пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Налоговые новости 01.2015.Спецвыпуск. Часть II

Налоговые новости. Спецвыпуск

январь 2015 года

Часть II 

Переход к предыдущей части: Часть I

Повышена ставка НДФЛ для пассивных и больших доходов.

С 01.01.15 облагаются НДФЛ по ставке 20% следующие пассивные доходы:

  • проценты на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет;
  • проценты на вклад (депозит) в кредитных союзах;
  • прочие проценты (в том числе дисконтные доходы);
  • процентный или дисконтный доход по именному сберегательному (депозитному) сертификату;
  • плата (проценты), которая распределяется согласно паевым членским взносам членов кредитного союза;
  • доход, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы в соответствии с законом;
  • доход по ипотечным ценным бумагам (ипотечным облигациям и сертификатам);
  • проценты (дисконт), полученный владельцем облигации от их эмитента;
  • доход по сертификату фонда операций с недвижимостью и доход, полученный налогоплательщиком в результате выкупа (погашения) управляющим сертификатов фонда операций с недвижимостью в порядке, определенном в проспекте эмиссии сертификатов;
  • инвестиционный доход, включая доход от операций с облигациями внутреннего государственного займа, в том числе от изменения курса иностранной валюты;
  • роялти.

Что касается дивидендов, то если они начислены по акциям и/или инвестиционным сертификатам, выплачиваемым институтами совместного инвестирования, к таким дивидендам применяют ставку НДФЛ 20%.

Для дивидендов по акциям и корпоративным правам, начисленным резидентами — плательщиками налога на прибыль предприятий, ставку НДФЛ сохранили на уровне 5%. Обращаем внимание, что пониженная ставка установлена только для плательщиков налога на прибыль, для прочих субъектов, включая плательщиков единого налога,  ставка НДФЛ при выплате доходов виде дивидендов составляет 20%.

К тому же ставку 20% (вместо 17%) будут применять и к доходам, месячный размер которых превышает 10 МЗП (в январе-ноябре 2015 года — 12180 грн.).

Нет ничего более постоянного, чем временное: военный сбор 

Взимание военного сбора продлено на неопределенный срок - до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о том, что реформа Вооруженных Сил Украины завершена.

Изменена база обложения. Объектом обложения военным сбором теперь являются все доходы, определенные ст. 163 НКУ, т.е. все доходы которые облагаются НДФЛ. Вследствие такого новшества теперь  подлежат налогообложению военным сбором, в частности доходы, полученные от продажи недвижимости, проценты, дивиденды, роялти, инвестиционная прибыль и т.п. 

Плата за землю

Плата за землю стала одной из составляющих налога на имущество.

Изменен порядок ее взимания. Отменены ставки за земельные участки в пределах населенных пунктов, денежная оценка которых не проведена (за неимением таковых вообще). Теперь земельный налог будем платить только в процентах от нормативной денежной оценки (далее — НДО) земли. Причем не 1%, как было раньше, а не больше 3%. Ставки налога для сельхозугодий тоже возрастут — верхний предел составит 1% от их НДО. За земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности), ставка налога установлена в размере не больше 12% от их НДО. Полномочия установить конкретную ставку даны местным советам.

Трансформация единого налога

С текущего года плательщиков единого налога и плательщиков фиксированного сельхозналога объединили. Сократилось количество групп единого налога - с 6 до  4, включая сельхозпроизводителей, см. ниже в таблице.

 

Группа

Субъекты хозяйствования

Объем дохода за календарный год

Ограничения по количеству наемных лиц

Ставка налога

1

 

ФЛП

300 тыс. грн.

без наемных лиц

Ставка фиксированная. Устанавливается местными властями в процентах от МЗП на 1 января - до 10%

2

1,5 млн. грн.

10 человек

Ставка фиксированная. Устанавливается местными властями в процентах от МЗП на 1 января — до 20%.

3

ФЛП, юрлица

20 млн. грн.

неограниченное количество

2% от дохода при уплате НДС, 4% - при включении НДС в состав единого налога

4

Сельхозпроизводители -75% и более сельхозтоваропроизводства за прошлый год

-

Плательщики единого налога 3–6 групп, состоящие на учете до 01.01.15, автоматически считаются плательщиками 3 группы, плательщики 1 и 2 группы остались в своих группах.

Изменен порядок определения дохода при продаже основных средств, а также отныне доходом комиссионера является лишь вознаграждение комитента.

Вводится  РРО для всех единоналожников (кроме группы 1):

— с 01.07.15  для ФЛП 3 группы;

 — с 01.01.16 для ФЛП 2 группы.

Обязательность использования РРО не касается деятельности на рынках, а также продажи товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети.

В тоже время законодатели предусмотрели льготу в виде освобождения до 2017 года от проверок РРО тех ФЛП единщиков, которые начнут применять РРО с 01.01.15 по 30.06.15.

И еще кой-какие РРОшные новости

С 01.01.15 в перечень субъектов, обязанных применять РРО попали лица, осуществляющие операции:  

- по приему наличных для дальнейшего их перечисления (коммерческие агенты банков);

- по предоставлению услуг (работ)[1];

- по купле-продаже  инвалюты в кассах банков;

- по продаже товаров в системе электронной торговли (в том числе через Интернет).

Таким образом, с текущего года принимать деньги без применения РРО  прямо в кассу  можно будет только за продукцию  собственного производства – предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности (кроме предприятий торговли и общепита).

В тоже время, субъекты хозяйствования будут освобождаться до 01.07.15 от санкций за неприменение РРО:

- при  предоставлении услуг за наличные  с проведением расчетов в кассе;

- при проведении операций по купле-продаже  инвалюты в кассах банков с оформлением расчетных документов;

- операции коммерческих агентов банков, принимающих наличность для дальнейшего перечисления

- операции по продаже товаров в системе электронной торговли.

Также, теперь ежедневный фискальный отчет РРО необходимо будет распечатывать  только за дни, в которых осуществлялись расчетные операции.

Помимо этого, разрешено до 01.01.16 использовать ЭККА, введенные в эксплуатацию до 01.01.15, создающие контрольную ленту в печатном виде и передающие в фискальные органы по проводным и беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций, содержащуюся в их фискальной памяти, и при этом не выдающие электронные копии расчетных документов.

Розничные торговцы стали плательщиками акциза

С 01.01.15 в круг плательщиков акцизного налога включили —  субъектов хозяйствования розничной торговли, осуществляющих реализацию подакцизных товаров (продажу пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, нефтепродуктов, сжиженного газа, веществ, используемых как компоненты моторных топлив, топлива моторного альтернативного). Такие лица подлежат обязательной регистрации как плательщики акциза контролирующими органами по месту регистрации пункта продажи товаров не позже предельного срока предоставления декларации по акцизному налогу за месяц, в котором осуществляется хоздеятельность.

Базой налогообложения является стоимость (с НДС) подакцизных реализованных товаров.

Для таких подакцизных товаров, которые реализуются в розничной сети, ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в процентах от стоимости (с НДС), в размере 5%.

В случае, если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров является обязательным в соответствии с нормами НКУ, до принятия решения взимается, исходя из норм НКУ с применением их минимальных ставок, то есть 5%.

Суммы налога перечисляются в бюджет субъектом хозяйствования розничной торговли, который осуществляет реализацию подакцизных товаров, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для предоставления налоговой декларации за месячный налоговый период.

При этом продажа подакцизных товаров, на которые установлены максимальные розничные цены (МРЦ) – не может осуществляться  за ценами, которые выше МРЦ увеличенного на сумму акцизного налога с розничной торговли подакцизных товаров.

Уплачивается налог по месту осуществления реализации данных товаров.

Кроме того, с 01.07.15 пиво попадет в ряды алкогольных напитков.

Новый перечень налоговых расходов у общесистемщиков

ФЛП на общей системе налогообложения до 01.01.15 имели право включать в налоговые расходы только те из них, что включаются в расходы операционной деятельности согласно р. III НКУ. С 01.01.15 исчезла привязка к расходам операционной деятельности и определен перечень расходов общесистемщика, которые он имеет право включить в состав налоговых расходов. 

Обновленное роялти

С 01.01.15 введены ограничения, по которым платежи не будут считаться роялти.  Теперь к роялти не относятся:

- вознаграждения за пользование компьютерной программой, если условия пользования ограничены функциональным назначением такой программы и ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого пользования (пользования "конечным потребителем");

- вознаграждения за приобретение экземпляров (копий, экземпляров) объектов интеллектуальной собственности, которые воплощены в электронной форме, для использования по своему функциональному назначению для конечного потребления;

-   вознаграждения за приобретение вещей (в том числе носителей информации), в которых воплощены или на которых находятся объекты права интеллектуальной собственности, определенных в абзаце первом настоящего подпункта, в пользование, владение и / или распоряжение лица.

Внесение таких изменений  в свою очередь расширяет базу налогообложения НДС, поскольку на стоимость такого вознаграждения придется начислять НДС[2].

Мораторий на проверки

Законом Украины  № 76 и Законом № 71 вводятся 2 моратория на проведения проверок:

  1. Мораторий на проверки контролирующими органами бизнеса в течение января-июня 2015 года. Данный мораторий не распространяется на проверки Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции. Проверки будут осуществляться в течение января - июня 2015 года исключительно с разрешения КМУ или по заявлению субъекта  хозяйствования о его проверке.
  2. Мораторий на проверки контролирующими органами[3] в 2015 и 2016 годах юридических лиц и ФЛП с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год[4]. Такие проверки осуществляться исключительно:

- с разрешения КМУ;

- по заявке субъекта  хозяйствования о его проверке;

- по решению суда или в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса.

Данный мораторий не распространяется:

- с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и / или производят и / или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛЕСВ, возмещения НДС;

- с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога 2 и 3 (физлица - предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, которые в период до 01.07.15 добровольно начали использовать РРО, по вопросам соблюдения порядка применения РРО.

Иные изменения касающиеся проверок

Дополнен перечень обстоятельств для проведения внеплановой проверки. Проверка осуществляется, в случае если налогоплательщиком не представлен в установленный срок уточняющий расчет для исправления ошибок, выявленных по результатам электронной проверки, проведенной по заявлению налогоплательщика.

Вводится норма, запрещающая контролирующим органам  проводить повторные проверки. Документальные внеплановые проверки не могут быть проведены при наличии 2-х условий:

  1. Основанием для проверки является:

– по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации, если выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства;

– выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком;

– плательщиком представлена декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость и/или отрицательное значение по налогу на добавленную стоимость, превышающее 100 тыс. грн.;

– получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора.

  1. Вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены предыдущими проверками налогоплательщика.

С 01.04.15  фактическая проверка может осуществляться без предупреждения не только в случае получения информации о нарушении производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и целевого использования спирта, а и нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного, сжиженного газа.

С 01.01.15 электронные проверки касаются всех налогоплательщиков с незначительной степенью риска, определенной согласно пункту 77.2 НКУ. Такие проверки будут проводиться по заявлению налогоплательщика.

«Нулевые» налоговые декларации можно не подавать.

Налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, за каждый отчетный период, в котором:

- возникают объекты налогообложения;

- имеются показатели, подлежащие декларированию, согласно требованиям НКУ.

Таким образом, плательщик может не подавать налоговую декларацию, если у него нет объекта налогообложения или показателей, подлежащих декларированию.

Исключение составляют плательщики, имеющие действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, подлежащей лицензированию согласно законодательству. Они обязаны за каждый установленный НКУ отчетный период представлять налоговые декларации независимо от того, осуществляли ли они хозяйственную деятельность в отчетном периоде.

ЕСВ: будет ли легализация заработной платы?

01.01.15 вступил в силу Закон № 77, которым создается единый Фонд социального страхования путем объединения Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности.

Содержание Фонда будет осуществляться за счет средств, поступивших от ЕСВ.

А что же с ЕСВ?  С 1 января 2015 года работодатели обязаны уплачивать размер ЕСВ не меньше минимального (размер рассчитывается исходя из минимальной заработной платы, установленной законодательством), независимо от суммы начисленной заработной платы. Это правило не касается выплаты заработной платы по неосновному месту работы. При начислении зарплаты (доходов) не по основному месту работы ставки ЕСВ применяются к определенной базе начисления вне зависимости от ее размера без применения коэффициента.

Также из перечня плательщиков ЕСВ исключены члены семей ФЛП, которые принимают участие в осуществлении предпринимательской деятельности.

ФЛП на общей системе налогообложения обязали за каждый месяц начислять ЕСВ независимо от факта получения доходов. В случае, если они не получили доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце, то они имеют право самостоятельно определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса. Следовательно,  они обязаны будут уплачивать минимальный размер ЕСВ даже за те месяцы, в которых они не получали доходов.

Кроме того, законодатель попытался уменьшить налоговую нагрузку на заработную плату (доход) для работодателей – юрлиц и ФЛП. С 1 января 2015 года при начислении заработной платы или вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки ЕСВ, установленные для работодателей, применяются с коэффициентом 0,4. Данный коэффициент можно будет применить только при выполнении одновременно следующих условий:

1) общая база начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год; либо если общая база начисления ЕСВ не превышает в 2,5 раза или более общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления ЕСВ плательщика за 2014 год на общую базу начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4);

2) средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30% по сравнению со средней заработной платой за 2014 год;

3) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн.;

4) средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных заработных плат.

Такой коэффициент применяется только для ставок начисления ЕСВ, для удержания ЕСВ коэффициент не применяется.

Насколько выгодно работодателю выводить из тени зарплату, посмотрим на примере.

Зарплата (белая)  работника в 2014 году составляет 1500,00 грн., на руки он получал 1297,95  грн. (удержанный ЕСВ – 54 грн., НДФЛ-125,55  грн., с учетом налоговой льготы, военный сбор – 22,50 грн.). Также  «в конверте» работодатель доплачивал 2000,00 грн. 

Ставка ЕСВ, установленная предприятию – 36,76%.

Рассчитаем расходы работодателя  по такому работнику в месяц: 1500 + 2000 + 1500 х36,76% =4051,40 грн.

А сейчас посчитаем зарплатные расходы 2015 года, если вывести из тени зарплату.

Зарплата работника в месяц составляет 5000 грн. (зарплата взята с учетом требования – ЕСВ  не меньше 700,00 грн.), на руки работник получит 4022  грн. ( удержанный ЕСВ – 180 грн., НДФЛ - 723 грн., военный сбор –75 грн.).

Размер коэффициента составляет  0,4

Зарплатные расходы работодателя  в 2015 году в месяц по работнику составят  5735,2 грн. (5000 + 5000 х 36,76%х 0,4).

Как видно разница в зарплатных расходах составит 1683,80грн. (5735,2 - 4051,40), что соответственно не в пользу работодателя. Конечно, есть свой плюс,  не будет проблем с контролирующими органами по вопросам выплаты заработной платы в «конверте». В то же время на фоне всеобщего кризиса, захочет ли работодатель нести такие расходы. Тем более что с 1 января 2016 года размер понижающего коэффициента повысится до 0,6.

Одновременно, с так называемым  снижением ставки ЕСВ, законодатель предусмотрел повышение ответственности работодателя.

Увеличены размеры штрафов:

— за неуплату (несвоевременную уплату) ЕСВ — с 10% до 20% от своевременно не уплаченных сумм;

— за доначисление фискальной службой своевременно не начисленного ЕСВ — с 5% до 10% от доначисленной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, но не более 50% от доначисленного ЕСВ.

Установлен штраф за непредставление отчета по ЕСВ — 10 нмдг (170 грн.) и 60 нмдг (1020 грн.) за повторное нарушение.

Вводится обязательность заключения трудового договора с работником в письменной форме и информирования ГФС о приеме работника на работу, в противном случае  работник не может быть допущен к работе.  Порядок уведомления фискалов о принятии на работу должен установить Кабмин.

С КЗоТ исключена норма, согласно которой трудовой договор между работником и физическим лицом требовал регистрации в государственной службе занятости.

Увеличивается  административная и уголовная ответственность, и предусматриваются дополнительные финансовые санкции за нарушения трудового законодательства:

- за допуск работника к выполнению трудовых обязанностей без заключения трудового договора, в случае оформления работника на неполное рабочее время при фактической работе в течение полного рабочего времени, и выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов – штраф в размере 30 минзарплат (на 01.01.15– 36 540 грн.) за каждого работника, относительно которого совершено правонарушение.

Также за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) влечет наложение админштрафа на должностных лиц предприятий и ФЛП  - от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17000 грн.). Повторное на протяжении года совершение такого нарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, грозит штрафом в размере от 1000 до 2000 НМДГ (от 17000 до 34000 грн.).

- за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату их не в полном объеме - штраф в 3-кратном размере минзарплаты (на сегодня — 3654 грн.).

-за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда наказывается штрафом в 10-кратном размере минимальной зарплаты, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (на сегодня - 12 180 грн.).

-за  нарушение других требований трудового законодательства предусмотрена ответственность в размере минзарплаты (на сегодня - 1218 грн.).

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

 

Продолжение спецвыпуска налоговых новостей законодательства:

Часть III

 



[1] Внимание, теперь финансовую помощь также нельзя будет вносить в кассу без применения РРО.

[2] Внимательным необходимо быть тем, субъектам, которые не являются плательщиками НДС, при этом получают услуги от нерезидента с местом поставки на территории Украины, поскольку у них  при выплате вознаграждений возникнут обязательства по уплате НДС.

[3] Настораживает словосочетание «контролирующими органами», поскольку в их число входят не только фискальная служба. Скорее всего, здесь речь о проверках ГФС.

[4] Исходя из данной формулировки, можно сделать вывод, что запрет на проведение проверок касается только проверок за предыдущий год, а все остальные периоды можно будет проверять. По этому поводу надо будет ждать разъяснений налоговиков. 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%