пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Налоговые новости. Спецвыпуск 05.01.2016

Налоговые новости. Спецвыпуск

5 января 2016 года

Уважаемые клиенты, поздравляем  с Новым Годом и с наступающим Рождеством!!!

Пришел Новый Год, а с ним и так называемая «тестовая» налоговая реформа. Как и ожидалось, 1 января 2016 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 24.12.15 №909-VIII, внесший изменения в Налоговый кодекс Украины и в Закон Украины  «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

О новшествах введенных данным Законом мы расскажем ниже.

Налог на добавленную стоимость

Состав плательщиков налога, объект налогообложения и ставки НДС остались такими же, как и в 2015 году. Обещанное Законопроектом увеличение до 2 млн. грн. объема налогооблагаемых операций, которое приводит к обязательной регистрации плательщиком НДС, так и не произошло.

- Аннулирование регистрации плательщиком НДС

Отменена такая причина аннулирования регистрации плательщиков НДС, как присвоение состояния «9», т.е.  через «отсутствие» плательщика по местонахождению.

- База обложения НДС

1. С базы налогообложения исключен акцизный налог на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.

2. Уточнена база начисления НДС при поставке собственной продукции/услуг – теперь договорная цена на них будет сравниваться с обычной ценой, а не с их себестоимостью, как это было ранее. Для определения обычной цены товаропроизводителям-плательщикам НДС необходимо пользоваться правилами пп. 14.1.71 п. 14.1 ст.14 НКУ. Исходя из определения обычной цены – это цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен. Это определение не распространяется на операции, признаваемые контролируемыми в соответствии со ст. 39 НКУ.

Лимит регистрации налоговой накладной/расчета корректировки

Формула лимита регистрации налоговой накладной/расчета корректировки увеличена на новый показатель ∑Овердрафт, который будет пересчитываться ежеквартально.

Под овердрафтом понимается сумма среднемесячного размера сумм НДС, которые за последних 12 месяцев были задекларированы и уплачены плательщиком в бюджет.

- НДС – счета в СЭА

Теперь на НДС - счета будут возвращаться с бюджета излишне уплаченные сумы НДС, в порядке установленном  ст. 43 НКУ.

- Налоговый кредит

Основанием для отнесения покупателем сумм НДС к налоговому кредиту может быть налоговая накладная, содержащая ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые:

- не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, что поставляются), период, стороны и сумму налоговых обязательств,

- не приводят к занижению/завышению суммы лимита регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки, для продавца/покупателя.

Также, законодатель изменил принцип воздействия на недобросовестных продавцов товаров/услуг, которые допустили ошибки при указании обязательных реквизитов налоговой накладной и/или нарушили сроки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (НК/РК). Покупатель имеет право подать заявление с жалобой на такого продавца в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный период, в котором (1) не предоставлена НК (2) или допущены ошибки при указании обязательных реквизитов НК (3) и/или нарушены предельные сроки регистрации в ЕРНН, а контролирующий орган в течение 15 календарных дней со дня получения заявления должен провести документальную внеплановую проверку указанного продавца.

Кроме того, в перечень причин, по которым начисляются налоговые обязательства  по п. 198.5 ст. 198 НКУ попали также:

- операции, место поставки по которым расположено за пределами таможенной территории Украины;

- случай, когда на момент проверки налогоплательщика контролирующим органом в акте выборочной (частичной) инвентаризации, проведенной налогоплательщиком по требованию такого органа, выявлена недостача приобретенных таким плательщиком товаров (за исключением случая, когда такая нехватка обусловлена уничтожением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы). Такие товары считаются использованными налогоплательщиком в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью плательщика налога, следовательно, требуют начисления налоговых обязательств.

- Финансовая ответственность

Вводится новый вид финансовой ответственности для поставщиков в случае не исправления ошибок в обязательных реквизитах налоговых накладных (ст. 1201 НКУ).

Ответственность (штрафы) различны по величине и зависят от того, когда налоговики нашли ошибки в обязательных реквизитах налоговых накладных:

- если ошибка исправлена до налоговой проверки, то при налоговой проверке штрафа не будет;

- если ошибка найдена контролирующим органом во время проверки и принято налоговое уведомление-решение о необходимости исправления  – штраф 170 грн.;

- если ошибка не исправлена (т.е., не выполнено налоговое уведомление-решение в течение 10 дней с даты его получения), то  применяется штраф от 10% до 100% от суммы НДС в такой налоговой накладной. Размер штрафа зависеть от того, сколько дней прошло с даты, до которой ошибку надо было исправить.

Размер штрафов за нарушение сроков регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки к ним законодатели не изменили, как и ранее максимальный размер такого штрафа - 50% НДС, указанного в несвоевременно зарегистрированных налоговых накладных (п. 1201.2 НКУ).

- Бюджетное возмещение НДС

Исключены такие основания, которые ранее не давали право на бюджетное возмещение, как:

- регистрация плательщика НДС менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение;

- объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения.

На замену автоматического возмещение НДС вводятся два Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, которые должен вести ГФСУ:

один - для регистрации заявлений от тех, кто отвечает  перечню критериям, установленным п. 200.19 ст.200 НКУ. Перечень критериев схож с перечнем, который был ранее установлен для автоматического бюджетного возмещения. Из нового перечня – исключен такой критерий как отсутствие налогового долга, а также исключен альтернативный критерий в части осуществления инвестиций в необоротные активы в размерах не менее 3 млн. грн. в течение последних 12 календарных месяцев;

второй  -  для регистрации заявлений от тех, кто этим критериям не отвечает.

В обоих реестрах указываются данные о поступлении заявлений и их обработке, о дате заключения, которое направлено государственному казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет плательщика НДС, о дате и сумме НДС, которая была фактически возмещена.

Порядок ведения и форма реестров заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения утверждаются КМУ (сейчас их еще нет).

Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения будет осуществляться в хронологическом порядке согласно очередности внесения в каждый соответствующий Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения. Сумма бюджетного возмещения считается согласованной со дня, следующего за днем окончания срока проведения камеральной проверки.

Помимо этого, фискальные органы получили право проводить документальные проверки плательщика налога в случае, если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям (п. 200.11 НКУ):

- за периоды до 1 июля 2015 года, не подтвержденные документальными проверками;

- по приобретению товаров/услуг у плательщиков налога, которые использовали специальный режим налогообложения за период до 1 января 2016 года.

НДС - изменения для аграриев

1. Для сельхозтоваропроизводителей  спецрежим по НДС сохранится лишь на 2016 год. С 01.01.17 такой режим будет полностью отменен.

2. Изменился порядок уплаты НДС спецрежимщиками в бюджет. Спецрежимникам будут открыты дополнительно счета в СЭА, предназначенные для перечисления средств в госбюджет Украины и на их спецсчета для осуществления 1) операций по поставке зерновых и технических культур, 2) операций по поставке продукции животноводства, а также  3) операций по поставке других сельскохозяйственных товаров/услуг.

Начиная с отчетного периода января 2016 года, сумма НДС, определенная спецрежимщиками как налог, подлежащий уплате, будет перечисляться в пропорциях, которые зависят от операций, которые привели к возникновению такого НДС:

- при поставке зерновых и технических культур: 85% - в государственный бюджет, 15% - перечисляется на спецсчет;

- при поставке продукции животноводства: 20% - в государственный бюджет, 80% - перечисляется на спецсчет;

- при поставке других с/х товаров/услуг: 50% - в государственный бюджет, 50% - перечисляется на спецсчет.

3. Отменена льгота по освобождению от обложения НДС определенных зерновых и технических культур. С 01.01.16  все операции по поставке зерновых и технических культур облагаются НДС, а операции по их экспорту – предусматривают применение нулевой ставки. Восстановлено таким образом и право на возмещение НДС для всех экспортеров зерновых и технических культур.

Налог на прибыль

1. С  2016 году возвращается квартальный отчетный период для тех, кто имеет доходы более чем 20 млн. грн.

2. Отменены ежемесячные авансовые взносы. Единственное исключение: это единоразовая уплата авансового взноса в размере 2/9 суммы налога, определенного к уплате в декларации за 9 месяцев 2016 года. Этот авансовый взнос следует уплатить до 31.12.16, и платят его, соответственно, только тем, кто будет подавать декларацию поквартально.

3. Ставки остаются на уровне 2015 года.

4. Уточнено правило корректировки финансового результата к налогообложению на сумму дохода от участия в капитале других плательщиков налога на прибыль предприятий, плательщиков единого налога четвертой группы и полученных дивидендов, причем оно применяется задним числом с 01.01.2015 года.

5. Специальные налоговые корректировки предусмотрены на случай финансовой реструктуризации долга (п. 39 подр. 4 «Переходные положения» НКУ).

6. Уточнены требования к уставным документам объединений совладельцев многоквартирных жилых домов как неприбыльных организаций. Больше не требуются положения о передаче имущества в случае их ликвидации (п. 133.4 ст. 133 НКУ).

Налог на доходы физических лиц   

1. Установление единой базовой ставки НДФЛ - 18% (вместо действовавших до 01.01.16 ставок  - 15% и 20%).

К пассивным доходам применяются ставки 5% и 18%.  Ставка 5% применяется  к пассивным доходам в виде дивидендов, начисленным плательщиками налога на прибыль (кроме доходов в виде дивидендов по акциям, инвестиционным сертификатам, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования).  К иным пассивным доходам применяется ставка 18 % (проценты на депозиты (вклады), роялти, инвестиционная прибыль,  процентный (дисконтный) доход по именным сберегательным сертификатам, доход по ипотечным ценным бумагам и т.п.).

Для пенсий или ежемесячного денежного содержания, размер которых будет превышать  3 размера минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года,  к суме превышения будет применяться ставка 15%.

2. Налоговая социальная льгота устанавливается на уровне 50 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц)  и составляет 689,0 грн.

3. Отменена обязанность подачи плательщиком годовой декларации в том случае, если он в течение отчетного года получал зарплату и выплаты по гражданско-правовым договорам от двух и более налоговых агентов и сумма таких доходов превысила 120 МЗП, установленных на 1 января отчетного года.

4. Авансовые платежи предпринимателей по НДФЛ будут уплачиваться до 20 числа месяца, следующего за каждым кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). При этом авансовые взносы рассчитываются ФЛП самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов каждого квартала,  а не  из суммы налога за прошлый год как было ранее. Авансовый платеж за 4 квартал не рассчитывается и не уплачивается. Не будет уплачиваться такой авансовый платеж и в случае, если результатом расчета авансового платежа за соответствующий квартал является отрицательное значение.

Военный сбор

Сохранился в неизменном виде.

Единый налог

1. Уменьшен для плательщиков 3 группы годовой объем дохода с 20 млн. грн. до 5 млн. грн.

У многих плательщиков на 3 группе, которые в 2015 году превысили барьер в 5 млн. грн. автоматически возник вопрос о необходимости перехода на общую систему налогообложения.  Хотели бы сообщить, что по нашему мнению в таком переходе нет необходимости.  Ограничения в объеме годового дохода в 5 млн. грн. действует с 01.01.16, а соответственно не могут распространяться на доходы предыдущего периода -2015 года. Данное ограничения должно применяться к доходам, полученным уже с 2016 года.[1]

2. Увеличены ставки для плательщиков 3группы: с 2% до 3% (для плательщиков НДС) и с 4% до 5% (для неплательщиков НДС).

3. Повышены в 1,8 раза ставки единого налога для 4 группы плательщиков (сельхозпредприятий). Например, размер ставок в процентах от нормативной денежной оценки одного гектара составляет: для пашни, сенокосов и пастбищ: общая – 0,81 %; в горных районах и на полесских территориях – 0,49 %; на закрытой почве – 5,4 %; для многолетних насаждений: общая – 0,49 %; в горных зонах и на полесских территориях – 0,16 %; для земель водного фонда – 2,43 %.

4. Из статьи 292¹ НКУ, определяющей объект налогообложения для плательщиков 4 группы, исключена норма, согласно которой право собственности/пользования земельными участками должно было быть «оформлено и зарегистрировано в соответствии с законодательством». Требование об обязательном оформлении и регистрации права собственности/пользования земельными участками исключено и из  определения сельскохозяйственного товаропроизводителя (пп.14.1.235 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Кроме того, плательщики 4 группы при определении  объекта налогообложения  в 2016 году должны буду применять  коэффициент  индексации нормативно денежной оценки земли, установленной на 01.01.2015 года. 

Налог на недвижимое имущество

Увеличена максимальная ставка налога на недвижимое имущество. В 2016 году за 1 кв. м. ставка будет равняться 3% от минимальной зарплаты, что в 2016 году составит 41,34 грн. (1378 грн. × 3%).

Кроме того, с 2016 года собственникам объекта (объектов) жилой недвижимости площадью свыше 300 кв. м. (для квартир) и/или свыше 500 кв. м. (для домов) налог  будет дополнительно увеличен на 25 000 грн. в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его часть).

Транспортный налог

Изменен объект налогообложения транспортным налогом - облагаться налогом будут легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, и среднерыночная стоимость превышает 750 размеров минзарплат  (1,03  млн. грн. с 2016 года).

Среднерыночная стоимость будет определяться Минэкономразвития, по методике, утвержденной КМУ, исходя из марки, модели, года выпуска, типа двигателя, объема цилиндров двигателя, типа коробки переключения передач, пробега легкового автомобиля, и будет размещаться на его официальном веб-сайте.

Акцизный налог

Новацией станет внедрение с 01 марта 2016 года  акцизных накладных при реализации топлива, Единого реестра акцизных накладных и системы электронного администрирования реализации топлива плательщиками акцизного налога.

Плательщик налога при реализации топлива обязан будет составить в электронной форме акцизную накладную по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД реализованного топлива и зарегистрировать ее в 15-ти дневный срок  Едином реестре акцизных накладных. 

Акцизная накладная будет составляться в день реализации топлива при каждой полной или частичной операции по реализации топлива. В случае реализации топлива конечному потребителю, не являющемуся плательщиком акцизного налога, акцизная накладная может быть составлена по дневному итогу операций.

Акцизная накладная предусматривает заполнение следующих обязательных реквизитов: порядковый номер и дата составления, реквизиты продавца и получателя топлива, код товарной  подкатегории согласно УКТ ВЭД, описание топлива, объем топлива в литрах, приведенных к температуре 15С.

Принцип действия системы  электронного администрирования акцизного налога  схож с системой электронного администрирования НДС – плательщик налога может зарегистрировать акцизную накладную и/или расчет корректировки, в которых общий объем  реализованного топлива не превышает объем рассчитанный по утвержденной формуле. Если рассчитанный по формуле «регистрационный» объем меньше чем объем топлива в акцизной накладной и/или расчете корректировки,  то плательщик налога обязан перечислить в бюджет сумму акцизного налога за соответствующий объем реализуемого топлива.

Законодатель предусмотрел штрафные санкции к плательщикам налога, которые нарушат граничные сроки регистрации акцизных накладных и/или расчетов корректировки. Штрафы будут зависеть от количества дней просрочки и варьироваться в пределах от 2% до 50% суммы акцизного налога, указанного в  акцизных накладных и/или расчетов корректировки.

Плательщикам акцизного налога будут автоматически открыты учетные карточки в системе электронного администрирования реализации горючего по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД.

В течение 20 календарных дней, начиная с 1 марта 2016, налогоплательщик обязан подать контролирующему органу акт проведения инвентаризации объемов остатка топлива по состоянию на начало дня 1 марта 2016 с указанием адресов объектов, на которых хранятся соответствующие объемы остатков горючего.

С 1 марта 2016 до 1 апреля 2016 года  вводиться переходный период, в течение которого регистрация акцизных накладных/расчетов корректировки в Едином реестре осуществляется без ограничения «регистрационным» объемом.  Также, не будут применяться штрафы за нарушение сроков регистрации в Едином реестре акцизных накладных / расчетов корректировки, составленных с 1 марта 2016 года до 1 апреля 2016 года.

Экологический налог

Увеличены ставки за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения: оксида азота, ацетона, углеводородов, озона и др. Выросли и ставки налога за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты.

Администрирование налогов

1. Предусмотрено право плательщика подать отчетность на бумажном носителе лично или по почте, если налоговый орган в одностороннем порядке расторг договор о признании электронных документов (абз. 3 п. 49.4 НКУ).

2. Изменился перечень оснований для проведения внеплановых документальных проверок. Исчезло такое основание как получение фискальными органами информации, которая свидетельствует о нарушении плательщиком налогового законодательства (пп. 78.1.1 ст. 7 8НКУ).

ЕСВ

1. Изменены ставки ЕСВ. Независимо от класса риска, устанавливается единая ставка начисления ЕСВ – 22%. Исключением является ставки начисления ЕСВ для инвалидов, они остались без изменения. 

Удержание ЕСВ с доходов -  отменяется.

2. Увеличена  максимальная база обложения ЕСВ – до 25 прожиточных минимумов (с 01.01.16 – 34450 грн.; с  01.05.16 – 36250 грн., с 01.12.16– 38750 грн.)

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.dtkt.com.ua

 



[1] По данному вопросу НКУ не содержит каких-либо положений, так же по этому поводу еще не высказались и фискальные органы. После получения официального мнения ГФСУ мы Вас дополнительно проинформируем. [1]

 

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%