ПРИНЯТЫ:
21.06.2012 - Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины « О естественных монополиях» (относительно стимулирующего регулирования).
Согласно Закону вводится новый метод регулирования - стимулирующее регулирование цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий. Такое регулирование цен предусматривает применение к субъектам естественных монополий параметров регулирования, которые имеют долгосрочный срок действия, и стимулируют субъектов к повышению качества товаров и эффективности сферы их деятельности с постепенным сокращением неэффективных расходов и обеспечивает создание условий для привлечения инвестиций с целью устойчивого функционирования и развития.
21.06.2012 – Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности».
Землями коммунальной собственности определены все земли в пределах сел, поселков, городов, кроме земельных участков, находящихся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества , находящегося в государственной собственности. Все остальные земли (кроме земель частной собственности) в силу закона останутся в государственной собственности.
21.06.2012 - Верховная Рада Украины приняла Закон «Об аквакультуре».
Законом определены условия для развития этой отрасли. В частности, аквакультура (рыбоводство) определяется, как деятельность по искусственному воспроизводству, содержанию и выращиванию гидробионтов (рыб, моллюсков, ракообразных, беспозвоночных, водорослей, других водных организмов) в полностью или частично контролируемых условиях с целью производства полезной биологической сельскохозяйственной продукции, ведения селекционно-племенной работы, интродукции и акклиматизации, целенаправленного пополнения запасов водных биоресурсов, сохранение их биоразнообразия и предоставления рекреационных услуг. Аквакультура считается отдельный вид сельскохозяйственной деятельности в системе агропромышленного производства, а рыбохозяйственная деятельность в аквакультуре подлежит лицензированию. За нарушение законодательства в сфере аквакультуры устанавливается ответственность юридических и физических лиц. Кроме того, применение к виновным мер дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности не освобождает их от возмещения убытков.
21.06.2012 - Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в статью 46 Закона «Об автомобильном транспорте» (относительно перевозчиков-претендентов).
Закон регулирует проведение конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. Согласно изменениям, уменьшается количество документов для участия в таком конкурсе. Из необходимого списка исключено два документа - справка Госавтоинспекции о соответствии технического состояния автобусов условиям перевозок, а также заключение ГАИ о соответствии требованиям нормативно-правовых актов в сфере безопасности дорожного движения. Кроме того, ст.46 дополнена нормой, согласно которой органы исполнительной власти и местного самоуправления не менее чем за 9 дней до даты проведения конкурса обеспечивают информирование соответствующих подразделений Госавтоинспекции о перевозчиках-претендентах, подавших документы на конкурс.
21.06.2012 – Верховная Рада Украины приняла Закон «Об индустриальных парках».
Закон определяет основы создания и функционирования индустриальных парков на территории Украины. Предусмотрено, что земельные участки предоставляются участникам для строительства и обслуживания объектов недвижимости, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности. Индустриальный парк может быть внесен в Реестр индустриальных парков при условии, что в его рамках отсутствует целостный имущественный комплекс, который позволяет осуществлять производство продукции. Выбор управляющей компании индустриального парка, созданного на государственной или коммунальной собственности, осуществляет инициатор создания такого парка на конкурентных основах путем организации и проведения открытого конкурса в порядке, определенном настоящим законом.
21.06.2012 – Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон «О жилищно-коммунальных услугах».
Изменения касаются усовершенствования системы управления жилищным фондом и решении отдельных вопросов в сфере оказания ЖК-услуг. Собственникам жилых и нежилых помещений предоставляется право самостоятельно избирать способ управления домом, определять исполнителей жилищно-коммунальных услуг и решать другие вопросы путем введения механизма принятия решений общими собраниями таких собственников. Кроме того, определяется статус исполнителя услуг по управлению домом, его права и обязанности, связанные с оказанием таких услуг. Закон также закладывает принципы формирования конкурентной среды в сфере ЖК-услуг с одновременным сохранением существующей инфраструктуры, с обеспечением равных условий для деятельности субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности. Если все помещения в многоквартирном доме принадлежат одному владельцу, он единолично принимает решения по управлению таким домом. Если владелец/совладельцы помещений в многоквартирном доме самостоятельно не определили управляющего и не создали ОСМД, управляющего таким домом должен определить на конкурсной основе орган местного самоуправления (в порядке, установленном Кабмином).
22.06.2012 – Парламент принял Закон «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности».
Согласно документу, организации работодателей и их объединения создаются и действуют в целях представительства и защиты прав и законных интересов работодателей в экономической, социальной, трудовой и других сферах, в том числе в их отношениях с другими сторонами социального диалога. Решение об образовании организации работодателей принимается учредительным съездом (конференцией) работодателей, и оформляется соответствующим протоколом, неотъемлемой частью которого является реестр лиц-участников съезда. Организации работодателей, их объединению может быть отказано в государственной регистрации, если их наименование, уставный или другие документы, представленные для регистрации, противоречат требованиям законодательства Украины. Решение об отказе в регистрации должно содержать основания такого отказа. Статус юридического лица организации работодателей, их объединения приобретают с момента внесения данных о них в Единый государственный реестр юрлиц и физлиц - предпринимателей. Кроме того, Закон уточняет ряд терминов таких как «работодатель» (юрлицо или физлицо-предприниматель, которые в рамках трудовых отношений используют труд физических лиц), «организация работодателей», «объединения работодателей», нечеткое определение которых создавало проблемы при реализации отдельных норм Закона.
22.06.2012 - Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно платы за присоединение к сетям субъектов природных монополий».
Законом регулируются отношения в сфере присоединения электроустановок к электрическим сетям и систем газопотребления к газовым сетям, в частности, определение стоимости такого присоединения, осуществления платы за него. Стоимость услуг по присоединению к электросетям рассчитывается энергоснабжающей организацией в порядке, предусмотренном соответствующей Методикой расчета (разработкой которой должна заняться нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики), и обосновывается расходами, необходимыми для строительства и / или реконструкции электросетей от места присоединения электроустановки заказчика к месту обеспечения мощности. Плата за присоединение объектов газопотребления (газоснабжения) к Единой газотранспортной системы Украины формируется газотранспортным или газораспределительным предприятием, исходя из структуры и характеристик газовых сетей, согласно Порядку расчета платы за присоединение объектов заказчиков к газовым сетям.
22.06.2012 – Парламент принял Закон «О ценах и ценообразовании».
Закон определяет, что субъекты хозяйствования в своей деятельности используют свободные цены (устанавливаются ими самостоятельно по согласию сторон на все товары кроме тех, которые подлежат госрегулированию) и государственные регулируемые цены, которые вводятся на товары, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеют существенное социальное значение, а также на товары, производимые субъектами естественных монополий. Государственное регулирование цен осуществляется Кабинетом Министров, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления согласно их полномочиям путем: 1) установления обязательных для применения субъектами хозяйствования фиксированных цен; предельных (максимальных или минимальных) цен; предельных (максимальных) уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения); предельных нормативов рентабельности; размера снабженческого вознаграждения; размера доплат, скидок (понижающих коэффициентов). 2) введения процедуры декларирования изменения цены и / или регистрации цены.
Во время проведения экспортных (импортных) операций в расчетах с иностранными субъектами хозяйствования применяются контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка. Также Закон устанавливает, что если Кабмин, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления установили государственные регулируемые цены на товары в размере, ниже экономически обоснованного размера, то они обязаны возместить субъектам хозяйствования разницу между такими размерами за счет средств соответствующих бюджетов.
22.06.2012 – Верховная Рада Украины приняла Закон «Об административных услугах».
Согласно Закону, админуслуга - это результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления административных услуг по заявлению физического или юридического лица, направленный на приобретение, изменение или прекращение прав и (или) обязанностей такого лица в соответствии с законом. Административные услуги предоставляются соответствующими центрами, а также через Единый государственный портал административных услуг. Центры создаются при горсоветах городов областного значения, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администрациях. Физлица (в том числе ФЛП) могут получить админуслугу в любом центре независимо от места проживания (регистрации, пребывания), а вот юрлица - только по месту их нахождения. Кроме того, Закон запрещает субъектам предоставления административных услуг осуществлять прием заявлений относительно предоставления административных услуг, выдавать оформленные результаты предоставления административных услуг, если такие услуги по закону предоставляются через центры предоставления административных услуг.
ПОДПИСАНЫ ПРЕЗИДЕНТОМ:
22.06.2012 – Закон № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании некоторых налоговых норм».
Изменения коснулись таких блоков вопросов как: администрирование налогов; налог на прибыль предприятий и доходы физлиц; налог на добавленную стоимость; упрощенная система налогообложения; налог на недвижимость. Некоторые изменения коснулись порядка проведения проверок. Важным новшеством является то, налоговые органы утратят право требовать пояснения от налогоплательщиков по вопросам, возникающим во время проверок. Такие пояснения налогоплательщики смогут предоставлять по желанию. Следует отметить, что основания, предусмотренные пунктом 78.1. статьи 78 Налогового Кодекса для проведения документальных выездных внеплановых проверок теперь будут основаниями для проведения документальных внеплановых проверок в принципе (выездных и невыездных). Кроме того, урегулирован вопрос подписания декларации в случае ведения налогового учета непосредственно руководителем налогоплательщика. В таком случае дополнительное подписание декларации лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета, не будет требоваться. Закон предусматривает увеличение максимальной суммы налогового долга налогоплательщика, при которой не направляется налоговое требование и не применяется налоговый залог, до 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Расширены основания для административного ареста активов. Так, новым основанием является отсутствие зарегистрированного соответствующим образом РРО.
Новшество, которое должно упростить жизнь субъектам хозяйствования на этапе их регистрации, является упразднение отдельной регистрации в налоговой инспекции. Согласно законопроекту постановка налогоплательщика на учет подтверждается выпиской из Единого реестра юридических и физических лиц-предпринимателей. Такое нововведение может в будущем повлечь упразднение формы 4-ОПП.
22.06.2012 - Закон № 4901-VI «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».
Исполнение судебных решений, по которому должником является государственный орган, возлагается на Государственную казначейскую службу Украины и осуществляется путем обращения взыскателя с соответствующим заявлением, списания денежных средств со счетов такого государственного органа. В случае же отсутствия денежных средств, решения суда исполняется за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения решений судов.
После вступления Закона в силу, все исполнительные документы о взыскании с государственных органов, взыскателям следует подавать по-новому. Установлен новый 3-месячный срок предъявления таких исполнительных документов к исполнению (абз.2 п.4 «Переходных положений»). А в случае пропуска срока исполнительный документ не подлежит исполнению.
26.06.2012 – Президент подписал Закон № 4908-VI о ратификации Конвенции Совета Европы.
Конвенция касается медицинской продукции, независимо от того, защищена она правами интеллектуальной собственности, есть ли патент. В том числе документ распространяется на аксессуары, предназначенные для использования с устройствами медицинского назначения, а также активные вещества, эксципиенты, части и материалы, предназначенные для использования в производстве медпродукции. Согласно Конвенции, устанавливается уголовную ответственность для физлиц за ряд преступлений, связанных с подделкой медицинской продукции; а также для юрлиц за деятельность, аналогичную соответствующим преступлениям физлиц и за отсутствие должного надзора и контроля, которое привело к изготовлению поддельной медицинской продукции.
ВСТУПИЛИ В СИЛУ:
25.06.2012 - приказ Министерства финансов от 28.05.2012 № 608 об утверждении форм документов административного задержания.
Приказом утверждены формы решения и протокола административного задержания, которое допускается на срок до 3 часов и осуществляется должностным лицом таможенного органа с целью:
- прекращения нарушения таможенных правил,
- установления лица, совершившего нарушение таможенных правил,
- для составления протокола о нарушении таможенных правил, если его невозможно составить на месте совершения правонарушения.
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ДРУГОЕ:
Госземагентство в письме № 8541/17/11-12 от 05.05.2012 года осветило вопросы, касающиеся передачи в пользование и начисления арендной платы на земельные участки.
Так, земельный участок, границы которого определены согласно проектам распределения территории квартала, микрорайона и землеустроительной документации, может передаваться в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, управляющим этим домом, или передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование собственникам как составная часть жилого комплекса. В случае заключения договора аренды земельного участка, в котором арендодателями выступают несколько лиц, начисление арендной платы происходит пропорционально той части площади строения, которая находится в собственности каждого из сособственников. При множественности лиц на стороне арендодателя в договоре аренды арендная плата начисляется пропорционально той части площади строения, которая находится в собственности каждого из сособственников.
Национальный банк Украины в письме от 20 июня 2012 года № 29-216/6171-6192 разъяснил особенности осуществления резидентами и нерезидентами операций с векселями с учетом изменений, внесенных в Закон «Об инвестиционной деятельности».
Инвесторам запрещается использовать инвестиционные счета для осуществления операций с векселями, разъяснил НБУ. Нацбанк отметил, что с 15 января 2012 года действует обновленный перечень объектов инвестиционной деятельности, согласно которому к таким объектам относится любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях экономики, ценные бумаги (кроме векселей), целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права. То есть с указанной даты векселя не могут быть объектами инвестиционной деятельности для резидентов и нерезидентов. Инвестиционные счета предназначены исключительно для осуществления иностранными инвесторами инвестиционной деятельности в Украине. Поскольку векселя не являются объектом инвестиционной деятельности, то использование нерезидентами-инвесторами инвестиционных счетов для осуществления операций с векселями запрещается (в том числе и с приобретенными до 15 января 2012 года).
Государственная таможенная служба Украины письмом № 12/1-12.1/1995-ЕП от 21.06.2012 выдала некоторые разъяснения относительно порядка осуществления таможенного контроля и таможенного оформления культурных ценностей, которые ввозятся на таможенную территорию Украины.
Пропуск и налогообложение культурных ценностей, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины, осуществляется на условиях, установленных частями первой, четвертой-восьмой и десятой статьи 374 Таможенного кодекса Украины. В частности, Кодекс предусматривает, что культурные ценности по кодам 9701 10 00 00, 9701 90 00 00, 9702 00 00 00, 9703 00 00 00, 9704 00 00 00, 9705 00 00 00, 9706 00 00 00 (произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат), согласно УКТ ВЭД, изготовленные 50 и более лет назад, независимо от их стоимости и способа перемещения через таможенную границу Украины, подлежат письменному декларированию. Также согласно Таможенному кодексу, при ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины гражданами, освобождаются от обложения таможенными платежами культурные ценности по вышеуказанным кодам согласно УКТ ВЭД, изготовленные 50 и более лет назад. В письме обращается внимание на то, что во время ввоза культурных ценностей на территорию Украины таможенному органу подается свидетельство на право их вывоза, если это предусмотрено законодательством государства, откуда ввозятся культурные ценности. При отсутствии такого свидетельства ввезенные ценности подлежат задержанию таможенными органами Украины до установления их владельца и получения его поручения относительно дальнейшего перемещения или использования этих ценностей. Такое поручение должно быть подтверждено дипломатическим представительством или консульским учреждением страны, гражданином которой является владелец культурных ценностей.
Министерство культуры Украины письмом от 16.01.2012 N 93/22/14-12 разъяснило порядок регистрации культурных ценностей, ввозимых на таможенную территорию Украины.
Регистрация осуществляется путем декларирования таможенному органу. В случае необходимости установления принадлежности товаров к предметам, имеющим художественную, историческую или археологическая ценность, а также определения года изготовления культурных ценностей для принятия решения об освобождении их от обложения таможенными платежами в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 374 Кодекса, законодательством предусмотрено: 1) проведение исследований (анализа, экспертизы); 2) привлечение для участия в осуществлении таможенного контроля специалистов и экспертов. При этом, в случае необходимости по собственному желанию привлечения специалистов и экспертов может осуществлять декларант (владелец товара). В таком случае возмещение расходов, связанных с участием специалистов и экспертов в осуществлении таможенного контроля, осуществляется владельцем товара на основании заключенного соглашения. Перечень государственных учреждений, учреждений культуры, других организаций, которым предоставляется право проведения государственной экспертизы культурных ценностей, утвержден приказом Министерства культуры и искусств Украины от 15.11.2002 N 647, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.12.2002 за N 948/7236.
Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX
Использованные источники:
HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/
HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/
http://PROFIWINS.COM.ua/
http://nibu.factor.ua/ukr/news
Юридическая фирма FELIX