пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Налоговые новости 01.2015.Спецвыпуск. Часть I

Налоговые новости. Спецвыпуск

январь 2015 года

Часть I 

Уважаемые Друзья, как мы ранее Вам сообщали, за несколько дней до Нового Года Верховная Рада Украины приняла пакет законов по «налоговой реформе». Внесены существенные изменения в налоговое законодательство, обзор  которых мы предлагаем Вам в нашем спецвыпуске. Законодатель не оставил нам времени на рассуждения относительно конституционности таких изменений, нарушения принципа стабильности налогового законодательства, влиянии этих изменении на экономику, об этом мы поговорим позже... Цель нашего спецвыпуска – информировать Вас и помочь приспособиться к новым реалиям. Итак, ниже речь пойдет об изменениях, внесенных: 

- Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII от 28.12.14 (далее - Закон № 71);

- Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» № 76-VIII от 28.12.14  (далее - Закон № 76);

-  Законом Украины  «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием» от 28.12.14 № 72-VIII (далее - Закон № 72);

-  Законом Украины  «О мерах относительно стабилизации платежного баланса Украины согласно статье XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» от 28.12.14 № 73-VIII (далее - Закон № 73);

- Законом Украины  «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно стабилизации платежного баланса» от 28.12.14 № 74-VIII (далее - Закон № 74);

- Законом Украины  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.14  № 77-VIII (далее - Закон № 77).

Налог на прибыль.

Налоговая прибыль будет определяться по данным бухучета с коррекцией на налоговые разницы 

С 01.01.15 вместо раздельного налогового учета введен новый порядок, основанный на определении финансового результата (прибыли до налогообложения) по данным бухгалтерского учета, скорректированного  на ряд налоговых разниц[1] путем его увеличения или уменьшения.  

Предприятия, годовой доход которых не превышает 20,0 млн. грн., могут по собственному решению отказаться от учета налоговых разниц и определять объект налогообложения только на основании финансового результата (прибыли для налогообложения). Исключением является отрицательное значение объекта обложения. На его сумму финансовый результат будет корректироваться в любом случае.

Предприятия, которые имеют годовой доход в объеме, превышающем 20,0 млн. грн., обязаны вести учет всех налоговых разниц. НКУ предусматривает следующие налоговые разницы:

- разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов (основных средств и нематериальных активов);

- разницы, возникающие при формировании резервов и обеспечений;

- разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций;

- разницы по отдельным видам деятельности и операциям.

Авансовые взносы нужно будет платить по-другому

Предусматривается  поэтапная смена базы и механизма уплаты ежемесячных авансовых взносов.

В январе - декабре 2015 года и январе - мае 2016 налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль на основании норм п.57.1 ст.57 НКУ в редакции, действовавшей до 01.01.15:

- в январе-феврале 2015 года - в размере 1/12 начисленной суммы налога на прибыль за 2013 год,

- с марта 2015 года по май 2016 года- в размере 1/12 начисленной суммы налога на прибыль за 2014 год.

При этом с марта 2015 года по май 2016 года авансовые взносы  рассчитываются в размере 1/12 начисленной суммы налога на прибыль за 2014 год.

Начиная с июня 2016 года предусматривается применение новой базы для расчета ежемесячного авансового взноса - он будет рассчитываться в размере 1/12 суммы начисленного налога на прибыль за предыдущий отчетный год, уменьшенной на сумму уплаченных авансовых взносов при выплате дивидендов, которая осталась не засчитанной в уменьшение налогового обязательства. От уплаты авансовых взносов будут освобождены новосозданные налогоплательщики, субъекты с объемом дохода за предыдущий отчетный год менее 20 млн. грн., и налогоплательщики, перешедшие с упрощенной на общую систему налогообложения.

Изменены сроки подачи налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на прибыль, начиная с налоговой декларации за  2015 год, подается в срок до 1 июня, декларация по прибыли за 2014 год будет подаваться пока по старым срокам – до 2 марта 2015 года.

Отменены льготы 

Отменены льготные ставки налога:

- 0 % для субъектов, реализующих инвестиционные проекты согласно Закону Украины "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест";

- 5 % для субъектов ИТ-отрасли.

Штрафов за 2015 год не будет

По итогам 2015 года не будут применяться штрафные (финансовые санкции) за нарушение порядка начисления и правильности заполнения декларации и полноты уплаты налога на прибыль.

НДС

Увеличен порог обязательной регистрации 

С 01.01.15 увеличен порог для обязательной регистрации плательщиком НДС до 1 000 000,00 грн. (ранее было 300 000,00 грн.).

Изменилась база для НДС

Изменен порядок определения базы налогообложения.

База налогообложения:

- по операции по поставке товаров/услуг - не может быть ниже цены приобретения таких товаров / услуг;

- по операции по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг - не может быть ниже их себестоимости;

- по операции по поставке необоротных активов - не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов - исходя из обычной цены).

Изменились правила корректировки налоговых накладных

В части выписки корректировки к налоговой накладной, предусматривается возможность выписки расчетов корректировки в случаях исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе, не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг.

В будущем не будет проверок бюджетного возмещения

В части бюджетного возмещения возможно (как и раньше) возмещение в обычном порядке и автоматическое возмещение. При этом, начиная с 01.07.15, контролирующие органы уже не будут осуществлять документальных внеплановых выездных проверок относительно достоверности сумм бюджетного возмещения по НДС, заявленных плательщиками в отчетных периодах, наступающих после 01.07.15.

Критерии автоматического возмещения немного поменялись

Для получения автоматического возмещения предприятие должно соответствовать определенным критериям. Данные критерии фактически не изменились за исключением критериев, касающихся стоимости  необоротных активов. Они должны превышать в 3 раза сумму налога, заявленную к возмещению, а также удельный объем операций по ставке 0% должен составлять не менее 40% общего объема поставок за 12 предыдущих последовательных периодов,  или  в течение последних 12 календарных месяцев должны были быть осуществлены инвестиции в необоротные активы в размере не менее 3 000 000 грн. 

Заявлять к возмещению можно будет уже в первом налоговом периоде

Стоит отметить, что теперь к бюджетному возмещению можно будет заявлять возникшее у предприятия отрицательное значение уже в первом периоде (конечно при наличии оплаты).

Электронное администрирование будет

Электронное администрирование[2] не отменили, а перенесли дату вступления до 01.07.15, и установили тестовый режим функционирования электронной системы с 01.02.15 по 30.06.15. На период введения тестового режима, налоговые накладные будут регистрироваться без ограничения суммой налога рассчитанной по формуле, позволяющей регистрировать налоговые накладные.

Устанавливается возможность возврата переплаты с электронного счета плательщика.

Изменились правила ведения учета налоговых накладных

С 01.01.15 все налоговые накладные составляются только в электронном виде. С 01.01.15 действует новая форма налоговой накладной, утвержденная приказом МФУ от 14.11.14 № 1129.

Налоговые накладные, которые не выдаются покупателю или выписываются на операции, освобожденные от НДС, подлежат обязательной регистрация.

Существенно изменились правила отражения налогового кредита

Теперь все налоговые накладные должны быть зарегистрированы в ЕРНН, только в таком случае предприятие будет иметь право на налоговый кредит (НК). Правило об обязательной регистрации налоговых накладных независимо от суммы налога будет действовать с 01.02.15.

Право на включение в НК налоговой накладной, даже, если она зарегистрирована в следующем месяце, у плательщика возникает в месяце получения товаров/услуг.

Исключена норма, предусматривающая возможность включения в состав НК налоговых накладных с датой выписки не позже 365 до даты их включения в декларацию. На ее замену, законодатель  разрешил включать в состав налогового кредита суммы по налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН с опозданием не более 180 дней с даты составления такой налоговой накладной.

Вместе с тем,  предусмотрено, что на основании бухгалтерской справки в состав налогового кредита включаются суммы налога, уплаченного (начисленного) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных до 01.07.15, которые не были включены в состав налогового кредита до 01.07.15 при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов.

Также, теперь жалоба на "дефектные" налоговые накладные не дает права на налоговый кредит.

С 01.07.15 в случае приобретения  товаров/услуг, необоротных активов, не предназначенных для использования в хоздеятельности, плательщики  будут включать в НК всю сумму по налоговой накладной.

Если товары/услуги, необоротные активы изначально не предполагается использовать в хоздеятельности или же изначально предполагалось использовать в хоздеятельности, а в последующем они были использованы не в хоздеятельности, то плательщик должен будет начислить налоговые обязательства: не позднее последнего дня отчетного периода выписать и зарегистрировать налоговую накладную.

Законодатели разрешили судьбу отрицательных сумм НДС, сформированных на 01.01.15.

Все отрицательные суммы по НДС, заявленные плательщиком до 01.02.15, а именно:

-  непогашенные остатки сумм НДС, которые были заявлены налогоплательщиками к бюджетному возмещению за отчетные (налоговые) периоды до 01.02.15;

- задекларированное в бюджетное возмещение за отчетные (налоговые) периоды до 01.02.15 в счет уменьшения налоговых обязательств по НДС последующих отчетных (налоговых) периодов;

- отрицательное значение суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 статьи 200 НКУ;

- остаток отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов после бюджетного возмещения, задекларированные налогоплательщиками за отчетные (налоговые) периоды до 01.02.15

по заявлению налогоплательщика могут быть использованы одним из следующих способов:

-  без проведения проверок, предусмотренных статьей 200 НКУ, увеличивают размер суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в ЕРНН, с одновременным увеличением размера суммы налогового кредита в налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором было осуществлено такое увеличение.

или

-подлежат возврату плательщику в порядке, определенном статьей 200 Кодекса в редакции, действовавшей по состоянию на 31 января 2014 года.

 Также предусмотрено, что 1 июля 2015 года всем плательщикам налога автоматически будет увеличен размер суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в ЕРНН, определенную п. 200-1.3 НКУ, на сумму среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала.

Такая сумма увеличения ежеквартально будет подлежать автоматическому перерасчету с учетом показателя среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала, по состоянию на дату такого перерасчета.

Возмещения НДС при экспорте зерна не будет

Продлено освобождение от НДС до 31.12.17 по поставкам зерновых культур. Данная льгота, как и раньше не распространяется на сельхозпроизводителя и на первого зернотрейдера. Операции для любых поставщиков зерновых культур на экспорт освобождаются от обложения НДС. Ранее это правило не распространялось на сельхозпроизводителей.

Операции с металлоломом не будут облагаться  НДС

Продлена до 01.01.17 льгота по освобождению операций с металлоломом от НДС. 

Вводятся штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налоговых накладных в ЕРНН, подлежащих выдаче покупателю.

- при нарушении срока регистрации до15 календарных дней – штраф 10% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной,

- при нарушении срока регистрации от 16 до 30 календарных дней – штраф 20% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной,

- при нарушении срока регистрации от 31 до 60 календарных дней – штраф 30% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной,

- при нарушении срока регистрации от 61 и больше календарных дней – штраф 40% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной.

Штрафные санкции не будут применяться при нарушении сроков регистрации налоговых накладных составленных в периоде с 01.02.15 до 01.07.15.

При этом за отсутствие по вине плательщика регистрации НН / РК в ЕРНН на протяжении 180 календарных дней с даты их составления применяется штраф в размере 50% от суммы НДС, указанной в таких НН / РК. Данные штрафные санкции действуют уже с 01.01.15.

Налогообложение недвижимости 

С 1 января 2015 года устанавливаются новые правила налогообложения недвижимости.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, так же, как транспортный налог и плата за землю, являются составляющими налога на имущество.

Расширена база обложения этим налогом. Налогом будет облагаться общая площадь объекта не только жилой, но и нежилой недвижимости, в том числе его частей. В связи с чем установлен перечень объектов, относящихся к нежилой недвижимости (здания гостиничные, офисные, торговые, а также гаражи, крытые автостоянки, склады, сараи, хлева, летные кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т. п.).

Сужен круг льгот по данному налогу. Теперь база налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности физического лица — налогоплательщика, уменьшается:

 а) для квартиры/квартир независимо от их количества — на 60 кв. метров (ранее — 120 кв. метров);

б) для жилого дома/домов независимо от их количества — на 120 кв. метров (ранее — 250 кв. метров);

в) для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их частей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей), — на 180 кв. метров (ранее — 370 кв. метров).

Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый налоговый (отчетный) период (год). Сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база обложения данным налогом. В то же время льготы по налогу, который уплачивается с объектов жилой недвижимости, для физических лиц не предоставляются на:

— объект/объекты налогообложения, если площадь такого объекта/таких объектов превышает пятикратный размер не облагаемой налогом площади, утвержденной решением органов местного самоуправления;

— объекты налогообложения, которые используются их собственниками с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).

Для нежилой недвижимости «льготные» метры не предусмотрены.

Отметим, что изменен перечень объектов, не подлежащих налогообложению. Из перечня исключены садовые и дачные дома, и включены:

-  здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения к промышленным предприятиям[3];

- МАФы;

- здания, сооружения сельхозтоваропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельхоздеятельности;

- объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.

Ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета, в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 2 % размера МЗП, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. метр. Размер МЗП на 1 января 2015 года составляет 1218 грн., т.е. максимальный налог, который может быть установлен за 1 кв. м - 24,36 грн.

Для нежилой недвижимости на 2015 год законодатель снизил ставку,  ставка налога не должна превышать 1% МЗП, т.е. 12,18 грн.

Для физических лиц налог исчисляется контролирующим органом. Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года, и до 20 февраля этого же года подают в контролирующий орган по месту регистрации объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально. Юридические лица уплачивают налог авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Транспортный налог или «налог на роскошь»

С 2015 года владельцы (физические и юридические лица) автомобилей с объемом бензинового или дизельного двигателя более 3 тысяч куб. см. и не старше 5 лет будут обязаны уплачивать годовой налог в размере 25 000,00 грн. за каждый легковой автомобиль.

Для физических лиц налог исчисляется контролирующим органом на основании данных, которые до 1 апреля 2015 года предоставляются органами внутренних дел. Начисление налога и направление (вручение) налоговых уведомлений-решений об уплате налога с транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом до 1 июля отчетного года по месту проживания (регистрации) плательщика. Физические лица уплачивают налог в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения по месту регистрации транспортных средств.

Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают в контролирующий орган по месту регистрации объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально. Юридические лица уплачивают налог авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Помимо ведения транспортного налога законодатель   ввел новый акцизный сбор на автобусы и грузовой транспорт, акциз на электродвигатели, а также возобновил акцизный сбор на переоборудованные автомобили. В качестве компенсации правительство отменило сбор за первую регистрацию автомобиля.

 

Продолжение спецвыпуска налоговых новостей законодательства:

Часть II

Часть III



[1] Налоговая разница - разница, возникающая между критериями признания доходов, расходов, активов, обязательств в бухгалтерском учете (по П(С)БУ) и доходами и расходами, определенными налоговым законодательством.

[2] Электронное администрирование предполагает обязательную регистрации всех без исключения налоговых накладных, право на выписку налоговых накладных будет возникать у плательщика только на сумму, рассчитанную по определенной НКУ формуле.

[3] Остается не решенным вопрос, на основании какой документации или нормативных положений плательщики должны будут квалифицировать недвижимость как здания промышленности или как складские  помещения промышленных предприятий. Например, Государственный классификатор зданий и сооружений  ДК 018-2000, относит к зданиям промышленности - фабрики, мастерские, бойни, пивоваренные заводы и др. исходя из их функционального назначения.

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%