06 февраля 2019 года
Выпуск № 398
Новое в валютном регулировании
07.02.19 вводится в действие Закон о валюте и валютных операциях и восемь постановлений Нацбанка, которыми утверждена новая система валютного регулирования.
Постановления НБУ заменят предыдущую базу из 56 нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования.
Постановления приняты во исполнение Закона, их положения применяются в зависимости от решений НБУ.
В частности, постановления № 1 (Положение о структуре валютного рынка Украины, условия и порядок торговли иностранной валютой и банковскими металлами), № 2 (Положение об осуществлении операций с валютными ценностями) и № 3 (Положение о трансграничном перемещении валютных ценностей) являются постоянно действующими, но в полном объеме будут действовать тогда, когда НБУ не будет применять меры защиты на валютном рынке для предотвращения обстоятельств, угрожающих макрофинансовой стабильности.
Конкретные меры защиты, введенные НБУ, определяет постановление № 5. Меры защиты будут отменяться в соответствии с темпами улучшения макрофинансовой ситуации.
Постановления № 4 и № 6 являются постоянно действующими и определяют общий перечень возможных мер защиты и критериев их применения на валютном рынке, а также вводят уведомительную процедуру по кредитным договорам с нерезидентами.
Регулятор при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы сможет вводить такие меры защиты, как обязательная продажа валютных поступлений, установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, введение разрешений и (или) лимитов на проведение отдельных валютных операций, резервирование средств по валютным операциям и т.д.
Постановление № 7 временно определяет порядок осуществления банками валютного надзора за соблюдением предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров до отмены такого требования.
Постановление № 8 является одним из ключевых документов по внедрению риск-ориентированного подхода в валютном надзоре.
Изменения состоят в том числе в следующем:
- вдвое увеличен предельный срок расчетов по экспортно-импортным операциям - до 365 дней;
- отменяется валютный надзор за экспортно-импортными операциями до 150 тыс. грн.;
- разрешается свободное использование счетов юридических лиц за рубежом;
- вместо индивидуальных лицензий на валютные операции заработает система электронных лимитов (2 млн. евро/год для юридических лиц, 50 тыс. евро/год для физлиц);
- отменяются санкции в виде прекращения внешнеэкономической деятельности за нарушение сроков расчетов;
- отменяется ограничение на досрочное погашение внешних обязательств;
- разрешается заключение валютных форвардов для хеджирования экспортно-импортных и долговых операций;
- разрешается осуществление операций по счетам юридических лиц-нерезидентов в банках Украины;
- отменяется процедура регистрации внешних заимствований;
- разрешается оnline-покупка иностранной валюты физическими лицами (в пределах 150 тыс. грн./день в эквиваленте)
- разрешается банкам продавать своим клиентам государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, за иностранную валюту;
- разрешается заключение банками валютных свопов с резидентами и нерезидентами;
- разрешаются безлимитные инвестиции банков в ценные бумаги инвестиционного класса;
- увеличивается лимит на переводы иностранной валюты за границу без открытия счета для физических лиц - с 15 до 150 тыс. грн./год;
- увеличивается лимит на покупку банковских металлов физическими и юридическими лицами с 3,21 тройской унции в неделю (100 г) до эквивалента 150 тыс. грн./день (без ограничений для юридических лиц, ведущих деятельность, связанную с использованием банковских металлов);
- разрешается юрлицам ввоз-вывоз банковских металлов, если это предусмотрено их уставом;
- разрешается резидентам внесение платежей в иностранной валюте при страховании жизни;
- разрешается осуществлять инвестиции и кредитовать резидентов со счета ЛОРО в гривнах банка-нерезидента;
- банкам-нерезидентам разрешается покупать валюту на всю сумму остатка в гривнах на счету ЛОРО;
- разрешается покупать и накапливать иностранную валюту на счета для выплат по внешним заимствованиям;
- отменяется двойной контроль по операциям по экспорту продукции - валютный надзор будет осуществлять только тот банк, который получил информацию о соответствующей таможенной декларации;
- разрешается осуществление инвестиций в Украину не только в валютах первой, но и второй группы классификатора валют;
- унифицированы перемещения валютных ценностей через границу.
Подчиненность церквей урегулирована соответствующим законом
31.01.19 вступил в силу Закон № 2673-VIII относительно подчиненности религиозных организаций и процедуры государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица, принятый 17 января.
В Законе «О свободе совести и религиозных организациях» определено понятие религиозной общины - местной религиозной организации верующих граждан одного и того же культа, вероисповедания, направления, течения или толка, добровольно объединившихся с целью совместного удовлетворения религиозных потребностей.
Государство признает право религиозной общины на свободное изменение подчиненности в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям). Решение об изменении подчиненности и внесении изменений или дополнений в устав принимаются общим собранием религиозной общины (не менее чем двумя третями членов). Общее собрание могут созываться ее членами. Изменения и дополнения устава должны быть зарегистрированы в Минюсте.
Изменение подчиненности религиозной общины не влияет на содержание права собственности и других вещных прав таких религиозных общин, но есть исключения: религиозные организации могут быть ограничены в осуществлении права собственности. Запрещается совершать любые действия, следствием которых может стать отчуждение имущества религиозной организации, в частности его продажа, обмен, залог, установление ипотеки, бесплатная передача в собственность и управление другим лицам до завершения процедуры изменения подчиненности в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным объединением до завершения процедуры изменения такой подчиненности путем регистрации новой редакции устава (положения), принятых не менее чем двумя третями от количества членов религиозной общины, необходимой для признания полномочными общего собрания религиозной общины в соответствии с ее уставом (положением) или органами управления, определенными уставами (положениями) религиозной организации (религиозного управления и центра, монастырей, религиозных братств, миссионерских обществ (миссий), духовных учебных заведений).
Часть общины, несогласная с изменением подчиненности, вправе образовать новую общину и заключить договор о порядке пользования культовым зданием и имуществом с их владельцем (пользователем).
Государственные органы можно не уведомлять об образовании религиозной общины.
При этом об изменении подчиненности религиозная организация обязана сообщить Минюсту, или областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям, а в АР Крым - Совету Министров. Решение о переходе публикуется на их сайтах.
Изменения внесены и в Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований»: в Единый государственный реестр включат сведения о виде религиозной организации и ее вероисповедальной принадлежности. Наименование религиозной организации может содержать информацию о ее организационно-правовой форме исключительно по желанию такого юридического лица. Для государственной регистрации включения сведений о религиозной организации, устав которой зарегистрирован до 1 января 2013 года, сведения о которой не содержатся в Едином государственном реестре, подается заявление о государственной регистрации включения сведений в реестр, а также копия справки из реестра предприятий и организаций Украины и копия решения уполномоченного органа религиозной организации о назначении руководителя.
В течение года уставы (положения) религиозных организаций должны быть приведены в соответствие с этим Законом: до выполнения этого требования церкви руководствуются положениями действующих уставов в части, не противоречащей настоящему Закону.
Реестр субъектов хозяйствования дополнят информацией о лицензиях и других разрешительных документах
Кабмин определил механизм внесения в Единый государственный реестр субъектов хозяйствования (ЕГР) информации о лицензиях и разрешительных документах, выдаваемых соответствующими органами власти. 30.01.19 Кабмин утвердил соответствующий инициированный и разработанный Минэкономразвития Порядок.
Утвержденный Порядок обеспечивает наличие в Реестре исчерпывающей информации о субъектах хозяйствования и их деятельности, в частности о полученных лицензиях, документах разрешительного характера, декларациях.
Порядок позволит интегрировать в Единый государственный реестр информацию из десятков реестров разных органов власти. Это значительно упростит поиск информации и сведений о субъектах хозяйствования и их деятельности как для органов государственной власти, например при предоставлении административных услуг, а также потребителям при заключении с ними юридических договоров.
Принятие и имплементация Порядка является одним из завершающих этапов перевода лицензионных и разрешительных процедур из бумажной в электронную форму.
Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований - централизованная база данных, где содержится информация об их деятельности, наличии у них всех необходимых лицензий и разрешительных документов. Ведение Реестра и его техническое обслуживание осуществляет Минюст.
В валюте следует вернуть и долг, и три процента годовых
Большая Палата Верховного Суда, рассмотрев дело 373/2054/16-ц, отступила от правовой позиции Верховного Суда Украины по делу № 6-79цс14 относительно взыскания валютного долга в гривневом эквиваленте.
В постановлении от 16 января высказана новая позиция относительно правильного применения норм права: получив валютный займ заемщик обязан, если другое не установлено законом или договором, вернуть заимодателю такую же сумму средств в иностранной валюте, которая получена взаймы. Как заключение, так и исполнение договорных обязательств в иностранной валюте, в частности займа, не противоречит действующему законодательству.
Суд имеет право принять решение о взыскании денежной суммы в иностранной валюте при этом, учитывая положения части первой статьи 1046 ГК Украины, а также части первой статьи 1049 ГК Украины надлежащим исполнением обязательства со стороны заемщика является возвращение средств в сроки, в размере и именно в той валюте, которая определена договором займа, а не во всех случаях и безусловно в национальной валюте Украины.
Выводы о возможности принятия судом решения о взыскании долга в иностранной валюте содержатся и в постановлении Большой Палаты от 04.07.18 в деле № 14-134цс18. В этом постановлении идет речь и о возможности и порядке определения в решении суда эквивалента суммы долга в гривне: указание судом в своем решении двух денежных сумм, которые необходимо взыскать с должника, внесло двусмысленность в понимание сути обязательства должника, которое должно быть исполнено принудительно при участии госисполнителя. Если в судебном решении о взыскании суммы средств в иностранной валюте определен эквивалент в гривне, взыскателю следует перечислить указанную в резолютивной части судебного решения сумму в иностранной валюте, а не ее эквивалент в гривне.
Также Большая Палата растолковала положения части второй статьи 625 ГК Украины: при расчете 3 % годовых за основу следует брать просроченную сумму, определенную в договоре или судебном решении, а не ее эквивалент в гривне. 3 % годовых рассчитываются с учетом просроченной суммы, определенной в соответствующей валюте, умноженной на количество дней просрочки, которые отсчитываются со дня, следующего за днем, предусмотренном в договоре для его исполнения до дня принятия решения, умноженного на 3, разделенного на 100 и разделенного на 365 (дней в году).
Учетная ставка НБУ остается на прежнем уровне
Правление НБУ приняло решение оставить учетную ставку на уровне 18,0 % годовых (такой размер определен 07.09.18). Сохранение ставки на таком уровне направлено на снижение инфляции к цели 5 % в 2020 году. Оставление учетной ставки на таком уровне одобрено решением Правления Нацбанка от 31.01.19 № 88-рш «О размере учетной ставки».
Дальнейшая динамика учетной ставки будет зависеть от развития инфляционных процессов и реализации рисков для ценовой стабильности.
В случае усиления фундаментального инфляционного давления и реализации рисков для снижения инфляции к цели Нацбанк может прибегнуть к повышению учетной ставки.
Техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения в жилых домах
Для обеспечения непрерывности и безопасности электроснабжения энергопоставщик или другой субъект хозяйствования, у которого есть разрешение на проведение таких работ, осуществляет техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения в жилых домах.
Перечень видов работ, входящих в техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения в жилых домах, утвердило Минэнергоугля приказом от 09.01.19 № 6.
В частности, энергопоставщик или другой уполномоченный субъект хозяйствования должен:
1. Провести внешний осмотр с выборочной проверкой и ревизией контактных соединений и состояния проводов в соединительных и ответвительных коробках силовых и осветительных сетей во ВРП-0,4 кВ, распределительных щитов.
2. Измерить напряжение и нагрузки в сети.
3. Отремонтировать выключатели.
4. Проверить техническое состояние предохранителей и автоматических выключателей.
5. Провести измерение сопротивления изоляции электропроводок, кабелей.
6. Проверить состояние заземляющих устройств и систем грозозащиты многоэтажных жилых домов и провести измерение сопротивления заземления.
7. Найти места повреждений электросетей и устранить их.
8. Наносить и/или восстанавливать постоянные надписи, знаки и маркировки.
9. Заменять аварийные вводные проводы в квартиры.
10. Ремонтировать внешнюю электропроводку мест общего пользования, устранять повреждения.
11. Ремонтировать групповые распределительные щиты.
12. Ремонтировать и заменять предохранители, автоматические выключатели, пакетные переключатели во ВРП-0,4 кВ, распределительные щиты.
13. Заменять осветительную электропроводку с изменением электрических устройств (выключателей, рубильников, штепселей, патронов, розеток).
14. Заменять групповые распределительные и предохранительные коробки и щиты.
15. Восстанавливать и/или устанавливать механические замки на распределительных щитах, силовых ячейках и т. п.
Приказ вступит в силу со дня его официального опубликования.
Банк арестует счета должника на основании постановления частного исполнителя, переданного в банк его помощником
Помощник частного исполнителя получил право доставлять в банки платежные требования / инкассовые поручения (распоряжения) взыскателя. Банки принимают к исполнению расчетные документы, на которых есть подпись ответственного исполнителя и отпечаток штампа банка, который обслуживает этого взыскателя.
Кроме того, банк принимает к исполнению документ об аресте средств, который доставлен в банк не только самостоятельно исполнителем, но и посыльным, помощником частного исполнителя. Также посыльный или помощник частного исполнителя может доставлять в банк постановление исполнителя о снятии ареста со средств - банк должен принять это постановление к выполнению.
Соответствующие изменения в Инструкциюо безналичных расчетах в Украине в национальной валюте внесены постановлением НБУ от 28 января 2019 года № 23.
Этим же постановлением Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах дополнена новой нормой, согласно которой банк обязан во время открытия или закрытия счета физического лица проверить наличие информации о его внесении в Единый реестр должников. Об открытии/закрытии счета клиента - физического лица, внесенного реестр должников в день открытия/закрытия счета банк обязательно уведомляет орган государственной исполнительной службы или частного исполнителя.
Поручители и ипотекодержатели: новое в требованиях
С 4 февраля вводится в действие Закон 2478-VІІІ «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно возобновления кредитования», который позволит банкам регистрировать право собственности на ипотеку, невзирая на обременения, а также обеспечит их доступ к Государственному реестру актов гражданского состояния.
Этот Закон применяется как к отношениям, которые возникли после введения его в действие, так и к существующим. Исключением являются новые требования к договору об удовлетворении требований ипотекодержателя или к соответствующей оговорке в ипотечном договоре: новая редакция части четвертой статьи 36 Закона «Об ипотеке» применяется исключительно к договорам, заключенным после 4 февраля. В частности, установлено, что по завершению внесудебного урегулирования любые следующие требования ипотекодержателя относительно исполнения основного обязательства должником - физ- или юрлицом недействительны, если другое не определено договорами ипотеки или кредита, договором об удовлетворении требований ипотекодержателя.
Также Закон обязывает ипотекодержателя обратиться к государственному регистратору с заявлением о государственной регистрации прекращения ипотеки не позже 14 дней со дня полного погашения долга по основному обязательству. Достоверную и оперативную информацию о начале и ходе регистрационной процедуры относительно объектов ипотеки можно получить, зарегистрировавшись на платформе SMS-Маяк Ипотека.
Если ипотекодатель реконструировал предмет ипотеки или осуществил самовольное строительство (в том числе построил новые здания, сооружения и тому подобное на земельном участке, который принадлежит ипотекодателю на праве собственности или находится в его пользовании), все реконструированные, вновь созданные объекты недвижимости считаются предметом ипотеки в соответствии с ипотечным договором.
Изменения относительно обеспечения обязательства внесены и в Гражданский кодекс. В частности, установлено, что ликвидация солидарного должника - юридического лица, смерть солидарного должника - физического лица не прекращают обязанности остальных солидарных должников перед кредитором и не изменяют его объема и условий выполнения.
Кроме того, установлено, что лица, которые по одному или нескольким договорам поручительства поручились перед кредитором за выполнение должником одного и того же обязательства, являются солидарными должниками и отвечают перед кредитором солидарно, если другое не установлено договором.
Установлено, что ликвидация должника - юридического лица не прекращает поручительство, если до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований записи о прекращении должника - юридического лица кредитор обратился в суд с иском к поручителю в связи с нарушением таким должником обязательства.
На период проведения антитеррористической операции, операции Объединенных сил на территории Донецкой и Луганской областей и в Крыму, разрешается заверять любые изменения договора залога и ипотечного договора, заключенного и удостоверенного в установленном законодательством Украины порядке на территории АР Крым, города Севастополя, Донецкой, Луганской областей до начала агрессии РФ, по месту нахождения (месту регистрации) одной из сторон договора на территории Украины, кроме Крыма, Донеччины и Луганщины.
Новое в маркировке пищевых продуктов
Потребители получат всю необходимую информацию о продуктах, в частности, узнают подвергался ли пищевой продукт размораживанию и есть ли в нем аллергены.
Соответствующий Закон «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» Президентом и вводится в действие через полгода после опубликовния.
Закон обязывает размещать на фасованных пищевых продуктах такую информацию:
- название пищевого продукта;
- перечень ингредиентов;
- любые ингредиенты или вспомогательные материалы для переработки, которые вызывают аллергические реакции или непереносимость, и используются в производстве или приготовлении пищевого продукта и остаются в готовом продукте, даже в измененной форме;
- количество определенных ингредиентов или категорий ингредиентов;
- количество пищевого продукта в установленных единицах измерения;
- минимальный срок годности или дата «употребить до»;
- любые особые условия хранения и/или условия использования (в случае необходимости);
- наименование и местонахождение оператора рынка, отвечающего за информацию о пищевом продукте; а для импортируемых пищевых продуктов - наименование и местонахождение импортера;
- страна происхождения или место происхождения (относительно мяса или продуктов, название которых может ввести в заблуждение относительно страны происхождения);
- инструкция по использованию - в случаях, когда отсутствие таких инструкций затрудняет надлежащее использование пищевого продукта;
- для напитков с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц - фактическое содержание спирта в напитке;
- информация о питательной ценности пищевого продукта.
Запрещается использование информации, которая может ввести потребителя в заблуждение, особенно в части свойств и характеристик пищевых продуктов и последствий их потребления, а также в части приписывания пищевым продуктам лечебных свойств. Указанный запрет распространяется также на рекламу и представление пищевых продуктов.
Использованные источники: