пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Налоговые новости 12.2016

Налоговые новости

декабрь 2016 года

Приняты изменения относительно уплаты ЕСВ

Верховной Радой принят Закон Украины от 06.12.16 № 1774-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины"[1], который в частности изменяет правила уплаты единого взноса.

С 2017 года вводится обязательная уплата ЕСВ для ФЛП общесистемщиков независимо от осуществления ими деятельности. То есть предпринимателям на общей системе следует ожидать дополнительных расходов в виде уплаты ЕСВ за себя за месяцы, в которых они не получат доходы.

В тоже время, в связи с установлением нового размера минзарплаты на уровне 3200 грн. единщики І группы получат льготу. Они будут платить ЕСВ «за себя» на уровне 0,5 минимального страхового взноса. При этом в страховой стаж для начисления пенсий такие месяца будут учитываться пропорционально уплаченному ЕСВ.

Освобождаются от уплаты ЕСВ за себя все пенсионеры-предприниматели, независимо от избранной ими системы налогообложения.

Налоговый кодекс  в очередной раз попытались «улучшить»

21.12.16 Верховная рада приняла Закон [2] "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" (законопроект № 5368), которым внесены изменения в НКУ касающиеся администрирования налогов и сборов, а также налога на прибыль, НДФЛ, НДС, акцизного налога, рентой платы и налога на имущество, специальных налоговых режимов, ликвидации налоговой милиции и т.п. Об основных изменениях расскажем ниже.

В части администрирования налогов

- за районными налоговыми инспекциями закреплены исключительно сервисные функции;

-  вводится электронный кабинет плательщика налогов;

- законодательно закреплен запрет контролирующим органам разрывать в одностороннем порядке договор о признании электронных документов;

-  ГФС будет обнародовать на собственном сайте план-график документальных плановых проверок до 25 декабря года, предшествующего проведению таких проверок;

-  усовершенствован порядок предоставления налоговых консультаций;

- изменены критерии отнесения налогоплательщика к категории крупных налогоплательщиков;

- предоставлено ГФС право на принятие решений о регистрации/отказе в регистрации (приостановлении) налоговых накладных/расчетов корректировки;

-  изменена процедура рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга;

-  установлена ответственность должностного (служебного) лица контролирующего органа за принятие неправомерного решения, которым определяются налоговые обязательства налогоплательщику;

- предусмотрена ликвидация налоговой милиции;

- изменен размер пени, которая начисляется налогоплательщиком вследствие самостоятельного исправления ошибок: вместо 120 % учетной ставки НБУ 100 %.

В части трансфертного ценообразования 

- изменены критерии контролируемых операций:

  • изменены стоимостные критерии: годовой доход увеличен с 50 до 150 млн. грн. и объем операций  с одним контрагентом, увеличен с 5 до 10 млн. грн.;
  • контролируемыми будут хозяйственные операции с нерезидентами особых организационно-правовых форм, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог), и/или не являющиеся налоговыми резидентами страны, в которой они зарегистрированы, как юридические лица;

- усовершенствованы критерии включения стран в Перечень государств (территорий), операций с резидентами которых признаются контролируемыми;

- введен механизм определения биржевой цены на основании форвардного или фьючерсного контракта;

- приведены в соответствие с рекомендациями ОЭСР методы установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки";

- изменены размеры штрафных санкций за непредставление отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию;

- перенесен с 1 мая на 1 октября конечный срок подачи отчета о контролируемых операциях.

В части  налога на прибыль

- действующий лимит признания задолженности, прощенной кредитором, безнадежной для физических лиц уменьшен с 50% до 25 % минзарплаты;

- усовершенствован порядок зачисления уплаченных авансовых взносов при выплате дивидендов в счет уплаты налога на прибыль;

- исключена необходимость выполнения требований НКУ в части обязательного наличия учредительных документов бюджетным учреждениям для получения статуса неприбыльных учреждений, поскольку у таких учреждений отсутствуют учредительные документы, как таковые, а также НКУ дополнен нормами относительно четкого определения отчетного периода для неприбыльных организаций и отчетного периода при приобретении статуса плательщика налога на прибыль;

- исключена возможность отнесения уплаченного налога на имущество в счет уплаты налога на прибыль, поскольку уменьшение налога на прибыль на суммы налога с недвижимого имущества приводит к двойному уменьшению суммы налога на прибыль, так как начисленный налог на имущество является затратами и уменьшает объект обложения налогом на прибыль;

- НКУ дополнен нормами относительно возможности получения нерезидентом документального подтверждения уплаты налога на прибыль на территории Украины;

- уточнен порядок амортизации основных средств и нематериальных активов, начисление которой осуществляется без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета;

- предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств и нематериальных активов;

- выделены правовые основания для списания безнадежной дебиторской задолженности за счет резерва сомнительных долгов, которая отвечает признакам безнадежной задолженности, определенным в НКУ;

- введены на период до 31.12.21 налоговые каникулы (применение нулевой ставки налога на прибыль) для предприятий, у которых годовой доход не превышает 3-х млн. грн. и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников является не меньшим, чем две минимальные заработные платы, при условии соответствия  определённым критериям;

- введены новые виды корректировок в части увеличения финансового результата до налогообложения, а именно на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров/услуг) лицам, которые не являются плательщиками налога (кроме физических лиц),  сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовых договоров в пользу лиц, не являющихся плательщиками налога (кроме физических лиц), на сумму дохода, полученного в качестве оплаты за товары/услуги, отгруженные (оказанные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения.

В части НДФЛ

- увеличена до 5 МЗП сумма, которую юридическое или физическое лицо может оплатить за обучение другого физического лица в высших и профессионально-технических отечественных заведениях без обложения такой суммы НДФЛ, а также отменена необходимость обучающегося отработать 3 года у лица, которое заплатило за такое обучение;

-   по ставке 9 % будут облагаться пассивные доходы в виде дивидендов по акциям, инвестиционным сертификатам и корпоративным правам, которые выплачиваются нерезидентами, институтами совместного инвестирования и субъектами хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль, а также дивиденды с иностранных источников;

- для командировок за границу размер суточных, которые не требуют документального подтверждения и не облагаются НДФЛ, увеличен до 80 евро в день;

- предусмотрено, что в случае оформления договоров отчуждения транспортных средств в присутствии должностных лиц органов, которые осуществляют регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств, такой соответствующий орган выполняет функции налогового агента в части представления в контролирующий орган информации о сумме дохода и сумму самостоятельно уплаченного продавцом НДФЛ (форма N 1ДФ);

- расширен перечень расходов ФЛП на суммы налогов, сборов, которые связаны с хозяйственной деятельностью такого ФЛП (кроме НДС для ФЛП, зарегистрированного как плательщик НДС, акцизного налога, НДФЛ от хозяйственной деятельности, налога на имущество); суммы ЕСВ; платежей, уплаченных за получение лицензий; получения разрешения, другого документа разрешительного характера, связанные с хозяйственной деятельностью ФЛП;

- ФЛП предоставлено право на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей);

- установлено, что с доходов, выплачиваемых предпринимателям (независимо от системы налогообложения), местонахождение или место жительства которых является территория АТО либо населенные пункты, находящиеся на линии соприкосновения, налоговые агенты должны удерживать НДФЛ у источника выплаты.

В части НДС

- усовершенствован механизм применения штрафных санкций в случае не регистрации или несвоевременной регистрации налоговых накладных в ЕРНН и применения штрафных санкций при нарушении сроков регистрации всех налоговых накладных, в том числе составленных неплательщикам налога;

- установлено признание налоговых накладных, составленных после 01.07.17 и зарегистрированных в ЕРНН, достаточным основанием для подтверждения налогового кредита;

- введен механизм остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, которая подпадает под критерии оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления (критерии будут определяться Минфином) и восстановления такой регистрации, в случае прекращения процедуры приостановления их регистрации;

- определен период с 1 апреля по 1 июля 2017 года тестовым для внедрения процедуры приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН;

- усовершенствована система электронного администрирования НДС:

  • уплата в бюджет налоговых обязательств по уточняющим декларациям будет осуществляться через НДС-счета в СЭА;
  • возврат переплат налогоплательщика исключительно на счет в СЭА, зачисленных в бюджет с такого счета;

- увеличены сроки регистрации налоговых накладных и расчета корректировки к таким налоговым накладным в ЕРНН (с 180 до 365 календарных дней);

- увеличен с 15 до 90 дней срок проведения документальной проверки продавца, в случае подачи жалобы на него покупателем;

- слияние двух действующих на сегодня Реестров в единый Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения и формирования отдельного Временного реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, поданных до 01.02.16;

- бюджетное возмещение НДС будет осуществляться органами казначейства на основании данных Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, без заключений контролирующих органов;

- бюджетное возмещение НДС будет осуществляться в пределах средств, имеющихся на едином казначейском счете;

- установлено, что код товара согласно с УКТВЭД и код услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг как обязательный реквизит налоговой накладной для всех без исключения товаров и услуг. При этом до 31.12.17 будет действовать мораторий на применение штрафных санкций за ошибки, допущенные в налоговой накладной при указании кода товара и/или кода услуг;

- установлено применение нулевой ставки НДС на операции магазинов беспошлинной торговли по продаже ими товаров физическим лицам, которые въезжают на таможенную территорию Украины;

- продлено до 01.01.19 освобождение от налогообложения операций по поставке, в т.ч. операций по импорту, отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации;

- продлен до 01.01.19 кассовый метод определения даты возникновения налоговых обязательств и налогового кредита плательщиков налога, осуществляющих поставки (в том числе оптовую), передачу, распределение электрической и/или тепловой энергии, поставке угля и/или продуктов его обогащения, а также добавлено к этому перечню плательщиков налога, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению;

- установлен мораторий на применение штрафных санкций к сельскохозяйственным предприятиям, применяющим спецрежимный НДС, за занижение такими плательщиками налогового обязательства по НДС или завышение ими бюджетного возмещения, которые возникли в результате нарушения порядка распределения налогового кредита, определенного пп.209.15.1 п. 209.15 ст. 209 НКУ, за отчетные периоды с 01.01.16 по 01.01.17.

В части упрощенной системы

- при расчете общего количества наемных лиц у ФЛП-единщика, не будут учитываться работники, которые призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период;

- последним налоговым периодом единщика, который прекращает свою предпринимательскую деятельность, и последним периодом, за который он должен уплатить единый налог, считается тот налоговый период, в котором контролирующим органом получено от государственного регистратора уведомление о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

В части платы за землю

- расширен круг лиц освобождённых от уплаты земельного налога;

- минимальный размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории;

- продлено до 2023 года освобождение субъектов космической деятельности от уплаты земельного налога.

В части налога на имущество

- физические лица, которые использую свою жилую недвижимость с целью получения доходов (сдают в аренду, лизинг, используются в предпринимательской деятельности), или если площадь принадлежащих им квартир и жилых домов превышает 300 кв. м., таким собственникам не предоставляются льготы в виде уменьшения налогооблагаемой площади жилого объекта, а также местный совет не имеет права предоставить льготы по уплате налога на недвижимость с таких объектов;

- с 14.04.14 и до окончания проведения антитеррористической операции не являются объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество объекты жилой и нежилой недвижимости, которые находятся в зоне АТО и в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения. Начисленные и уплаченные плательщиками за период проведения АТО суммы налога на недвижимое имущество считаются излишне уплаченными денежными обязательствами и подлежат возврату плательщику.

Повышены размеры налогов и сборов

20.12.16 Верховная рада приняла Закон[3] «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины  и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» (законопроект № 5132), который повышает отдельные ставки налогообложения, определенные в абсолютных значениях, с учетом индексов инфляции, в частности акцизного налога, экологического налога,  рентной платы, усовершенствованы некоторые положения в отношении администрирования НДС, рентной платы и т.п. О некоторых из них расскажем ниже.

В части НДС

- счета в системе электронного администрирования НДС для спецрежимного НДС, закрываются со дня, следующего за предельным сроком уплаты налоговых обязательств за декабрь 2016 года;

- регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки предприятиями, которые избрали спецрежимный НДС, должна быть осуществлена не позднее 15.01.17.

В части акцизного налога

- увеличены ставки акцизного налога на алкогольные напитки на 20%, на винодельческую продукцию и слабоалкогольные напитки на индекс потребительских цен 12%;

 - предусмотрено повышение с 2017 года размера специфической составляющей акциза на табачные изделия на 40%, адвалорная составляющая остается на уровне 12%;

- вводится единая ставка акцизного налога на дизельное топливо 125,5 евро за 1000 л;

- отменен розничный акциз с горючего.

Изменения для с/х производителей

- с 01.01.18  распределение бюджетной дотации осуществляется в сумме не более чем 150 млн. грн. на одного сельскохозяйственного товаропроизводителя на год с учетом связанных с таким товаропроизводителем лиц в значении пп. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 НКУ. Нормативная денежная оценка сельскохозяйственных земель будет проиндексирована с коэффициентом 1, несельхозземлі - 1,06, для бизнеса на 4 группы единого налога (фиксированный сельхозналог) - 1,14.

Также, отменен пенсионный сбор при покупке физическими лицами иностранной валюты в наличной форме. Для розничных торговцев алкогольными напитками и табаком отменены требование о необходимости подачи «алкогольно-табачных» отчетов.

А вот ФЛП единщики,  торгующие сложной техникой, обязаны будут применять РРО независимо от объемов их годового дохода.

Увеличен размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков

03.12.16 вступило в силу постановление КМУ от 09.11.16 №828, согласно которому увеличен размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков.

Согласно документу, минимальная розничная цена пол-литровой бутылки водки выросла на 27,1%. Минимальные цены на вина натуральные повысились на 22% , на крепленые вина и вермуты – на 55,6%, на шампанское за бутылку 0,7 л – на 40%,.

Формирования налогового кредита по НДС на основании временной таможенной декларации

ГФСУ в своем письме от 07.12.16 №26465/6/99-95-42-01-15 отметила, что если декларант или уполномоченное им лицо не обладает точными сведениями о характеристиках товаров, необходимых для заполнения таможенной декларации в обычном порядке, он может подать органу доходов и сборов временную таможенную декларацию на такие товары при условии, что она содержит данные, достаточные для помещения их в заявленный таможенный режим, и под обязательство о представлении дополнительной декларации в срок не более 45 дней с даты оформления временной таможенной декларации (п. 1 ст. 260 ТКУ).

При этом ГФСУ сделала акцент на том, что нормами и положениями ТКУ временная таможенная декларация не признается как документ, предоставление которого завершает таможенное оформление выпуска товаров для свободного обращения на таможенной территории Украины.

Пунктом 201.12 ст. 201 НКУ определено, что в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины документом, удостоверяющим право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, считается таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства, которая подтверждает уплату налога.

Таким образом, при осуществлении операций по ввозу товаров на таможенную территорию Украины формирование налогового кредита по НДС на основании временных таможенных деклараций не происходит, а осуществляется только при наличии надлежащим образом оформленной таможенной декларации.

Налогообложения НДФЛ подарков, предоставляемых работникам

В письме от 14.12.16 №21695/5/99-99-13-02-03-16 ГФСУ напоминает, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается стоимость подарков, если их стоимость не превышает 50% одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме (в 2016 году - 689 грн.). Но это правило не касается денежных выплат в любой сумме.

Если стоимость подарка, который предоставляется налогоплательщику, в 2016 году:

- не превышает 689 грн., то она не является объектом налогообложения НДФЛ;

- превышает указанный размер, то сумма такого превышения облагается НДФЛ как дополнительное благо с учетом положений п. 164.5 НКУ.

В форме №1ДФ в 2016 году отображать подарки необходимо следующим образом:

- если стоимость подарков не превышает 689 грн., то она отражается в налоговом расчете под признаком дохода "160";

- если стоимость подарков превышает 689 грн., то кроме кода по признаку «160» нужно еще сумму превышения отражать под признаком дохода "126" как дополнительное благо.

Незнание не освобождает от ответственности

ГФСУ в своем письме от 16.12.16 №27289/6/99-99-12-03-03-15 отметила, что налоговая обязанность возникает у налогоплательщика с момента наступления обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает уплату им налога (п. 37.2 НКУ). Выполнением налоговой обязанности признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок (ст. 38 НКУ).

Исходя из этого, налоговики утверждают, что независимо от того был или не был проинформирован налогоплательщик об изменении названия контролирующего органа, его кода и реквизитов уплаты, выполнение налоговой обязанности в виде уплаты в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств должно быть выполнено в установленный налоговым законодательством срок.

Напомним, что согласно ст. 163-2 КУоАП за не предоставление или несвоевременное представление должностными лицами предприятий платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей) влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (за аналогичные действия совершенные в течение года - от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Кроме того, ст. 126 НКУ за неуплату налоговых обязательств в установленные законом сроки предусмотрено штраф в следующих размерах: при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,- в размере 10% погашенной суммы налогового долга; при задержке более 30 календарных дней, - в размере 20%.

К тому же, непредоставление или несвоевременное представление налоговых деклараций тянут за собой наложение штрафа в размере 170 грн. (за повторные действия в течение года – 1020 грн.).

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua

www.i.factor.ua



[1] Закон вступил в силу с 01.01.2017 года

[2] Закон подписан Президентом. Окончательный текст Закона еще не обнародован, поэтому мы рассказали об изменениях исходя из текста законопроекта размешенного на сайте Верховной рады.

[3] Закон находится на подписи у Президента. Окончательный текст Закона не обнародован, поэтому мы рассказали об изменениях исходя из текста законопроекта размешенного на сайте Верховной рады.


design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%