пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Налоговые новости 01.2015.Спецвыпуск. Часть III

Налоговые новости. Спецвыпуск

январь 2015 года

Часть III

Переход к предыдущим частям: 

Часть I

Часть II

Трансфертное ценообразование: по-новому 

Законом  № 72 была  изложена в новой редакции ст. 39 НКУ относительно трансфертного ценообразования.

Начиная с 01.01.15 трансфертное ценообразование используется исключительно для контроля исчисления налога на прибыль.

Какие же операции теперь являются контролируемыми? Контролируемыми являются хозяйственные операции:

– со связанными лицами – нерезидентами;

– по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов;

– с нерезидентами, зарегистрированными в государстве, включенном в специальный Перечень государств, утвержденный Кабмином[1].

В состав контролируемых операций включаются операции по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов (независимо от их связанности или регистрации в «низконалоговой» юрисдикции),  а также операции, осуществляемые между связанными лицами при посредничестве лиц, не являющихся связанными, но:

- не выполняющих существенных функций, связанных с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг) между связанными лицами;

- не использующих существенных активов и /или не принимающих на себя существенных рисков для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг) между связанными лицами.

Данное новшество было введено для того, чтобы в цепочку операций не включали формально несвязанных лиц с целью ухода от контроля за трансфертными ценами.

Перечисленные хозяйственные операции являются контролируемыми, если одновременно выполняются два критерия:

1) общий объем налогооблагаемого дохода плательщика налога и/или его связанных лиц превышает 20 млн. грн. за соответствующий отчетный год;

2) объем группы таких хозяйственных операций плательщика налогов и/или его связанных лиц с одним контрагентом превышает 1 млн. грн. (без учета НДС) или 3 % налогооблагаемого дохода за отчетный год.

Любые другие операция  являются неконтролируемыми.

Как видно контроль за трансфертными ценами теперь касается только операций с нерезидентами, а вместо предельного объема операций 50 млн. грн. с одним контрагентом в год стал  годовой налогооблагаемый доход более 20 млн. грн. и объем группы операций с контрагентом – 1 млн. грн. (без учета НДС) или 3 % налогооблагаемого дохода.

Расширены критерии отнесения к связанным лицам - юрлицам и физлицам, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют. Критерии разделены на 3 группы: для юридических лиц, для физического лица и юридического лица и для физического лица, см. ниже.

Категория лиц

Критерии связанности

Юридические лица

 

- одно юрлицо непосредственно и/или опосредствованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 % и более;

– одно и то же юрлицо или физлицо непосредственно и/или опосредствованно владеет корпоративными правами в каждом таком юридическом лице в размере 20 % и более;

– одно и то же юрлицо или физлицо принимает решение относительно назначения (избрания) единоличных исполнительных органов каждого такого юридического лица;

– одно и то же юрлицо или физлицо принимает решение относительно назначения (избрания) 50 % и больше состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета каждого такого юридического лица;

– по крайней мере 50 % состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета каждого такого юрлица составляют одни и те же физические лица;

– единоличные исполнительные органы таких юрлиц назначены (избраны) по решению одного и того же лица (владельца или уполномоченного им органа);

– юрлицо имеет полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такого юрлица или на назначение (избрание) 50 % и более состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

– сумма всех кредитов (ссуд), возвратной финансовой помощи от одного юридического лица и/или кредитов (ссуд), возвратной финансовой помощи от других юридических лиц, гарантированных одним юридическим лицом, относительно другого юридического лица превышает сумму собственного капитала больше чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, осуществляющих исключительно лизинговую деятельность, – более чем в 10 раз)

Физические лица и юридические лица

 

– физлицо непосредственно и/или опосредствованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20 % и более;

– физлицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган такого юридического лица или назначать не менее 50 % состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

– физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в таком юрлице;

– физическое лицо имеет полномочия на назначение единоличного исполнительного органа такого юридического лица либо на назначение 50 % и более состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

– сумма всех кредитов (ссуд), возвратной финпомощи от физлица, предоставленных юрлицу, и/или любых кредитов (ссуд), возвратной финансовой помощи от других физлиц, предоставленных юрлицу, которые предоставляются под гарантии этого физлица, превышает сумму собственного капитала больше чем в 3,5 раза (для финучреждений и компаний, осуществляющих исключительно лизинговую деятельность, – более чем в 10 раз)

Физические лица

 

муж и жена, родители (в т. ч. усыновители), дети (совершеннолетние/несовершеннолетние, в т. ч. усыновленные), родные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель, ребенок, над которым установлена опека или забота

Контролирующим органам предоставлено право обращения в суд относительно признания лиц связанными на основе фактов и обстоятельств, что одно лицо осуществляло практический контроль за бизнес-решениями другого юрлица и / или же физ- или юрлицо осуществляло практический контроль за бизнес-решениями каждого юрлица.

Также изменена ответственность за непредставление налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о совершенных им в течение года контролируемых операцих или невключение в такой отчет информации о всех осуществленных в течение отчетного периода контролируемых операциях. Такие действия повлекут за собой наложение штрафа в размере:

- 100 размеров минзарплаты - в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях;

- 5 % суммы контролируемых операций, не задекларированной в отчете;

- 3 % суммы контролируемых операций, по которым не было подана документация, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции.

Подача отчета о контролируемых операциях будет обязательной только для операций, которые в совокупности превышают 5 млн. грн., для операций меньших объемов налогоплательщик обязан предоставить справку о таких операциях в составе декларации по налогу на прибыль.

Отчет о контролируемых операциях за 2014 год подается до 01.05.15 и формируется на основании редакции ст. 39 НКУ, действовавшей до 01.01.15.

Претерпели изменений правила проведения проверки контролируемых операций органами ГФС. Непредставление отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию является основанием для проведения внеплановой проверки.

Увеличен срок давности для контроля  за такими операциями   (проведения проверки и начисления обязательств) до 2555 дней, т. е. до 7 лет.

Неподъёмное бремя для импортеров

Законом № 73 временно вводит сроком на 12 месяцев дополнительный импортный сбор на товары[2], ввозимые на таможенную территорию Украины в режиме импорта, независимо от страны их происхождения. Сбор будут взимать по ставкам:

- 10% для товаров 1-24 группы УКТ ВЭД;

- 5% для товаров 25-97 группы УКТ ВЭД;

- 10 % для товаров, подлежащих обложению ввозной пошлиной согласно ст. 374 Таможенного кодекса Украина.

Не будут являться объектами налогообложения жизненно необходимые товары, в частности: природный газ, уголь,  электроэнергию, необлученные топливные элементы,  нефть, нефтепродукты (бензин, мазут, дизтопливо), медицинские изделия для проведения гемодиализа и лечения онкологических больных по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины.

Администрирование дополнительного импортного сбора урегулировано Законом № 74.

На сегодняшний день  дополнительный импортный сбор еще не введен в действие. Закон вступит в силу только после завершения консультаций с международными финансовыми организациями относительно применения этого инструмента в качестве метода регулирования платежного баланса и стабилизации резервов НБУ. После завершения соответствующих консультаций будет обнародовано решение Кабмина Украины  относительно введения его в действие.

Налоговый компромисс - прощение грехов

13.01.15 Президент Украины подписал Закон Украины  «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса».

Суть налогового компромисса заключается в том, что плательщики налогов могут погасить заниженные  налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС за любой налоговый период до 1 апреля 2014 года или несогласованные налоговые обязательства, оплатив лишь 5% от их суммы, а 95% суммы соответствующих обязательств будут считаться погашенными.

Для этого плательщику необходимо подать в фискальные органы уточненные расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или по налогу на добавленную стоимость и после согласования их фискальным органом заплатить 5 % от суммы налоговых обязательств.

Стоит обратить внимание, что законодатель разрешил уточнять только завышенные расходы и налоговый кредит, на случаи когда плательщик не отобразил какую-либо налогооблагаемую операцию в составе доходов, т.е.  если занижены  доходы - налоговый компромисс не применяется.

Для того чтобы применить налоговый компромисс к несогласованным налоговым обязательствам, плательщику необходимо подать в письменной форме заявление о намерении достижения налогового компромисса, которое является фактом согласования налоговых обязательств, и заплатить 5 % от суммы налоговых обязательств.

При этом такие плательщики будут освобождаться от юридической ответственности (финансовой, административной и уголовной). Общий срок возможности принятия решения налогоплательщиком о применении процедуры налогового компромисса составляет 90 календарных дней со дня вступления в силу данного закона[3].

Увеличен сбор при покупке валюты

С 01.01.15 физические лица, которые осуществляют операции по покупке иностранной валюты в наличной форме (кроме физических лиц, осуществляющих операции по покупке иностранной валюты для погашения кредитов) должны платить сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 2% от суммы покупки валюты.

Также с 01.01.15 отменен сбор на обязательное государственное пенсионное страхование для физических/юридических лиц от операций покупки безналичной иностранной валюты.

Использованные источники:

http://www.mdoffice.com.ua/

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua



[1] При определении Перечня государств учитываются такие критерии: государства, в которых ставка налога на прибыль на 5 процентных пунктов ниже, чем в Украине; государства, не раскрывающие в публичном доступе структуру собственности юрлиц; а также государства, с которыми Украина не заключила договора об обмене информацией.

[2] Под дополнительный импортный сбор попадут и иностранные инвестиции в форме отличной от денежной (импортируемый товар).

[3] Закон вступает в силу на следующий день, после его опубликования. На сегодняшний день информация о публикации Закона отсутствует. 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%