26 СЕНТЯБРЯ
ВЫПУСК № 88
ВСТУПИЛИ В СИЛУ
26.09.2012 - Приказ Минагрополитики от 22.08.2012г. № 518 «Об утверждении формы заявки на получение государственного займа в пределах режима государственных залоговых закупок зерна».
Приказом утверждена форма заявки. Согласно п.3 Порядка предоставления бюджетных займов с применением режима государственных залоговых закупок зерна, производитель зерна, изъявивший желание получить бюджетный заем, должен подать Аграрному фонду или его региональному отделению следующие документы: заявка, выписка из ЕГР, копия свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, двойное складское свидетельство, удостоверение о качестве зерна (сертификат качества Государственной хлебной инспекции).
22.09.2012 – Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 № 4452-VI.
Главным новшеством данного Закона является расширение полномочий Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Административный совет Фонда получил право устанавливать и изменять размер возмещения денежных средств по вкладам (действующий ранее закон позволял Совету лишь увеличивать размер возмещения средств).
Согласно новому Закону, в случае банкротства банка физические лица - владельцы вкладов получат компенсацию от ФГВФЛ на сумму не больше 200 тыс. грн. на одно физическое лицо (включая все остатки сумм вклада в одном банке, которые находятся на депозитных счетах в гривне и валюте, плюс карточном или расчетном счете). Выплата компенсации производится исключительно в гривнах. Все валютные риски, связанные с девальвацией гривны по валютному вкладу, ложатся на вкладчиков.
К полномочиям ФГВФЛ теперь относятся: выведение неплатежеспособных банков с рынка путем введения Временной администрации и ликвидация неплатежеспособных банков. Временная администрация в банке будет вводиться на срок до 3 месяцев (для системообразующих банков – до 6 месяцев).
Как и раньше, ФГВФЛ не будет выплачивать компенсацию, если вклад физического лица находится в кредитном союзе или финансовой компании. Не получат компенсации лица, владеющие депозитными (сберегательными) сертификатами на предъявителя. Выплата гарантирована только для именных сертификатов. Как и в старой редакции Закона, ФГВФЛ не компенсирует также сумму денег, находящихся на счетах физических лиц - предпринимателей.
ПОДПИСАНЫ ПРЕЗИДЕНТОМ
21.09.2012 - Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры», принятый 18.09.2012г.
Закон дополняет гражданский процессуальный, хозяйственный процессуальный и кодекс административного судопроизводства нормами, согласно которым прокурор, который обращается в суд в интересах государства, в исковом заявлении самостоятельно определяет, в чем состоит нарушение интересов государства и обосновывает необходимость их защиты. То есть, законодатель презюмирует обоснованность такого обращения. Сейчас похожая норма содержится в ч. 5 ст. 361 Закона Украины «О прокуратуре», но такой вывод из её конструкции не столь очевиден.
Как и сейчас, но более чётко в Законе Украины «О прокуратуре» будет предусмотрено, что все жалобы, обращения, а также проверки на их основании производятся прокуратурой только после принятия решения соответствующим контролирующим или иным органом. Сегодня прокуратура постоянно пренебрегает требованиями аналогичных положений ст. 19 своего закона.
Уменьшится количество актов прокурорского реагирования – останутся в прошлом протест и предписание.
Если говорить о полномочиях, то прокуратура будет иметь возможность входить куда угодно только при наличии служебного удостоверения. Требования о предоставлении документов и информации «по желанию прокурора» также останутся обязательными для государственных предприятий, учреждений и организаций. Такие требования в отношении других субъектов будут правомерны только в рамках проведения проверки, предусмотренной новой ст. 21 «Проверки и порядок их проведения». Заметим, что Законом увеличена административная ответственность за невыполнение законных требований прокуратуры.
Также лишь в рамках проверки прокурор сможет потребовать от руководителя и коллегиального органа проведения проверки деятельности подчинённого предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, а также выделения специалиста для проведения проверки, ведомственной и вневедомственной экспертизы. Это полномочие является новым для прокуратуры, а такая формулировка говорит о скрытой его широте, познать которую удастся только на практике.
Только при проведении проверки прокурор сможет получить от должностных лиц и граждан пояснения, в том числе путём вызова их в прокуратуру.
Остальные полномочия прокурора, сейчас предусмотренные ст. 20 Закона Украины «О прокуратуре», не появятся в тексте данной нормы после вступления изменений в силу, но и не перестанут существовать, так как следуют из других положений самого ведомственного закона и законодательства в целом.
Наконец, о новой статье 21 «Проверки и порядок их проведения» Закона Украины «О прокуратуре». Инициирование проверок может осуществляться по письменному обращению органов власти, местного самоуправления, депутатов, физлиц и юрлиц, а также по собственной инициативе прокурора. Фактически, все остается по прежнему, но появляется одна формальность – для осуществления проверки прокурор принимает постановление, где обозначает основания, которые свидетельствуют о возможных нарушениях законности и обосновывает необходимость использования предусмотренных законом полномочий. Проверка может проводиться только после вручения копии постановления представителю предприятия, учреждения, организации любой формы собственности или ФЛ-П. Причём, судя по конструкции новой нормы, прокурор может получить от должностных лиц и граждан пояснения, в том числе, путём вызова их в прокуратуру и без предъявления такого постановления. В отношении этих лиц такой обязанности прокурора не предусмотрено, но осуществлять такие полномочия можно только при проведении проверки…
Практика взаимоотношений с прокуратурой говорит о том, что добавление законодателем бюрократических преград в виде такого постановления абсолютно не ведёт к прозрачности или строгой регламентации действий данного органа. Наоборот, теперь у прокуратуры есть новые основания - под видом проведения проверки «выкручивать руки» юридическим лицам и предпринимателям.
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПРОЧЕЕ
26.09.2012 – Письмо Государственного агентства земельных ресурсов Украины от 14.09.2012 г. № 14897/17/11-12 «О предоставлении разъяснений».
В письме указано, что согласно ст. 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ и целевого назначения, удостоверяется:
- гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом;
- свидетельством о праве на наследство.
При приобретении права собственности на земельный участок на основании гражданско-правовых соглашений об отчуждении земельного участка или свидетельства о праве на наследство, государственный акт на право собственности на земельный участок приобщается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности.
На государственном акте о праве собственности на земельный участок нотариус, который удостоверяет (выдает) документ, и территориальный орган Госкомзема по месту нахождения земельного участка делают отметку о переходе права собственности на земельный участок с указанием документа, на основании которого состоялся такой переход. Свидетельство о приобретении арестованного недвижимого имущества с публичных торгов (аукциона), которые не состоялись, с приложенным к нему государственным актом на право собственности на земельный участок не может считаться правоустанавливающим документом на земельный участок с учетом правовых положений статьи 126 Земельного кодекса.
26.09.2012 – Письмо Государственного агентства земельных ресурсов Украины от 14.09.2012 г. № 14896/17/6-12 «О предоставлении разъяснений».
В письме обращается внимание на то, что согласно ст. 33 Закона «Об аренде земли» арендатор, который имеет намерение воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земли на новый срок, обязан уведомить об этом арендодателя не позднее, чем за месяц до истечения срока договора аренды земли. При этом к письму-сообщению о возобновлении договора аренды земли арендатор добавляет проект дополнительного соглашения.
В случае, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока договора аренды и при отсутствии в течение одного месяца после окончания срока договора письма-уведомления арендодателя о возражении возобновления договора аренды земли, такой договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотренные договором. Допсоглашение к договору аренды земли о его возобновлении должно быть заключено сторонами в месячный срок в обязательном порядке. Отказ, а также явное промедление в заключении допсоглашения к договору аренды земли могут быть обжалованы в суде.
25.09.2012 – Обнародовано Решение КСУ от 19.09.2012 г. «Об официальном толковании положения части первой статьи 61 Семейного кодекса Украины».
Результатом рассмотрения данного вопроса Конституционным судом стал следующий вывод: уставной капитал и имущество частного предприятия, сформированные за счет общей совместной собственности супругов, являются объектом их общей совместной собственности.
25.09.2012 - Письмо Исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 03.05.2012 г. № 199-06-2.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», в случае стойкой потери профессиональной трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев проводит одноразовую выплату потерпевшему, сумма которой определяется из расчета среднемесячного заработка пострадавшего. Если комиссией по расследованию несчастного случая установлено, что повреждение здоровья наступило не только по вине работодателя, но и вследствие нарушения пострадавшим нормативных актов об охране труда, размер одноразового пособия уменьшается на основании заключения этой комиссии, но не более чем на 50 %. В случае смерти пострадавшего размер одноразовой помощи не изменяется.
21.09.2012 – Приказ Министерства финансов Украины от 07.08.2012 N 893 «Об утверждении Порядка составления и подачи запросов на получение публичной информации, распорядителем которой является Государственная налоговая служба Украины»
Приказом утверждена новая форма запроса на получение публичной информации в письменном виде почтой, электронной почтой, факсом или во время личного приема. Запрашивать такую информацию могут физические и юридические лица. Запрос может быть индивидуальным или коллективным. Лицо может обратиться в Государственную налоговую службу с запросом, независимо от того, касается ли запрашиваемая информация его лично и без пояснения причин обращения. Формы запросов размещены на официальном веб-сайте ГТС в рубрике «Доступ к публичной информации».
24.09.2012 - Приказ Министерства социальной политики Украины от 22.08.2012 № 514 "Об утверждении Изменений к Порядку предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных"
Изменены условия предоставления дотации работодателю для трудоустройства безработных. Также установлено, что в случае изменения регистрации местонахождения работодателя – юридического лица или места проживания физического лица-предпринимателя, по согласию с наемным рабочим, устроенным с предоставлением дотации, трудовые отношения с работодателем продолжаются.
20.09.2012 - Письмо Государственной налоговой службы от 12.09.2012 № 3208/0/71-12/18-3117 "О рассмотрении регистрационных заявлений плательщиков НДС".
ГНС, рассматривая измененный порядок регистрации плательщиков НДС, сообщила, что лицо, которое осуществляет облагаемые налогом операции, но в соответствии с п.181.1 ст.181 Налогового кодекса не является плательщиком НДС в связи с тем, что объемы облагаемых налогом операций меньше установленной законом суммы (300000 гривен), может добровольно (по заявлению) зарегистрироваться плательщиком НДС. В таких случаях, при заполнении регистрационного заявления по форме 1-НДС не обязательно заполнять строку раздела 7 об объемах поставки товаров/услуг другим плательщикам НДС, а также разделы 8 и 9 о данных об уставном капитале (балансовой стоимости активов) лица. Новый строк регистрации (перерегистрации) плательщиков НДС - 5 дней.
20.09.2012 - Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 07.08.2012 № 487 "Об утверждении Порядка официального установления и/или поддержания статуса места производства или производственного участка, свободных от регулируемых вредных организмов, лишения такого статуса, его восстановления и других условиях официального установления места производства или производственного участка"
Приказом определена процедура присвоения статуса места производства, свободного от вредных организмов. Официально такой статус устанавливается Главной государственной фитосанитарной инспекцией, Государственной фитосанитарной инспекцией АРК и государственными фитосанитарными инспекциями по требованию лица, которое занимается производством объектов регулирования. По заявлению лица, фитосанитарный инспектор проводит проверку, инспектирование, осмотр, мониторинг, анализ проб растений, продуктов растительного происхождения, других объектов регулирования и в течение 10 рабочих дней выдает приказ о присвоении официального статуса места производства или производственного участка, свободных от вредных организмов.
20.09.2012 – Письмо Государственного агентства земельных ресурсов Украины от 19.04.2012 г. № 6025/17/11-12.
Письмом разъяснен порядок бесплатной приватизации юрлицами земельных участков, на которых находятся жилищно-строительные (жилищные) и гаражно-строительные кооперативы путем заключение гражданско-правовых сделок. Согласно ст.116 Земельного кодекса, граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти/органов местного самоуправления или по результатам аукциона. В то же время, действующим законодательством не определен порядок бесплатной приватизации земельных участков юридическими лицами.
При этом нормами ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса определено, что если гражданские отношения не урегулированы Земельным кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, то они регулируются теми правовыми нормами гражданского законодательства, которые регулируют схожие по содержанию гражданские отношения (аналогия закона).
Использованные источники: