Moskovskiy av 52, 4 floor, Kharkov, Ukraine, tel. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Main » Publications » Tax service inspections

Еще раз доступно, подробно и с последними...

Нет такого предприятия, к которому бы не приходили с проверками органы государственной налоговой службы. О том, как себя вести с работниками контролирующего органа и каким образом не допустить незаконное проведение проверок и прямое вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования, - наша статья.

Вступая во взаимоотношения с представителями любых государственных  органов, следует всегда помнить о статье 19 Конституции Украины. В соответствии с императивными предписаниями ст.19 Конституции Украины органы государственной власти, к которым, и относятся органы государственной налоговой службы, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Это означает, чтодля государственных органов законодателем четко предусмотрен принцип «разрешено то, что прямо предусмотрено законом».

Законом, который определяет статус государственной налоговой службы в Украине, ее функции и правовые основы деятельности является Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от  4 декабря 1990 года N 509- XII (с изменениями и дополнениями). В соответствии с предписаниями ст.11 указанного законодательного акта органы ДПС в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, имеют право осуществлять:

а) документальные невыездные;

б) плановые выездные;

в) внеплановые выездные.

Каждый из отмеченных видов проверок имеет свои специфику и особенности, учитывая основания и порядок проведения.

Документальные невыездные проверки

Относительно документальных невыездных проверок законодателем предусмотрен упрощенный механизм их проведения. Так, невыездной документальной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), независимо от способа их подачи (п.1.2. Приказу ГНА Украины от 10 августа 2005 года N 327 «Об утверждении Порядка оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства»).

Следовательно, указанный вид документальных проверок ограничивается лишь указанным выше перечнем документов. Это документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей). Во-вторых, документы должны быть поданы в налоговую инспекцию непосредственно налогоплательщиком.

Нужно заметить, что на практике налоговые органы достаточно часто не придерживаются отмеченных ограничений, используя при проведении невыездных проверок другие документы, которые не подпадают под определенный законодательно перечень (например, ответы органов Интерпола относительно нелегитимности контрагентов-нерезидентов отечественного налогоплательщика, сведения из органов прокуратуры, милиции относительно наличия возбужденных уголовных дел в отношении должностных лиц контрагентов налогоплательщика и так далее). По своему правовому характеру такие действия являются незаконными, поскольку находятся за рамками предоставленных полномочий, что может быть основанием для обжалования в установленном порядке результатов таких проверок.

Приглашения в налоговую

Нормами п.4 ст.11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от  4 декабря 1990 года N 509-ХІІ (с изменениями и дополнениями) органам государственной налоговой службы в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, предоставлено право приглашать налогоплательщиков или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) такими налогоплательщиками. Письменные сообщения о таких приглашениях направляются не позднее, чем за десять рабочих дней до дня приглашения заказными письмами, в которых отмечаются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается налогоплательщик.

Однако, необходимо знать, что, поскольку приглашать налогоплательщика органы ГНС не обязаны,   то на практике налоговики проводят указанный вид проверок вообще без приглашения налогоплательщика к такой проверке. Соответственно о наличии данной проверки и ее результатах налогоплательщики узнают в лучшем случае уже после того, как акт проверки «должным образом» оформлен.

Отмеченное обстоятельство также может быть основанием для обжалования результатов проверки, учитывая положение Приказа ГНА Украины от 10 августа 2005 года N 327 «Об утверждении Порядка оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства», которыми предусматривается, что за каждым отображенным в акте фактом нарушения налогового законодательства необходимо:

  • отразить показатели, которые отображаются субъектом хозяйствования в налоговой и другой отчетности, и фактические показатели, установленные в ходе проверки на основании первичных документов налогового и бухгалтерского учета субъекта хозяйствования в разрезе периодов в денежных единицах, предусмотренных отчетностью;
  • в случае выявления расхождений четко изложить содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи нормативно-правовых актов, которые нарушены налогоплательщиком, отметить период (месяц, квартал, год) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в котором данное нарушение совершено, при этом приложить к акту письменные объяснения должностных лиц субъекта хозяйствования относительно установленных нарушений;
  • указать первичный документ, на основании которого совершены записи в налоговом и бухгалтерском учете (привести корреспонденцию счетов операций), и другие доказательства, которые достоверно подтверждают наличие факта нарушения;
  • в случае отсутствия первичных документов или не предоставления для проверки первичных и других документов, которые подтверждают факт нарушения, отметить перечень этих документов. При этом к акту проверки прилагаются объяснения должностных лиц или других работников субъекта хозяйствования (в пределах их компетенции), который проверяется, относительно отсутствия первичных и других документов;
  • в случае отказа должностных лиц субъекта хозяйствования предоставить проверяющим письменные объяснения относительно установленных нарушений и/или причин не предоставления первичных и других документов, которые подтверждают установленные нарушения, факты отказа отобразить в акте.

Очевидно, что безусловное выполнение отмеченных требований возможно лишь при участии в проверке налогоплательщика.

Выездные проверки

Основания и порядок проведения органами государственной налоговой службы плановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), регламентирован положениями ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от  4 декабря 1990 года N 509-ХІІ (с изменениями и дополнениями).

Так, плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по местонахождению такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка.

Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика по письменному решению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы не чаще одного раза в течение календарного года.

Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видами обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным ссудам и кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.

Право на проведение плановой выездной проверки налогоплательщика предоставляется лишь в том случае, когда ему не позже, чем за десять дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное сообщение с указанием даты начала и окончания ее проведения.

Соответственно, в случае несоблюдения налоговым органом указанного порядка у него не возникает права на проведение проверки, что является основанием для не допуска должностных лиц контролирующего органа к проверке.

Проведение плановых выездных проверок осуществляется органами государственной налоговой службы одновременно с другими органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей). Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и собраний (обязательных платежей), определяется Кабинетом Министров Украины.

Согласно п.4. постановления Кабинета Министров Украины от 21 июля в 2005 г. N619 «Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей)» проведение плановых выездных ревизий и проверок начинается одновременно всеми контролирующими органами в день, установленный согласно плана-графика, о котором субъект хозяйствования и все контролирующие органы информируются не позже, чем за десять дней до дня их проведения.

Невыполнение любым контролирующим органом указанных требований свидетельствует об отсутствии у них права на проведение такой проверки.

Обязательным для налоговых органов при выходе на плановые выездные проверки является соблюдение положений ст.11¹  Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от  4 декабря 1990 года N 509-ХІІ (с изменениями и дополнениями), которыми предусмотрены условия допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению данного вида проверок.

Должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению плановой выездной проверки при наличии оснований для их проведения, определенных этим и другими законами Украины, и при условии предоставления налогоплательщику под расписку направления на проверку.

Нужно заметить, что данный этап имеет важное значение ввиду того, что непредоставление указанных документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением требований, установленных частью первой этой статьи, является лишь основанием для недопуска должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой выездной проверки. Именно из этого исходит существующая на сегодняшний день судебная практика. Следовательно, если налогоплательщик допустил контролирующий орган к проверке при наличии факта ненадлежащего оформления направления на проверку, то данное обстоятельство не будет иметь значения для признания результатов плановой выездной проверки недействительными (незаконными).

В связи с изложенным, обязательным является тщательное исследование смысловой части направления органа государственной налоговой службы на плановую выездную проверку на предмет его соответствия законодательным требованиям. Так, в направлении должны быть указаны: дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленного печатью органа государственной налоговой службы.

Внеплановые выездные проверки

Наиболее распространенным инструментом в механизме осуществления налоговыми органами контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством, являются внеплановые выездные проверки.

Сразу необходимо отметить, что с точки зрения законодательного урегулирования данный вид проверок является наиболее противоречивым и несовершенным, что соответственно дает значительное количество оснований как для недопуска работников ОГНС, так и для обжалования их результатов.

В соответствии с предписаниями ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от  4 декабря 1990 года N 509-ХІІ (с изменениями и дополнениями) внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из таких обстоятельств:

1) по результатам проверок других налогоплательщиков обнаружены факты, которые свидетельствуют о нарушении плательщиком налогов законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

2) налогоплательщиком не подана в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

3) обнаружена недостоверность данных, которые содержатся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

4) налогоплательщик подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки;

5) в случае возникновения потребности в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

6) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия;

7) относительно налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) в порядке, установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем есть потребность в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого налогоплательщика;

8) в случае, когда вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля за достоверностью выводов нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или выводов акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и обнаружил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). Внеплановая выездная проверка в этом случае может инициировать вышестоящим органом государственной налоговой службы лишь в том случае, когда относительно должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, которые проводили плановую или внеплановую выездную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;

9) плательщиком подана декларация с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое превышает 100 тыс. гривен.

Анализ положений пунктов 1, 3, 5 ч.6 отмеченной статьи Закона свидетельствует о том, что  предпосылкой осуществления внеплановой выездной проверки является непредоставление плательщиком налогов объяснений и их документальных подтверждений на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня его получения.

Первое, что хотелось бы отметить, - это то, что игнорировать такие письменные запросы органов ГНС Украины не следует, поскольку они автоматически трансформируются в законодательные основания для проверок. Следовательно, пояснения на письменный запрос налоговиков лучше все-таки предоставить.

При этом, считаем, что в данном случае, прежде всего, необходимо исходить из того, что, поскольку письмо-запрос является официальным документом ГНС Украины, то к его оформлению применяется порядок составления и предоставления исходной документации, урегулированный Постановлением №1153 от 17 октября 1997р. N1153 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти».

Согласно этому постановлению любой исходный документ органа исполнительной власти должен излагаться на бланке органа (учреждения, организации), который направляет документ.

В левой верхней части запроса проставляется дата и исходный номер документа.

Текст запроса должен содержать определенную аргументированную информацию, изложенную сжато, грамотно, понятно и объективно, без повторений и употребления слов и оборотов, которые не несут смысловой нагрузки.

Заверение документов осуществляется путем их подписания, утверждения и проставления печати.  Подпись состоит из наименования должности лица, которое подписывает документ (сокращенно – на документе, напечатанном на бланке), личной подписи, инициалов и фамилии.  Указанные требования являются общими, то есть их выполнения являются обязательными абсолютно для всех писем-запросов ОГНС.

В случае, если запрос послан в рамках основания, предусмотренного п.1 ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от  4 декабря 1990 года N 509-ХІІ (с изменениями и дополнениями), дополнительными требованиями, которым такой запрос должен отвечать, являются:

  • наличие сведений относительно того, по результатам проверок каких именно налогоплательщиков обнаружены факты, которые свидетельствуют о нарушении плательщиком налогов законов Украины о налогообложении, валютного законодательства;
  • указание информации, которая касается того, кем и когда проводились данные проверки;
  • какие именно обнаружены факты, в чем заключаются нарушения и какие именно нормы (с четким указанием пункта, части, статьи) действующего налогового или валютного законодательства были нарушены плательщиком.

В случае, если налоговым органом обнаружена недостоверность данных, которые содержатся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком (данное основание предусмотрено п.3 ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»), то в запросах соответственно должно быть отмечено: по результатам каких мероприятий контролирующим органом была установлена недостоверность данных, в чем она заключается и в какой налоговой декларации содержится.

Если же запрос от контролирующего органа поступил в рамках п.5. ч.6 ст. 11¹ Закону Украины «О государственной налоговой службе в Украине», то содержание данного письма должно содержать четкую ссылку на обстоятельство, наличие которого привело к проведению документальной проверки. То есть должно быть отмечено, в связи с чем возникла потребность в проверке сведений, вообще какие именно сведения должны быть проверены, а также от какого именно лица были получены данные сведения и в каких отношениях оно находится с данным субъектом хозяйственной деятельности.

В случае, если орган ДПС пришел на проверку с ссылкой на предписания п.2  ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине», то нужно помнить, что налоговая декларация, расчет, представляют собой документ, который подается налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).

Следовательно, если фактическим основанием для выхода налогового органа на  внеплановую выездную проверку физического лица-предпринимателя является неподача отчета субъекта малого предпринимательства - физического лица - плательщика единого налога, то данное обстоятельство может быть основанием для не допуска проверяющих к проверке, поскольку ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности, а не рассчитывается предпринимателем на основании отчета.

Нормы п.6 ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» предоставляют органам ГНС полномочия инициировать внеплановую выездную проверку в случае проведения реорганизации (ликвидации) предприятия.

По поводу данного обстоятельства необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст.62 Хозяйственного кодекса Украины предприятие является юридическим лицом. Следовательно, проведение налоговыми органами проверок в рамках ликвидации налогоплательщиков – физических лиц является безосновательным, хотя на практике указанные обстоятельства последними достаточно часто игнорируются.

Кроме того, нужно помнить, что в связи с проведением реорганизации или ликвидации юридического лица органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении внеплановой выездной проверки налогоплательщика, который находится на учете в таком органе, в случае получения хотя бы одного из документов, приведенных в п.8.2. Приказа Государственной налоговой администрации Украины от 19 февраля 1998 года №80 «Об  утверждение Порядка учета налогоплательщиков, сборов (обязательных платежей)». При этом, указанная проверка должна быть начата соответствующими подразделениями в течение месяца после получения того документа, который поступил в орган государственной налоговой службы первым.

Однако, на практике налоговые органы достаточно часто не придерживаются приведенного нормативного требования, которое является достаточным основанием для не допуска их к проверке.

В случае прибытия должностных лиц ОДПС на проверку в рамках п.7 ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине», то есть в случае, когда относительно налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) в порядке, установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, считаем необходимым требовать от проверяющих предоставления постановления о заведении такого дела, утвержденного начальником оперативного подразделения налоговой милиции.

Кроме того, положение п.7 ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» применяются в системе с ч.16 ст.11¹ отмеченного законодательного акта, в соответствии с которой работникам налоговой милиции запрещается принимать участие в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, которые проводятся органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (должностных лиц налогоплательщиков), которые находятся в их производстве.

Следовательно, в данном случае необходимо помнить, что оперативно-розыскное дело должно быть возбуждено исключительно относительно данного налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика), а не его контрагентов, как часто бывает на практике. При этом, оперативно-розыскное дело обязательно должно находиться в производстве такого органа налоговой милиции. Однако, считаем, что наличия самого дела еще не является достаточным основанием для инициирования контролирующим органом внеплановой проверки, поскольку законодателем абсолютно четко требуется от контролирующего органа обоснование наличия необходимости  в проведении такой проверки.

Проверки в рамках п.8, п.9 ч.6 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» на практике проводятся достаточно редко и не содержат ярко выраженных противоречивых моментов, которые можно было бы использовать в качестве оснований для не допуска проверяющих к проверке или обжалования результатов проверки.

В данном случае можно порекомендовать лишь очень внимательно относиться к процедуре проверки обязательных разрешающих документов (удостоверение, направление, на проверку, приказ, доказательства проведения служебного расследования или возбуждения уголовного дела в отношении должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, которые проводили проверку и проч.), которые должны предоставляться к проверке, на факт их наличия и надлежащего содержания.

Отдельное внимание необходимо уделить положением ч.13 ст.11¹ Закона Украины «О государственной налоговой службы». Так, ограничения в основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные данным Законом, не распространяются на проверки, которые проводятся по обращению такого налогоплательщика, или проверки, которые проводятся после возбуждения уголовного дела против налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика), который проверяется, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

На практике ОГНС и правоохранительные органы злоупотребляют положениями указанной части статьи ст.11¹ Закона следующим образом: компетентными органами возбуждается уголовное дело по факту или в отношении должностных лиц субъекта хозяйственной деятельности. В ходе расследования данного дела устанавливаются финансово-хозяйственные взаимоотношения указанного субъекта хозяйствования с другими плательщиками налогов. Следователем в порядке ст.66 УПК Украины принимается постановление о проведении документальной проверки таких налогоплательщиков по вопросам взаимоотношений с первичным субъектом хозяйственной деятельности и направляется для выполнения в ОГНС по месту регистрации указанных плательщиков.

В данной ситуации нужно четко помнить о том, что единственным необходимым и достаточным основанием для инициирования документальной проверки являются документально подтвержденные сведения возбуждения уголовного дела в отношении налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика, а не по факту или в отношении должностных лиц налогоплательщиков-контрагентов).Следовательно, наличие факта возбуждения уголовного дела в отношении других лиц или по факту является основанием для отказа в допуске к такой проверке.

Также, полезно знать, что на сегодняшний момент нормы действующего законодательства не содержат сроков давности относительно периодов проверок налоговыми органами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Следовательно, на практике налоговые органы могут проверить абсолютно всякий отчетный период, однако, налоговое обязательство по общему правилу может быть начислено не позже окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации, а в случае, когда такая налоговая декларация была предоставлена позже, - за днем ее фактического предоставления (ст.15 Закону Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года N 2181-ХІІ (с изменениями и дополнениями)).

Последние изменения

Отдельно следует уделить внимание анализу положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №2275-VI от 20.05.2010г. в части изменения в объемах полномочий налоговых органов.

Сразу нужно отметить, что в целом указанный законодательный акт направлен на расширение полномочий налоговых органов, усиление контроля над трудовыми отношениями и на изменение порядка расчета и уплаты  всех основных налогов в Украине. Изменения данного характера вступили в силу со дня опубликования  Закона № 2275 – с 16.06.2010 г.

Так, статьей 3 Закона №2275-VI статья 10 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» дополнена п.19, который наделяет налоговую службу при получении органом налоговой милиции информации в случаях, установленных законом, принимать решение о проведении внеочередной налоговой проверки без предварительного предупреждения, если органом налоговой милиции получена информация об уклонении такого плательщика налогов от налогообложения. Одновременно статья 11 указанного законодательного акта дополняется пунктом 1¹, согласно которому при получении органом налоговой милиции информации об уклонении плательщика налогов или его наемного лица от налогообложения при начислении заработной платы, других выплат, подлежащих налогообложению, в т.ч. дополнительных благ, сбора в ПФУ и другие фонды соцстрахования, ведении лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации, а также пассивных доходов, налоговый орган в праве принять решение о проведении внеочередной налоговой проверки такого плательщика без его предварительного предупреждения.

В данном случае сразу же необходимо отметить, что, поскольку источники получения такой информации органом налоговой милиции и требования к ее достоверности законодателем не оговорены, то проверка фактически может быть назначена в любой момент, ведь такая информация может иметь источник непосредственно в налоговом органе.

Кроме того, сам термин «внеочередная налоговая проверка» является новацией, так как Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» предусмотрены только невыездные документальные, выездные плановые и внеплановые проверки, о которых речь шла ранее. Однако, механизм (т.е. способ, сроки и т.д.) реализации налоговыми органами данных полномочий законодателем не определен вообще. С практической точки зрения это означает, что контролирующим органом получены неограниченные полномочия, что прямо противоречит предписаниям ст.19 Конституции Украины.

В данном контексте целесообразно отметить позицию Президента Украины Виктора Януковича, который 14.06.2010г. направил в парламент законопроект №6517 с предложениями об отмене ряда норм налогового закона №2275-VI, вызвавших протесты бизнесменов. Так, в частности, Виктор Янукович также настаивает на лишении налоговой инспекции права при получении информации об уклонении предприятия от уплаты налогов (в том числе при выплате зарплаты) проводить внеочередную проверку без предварительного предупреждения предпринимателя.

До сегодняшнего дня никаких сведений относительно результатов рассмотрения указанного проекта закона Верховной радой Украины предоставлено не было. Однако, учитывая настойчивость и категоричность, с которой Глава государства «указал на неточности» в работе правительства, со слов главы подкомитета Верховной рады по вопросам предпринимательства Михаила Чечетова есть все основания считать, что «президентский законопроект будет принят в кратчайшие сроки”.

Изложенные выше рекомендации по своему характеру являются общими. Принятие однозначно верного решения во взаимоотношениях с контролирующими органами возможно лишь с учетом особенностей каждой конкретной ситуации. В связи с этим обращаем Ваше внимание на то, что противостоять незаконным действиям сотрудников органов государственной налоговой службы во время проверок могут юристы или адвокаты, которые имеют опыт представительства интересов клиентов в ходе проверок контролирующими органами и хорошо осведомленные в законодательстве, поэтому необходимо обращаться за профессиональной помощью, которую предоставляет юридическая фирма «Ангард».

Андрей Тамошюнас
Старший юрист
Юридическая фирма «FELIX»
www.felix.kh.ua

design by Andrew Grachev
DISCOUNT 20%