пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Налоговые новости 07.2015

Налоговые новости

 июль 2015 года

Работа над ошибками

29.07.15 вступил в силу  Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования НДС» №643-VIII от 16.07.15. Данным Законом парламентарии  попытались усовершенствовать  СЭА[1].

Какие же новшества нам принес данный Закон?

Законом  предусмотрено на начало третьего рабочего дня после вступления его в силу «обнуление» формулы (всех ее составляющих), определяющей регистрационную сумму, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН[2]. В обнулившуюся формулу автоматически будут включены:

  • среднемесячные (1/12) суммы НДС, задекларированные плательщиком к уплате в бюджет и погашенные или рассроченные за последние 12 месяцев/4 квартала (так называемый «овердрафт»);
  • суммы переплат по состоянию на 01.07.15;
  • суммы остатка средств на электронном счете плательщика по состоянию на 29.07.15;
  • суммы отрицательного значения, не погашенного по состоянию на 01.07.15, задекларированные плательщиками в строках 24 и 31 декларации по НДС за июнь/ІІ квартал 2015 года;
  • суммы НДС, содержащиеся в налоговых накладных/расчетах корректировки, составленных начиная с 01.07.15;
  • суммы НДС по импортированным товарам с таможенных деклараций, листов корректировки и дополнительных деклараций, оформленных с 01.07.2015 года.

Законом сокращено количество реквизитов налоговой накладной, из числа обязательных реквизитов исключены реквизиты о местонахождении сторон и виде договора. При этом ГФСУ в письме от 29.07.15 № 27651/7/99-99-19-03-02-17 отметила, что с  29.07.15 плательщики налога при составлении налоговой накладной/расчета корректировки могут не заполнять в их заглавной части поля таких  реквизитов как местонахождение (налоговый адрес продавца); местонахождение (налоговый адрес покупателя); номер телефона (продавца и покупателя); вид гражданско-правового договора, его номер и дата; форма произведенных расчетов.

Законодатели на уровне НКУ урегулировали порядок составления сводных и итоговых налоговых накладных. Плательщики налога, поставляющие товары/услуги непрерывно или ритмично, будут иметь право составлять 1 раз в месяц 1 сводную налоговую накладную каждому покупателю – плательщику НДС. Например, поставка тепла, газа, электроэнергии, услуг связи и т. п. Такие накладные составляются в последний день месяца и содержат объем всех операций, проведенных за месяц.

Законом прописан и порядок выписки и регистрации в ЕРНН расчетов корректировки, он плательщикам уже знаком из Порядка № 569[3].

Закреплена возможность «отложить» налоговый кредит. Плательщики смогут  в течение 365 календарных дней с даты составления налоговой накладной включить в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН. 

Покупателям предоставлено право отражать налоговый кредит на основании копий налоговых накладных, полученных из ЕРНН. То есть им уже не нужно получать такие налоговые накладные у поставщиков.

Увеличен  срок подачи жалобы на поставщика с 60 до 365 дней за нарушение порядка заполнения  и регистрации  налоговых накладных. Однако, как и до изменений, такая жалоба не будет давать  права на налоговый кредит.

Для уменьшения отвлечения оборотных средств увеличен срок регистрации налоговых накладных в ЕРНН, составленных с 1 июля по 30 сентября 2015 года до 31-го календарного дня. Ранее срок регистрации составлял 15 календарных дней с даты составления накладных.

Не будут применяться штрафные санкции за нарушение сроков регистрации налоговых накладных в ЕРНН, составленных до 01.10.2015 года. Кроме того, плательщики налога смогут получать от ГФС извлечения о движении средств на их электронных счетах и суммах НДС, перечисленных в бюджет.

Помимо этого, четко прописано, что штрафы за просрочку регистрации в ЕРНН, касаются не только налоговых накладных, но и расчетов корректировки.

Также всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, применяющим спецрежим НДС, Госказначейство должно автоматически открыть дополнительные электронные счета[4] для зачисления сумм НДС от сельскохозяйственной деятельности. Средства с таких счетов Казначейством автоматически (в день их зачисления на электронный счет с/х предприятием) перечисляются на специальные счета с/х товаропроизводителей.

Ко всему прочему, Законом установлена неприкосновенность спецсчетов,  на средства, которые находятся на электронных счетах плательщиков, не будет распространяться действие Закона Украины «Об исполнительном производстве», т.е. на такие средства нельзя будет наложить  арест, обратить взыскание. А тот арест, который на сегодняшний день наложен, подлежит снятию. 

Об уменьшении налогового давления на плательщиков

Парламент принял Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно снижения налогового бремени на налогоплательщиков» (законопроект от 03.02.15 № 2004). Закон предоставляет право Минфину осуществлять обобщение налоговых консультаций. Вводится для контролирующих и других органов запрет на использование акта проверки в качестве основания для выводов относительно взаимоотношений  налогоплательщика с его контрагентами, в случае если налоговое уведомление-решение не принято по результатам составления акта проверки или отменено. Контролирующим органам разрешено  принимать налоговые уведомления-решения при наличии уголовного производства.

Также Законом уточнены условия и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов к проведению документальных выездных и фактических проверок. Кроме того, уточнены  обстоятельства, при которых может быть применен административный арест активов, теперь прописано, что в случае отказа от фактической проверки или не допуска проверяющих к ней, применяется административный арест. 

Уменьшен с 10 до 5 дней предельный срок для направления налоговой декларации по почте, в случае направления налоговой декларации по почте плательщик налога обязан осуществить такое направление не позже чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи налоговой декларации.

Помимо этого временно, до 31 декабря 2016 года, налогоплательщиков  с доходом до 20 млн. грн.  освободили от уплаты штрафных (финансовых) санкций, указанных в налоговом уведомлении-решении, в случае уплаты налогового обязательства в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения налогового уведомления-решения.

Закон должен вступить в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. Сейчас же, согласно информации с официального сайта ВР, Закон передан Президенту на подпись.

Есть «лимон» – покупай РРО

23 июля вступил в силу Закон Украины от 01.07.15 № 569-VIII, которым освобождены от применения РРО предприниматели — плательщики единого налога. РРО не применяются плательщиками единого налога:

  • · первой группы;
  • · второй и третьей групп (ФЛП) независимо от выбранного вида деятельности, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 1 млн. грн. 

В случае превышения дохода применение РРО является обязательным и начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех следующих налоговых периодах в течение действия свидетельства плательщика единого налога[5]. Особо внимательным надо быть палильщикам 2-й группы, чей доход уже превысил 1 млн. грн. или находится на грани достижения. До этих изменений они могли, не беспокоится о РРО до 01.01.2016 года. С 23.07.15  2-я группа попала в ряды субъектов обязанных применять РРО при достижении «миллионного лимита».

Кроме того, этим Законом санкции за нарушение требований Закона об РРО[6] в период с 01.07.15 до 01.01.16 не применяются к субъектам хозяйствования, которые до 01.08.15 заключили договоры на поставку РРО и ввели в эксплуатацию такие РРО до 01.01.16. Освобождаются от санкций субъекты хозяйствования при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются не в кассах уполномоченных банков, операций коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений по принятию наличных для дальнейшего их перевода с использованием программно-технических комплексов самообслуживания - до 01.01.2016 года. Также с ФЛП-единщиков, не являющихся плательщиками НДС, сняты требования об обязательности ведения учета товарных запасов на складах и/или по месту их реализации.  На них не распространяется и требование обеспечивать соответствии сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО. Отменено также требование хранений в течение 3-х лет контрольные ленты РРО.

Помимо прочего, теперь будут штрафовать только юридических лиц за несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете (более чем на 10% размера МЗП). Еще одним важным изменение стала отмена пятикратного штрафа. Первое нарушение требований Закона об РРО буде  штрафоваться одной гривной, а все следующие – штрафом в размере 100% стоимости товаров, проданных с нарушением.

«Конкурентный» арендатор земли? Заплати в бюджет больше!

24 июля вступил в силу Закон от 30.06.15 № 557-VIII, которым  внесены изменения в ст. 288 Налогового кодекса Украины относительно предельного размера арендной платы за аренду земли государственной и коммунальной формы собственности. Изменениями предусмотрено, что годовая сумма арендной платы может превышать 12 % нормативной денежной оценки, в случае определения арендатора на конкурентных началах (в предыдущей редакции НК размер арендной платы должен был быть не менее 3 % нормативной денежной оценки, но не более 12 % такой оценки).

Здания дошкольных и общеобразовательных учебных заведений
освобождены от налога на недвижимость

7 июля Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс  относительно создания благоприятных условий для оказания образовательных услуг дошкольными и общеобразовательными учебными заведениями негосударственной формы собственности (законопроект № 2276). Законопроектом исключены из объектов обложения налогом на недвижимость здания дошкольных и общеобразовательных учебных заведений независимо от форм собственности и источников финансирования, которые используются для предоставления образовательных услуг.
Закон вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. В настоящее же время Закон передан на подпись Президенту.

 

Никаких уступок транснациональным корпорациям

15 июля Парламент принял Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно трансфертного ценообразования (законопроект № 1861), вносящий изменения в статью 39 НКУ. В частности, были внесены следующие изменения:

- прописана норма о том, что правила ТЦО не применяются при обложении НДС.

Ранее нормы НКУ был не совсем хорошо прописаны и сохранялся риск того, что контролирующие органы  могли применять правила ТЦО к НДС.

-  повышен минимальный порог для признания операций контролируемыми. Раньше под  ТЦО попадали предприятия с оборотом более 20 млн. грн. и объемом группы операций от 1 млн. грн. Теперь минимальный оборот компаний, должен превышать 50 млн. грн., а объем контролируемых операций должен превышать 5 млн. грн. Иными словами малый бизнес вывели из зоны риска.

-  изменены размеры штрафов.  Штраф за  непредставление (несвоевременное представление) отчета о контролируемых операциях увеличился со 100  до 300 размеров минзарплаты. За не указание той или иной операции в отчете о контролируемых операциях штраф уменьшился с 5% до 1% суммы незадекларированных в отчете контролируемых операций и ограничился планкой 300 минимальных заработных плат;

-  изменен перечень критериев для низконалоговых стран. Если страна не раскрывает в публичном доступе информацию о структуре собственности юридических лиц, это не является основанием для включения ее в перечень низконалоговых стран;

-  увеличен с 10 до 30 дней срок для предоставления ответа на запрос налоговых органов;

-  уменьшен срок давности для начисления обязательств с  2555 дней  до 1095 дней.

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, при условии, что его подпишет Президент Украины.

Согласовываем  цены в контролируемых операциях

25.07.15 вступило в силу Постановление КМУ от 17.07.15 № 504, которым  утвержден Порядок предварительного согласования цен в контролируемых операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющие односторонний, двусторонний и многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования. Право крупного плательщика налогов на проведение процедуры согласования цен в контролируемых операциях предусмотрено ст. 39 НКУ. По результатам проведения такой процедуры составляется договор о согласовании цен. Договор о согласовании цен ― это соглашение, которое заключается на ограниченный срок между крупным плательщиком налогов и ГФСУ по определению критериев соответствия условий некоторых будущих хозяйственных операций плательщика налогов принципу «вытянутой руки». В Порядке определен перечень документов и материалов, которые подает крупный плательщик налогов в орган ГФСУ для проведения этой процедуры. Также уточнено, что заключение договора о согласовании цен не освобождает плательщика налогов от составления и предоставления информации о проведенных контролируемых операциях и отчета о контролируемых операциях. Кроме того, плательщик налогов, заключивший договор о согласовании цен, обязан ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, подавать отчет о выполнении договора о согласовании цен, форма и содержание которого определяются указанным договором.

Расширен перечень неприбыльных организаций

Парламент принял Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций (законопроект от 05.02.15  № 2049), которым расширен перечень субъектов хозяйствования, которые могут быть отнесены к неприбыльным организациям. К неприбыльным организациям, в частности, могут быть отнесены не только бюджетные учреждения; общественные объединения, политические партии, религиозные организации, благотворительные организации, пенсионные фонды; жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирного дома, ассоциации собственников жилых домов, но и:

  • творческие союзы; союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц;
  • дачные (дачно-строительные), садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (товарищества);
  • профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, а также организации работодателей и их объединения;
  • другие юридические лица, деятельность которых отвечает требованиям п. 133.4 НКУ.

Кроме того, принятым Законом усовершенствованы вопросы налогообложения неприбыльных предприятий, сроки уплаты налогового обязательства, налогообложения доходов физических лиц, связанных с получением благотворительной помощи и т. п. В соответствии с текстом базового законопроекта Закон вступит в силу со дня, следующего за днем опубликования. В настоящее же время Закон передан на подпись Президенту.

Поставки материала для изготовления бронежилетов и касок освобождены от НДС

24 июля 2015 года   вступил в силу Закон Украины «О внесении изменения в подраздел 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины о специальных средствах индивидуальной защиты» от 30.06.15 № 555-VIII, которым временно, на период проведения АТО и/или ввода военного положения в соответствии с законодательством, освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины тканей (материалов) для изготовления бронежилетов и касок, которые классифицируются в товарных подкатегориях 3920 10 89 90, 3920 61 00 00, 3921 90 60 00, 5603 14 10 00, 6914 90 00 00 согласно УКТ ВЭД.

Пенсии участников Второй мировой войны и афганцев не облагаются  НДФЛ

Верховная Рада приняла Закон (законопроект от 05.05.15 № 2781), в соответствии с которым не будут облагаться НДФЛ пенсии, выплачиваемые участникам боевых действий Второй мировой войны, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 № 3551-XII. К таким лицам, в частности относятся работники, которые на контрактной основе направлялись на работу в государства, где велись боевые действия (включая Республику Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года), и не входили в состав ограниченного контингента советских войск.

Закон должен вступить в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. Сейчас же согласно информации с официального сайта ВР Закон передан Президенту на подпись.

Новые формы книг учета доходов плательщиков единого налога

28.07.15 вступил в силу приказ Минфина от 19.06.15 № 579, которым утверждены:

-  Форма книги учета доходов (для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, которые не являются плательщиками НДС);

-  Порядок ведения книги учета доходов для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, которые не являются плательщиками НДС;

- форма книги учета доходов и расходов (для плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками НДС);

-  Порядок ведения книги учета доходов и расходов для плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками НДС.

Соответственно, утратил силу приказ Минфина от 15.12.11 № 1637 «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения».

При этом книги учета доходов и книги учета доходов и расходов, зарегистрированные до вступления в силу настоящего приказа, действуют до их окончания.

Новые формы деклараций плательщиков единого налога

28.07.15 вступил в силу Приказ Минфина от 19.06.15 № 578, которым утверждены:

• форма налоговой декларации плательщика единого налога – ФЛП (в соответствии с п. 46.6 НКУ по этой форме впервые будут отчитываться за 2015 год. За три квартала 2015 года декларация представляется по форме, которая утверждена предыдущим приказом);

• форма налоговой декларации плательщика единого налога 3-й группы (юридического лица) (в соответствии с п. 46.6 НКУ по этой форме также впервые будут отчитываться за 2015 год. За три квартала 2015 года декларация представляется по форме, утвержденной предыдущим приказом);

• форма налоговой декларации плательщика единого налога 4-й группы (по этой форме в соответствии с п. 46.6 НКУ впервые отчитываются на 2016 год).

Новая декларация по плате за землю

31 июля вступил в силу приказ Минфина от 16.06.15 № 560, которым утверждена форма Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности).

Соответственно, утратил силу приказ Миндоходов от 30.12.13 № 865 «Об утверждении формы Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)».

Австрия исключена из «оффшорного перечня»

КМУ распоряжением от 01.07.15 № 677-р исключил Австрию из Перечня стран, утвержденных для целей трансфертного ценообразования, приведенного в приложении к распоряжению КМУ от 14.05.15 № 449. Учитывая изменения, произошедшие в законодательстве Австрии, теперь эта страна больше не соответствует критериям для включения в указанный Перечень. Распоряжение вступило в силу с 01.08.2015 года.

Финпомощь от учредителя: при возврате финрезультат уменьшаем

Фискалы  рассказали о нюансах налогообложения возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя, которая не была возвращена в течение 365 дней (письмо  от 18.06.15 № 12810/6/99-99-19-02-02-15). Они напомнили, что  п. 18 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины определено, что по операциям, по которым расходы для целей обложения налогом на прибыль до 01.01.15 определялись по дате перечисления средств на банковский счет или в кассу контрагента плательщика налога, и если по состоянию на 1 января у плательщика налога имелась кредиторская задолженность по таким операциям, при расчете объекта налогообложения сумма средств, перечисленная на банковский счет или в кассу контрагента плательщика налога после 01.01.15 года, уменьшает финансовый результат к налогообложению. Следовательно, начиная с 01.01.15 проводится уменьшение финансового результата к налогообложению на сумму возвращенной возвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога до 01.01.15 от лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль, и включенной в состав доходов при определении объекта обложения налогом на прибыль до этой даты. 

Правила применения штрафов, предусмотренных п. 120.3 ст. 120 НКУ

Фискальная служба рассказала, что ждет плательщиков в случае неподачи обязательной документации об осуществленных ими в течение года контролируемых операциях (письмо от 07.07.15 № 24525/7/99-99-22-01-02-17). Штрафная санкция, предусмотренная п. 120.3 НКУ, применяется в следующих случаях:

  •  если плательщик налогов не предоставил ответ на запрос согласно требованиям пп. 39.4.4 НКУ. Поскольку документация подается плательщиком налогов в произвольной форме, неподачей документации следует считать именно отсутствие ответа плательщика налогов на запрос ГФСУ в установленный срок;
  •  если плательщик предоставил на первый запрос документацию, но не в полном объеме, как предусмотрено пп. 39.4.6 НКУ, плательщику налогов обязательно направляется дополнительный запрос в соответствии с требованиями пп. 39.4.8 этого Кодекса. Если ответ на дополнительный запрос не содержит объем информации, определенной пп. 39.4.6 НКУ, к плательщику налогов применяется штрафная санкция.

 В случае применения в 2015 году штрафной (финансовой) санкции за неподачу документации по контролируемым операциям, осуществленным плательщиком налогов в 2013 - 2014 годах, применяется штрафная (финансовая) санкция в размере, предусмотренном п. 120.3 НКУ, в редакции, действующей на день принятия решений о применении такой штрафной (финансовой) санкции.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua

www.nibu.factor.ua



[1] Система электронного администрирования НДС

[2] Единый реестр налоговых накладных

[3] Порядок электронного администрирования НДС, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.14 № 569. 

[4] ГФС на своем сайте сообщило, что Казначейством 29.07.15 плательщикам -сельскохозяйственным предприятиям уже дополнительно открыты счета в СЭА

[5] Стоит заметить, что свидетельства плательщика единого налога уже нет, поэтому, скорее всего, в данном случае имеется в виду «до исключения из реестра плательщиков единого налога»

[6] Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%