20 июня 2012 г.
Выпуск № 74
ВСТУПИЛИ В СИЛУ 14.06.2012 - Постановление КМУ № 495 "О внесении изменений в Типовые правила размещения внешней рекламы" Постановление КМУ дополняет Типовые правила определением «вывески» (или «таблички»), которые не являются рекламой, как известно. Теперь под ними будут пониматься «элементы» на доме, здании, сооружении с информацией о наименовании, знаках о товарах и услугах, виде деятельности (если вид нельзя определить по названию), времени работы. Причем вывески и таблички должны (чтобы не считаться рекламой) располагаться на внешней поверхности не выше первого этажа или же на высоте того этажа, на котором расположено помещение принадлежащее лицу, вывесившему табличку, или арендуемое эти лицом. Если же субъекту хозяйствования принадлежит все здание - вывеска (табличка) должна быть на первом этаже. Она может также находиться непосредственно у входа в помещение. Дополнениями к Типовым правилам также предусмотрено, что вывески (таблички) должны быть легко демонтируемыми, не должны вмешиваться в несущие конструкции, не должны воссоздавать изображения дорожных знаков, не должны размещаться на объектах незавершенного строительства. Площадь их поверхности не должна превышать 3-х кв. метров. Демонтированы вывески и таблички могут быть не только при прекращении деятельности ФЛП или юридического лица или несоответствии табличек предъявляемым к ним требованиям, но также и по причине «нарушения благоустройства территории». Производится демонтаж вывески за счет того, кто ее устанавливал. 15.06.2012 - Закон Украины от 22.03.2012 № 4617-VI «О внесении изменений в Закон Украины "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» Законом № 4617-VI предоставляется право физическим лицам-предпринимателям (ФЛП) осуществлять деятельность в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ и прекурсоров при наличии у них соответствующей лицензии. До сих пор такое право было только у юридических лиц. Для деятельности с наркотиками ФЛП (помимо лицензии на осуществление медицинской или ветеринарной практики), придется получать свидетельство (удостоверение, сертификат специалиста), подтверждающее их профессиональную пригодность для занятия деятельностью в сфере обращения наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров. Последняя также лицензируется. Таким образом, ФЛП, имеющие лицензию на медицинскую или ветеринарную практику, могут осуществлять деятельность по приобретению, перевозке, хранению, использованию, уничтожению наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров лишь при наличии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности по обращению с наркотиками. 18.06.2012 - Постановление КМУ от 23.05.2012 № 513 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации земель» Порядок устанавливает требования к процессу проведения инвентаризации земель во время осуществления землеустройства и требования к составлению технической документации по землеустройству. Он применяется и к инвентаризации земель запаса, не переданных в собственность и пользование. Целями проведения инвентаризации, кроме землеустройства, названы также ведение Государственного земельного кадастра, согласование информации, полученной в результате инвентаризации с той, что имеется в Кадастре, а также контроль за использованием земель. Установление границ земельных участков во время инвентаризации не осуществляется. Основаниями для ее проведения являются решения органов исполнительной власти и местного самоуправления, судебные решения, договоры между, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой - разработчиками документации по землеустройству. Работы по инвентаризации земель включают подготовительные, топографо-геодезические и камеральные работы, составление и оформление технической документации в бумажной и электронной форме. Во время подготовительных работ составляется рабочий инвентаризационный план (на основе дежурного кадастрового или других карточно-картографических материалов), где указываются в том числе границы объекта инвентаризации. Топографо-геодезические работы исполняются в единой государственной системе координат или производной от нее. Порядком установлено, что для обеспечения необходимой точности отображения принятой учетной единицы площади предельная погрешность поворотных точек границ земельных участков относительно ближайших пунктов государственной геодезической сети не должна превышать в городах областного подчинения, Киеве и Севастополе - 0,1 метра, в иных городах и поселках - 0,2 метра, в селах - 0,3 метра, за границами населенных пунктов - 0,5 метра. Камеральные работы состоят в обработке данных, полученных в результате топографо-геодезических работ: на рабочий план наносятся данные геодезии, составляются поконтурные сведения с экспликацией и сводный инвентаризационный план. Отдельно составляются реестры земельных участков, переданных в собственность с кадастровыми номерами и без них, не переданных в собственность, используемых без правоустанавливающих документов, используемых не по целевому назначению, неистребованных земельных паев, выморочного наследства. На сводном инвентаризационном плане отдельно черным цветом наносятся границы земельных участков в соответствии с правоустанавливающими документами и данными Кадастра, красным - границы земельных участков по результатам инвентаризационных работ. Техническая документация, составленная исполнителем по результатам инвентаризационных работ, передается заказчику работ. Копии материалов (в бумажной и электронной форме) передаются в местный фонд документации по землеустройству. В течение 7 рабочих дней после передачи в местный фонд сведения, полученные в результате инвентаризации, подлежат внесению в Государственный земельный кадастр. Эти сведения также, в соответствии с Порядком, систематизируются и обобщаются органами Госземагентства. 18.06.2012 – Приказ Минюста от 14.06.2012 № 880/5 Минюст отменил свой подзаконный нормативно-правовой акт, вносивший изменения в Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, а именно - приказ № 766/5 от 21.05.2012 "О внесении изменений в Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины". Напомним, отмененный приказ предусматривал, что удостоверение договоров по продаже (обмену) объектов недвижимости между физическими лицами возможно только при наличии акта об оценочной стоимости такого имущества, выданного специальным оценщиком - субъектом хозяйствования частной формы собственности, имеющим сертификат субъекта оценочной деятельности и включенным в Государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности по направлению «оцінка для цілей оподаткування та нарахування і сплати інших обов'язкових платежів, які справляються відповідно до законодавства». 19.06.2012 - Постановление КМУ от 14.05.2012 № 541 «Об утверждении Порядка предоставления местных гарантий» Местные гарантии согласно части 2 статьи 17 Бюджетного кодекса могут предоставляться по решению парламента Крыма или местных советов как обеспечение полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования-резидентов Украины, принадлежащих к коммунальному сектору регулирования экономики и реализующих на территории, где они расположены, инвестиционные проекты с целью развития коммунальной инфраструктуры и ресурсосберегающих технологий. Согласно Порядку, до подписания решения о предоставлении местных гарантий между местным финансовым органом и заемщиком заключается договор о погашении задолженности заемщика перед местной территориальной общиной. Объем и условия предоставления местных гарантий согласуются с Минфином. Минфин обязан принять свое решение в течение 20 дней после поступления от местного совета письменного уведомления о намерении предоставить местную гарантию (с пакетом соответствующих документов). В течение последующего месяца он обязан направить решение в КМУ для согласования. Согласование Кабмином объема и условий договора не является, в соответствии с Порядком, гарантией государства по исполнению обязательств заемщика, связанных с предоставлением местной гарантии. Изменение существенных условий договора о предоставлении местной гарантии возможно только в порядке, предусмотренном для самого предоставления гарантий (то есть для заключения первоначального договора). При этой процедуре в Минфин могут не предоставляться документы, которые ранее уже предоставлялись (если содержащиеся в них сведения не претерпели изменения). 20.06.2012 – Закон Украины № 4854-VI от 24.05.2012 «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины "Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» Законом предусмотрена возможность продления срока деятельности для срочного института совместного инвестирования (ИСИ). Продление срока деятельности осуществляется по решению общего собрания акционеров корпоративного ИСИ или наблюдательного совета паевого ИСИ, а в случае отсутствия совета - уполномоченного органа компании по управлению активами этого ИСИ. Срок, на который продолжается деятельность, не может превышать срока деятельности ИСИ, указанного в его регламенте на день регистрации ИСИ. Количество решений о продлении срока не ограничивается. После принятия решения корпоративный ИСИ обязан выкупить акции ИСИ у акционеров, голосовавших против приятия решения о продлении срока деятельности (или не принимавших участия в голосовании) и требующих выкупа). Компания по управлению активами паевого ИСИ при принятии решения о продлении срока обязана выкупить инвестиционные сертификаты ИСИ у участников, не согласных с решением и требующих выкупа. Акционеры и участники имеют право требовать выкупа ценных бумаг в количестве, не превышающем то, которое находилось у них в собственности на день принятия решения. 20.06.2012 - Закон Украины от 24.05.2012 № 4865-VI «О присвоении юридическим лицам и объектам права собственности имен (псевдонимов) физических лиц, юбилейных и праздничных дат, названий и дат исторических событий» Законом определен порядок присвоения ЮЛ и объектам права собственности (под последними Закон понимает, в том числе и летательные аппараты, речные и морские суда, объекты космической деятельности скверы, бульвары, улицы, переулки, спуски, проезды, проспекты, площади, набережные, мосты), за ним закрепленным, и объектам, принадлежащим физлицам, имен и псевдонимов физических лиц, юбилейных дат и праздников, названий и дат исторических событий. Согласно Закону имя физического лица может быть присвоено юрлицам и объектам права собственности только в случае смерти этого физического лица и только при согласии его родственников (детей, вдовы (вдовца), а при отсутствии таковых - родителей, родных братьев и сестер). А сам факт присвоения имени не ведет к возникновению прав интеллектуальной собственности у третьих лиц. Кроме того, имена физлиц (как и даты, юбилейные и праздничные, названия и даты исторических событий) присваиваются только после проведения общественного обсуждения (порядок его проведения устанавливается Кабмином) при согласии трудового коллектива. Нельзя их присвоить государственным органам и органам местного самоуправления. Для присвоения имен (псевдонимов) физических лиц, юбилейных и праздничных дат, названий и дат исторических событий необходимо соответствующее представление о присвоении. Закон содержит перечень органов, наделенных полномочиями подавать такие представления, и перечень органов, уполномоченных присваивать юрлицам и объектам права собственности, упомянутые имена, даты и названия Решение о присвоении должно приниматься в течение 15 рабочих дней со дня внесения представления. Присвоения имени одного и того же физлица, одной и той же юбилейной даты, названия, даты исторического события двум и более ЮЛ с одним и тем же видом деятельности или объектам права собственности в пределах одного и того же города, поселка, села Законом не допускается.
ПРИНЯТЫ: 14.06.2012 - Приказы Фонда Государственного имущества Украины № 2952 от 14.06.2012 «О признании утратившими силу некоторых приказов ФГИУ»; № 2951 от 14.06.2012 «Об отмене некоторых приказов ФГИУ»; № 2950 от 14.06.2012 «Об отмене некоторых приказов ФГИУ»
Согласно принятым документам, отменяются нововведения, вступившие в силу 5 июня 2012 года, которыми были введены новые правила оценки стоимости недвижимости. Последние предусматривали, что нотариусы имеют право удостоверять договоры с движимым и недвижимым имуществом, только если оценку проводит сертифицированный субъект оценочной деятельности. Таких сертифицированных оценщиков определили только 40 на всю территорию Украины, в то время, когда раньше эти услуги в нашей стране предоставляло 9 тыс. таких оценщиков. Новые правила оценки стоимости недвижимости получили большой резонанс в обществе, так как в разы увеличили стоимость услуги такой оценки. Таким образом, после опубликованных вчера на сайте ФГИ приказов, оценку недвижимости, как и раньше, смогут проводить 9 тыс. сертифицированных оценщиков.
18.06.2012 – Решение НКЦБФР № «Об утверждении Положения о порядке составления административных данных относительно осуществления деятельности организаторами торговли, обнародования информации и подачи соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку»; «Об утверждении Положения о порядке составления административных данных хранителями ценных бумаг и предоставления соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку»; «Об утверждении Положения о порядке составления административных данных относительно осуществления деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг и предоставления соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку».
Главная цель всех трех положений - это совершенствование порядка составления и предоставления административных данных в Комиссию. Кроме того, планируется введения предоставления информации в виде электронных документов с использованием электронной цифровой подписи, согласно описанию разделов и схем XML-файлов. Документом, в частности, определяется состав данных, предоставляемых регулятору, сроки их предоставления, а также контроль со стороны Комиссии за этой информацией. Прогнозируется, что данные правила будут действовать уже с начала следующего года.
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ДРУГОЕ Письмо Государственной таможенной службы от 07.06.2012 № 11.1/2-12.4/6399-ЕП Государственная таможенная служба разъяснила руководителям таможенных органов отдельные положения нового Таможенного кодекса. Так, Гостаможслужба отметила, что при выпуске товаров в свободное обращение непосредственно в пункте пропуска через государственную границу, предварительная таможенная декларация не требуется, и функции предварительного информирования выполняют иные документы. Они перечислены в статье 94 ТК - накладная СМГС, накладная ЦИМ (СІМ), накладная ЦИМ/СМГС, (CIM/SMGS), книжка МДП (Carnet TIR), авиационная грузовая накладная Air Waybill, коносамент (Bill of Lading), книжка А.Т.А. или книжка CPD. Письмо ПФУ от 26.04.2012 № 201/Д-106 Пенсионный фонд разъяснил в письме № 201/Д-106 особенности применения части 4 статьи 4 Закона "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование". Согласно указанной норме физлица-предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, если они являются пенсионерами или инвалидами и получают пенсию или соцпомощь, могут быть плательщиками ЕСВ в отношении себя только на добровольных началах. ПФУ подчеркивает, что эти предприниматели освобождаются от уплаты единого взноса независимо от того, используют ли такие лица труд наемных работников. Что же касается наемных работников, то за них предприниматели-пенсионеры и предприниматели-инвалиды обязаны уплачивать единый социальный взнос. Это правило распространяется на и на наемных работников, являющихся в свою очередь пенсионерами и инвалидами. Так что за себя ЕСВ пенсионеру (инвалиду) не платить можно, но за другого пенсионера (инвалида) - нельзя. Решение КСУ от 12.06.2012
Конституционный Суд Украины разместил на своем веб-сайте пресс-релиз решения от 12 июня 2012 года (полный текст решения пока недоступен) по делу, открытому в связи с конституционным представлением 53 народных депутатов Украины о соответствии Конституции Налогового кодекса и отдельных его положений. Депутаты, во-первых, просили признать НК неконституционным на том основании, что при его принятии не была соблюдена конституционная процедура, однако в этой части КСУ признал представление несоответствующим требованиям Закона «О Конституционном Суде», а поднятые вопросы - неподведомственными КСУ. Во-вторых, авторы конституционного представления просили рассмотреть на предмет соответствия Конституции положения НК: - об обязанности плательщика налогов допускать должностных лиц контролирующих органов при проведении ими проверок к обследованию помещений и территорий, используемых в бизнесе; - о возможности применения административного ареста имущества плательщиков налогов, имеющих налоговый долг и выезжающих за границу; - о возможности применения админареста имущества лиц, не зарегистрированных в качестве плательщиков налогов в органах ГНС, если такая регистрация по закону является обязательной, а также ареста имущества, которое передается плательщиком, имеющим долг, иным лицам. Сразу отметим, Конституционный Суд признал соответствующими Конституции все указанные выше нормы: подпункт 16.1.13 НК, подпункт 20.1.11 НК, подпункт 94.2.2 НК, подпункт 94.2.5 НК. Депутаты наивно полагали, что статья 30 Конституции не допускает проникновения в жилье или иное владение лица, проведение там осмотра, обыска, обследования и так далее иначе, чем по мотивированному решению суда. А поскольку органы ГНС судами не являются, а присвоение функций судов иными органами (в том числе и налоговыми) не допускается (согласно статье 124 Конституции), то и требовать доступа к помещениям, осматривать их и искать в них что-либо работники налоговой не имеют права. Но КСУ объяснил народным избранникам, что, оказывается, в подвергаемых сомнению (в их конституционности) положениях НК речь идет не о проникновении, а о доступе контролирующих органов к обследованию указанных в Кодексе территорий и помещений и об обязанности плательщика такой доступ при проверках предоставить. Правда, чем в данном случае отличается доступ от проникновения, из пресс-релиза толком не ясно, кроме разве что упоминания о возможном обращении налоговиков после отказа в доступе в суд по вопросу приостановки расходных операций плательщика налогов на его счетах в банках и финучреждениях. Возможно, различия между доступом к помещениям, при котором проводится обследование помещений, и проникновением в помещения станут ясны из полного текста решения Суда. Что касается административных арестов имущества, то здесь обратившиеся с представлением в КСУ считали, что примененный к имуществу собравшегося за границу «налогового должника» арест нарушает право гражданина свободно покидать территорию Украины, гарантированное статьей 33 Конституции. Но Конституционный Суд не видит в этом никаких ограничений в праве на выезд - только лишь ограничение в праве собственности на имущество. Как полагают депутаты, возможность ареста налоговиками имущества лица, не зарегистрированного в органах ГНС в качестве предпринимателя (даже если сами налоговики подозревают его в фактическом осуществлении предпринимательской деятельности и наличии налогового долга), а также возможность ареста имущества лиц, которым, по мнению налоговиков, должник-предприниматель передал свое имущество (в целях его сокрытия), дает «право» арестовывать имущество, не используемое в хозяйственной (предпринимательской) деятельности, в том числе - жилье. Такое «право» органов ГНС нарушает принцип права частной собственности и принцип неприкосновенности жилья. Конституционный Суд применение в этих случаях админареста имущества «с целью обеспечения исполнения этим плательщиком налогов своих обязанностей» не считает ни нарушением права лица на неприкосновенность жилья, ни лишением гарантированного статьей 41 Конституции права собственности.
Постановление Пленума ВССУ «О судебной практике рассмотрения гражданских дел в кассационном порядке» от 14.06.2012
В постановлении разъяснены спорные вопросы, которые чаще всего возникают при кассационном производстве. В документе затронуты вопросы, которые касаются подачи кассационной жалобы и открытия кассационного производства, отказа в его открытии, изменения, дополнения, отзыва, отказа от кассационной жалобы, проведения судебного заседания и судебного рассмотрения дела по сути, постановления решения на стадии кассационного производства, устранения недостатков судебного решения.
Письмо ГНС от 23.05.2012 № 8833/6/15-1315
В своем письме ГНС разъяснила об отражении в приложении ОК информации о доходах и расходах контрагентов - плательщиков единого налога. Так, в приложение ОК к налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия нужно включать только те операции с плательщиками единого налога, которые в налоговом учете приводят к отображению доходов или расходов.
Письмо Минюста от 12.04.2012 № 189-0-2-12/8.2-1 «Относительно решения коллизий в налоговом законодательстве»
Министерство юстиции в письме изложило свою точку зрения по вопросу разрешения коллизий в налоговом законодательстве, остановившись и на толковании понятий, употребляемых в Налоговом кодексе и иных нормативных актах. Понятия, правила и положения, установленные НК и законами по вопросам таможенного дела, применяются исключительно для регулирования отношений, предусмотренных статьей 1 НК. Если эти понятия, правила и термины по-разному изложены в НК и иных нормативно-правовых актах, то для регулирования налогообложения применяются те, которые содержатся в Кодексе. Те термины, которые в НК встречаются, но определение которым в Налоговом кодексе не дано, употребляются в том значении, которое определено для этих терминов иными законами. Что касается коллизий, то Минюст напоминает: законодательство Украины основывается на принципе презумпции правомерности решений плательщика налога. В соответствии с пунктом 56.21 НК, если норма НК или иного нормативного акта, изданного на основании НК, а также нормы разных законов или разных нормативных актов, нормы одного и того же нормативного акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или прав и обязанностей контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, то решение должно приниматься в пользу плательщика налогов.
Письмо Гостаможслужбы от 14.06.2012 № 11.1/2-16.3/6715-ЕП
Государственная таможенная служба в письме указала, какие документы могут быть подтверждением прохождения ветеринарно-санитарного контроля товаров, по которым установлены ограничения при их перемещении через таможенную границу. Таможенный кодекс предусматривает, что оформление таких товаров осуществляется на основании документов, подтверждающих, что ограничения соблюдены, если выдача таких документов предусмотрена законом. Подобные документы выдаются уполномоченными государственными органами или уполномоченными юридическими лицами. Относительно ветеринарно - санитарного контроля выдача таких подтверждающих соблюдение ограничений документов Государственной ветеринарной и фитосанитарной службой, согласно постановлению КМУ «Об утверждении перечней товаров, на которые установлено ограничение относительно перемещения через таможенную границу Украины» , не предусмотрена. Однако согласно статье 319 ТК товары могут подлежать ветеринарно-санитарному контролю (кроме таможенного), а таможенное оформление товаров завершается только после проведения всех установленных законами для этих товаров видов контроля. Поэтому, до приведения всех подзаконных актов в соответствие с НК, Гостаможслужба письмом предписала таможням в качестве документов, подтверждающих прохождение ветеринарно-санитарного контроля, принимать: ветеринарное свидетельство формы Ф-1, Ф-2, выдаваемое Госветфитослужбой в случае ввоза товаров (кроме транзита) на территорию Украины; ветеринарное свидетельство для стран СНД (формы Ф-1, Ф-2, Ф-3) или международный ветеринарный сертификат, выдаваемые Госветфитослужбой в случае вывоза товаров.
Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX Использованные источники: HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/ HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/ http://PROFIWINS.COM.ua/ http://nibu.factor.ua/ukr/news
Юридическая фирма FELIX |
|