пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 06.03.2019

6 марта 2019 года

Выпуск № 401

 Доступные лекарства

Правительственная программа "Доступные лекарства" с апреля переходит в администрирование Национальной службы здоровья Украины. Уже в марте Национальная служба здоровья начнет подписывать договоры с аптеками во всей стране, а с апреля 2019 года заработает электронный рецепт и НСЗУ начнет оплаты аптекам по программе.

Это регламентировано постановлениями КМУ от 27 февраля 2019 года "Некоторые вопросы реимбурсации лекарственных средств", "Некоторые вопросы относительно договоров о реимбурсации", "Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на возмещение стоимости лекарственных средств для лечения отдельных заболеваний".

Что изменится для пациентов

Переход программы "Доступные лекарства" к НСЗУ позволит пациентам получать лекарства по рецепту в любой аптеке в Украине, имеющей договор с НСЗУ, без привязки к местности, где этот рецепт был выдан.

Не обязательно получать лекарства в аптеке, которая находится рядом с вашим врачом.

Еще одно нововведение - с апреля лекарства по правительственной программе реимбурсации "Доступные лекарства" можно будет получить только по электронному рецепту, выписанному семейными врачами, терапевтами и педиатрами через электронную систему здравоохранения. До этого времени в аптеках - участницах программы будет установлено специальное программное обеспечение и они подпишут договоры с Национальной службой здоровья.

Как пациенту получить лекарства в аптеке по е-рецепту

1. Пациент записывается и приходит на прием к семейному врачу, терапевту или педиатру, с которым у него подписана декларация.

Пациент должен обратиться именно к своему врачу. Если декларация еще не подписана, следует это сделать. Без декларации воспользоваться программой "Доступные лекарства" будет невозможно.

2. Врач проводит прием и выписывает рецепт.

3. Во время выписывания электронного рецепта врач вместе с пациентом должны проверить, является ли номер мобильного телефона, указанный в декларации, актуальным и принадлежит пациенту. Врач должен назвать код мобильного оператора и последние цифры номера.

4. После проверки номера телефона врач выписывает рецепт в электронной системе здравоохранения.

5. На мобильный телефон пациента приходит смс с уникальным номером рецепта и кодом подтверждения для получения лекарств в аптеке. Содержание СМС: "Ваш рецепт: ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ. Код подтверждения : ХХХХ".

6. При необходимости или по просьбе пациента врач может распечатать консультационное заключение, содержащее раздел с назначениями, в частности назначением лекарств. В данном разделе указывается информация о выписанных лекарствах и номере электронного рецепта.

7. Пациент идет в любую удобную для него аптеку, участвующую в программе "Доступные лекарства". Называет работнику аптеки номер рецепта.

8. Работник предлагает пациенту лекарственные средства, которые есть в этой аптеке и входят в программу "Доступные лекарства".

9. Пациент выбирает одно из лекарственных средств и называет четырехзначный код подтверждения и получает свои лекарства. Если необходимого препарата нет, пациент может пойти в другую аптеку и получить лекарства там.

Программа "Доступные лекарства" началась 1 апреля 2017 года и длится почти два года.

 Новое в трансплантации

ВРУ внесла изменения в некоторые законодательные акты относительно применения трансплантации анатомических материалов человеку.

Соответствующий Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно применения трансплантации анатомических материалов человеку" был принят 28 февраля 2019 г.

Законом установлено, что до начала работы Единой государственной системы трансплантации и в течение следующих 3 месяцев со дня начала ее работы решение о возможности или невозможности применения трансплантации реципиенту анатомического материала от донора-трупа будет приниматься консилиумом врачей заведения здравоохранения, в лист (список) ожидания которого включен реципиент, в порядке очередности согласно такому листу (списком) ожидания.

До определения квалификационных характеристик трансплант-координаторов в заведениях здравоохранения возможно назначение соответствующим приказом лиц, которые будут выполнять такие функции.

Документом также внесены изменения, которыми:

дополнен перечень субъектов организаций и предоставления медицинской помощи с применением трансплантации и осуществления деятельности, связанной с трансплантацией, Национальной службой здоровья Украины, поскольку именно НСЗУ будет выполнять функцию заказчика медицинских услуг по трансплантации, как высокоспециализированной медицинской услуги, с 1 января 2020 года согласно Закону "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения";

термин "деятельность, связанная с трансплантацией", к которой относится извлечение, перевозка, хранение анатомических материалов, трансплант-координация, определен как медицинская услуга, что позволит оплачивать такие услуги НСЗУ в рамках гарантированного пакета медицинских услуг;

расширен перечень лиц, являющихся близкими родственниками, - дополнен перечень двоюродными братьями и сестрами, дядей, тетей, племянниками, что позволит расширить круг лиц для семейного донорства;

предусмотрено, что семейный врач может получать согласие на посмертное донорство и будет иметь право вносить такую информацию в Единую государственную информационную систему трансплантации;

определена возможность донорства костного мозга от полнородных братьев или сестер в возрасте до 18 лет;

конкретизировано, что позволяется только международный обмен анатомическими материалами, а в отношении гемопоэтических стволовых клеток - разрешается их купля-продажа;

предусмотрено внесение изменений в статью 290 ГК Украины, дав право на донорство гемопоэтических стволовых клеток в случаях, предусмотренных законом, лицам в возрасте до 18 лет.

 Заработал Единый реестр ветеранов войны

1 марта 2019 года вступил в силу Закон относительно Единого государственного реестра ветеранов войны.

Понятие и порядок создания Единого государственного реестра ветеранов войны определяются в Законе "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты".

Реестр предназначен для сбора, регистрации, накопления, хранения, защиты и обезличивания информации о ветеранах войны, лицах, имеющих особые заслуги перед Родиной, пострадавших участников Революции Достоинства, членов семей таких лиц и других.

Реестр создается для обеспечения учета таких лиц, реализации ими льгот и других социальных гарантий, администрирования потребностей таких лиц, а также для координации деятельности органов власти.

Персональные данные, содержащиеся в Реестре, являются информацией с ограниченным доступом, которая используется для обеспечения реализации положенных ветеранам льгот и гарантий.

Центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы власти АР Крым, органы местного самоуправления безоплатно предоставляют информацию, необходимую для формирования и актуализации Реестра.

Отвечает за формирование и ведение Реестра и является его распорядителем Министерство по делам ветеранов.

Порядок создания, ведения, доступа к сведениям Реестра и их использования, порядок получения информации из других реестров и информационных баз данных относительно физических лиц для внесения в Реестр, определит КМУ.

 Обновлена Инструкция проведения судебных экспртиз

Минюст обновил Инструкцию о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований.

Соответствующий приказ № 563/5 от 22 февраля 2019 года Минюст зарегистрировал в тот же день.

Изменениями предусмотрено, что основанием для проведения экспертизы в уголовном производстве и по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством является процессуальный документ о назначении экспертизы, составленный уполномоченной на то лицом (органом).

Основанием для проведения экспертизы в гражданском, хозяйственном и административном судопроизводствах является определение суда о назначении экспертизы или договор с экспертом или экспертным учреждением, заключенный по заказу участника дела.

Основанием для проведения экспертного исследования является договор с экспертом или экспертным учреждением, заключенный по письменному заявлению (письму) заказчика (юридического или физического лица), с обязательным указанием его реквизитов, с перечнем вопросов, подлежащих решению, а также предоставляемых объектов.

Также среди важных изменений является то, что срок проведения экспертизы будет устанавливаться в зависимости от сложности исследования с учетом экспертной нагрузки специалистов руководителем экспертного учреждения (или заместителем руководителя или руководителем структурного подразделения) в пределах:

свыше 60 календарных дней - в отношении материалов с большим количеством объектов и решаемых вопросов (больше 10), исходя из фактически необходимого для эксперта времени или особо сложных по характеру исследований (проведение исследований с использованием криминалистического оборудования (лазерного, оптического, электронного), экспериментальных исследований, применения нескольких методов);

свыше 90 календарных дней - в отношении материалов с особо большим количеством объектов и необходимостью решения вопросов, требующих нескольких исследований, или если экспертиза является комплексной или требует привлечения специалистов по другим учреждениям (в том числе судебно-медицинских), предприятиям, организациям.

Приказом расширен пункт Инструкции относительно порядка выполнения экспертных исследований. В частности, экспертные исследования будут выполняться в порядке, предусмотренном для проведения экспертиз. Ход и результаты таких исследований будут излагаться в заключении экспертного исследования.

Заключение экспертного исследования составляется по структуре и содержанию заключения эксперта, за следующими исключениями:

во вступительной части заключения указывается, кто и когда обратился в учреждение или непосредственно к эксперту с заказом о проведении исследования;

опускается запись, касающаяся ответственности лица, которое проводит исследование, за предоставление заведомо неправдивого заключения.

Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Снижены нормы потребления газа

КМУ постановлением от 27 февраля № 143 снизил нормы потребления газа для населения без счетчиков с 3,29 до 3,28 куб. м на одного человека (при наличии централизованного горячего водоснабжения). В случае отсутствия указанного блага и газового водонагревателя - показатель оставлен на предыдущем уровне - 5,39 куб.м. Как и прежде, новые нормы применяются с 9 августа 2018 года.

Отметим, это уже второе в этом году решение Правительства относительно данного вопроса. По словам Министра социальной политики Андрея Ревы, новое постановление было принято в ответ на судебные иски облгазов по поводу незаконности новых норм потребления газа, принятых Правительством 30 января (постановление № 63), после отмены судом предыдущих.

 Новые правила ответственности авиаперевозчика

С 5 марта действуют новые Авиационные правила Украины "Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа", утвержденные приказом Государственной авиационной службы от 26 ноября 2018 года № 1239.

Авиационные правила устанавливают общие условия перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом, обеспечения безопасности полетов и качества обслуживания. Правила распространяются на авиационных перевозчиков и других субъектов авиационной деятельности, которые занимаются перевозками пассажиров и багажа воздушным транспортом.

В частности, регламентированы обязанности авиаперевозчика и размер компенсации за причиненный ущерб.

Авиаперевозчик отвечает за ущерб, причиненный в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа исключительно в случае, если действие, которое повлекло уничтожение, потерю или повреждение, состоялось на борту самолета или в период ответственности авиаперевозчика за сохранение зарегистрированного багажа.

Если авиаперевозчик признал потерю зарегистрированного багажа или если багаж не прибыл в течение 21 дня с даты, когда он должен был прибыть, пассажир может предъявить авиаперевозчику требование в соответствии с условиями договора воздушной перевозки.

Авиаперевозчик должен возместить задержку рейса и багажа, если не докажет, что он, его работники и агенты по продаже и обслуживанию приняли все возможные меры для того, чтобы избежать вреда, или что они не имели возможности принять такие меры.

За неподобающую перевозку пассажира и багажа авиаперевозчик возмещает только реальные убытки, доказанные пассажиром, и в пределах, установленных правилами.

Ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный в результате задержки во время воздушной перевозки пассажиров любыми рейсами, ограничивается суммой 4694 СПЗ(специальное право заимствования - расчетная денежная единица, которая используется Международным валютным фондом и сейчас равна приблизительно 37,20 грн) относительно каждого пассажира.

За уничтожение, потерю, повреждение или задержку перевозки зарегистрированного багажа авиаперевозчик выплатит не больше чем 1131 СПЗ.

Авиаперевозчик не отвечает за вред, причиненный в результате задержки рейса, если докажет, что он, его работники и агенты по обслуживанию приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать вреда, или что принятие таких мер было невозможным.

Вместе с тем, ответственность за вред, повлекший гибель или телесное повреждение пассажира при определенных условиях, не может быть ограничена суммой в размере 250000 СПЗ для каждого пассажира.

Авансовый платеж [не меньше чем 16000 СПЗ (за исключением легких телесных повреждений)] должен быть осуществлен немедленно, но не позже, чем в течение 15 дней после идентификации физического лица.

Во время оформления билета авиаперевозчик должен представить пассажиру в письменном виде основные положения, которые регулируют ответственность. Также пассажир должен получить письменное сообщение о пределах ответственности авиаперевозчика относительно пассажиров и багажа.

 Реестр доноров

КМУ принял решение о системной трансформации системы крови.

Соответствующие положения содержатся в принятой Правительством 20 февраля 2019 года Стратегии развития национальной системы крови в Украине.

Основная цель реализации Стратегии - обеспечение равноправного и своевременного доступа пациентов к качественным и безопасным компонентам донорской крови в достаточном количестве.

Запланировано, что до 2022 года заработают новые механизмы финансирования и управления, отвечающие общим принципам трансформации всей системы здравоохранения. Благодаря воплощению Стратегии будут внедрены европейские стандарты и практики деятельности системы крови.

Новые подходы базируются на принципах безопасности, доступности, подотчетности, инновационности и финансовой эффективности.

Воплощение Стратегии позволит решить имеющиеся проблемы сферы: несмотря на дефицит донорской крови и ее компонентов, ежегодно значительные объемы крови и ее препаратов утилизируются из-за окончания сроков годности. Главная причина такой ситуации - отсутствие координации между регионами: в то время когда одна область может иметь излишек доз эритроцитов, плазмы и тромбоцитов, в другой этих компонентов может катастрофически не хватать. Изменение системы и подходов к формированию потребности позволит избежать такой ситуации в будущем.

Основным заданием документа является создание трехуровневой системы крови: на национальном, региональном и госпитальном уровнях. Так, на национальном уровне впервые планируется создать Трансфузиологический центр, который будет осуществлять функцию управления и координации системы крови и мониторинга ее функционирования. На региональном уровне центры крови будут централизовано заготавливать, тестировать, перерабатывать, хранить и распределять донорскую кровь и ее компоненты. А отделения трансфузиологии должны трансформироваться в больничные банки крови в составе заведений здравоохранения (госпитальный уровень).

Стратегия развития системы крови предусматривает пересмотр путей финансирования, что поможет решить проблемы длительного использования устаревших технологий заготовки донорской крови и ее компонентов, их переработки, тестирования, хранения и распределения.

Ожидается, что внедрение системного подхода к управлению системой крови на национальном уровне улучшит состояние инфекционной и иммунологической безопасности и сократит риски инфицирования крови на разных этапах ее заготовки и использования.

Развитие системы крови в Украине будет базироваться на безоплатном добровольном донорстве крови. Впервые будут внедрены единый национальный реестр доноров и электронная медицинская информационная система в учреждениях системы крови и заведениях здравоохранения для оперативного контроля обращения компонентов крови. Стратегия также включает проведение общенациональных информационно-просветительских кампаний для популяризации добровольного безоплатного донорства крови.

Во исполнение Стратегии предусмотрены пересмотр и разработка новых нормативно-правовых актов, которые урегулируют вопросы организации донорства, заготовки, переработки, тестирования, распределения, транспортировки и надлежащего применения донорской крови на новых принципах.

Финансирование потенциально будет осуществляться из нескольких источников: государственный и местный бюджеты, средства международных партнеров, а также за счет механизмов государственно-частного партнерства. В целом за счет всех возможных источников финансирования реализация предложенного плана модернизации и поддержки новой национальной системы крови оценивается в приблизительно 6,5 млрд грн до 2022 года.

 Определены пределы временно оккупированных территорий

Определены пределы и перечень районов, городов, поселков и сел, частей их территорий, временно оккупированных в Донецкой и Луганской областях.

Соответствующий Указ № 32/2019 Президент Украины подписал 7 февраля 2019 года.

В Указе установлены пределы временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, которые определяются четко очерченной географическими координатами фактической линией разграничения сторон.

В Донецкой области временно оккупированными являются следующие города областного значения: Донецк, Горловка, Дебальцево, Докучаевск, Енакиево, Ждановка, Макеевка, Снежное, Харцизск, Хрестовка, Чистяково, Шахтарск, Ясиноватая, в том числе частично населенные пункты, которые административно подчинены городским советам этих городов.

Кроме того, временно оккупированными являются Амвросиевский район, частично Бахмутский район, Бойковский район; частично Волновахский и Марьинский районы, Новоазовский, Старобешевский, Шахтерский районы и частично Ясиноватский.

В Луганской области временно оккупированными являются следующие города областного значения: Луганск, Алчевск, Антрацит, Брянка, Голубовка, Довжанск, Кадеевка, Первомайск, Ровеньки, Сорокино, Хрустальный, в том числе частично населенные пункты, которые административно подчинены городским советам этих городов.

Кроме того, временно оккупированными являются Антрацитовский, Довжанский, Лутугинский, Новоайдарский районы (село Сокольники); Перевальский район; очерченные пределы Попаснянского района, Славяносербский и Сорокинский районы, а также Станично-Луганский район (села Николаевка, Бурчак-Михайловка, Лобачево, Суходол).

Указ вступил в силу 9 февраля 2019 года.

  Курс на НАТО

21 февраля 2019 г. вступил в силу Закон № 2680-VIII "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора)".

Согласно Выводу КСУ № 3-в/2018 от 22 ноября 2018 года изменения отвечают требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Вместе с тем, шестеро конституционных судей изложили особые мнения по этому вопросу. В частности, судья Тупицкий считает, что Конституционный Суд Украины должен был указать, что изменять внеблоковый статус Украины следует через всеукраинский референдум.

Законом изменено не только тело Конституции, но и Преамбулу, в которую включено подтверждение европейской идентичности Украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса государства.

Верховная Рада наделена полномочиями определять принципы внутренней и внешней политики, реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора.

Президент Украины является гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в ЕС и НАТО.

Реализацию стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в этих организациях обеспечивает Кабинет Министров.

Кроме того, из Переходных положений исключен пункт о возможности использования существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований на условиях аренды.

 Индексация пенсий и выплата субсидий

Министр социальной политики Украины Андрей Рева заявил о том, что с марта начнется индексация пенсий и выплата субсидий в наличной форме.

В октябре 2017 года был принят закон, который вернул системе пенсионного обеспечения принципы социального страхования, в соответствии с которыми пенсия должна быть дифференцированной и зависеть от двух показателей: страховой стаж и заработная плата, которую получали люди. В целом среднее повышение пенсий в результате реформы составило 561 грн. Однако это не означает, что все получили такую сумму повышения - каждый получил надбавку, определенную внедренной единой формулой.

Пенсионной реформой была предусмотрена автоматическая индексация пенсий по новому принципу, который был заложен в самом законе. Этот принцип предусматривает два основных показателя: 50 % уровня роста инфляции за предыдущий год и 50 % роста средней зарплаты. Закон предусматривал, что индексация будет проводиться ежегодно начиная с 2019 года.

Во исполнение Закона об общеобязательном пенсионном страховании Правительство определило порядок и дату ежегодной индексации, а именно с 1 марта 2019 года. Коэффициент увеличения показателя средней зарплаты, дохода, с которого были оплачены взносы, представляет 1.17. На 1 марта 2019 года будут автоматически пересчитаны для 10 млн. 200 тыс. пенсионеров, а средний размер повышения пенсии составит 255 грн. Это не значит, что все получат одинаково 255 грн., ведь средства распределяются в соответствии с формулой. Реальное повышение произойдет для 8 млн. пенсионеров, но повышение не будет меньше 100 гривен.

В 2019 году предлагается осуществить доплату к пенсии 1 млн. 900 тыс. пенсионеров, имеющих полный страховой стаж, но из-за малого размера заработка имеющих низкую пенсию, в размере 2410 грн. Речь идет о средствах от растаможки "евроблях", которые в полном объеме направлены на повышение пенсий.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

www.bank.gov.ua

 

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%