пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 06.11.2019

06 ноября 2019 года

Выпуск № 432

 И снова судебная реформа

6 ноября 2019 г. в официальной газете Верховной Рады "Голос Украины" опубликован Закон № 193-ІХ "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского самоуправления", которым сокращается количество судей Верховного Суда вдвое (с 200 до 100), а также вводится новый порядок формирования Высшей квалификационной комиссии судей и расширяются полномочия Высшего Совета правосудия.

Для судей предусмотрено:

- количество судей ВС не должно превышать 100 лиц;

- должностные оклады судей ВС уменьшатся с 75 до 55 прожиточных минимумов, то есть с 145 тыс. 200 грн до 106 тыс. 480 грн;

- судейское вознаграждение устанавливается по единым правилам для всех судей независимо от условий прохождения ими квалификационного оценивания.

Изменения, касающиеся ВСП

ВСП будет образовывать конкурсную комиссию, в состав которой будут входить:

- три лица, избранные Советом судей Украины из числа его членов;

- три лица из числа международных экспертов, предложенных международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предупреждения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины, в состав Общественного совета международных экспертов, образованного согласно Закону "О Высшем антикоррупционном суде".

Так, в соответствии с документом Высший Совет правосудия:

- утверждает порядок сдачи отборочного экзамена и методику оценивания его результатов, порядок сдачи квалификационного экзамена и методику оценивания кандидатов, положения о проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи, порядок и методологию квалификационного оценивания, порядок формирования и ведения судейского досье (досье кандидата на должность судьи);

- назначает и освобождает с должностей членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

- принимает решение об освобождении членов Высшего совета правосудия.

Решение ВСП будет принимать непосредственно во время заседания без выхода в совещательную комнату.

При ВСП на 6 лет создается новый дисциплинарный орган - Комиссия по вопросам добропорядочности и этики.

Для ВККС предусмотрено:

- уменьшение численности членов ВККС с 16 до 12;

- члены ВККС назначаются и освобождаются от должностей решениям ВСП.

Что касается сроков

Со дня вступления в силу данного Закона полномочия членов Высшей квалификационной комиссии судей прекращаются, а руководитель секретариата Высшей квалификационной комиссии судей назначается по результатам конкурса с учетом требований закона.

ВККС в течение двух месяцев со дня формирования ее нового состава проводит отбор судей в кассационные суды в составе ВС из числа судей соответствующих кассационных судов ВС по критериям профессиональной компетентности, этики и добропорядочности.

ВККС в течение двух месяцев со дня формирования ее нового состава завершает процедуру отбора кандидатов на должность судьи местного суда, объявленного решением Комиссии от 3 апреля 2017 года № 28/зп-17. Иные процедуры, начатые ВККС в соответствии с Законом "О судоустройстве и статусе судей" до вступления в силу данного Закона, продолжаются новым составом Высшей квалификационной комиссии судей, образованного в соответствии с данным Законом.

Высший совет правосудия в течение 90 дней со дня вступления в силу данного Закона формирует по результатам конкурса состав Высшей квалификационной комиссии судей в соответствии с Законом "О судоустройстве и статусе судей".

Комиссия по вопросам добропорядочности и этики в течение 30 дней со дня ее образования проверяет членов Высшего совета правосудия (кроме Председателя Верховного Суда), назначенных (избранных) на должность до вступления в силу данного Закона, на соответствие критериям добропорядочности, этичных стандартов судьи как составной профессиональной этики члена Высшего совета правосудия, по результату чего может принять решение об освобождении от должности члена Высшего совета правосудия.

Последним днем работы судьи кассационного суда в составе Верховного Суда, не прошедшего процедуру отбора, является дата, указанная в решении ВСП.

Данный Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования (7 ноября в 2019 года), кроме подпункта 16 пункта 1 раздела I данного Закона (относительно получения судейского вознаграждения), вступающего в силу с 1 января 2020 года.

 Отменены ограничения покупки инвалюты

НБУ отменяет ограничение на покупку иностранной валюты и банковских металлов физическими лицами в эквиваленте 150 тыс. грн в день через кассу банка, финансового учреждения или в системах онлайн-банкинга.

Соответствующие изменения валютного регулирования утверждены постановлением Правления НБУ № 125 от 29 октября 2019 года "Об утверждении Изменений в Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте". Изменения вступили в силу 5 ноября 2019 г.

Также, прекращает действовать требование относительно подачи физическими лицами в банки документов, подтверждающих основания для проведения операций по покупке безналичной иностранной валюты.

Также было введено систему инвестирования за границу в пределах е-лимитов (сегодня - до 50 тыс. евро/год для физических лиц) без необходимости получения индивидуальных разрешений или лицензий в Национальном банке.

 Закон о наказании коррупционеров

31 октября 2019 г. ВРУ приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов".

Законом урегулирован вопрос относительно обеспечения надлежащего функционирования института о признании необоснованными активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и их взыскания в доход государства, особенности искового производства по таким делам.

Законом, в частности, дополнен УК новой ст. 368-5 "Незаконное обогащение", согласно которой приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, активов, стоимость которых больше чем на шесть тысяч пятьсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан превышает его законные доходы (6 243 250 грн), - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Под приобретением активов следует понимать приобретение их лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность, а также приобретение активов в собственность другим физическим или юридическим лицом, если доказано, что такое приобретение было осуществлено по поручению лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, или что лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, может прямо или опосредствовано совершать относительно таких активов действия, тождественные по содержанию совершению права распоряжения ими.

Под активами следует понимать денежные средства (в том числе наличные средства, средства, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или иных финансовых учреждениях), иное имущество, имущественные права, нематериальные активы, в том числе криптовалюта, объем уменьшения финансовых обязательств, а также работы или услуги, предоставленные лицу, уполномоченному на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Под законными доходами лица следует понимать доходы, правомерно полученные лицом из законных источников, в частности определенных пунктами 7 и 8 ч. 1 ст. 46 Закона "О предупреждении коррупции".

При определении разницы между стоимостью приобретенных активов и законными доходами не учитываются активы, являющиеся предметом производства по делам о признаниях активов необоснованными и их взысканиях в доход государства, а также активы, взысканные в доход государства в рамках такого производства.

Дела о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства рассматриваются Высшим антикоррупционным судом.

 Запланировано уменьшение штрафов Гоструда

3 октября 2019 г. принят за основу проект Закона № 1233, целью которого является уменьшение экономически необоснованных штрафных санкций за нарушение норм трудового законодательства Украины и остановка процесса ликвидации малого и среднего бизнеса в Украине в связи с применением значительных по своему размеру штрафных санкций.

Профильный комитет доработал соответствующий законопроект, внес изменения ко второму чтению.

Предлагается, чтобы юридические и физические лица - предприниматели, использующие наемный труд, несли ответственность в виде штрафа в случае:

фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта); оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, а также выплат заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ - в 10-кратном размере минзарплаты за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (сейчас - 30-кратном). А к юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и являющимся плательщиками единого налога 1-3 групп, предлагается применять предупреждение.

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда предлагается наказывать штрафом, который равен 2-кратному размеру минзарплаты, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (сейчас - 10-кратного).

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот мобилизованным работникам предлагается наказывать штрафом, равным 4 размерам минзарплаты за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (сейчас - 10 размеров минзарплаты). К юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и являющимся плательщиками единого налога 1-3 групп, - предупреждение.

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде для выявления неоформленных работников предлагается наказывать штрафом, который равен 6 размерам минзарплаты (сейчас - 100 размерам минзарплаты).

Нарушение иных требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абз. 2 - 7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, предлагается наказывать штрафом, равным 1 размеру минзарплаты за каждое такое нарушение (сейчас - 1 размер минзарплаты). За повторное в течение года со дня выявления нарушения - 2 размера минимальной зарплаты за каждое такое нарушение.

 Узаконена материальная ответственность военных

31 октября 2019 г. вступил в силу Закон № 160-IX "О материальной ответственности военнослужащих и приравненных к ним лиц за ущерб, нанесенный государству". Действие Закона распространяется на военнослужащих в ходе исполнения ими обязанностей военной службы, военнообязанных и резервистов в ходе прохождения ими сборов, а также лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов специального назначения, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, МВД, Нацполиции, сил гражданской защиты, Государственной уголовной-исполнительной службы, ГБР. Условиями привлечения к материальной ответственности в Законе определены: 1) наличие ущерба; 2) противоправное поведение лица в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 3) причинная связь между противоправным поведением лица и нанесенным ущербом; 4) вина лица в причинении ущерба.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%