пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 05.12.2018

05 декабря 2018 года

Выпуск № 391

 Риски для АПК, связанные с введением военного положения – выводы МинАПК

Риски, которые в министерстве видят на сегодняшний день, и степень их влияния на ситуацию в АПК:

1. Основной блок - для рыбной отрасли. Азовское море генерирует большую часть вылова, и это требует сохранения стабильного и понятного режима рыболовли в его водах. Рыбакам было рекомендовано в качестве предупредительной меры вернуться в порт, никакие юридические или фактические ограничения к ним не применялись. Степень риска: не определена.

2. Повторение агрессивных действий в Керченском проливе. В связи с напряженной ситуацией в Приазовье и непредсказуемыми действиями РФ, объемы перевалки через порты Бердянск и Мариуполь могут быть вынужденно сокращены, а потоки перенаправлены в порты Одессы. Степень влияния: средняя.

3. Общетранспортные. Режим ВП охватывает все портовые области и может отразиться на работе экспортной инфраструктуры (это только предположение, поскольку сейчас работа идет бесперебойно). Кроме того, появляется фактор непреодолимого влияния – «военные нужды», которому будет подчиняться транспорт, в частности приоритет в поставке вагонов, подачи тяги и т. п. будет у военных грузов. Степень влияния: будет зависеть от согласованной работы транспортной инфраструктуры.

4. Юридические, связанные с выполнением внешних контрактов и определением форс-мажора. Применение форс-мажора в случае ВП императивное, но практика зависит от того, как был этот пункт выписан в конкретном контракте. Степень влияния: средняя.

5. Глобальные ценовые. Собственно, не риск в прямом понимании, но возможность колебаний цен как реакция на эскалацию конфликта - аспект, который надо учесть. Степень влияния: минимальная.

6. Рост цены фрахта. Возможен, но в незначительном объеме и точно не в краткосрочной перспективе, поскольку суда фрахтуются с большим часовым лагом.

7. Рост страховых премий. Страховые компании, вероятнее всего, заложат дополнительные риски при страховании операций в портах Азовского моря.

 Изменения в ДБН с учетом потребностей лиц с инвалидностью

3 декабря 2018 года Минрегион презентовал новые государственные строительные нормы относительно доступности - ДБН В.2.2-40:2018 «Инклюзивность зданий и сооружений».

Новые ДБН утверждены приказом от 30 ноября 2018 года № 327. В ближайшее время они будут опубликованы в официальном вестнике Министерства, после чего через 3 месяца вступят в силу. Уже весной следующего года они заработают.

ДБН «Инклюзивность зданий и сооружений» обязательны к выполнению. В них приведены все необходимые технические характеристики обустройства элементов безбарьерности, а также конкретные визуальные примеры, как это нужно делать. В документе идет речь об обустройстве:

- пандусов, специальных подъемников и других средств доступности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- тактильной напольной плитки, информационных таблиц и обозначений шрифтом Брайля, других визуальных элементов и аудиоуказателей для лиц с нарушениями зрения;

- дублирование важной звуковой информации текстами, организации сурдоперевода, использование систем звукоусиления для лиц с нарушениями слуха и другие важные изменения.

В данных ДБН определено, что лицам с нарушениями зрения станет проще ориентироваться в городе, будут определены требования к безопасному обустройству пандусов, а также для таких лиц станут удобными гостиницы. Также данным категориям лиц станет удобнее посетить театр или музей, а важную звуковую информацию в общественных местах продублируют текстом.

Создание реального безбарьерного пространства для людей с инвалидностью и других маломобильных групп является одним из первоочередных требований в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью и Соглашения об ассоциации с ЕС.

 Мероприятия для уменьшения транспортных происшествий

Минрегион предлагает внедрить европейскую практику обязательного создания специальных технических средств для снижения скорости движения на украинских трассах при въезде в населенные пункты.

Так, в проекте изменений в государственные строительные нормы относительно проектирования дорог общего пользования содержится обязательное требование - при строительстве новых и реконструкции существующих трасс обустраивать специальные островки в направлении населенных пунктов. Они имеют полуовальную форму и искусственно создают изгибы проездной части, чем вынуждают водителей снижать скорость и быть внимательнее за рулем. По возможности такие средства безопасности должны предусматриваться и в ходе капитального ремонта.

В Европе такая система называется «traffic calming». Она включает комплекс мероприятий по дизайну дорог и созданию искусственных сужений и неравенств для замедления дорожного движения или уменьшения количества транспортных средств.

Согласно предложенным изменениям такие островки должны обустраиваться на полосе движения в направлении населенного пункта и быть повышены над проездной частью на высоту 5 - 10 см вне населенных пунктов и 15 - 20 см - в населенных пунктах. Кроме этого, места проектировки островков необходимо обустраивать соответствующими техническими средствами.

Эти изменения позволят исключить возможность превышения разрешенной скорости движения на трассах, поспособствуют уменьшению количества ДТП и повышению безопасности движения.

 Споры по вопросу: трудовые или ГП отношения? Обжалование результатов проверок Гоструда

Споры между работодателями и инспекторами труда по поводу подмены трудовых отношений заключением ГПД продолжаются. На данный момент есть большое количество решений судов первой инстанции, где ФЛП или предприятия пытаются отбиться от крупных штрафов за неоформленных работников. Как правило, предметом рассмотрения таких дел становятся условия ГПД, заключенные с физлицами.

Примером успешного отстаивания в суде наличии гражданско-правовых отношений является решение Запорожского окружного административного суда от 14.11.2018 г. по делу № 0840/3020/18. Истец - филиал ОАО «Укртелеком», ответчик - ГУ Гоструда в Запорожской области.

Вот некоторые из положений этого судебного решения, опровергающие факты того, что в условиях ГПД кроется скрытая занятость:

1. Относительно ссылки в предписании на то, что услуги по ГПД предоставляются с понедельника по пятницу с 8.00 до 9.00 и с 17.00 до 18.00, и это, по мнению инспекторов, является признаком трудового договора.

На физических лиц, с которыми истец заключил ГПД на предоставление услуг, не распространяется действие Правил внутреннего трудового распорядка, о чем указано непосредственно в самом ГПД. Лиц не принимали на работу по конкретной квалификации и должности; они не руководствовались внутренними положениями общества и тому подобное. В штатном расписании общества отсутствует должность сестра медицинская. На предприятии установлен следующий режим работы: начало работы - в 8:30; окончание работы - в 17:30. Изложенное свидетельствует, что внутренний трудовой распорядок не совпадает и не распространяется на лиц, с которыми заключены ГПД. Табель рабочего времени на указанных физлиц не составлялся.

Предоставление соответствующих услуг в оговоренное время вызвано характером услуг, которые являются предметом договора - осуществление водителям общества дорейсового и послерейсового медицинского осмотра.

2. Относительно толкования инспекторами норм ГПД об обязанности исполнителя услуг соблюдать пропускной режим, правила корпоративной безопасности и поведения посетителей на территории общества как признаков трудового договора.

Требования по соблюдению вышеуказанных правил касаются любых посторонних лиц, находящихся на территории предприятия: посетителей, арендаторов, подрядчиков, работников контролирующих и проверяющих (инспектирующих) органов и тому подобное.

В частности, инспекторы труда ГУ Государственной службы Украины по вопросам труда в Запорожской области, которые проводили инспектирование на территории филиала, также были ознакомлены под подпись с вышеуказанными правилами, что не делает их работниками предприятия.

Включение указанных условий в текст ГПД обусловлено выполнением Законов Украины «О пожарной безопасности», «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», ГКУ и условий договоров о предоставлении охранных услуг с контрагентами в части сохранности имущества общества, УК и КоАП в части соблюдения правопорядка и т.д., и проведением предупредительных мероприятий во избежание рисков и вредных последствий для имущества и работников предприятия.

 Новые требования к эспертам по охране труда

Экспертные организации, которые осуществляют экспертизу в сфере охраны труда и безопасности промышленного производства должны отвечать новым требованиям.

Соответствующий приказ Минсоцполитики от 12 апреля 2018 года № 507 вступил в силу 5 декабря.

Экспертная организация должна:

- иметь статус юрлица и надлежащее материально-техническое обеспечение;

- быть аккредитованной Национальным агентством по аккредитации;

- не быть связанной с проектированием, изготовлением, поставкой, монтажом и т.п. оборудования, на которое выдается заключение экспертизы;

- осуществлять деятельность по экспертизе с обеспечением технической компетентности и не поддаваться любому давлению;

- обеспечить независимость оплаты труда руководителя экспертной организации, его заместителей и экспертов от количества проведенных экспертиз или их результатов;

- осуществлять свою деятельность с учетом области деятельности заявителя;

- иметь достаточное количество компетентного персонала.

Также экспертная организация обязана иметь:

- перечень работ и/или машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, экспертизу которых она намерена выполнять;

- учредительные документы;

- специалистов, имеющих подтвержденную в установленном порядке квалификацию в определенной сфере;

- комплект документов, необходимых для проведения экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства (может храниться в бумажном или электронном виде);

- опыт осуществления научно-технической поддержки государственного надзора в области промышленной безопасности и охраны труда;

- приказы о назначении ответственных лиц;

- порядок учета, хранения результатов проведенных экспертиз, утвержденный экспертной организацией.

 

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%