток отрицательного значения, давность формирования которого превышает 1095 дней, то ГНС Украины сообщает, что порядок проведения проверок органами государственной налоговой службы определен главой 8 раздела II Кодекса, а порядок взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков утвержден приказом ГНА Украины от 27.05.2008 г. N 355.

Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных пунктом 78.1 статьи 78 Кодекса.

В случае принятия руководителем органа государственной налоговой службы решения о проведении документальной невыездной проверки и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных статьями 77 и 78 Кодекса, проводится документальная невыездная проверка.

При этом проведение документальной внеплановой выездной и документальной невыездной проверки не считается повторным проведением проверки периода, который был охвачен камеральной проверкой, которой в соответствии с пунктом 76.1 статьи 76 Кодекса подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

 

 

Письмо государственной налоговой службы Украины от 20.04.2012 г. N 5882/5/15-1216

 

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо общественной организации "Ассоциация специалистов по охране труда и безопасности профессиональной деятельности "за безопасную работу" от 22.02.2012 г. N 4, направленное письмом государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины от 13.03.2012 г. N 2061/0/8-6/12 относительно вопроса отнесения некоторых расходов по охране труда на расходы предприятия и сообщает.

Пунктом 140.1 статьи 140 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) определено, что при определении объекта налогообложения учитываются следующие расходы двойного назначения как расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Вместе с тем, согласно подпункту "є" подпункта 138.8.5 пункта и 38.8 статьи 138 Кодекса в состав общепроизводственных расходов включаются расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством.

Пунктом 138.2 статьи 138 Кодекса определено, что расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и других документов, установленных разделом II Кодекса.

Статьей 19 Закона Украины от 14.10.92 г. N 2694-XII "Об охране труда" установлено, что финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Суммы расходов по охране труда, относятся к валовым расходам юридического или физического лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждаемому Кабинетом Министров Украины.

Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы (далее - Перечень), утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. N 994.

Пунктом 1 Перечня определены меры по приведению основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда, в частности касательно систем вентиляции и аспирации, устройств, которые улавливают пыль, и установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства и на рабочих местах. Вместе с тем, согласно пункту 2 Перечня предусмотрено обеспечить устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда.

Согласно пункту 3 Перечня определено обеспечить проведение аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и аудита по охране труда, оформление стендов, оборудование кабинетов, выставок, приобретение необходимых нормативно-правовых актов, наглядных пособий, литературы, плакатов, видеофильмов, макетов, программных продуктов и т.п. по вопросам охраны труда.

Таким образом, плательщик налога на прибыль имеет право отнести расходы, указанные в письме организации, на охрану труда, понесенные им в связи с проведением мероприятий по охране труда согласно Перечню в состав своих потерь, согласно статье 138 Кодекса при условии связи таких потерь с хозяйственной деятельностью и документального подтверждения соответствующих расходов и оформления первичных документов в соответствии с требованиями законодательства.

 

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники:      

 HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

 HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

 http://PROFIWINS.COM.ua/

 http://nibu.factor.ua/ukr/news

 

Юридическая фирма FELIX

 

 

design by Andrew Grachev
DISCOUNT 20%