пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 07.11.2018

7 ноября 2018 года

Выпуск № 387

 Закон об электронных доверительных услугах вступил в силу

7 ноября 2018 г. вступил в силу Закон «Об электронных доверительных услугах», который был принят Верховной Радой 5 октября и подписан Президентом 6 ноября 2017 года.

Закон облегчает трансграничное использование онлайн-услуг, что создает условия для безопасной электронной идентификации и аутентификации, а также взаимного признания электронной подписи, электронных документов и услуг.

Документом установлено, что электронные доверительные услуги предоставляются, как правило, на договорных началах. В состав электронных доверительных услуг входят:

- создание, проверка и подтверждение усовершенствованной электронной подписи или печати;

- формирование, проверка и подтверждение действия сертификата электронной подписи или печати;

- формирование, проверка и подтверждение действия сертификата подлинности веб-сайта;

- формирование, проверка и подтверждение электронной отметки времени;

- регистрируемая электронная доставка;

- хранение усовершенствованных электронных подписей, печатей, электронных меток времени и сертификатов, связанных с этими услугами.

Квалифицированные поставщики электронных доверительных услуг могут осуществлять деятельность при условии внесения средств на текущий счет со специальным режимом использования в банке или страхования гражданско-правовой ответственности для обеспечения возмещения вреда, который может быть нанесен пользователям таких услуг или третьим лицам.

Размер взноса на текущем счете со специальным режимом или страховой суммы не может составлять менее 1000 минимальных размеров заработной платы.

Юрлица и ФЛП, которые намерены оказывать электронные доверительные услуги, должны быть внесены в Доверительный список, который публикуется на официальном сайте центрального удостоверяющего органа. Доступ к нему обеспечивается бесплатно и круглосуточно, а информация является открытой.

Прекращает свою деятельность квалифицированный предоставитель в случае:

- принятия центральным удостоверяющим органом решения об исключении его из Доверительного списка;

- принятия им решения о прекращении предоставления квалифицированных электронных доверительных услуг, указанных в Доверительном списка;

- прекращения деятельности квалифицированного поставщика;

- вступления в законную силу решения суда об исключении его из Доверительного списка, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным, признания его банкротом.

 Обмен земельными участками вопреки мораторию

Донецкий апелляционный суд, рассмотрев дело № 227/1505/18, признал право частных лиц на фактическую продажу земли агрофирмам. Суд решил, что оформление договора мены земли с доплатой не по схеме «пай на пай» в едином массиве соответствует законодательству.

Постановлением от 10 октября суд оставил в силе решение суда первой инстанции, который отказался признать недействительным договор мены земельных участков между физ- и юрлицом по иску прокурора.

Апелляционный суд согласился, что правоотношения между агрофирмой и землевладельцем относительно заключения договора мены, не противоречат подпункту «б» пункта 15 Раздела X Переходных положений Земельного кодекса Украины (относительно моратория на продажу земель, который сейчас продлен до 2019 года) и отвечают предписаниям ст.ст. 203, 715, 716 ГК Украины: законодатель разрешил обмен земельного участка на другой земельный участок.

Судом установлено, что соответчики обменялись сформированными земельными участками с кадастровыми номерами. То есть, данные правоотношения по своей сути не подпадают под правовое регулирование Закона № 899 «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков владельцам земельных долей (паев)», поскольку он регулирует обмен распределенных между собственниками, определенных в натуре земельных участков, которые еще не зарегистрированы за собственниками, то есть таких земельных участков, которые не могут выступать в качестве объекта гражданских прав. В противовес этому, соответчики обменяли земельные участки, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством и выступают в качестве объекта гражданских прав.

Учитывая вышеуказанное, обмен зарегистрированными земельными участками является законным правом сторон - их владельцев. Процедура мены на основании их свободного волеизъявления может быть использована по взаимному согласию.

Содержание правовой сделки, заключенной между агрофирмой и землевладельцем касательно мены земельными участками, не противоречит актам действующего законодательства и не является фиктивной или мнимой правовой сделкой в понимании статей 234 - 235 Гражданского кодекса, поскольку ее условия в полном объеме выполнены сторонами договора с соблюдением действующего законодательства (агрофирма получила больший участок, за который отдала меньший и деньги).

Суды, применив решение ЕСПЧ по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины» относительно неправомерности моратория, решили, что правовая сделка между двумя частными лицами, в основе которой заложен обмен двумя земельными участками, принадлежащими каждой на праве собственности, не нарушает имущественных прав государства (на что ссылался прокурор). От признания правовой сделки недействительной негативные последствия понесут только частные лица, а не государство.

Прокурорам стоит понять, что нормы Конституции направлены на защиту права собственности и равенство всех субъектов этого права перед законом, в частности, и права частной собственности ответчиков на владение, пользование и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности.

 Дистанционное открытие банковского счета

Физлица получили возможность получать дистанционно не только административные, но и банковские услуги (например, открытие счета). С этой целью внедряется механизм удаленной идентификации клиентов банков через Систему BankID НБУ.

Соответствующие изменения в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга внесены постановлением Правления НБУ от 1 ноября 2018 года № 116.

Впервые идентификация физлица проводиться при его присутствии одним из банков - участников Системы, и уже после этого это можно заказывать сервисы и услуги на сайте любой компании или банка, подключенных к Системе BankID НБУ. Идентификация будет проводиться дистанционно на уровне банков, в которых она обслуживается (bank-to-bank). Это, например, даст возможность клиентам банков дистанционно открывать счета без необходимости посещать соответствующие отделения.

При этом для предоставления банковских услуг обязательными условиями являются выполнение требований финансового мониторинга, а именно: проведение проверки идентификационных данных, полученных из разных источников (ЭЦП / квалифицированная цифровая подпись; система BankID НБУ; копии документов, загруженные на сайт предоставителя услуг и подписанные ЭЦП клиента).

Ответственность за надлежащее осуществление идентификации и изучение клиента в соответствии с международными стандартами и законодательством Украины возлагается как на банк, который осуществил идентификацию, так и на банк, который использует информацию, полученную с помощью средств Системы BankID.

Со своей стороны банк обязан обеспечить в своей деятельности надлежащее управление рисками с целью предотвращения использования услуг, которые он предоставляет, для легализации криминальных доходов и финансирования терроризма.

Кроме того, НБУ усовершенствовал порядок согласования ответственных за осуществление финансового мониторинга работников банков.

Постановление № 116 вступило в силу с 5 ноября 2018 года.

 Закон о возобновлении кредитования вступил в силу

С 4 февраля 2019 г. вводится в действие Закон 2478-VІІІ «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно возобновления кредитования», который позволит банкам регистрировать право собственности на ипотеку, невзирая на обременения, а также обеспечит их доступ к Государственному реестру актов гражданского состояния.

Закон был принят 3 июля и опубликован в «Голосе Украины» от 3 ноября. Закон вступил в силу 4 ноября 2018 г., но вводится в действие через три месяца.

Данный Закон применяется как к отношениям, которые возникли после введения его в действие, так и к существующим. Исключением являются новые требования к договору об удовлетворении требований ипотекодержателя или в соответствующей оговорке в ипотечном договоре: новая редакция части четвертой статьи 36 Закона «Об ипотеке» применяется исключительно к договорам, заключенным после 4 февраля. В частности, установлено, что по завершению внесудебного урегулирования любые следующие требования ипотекодержателя относительно выполнения основного обязательства должником - физ- или юрлицом недействительны, если другое не определено договорами ипотеки или кредита, договором об удовлетворении требований ипотекодержателя.

Также Закон обязывает ипотекодержателя обратиться к государственному регистратору с заявлением о государственной регистрации прекращения ипотеки не позже 14 дней со дня полного погашения долга по основному обязательству.

Если ипотекодатель реконструировал предмет ипотеки или осуществил самовольное строительство (в том числе построил новые здания, сооружения и тому подобное на земельном участке, который принадлежит ипотекодателю на праве собственности или находится в его пользовании), все реконструированные, вновь созданные объекты недвижимости считаются предметом ипотеки в соответствии с ипотечным договором.

Изменения относительно обеспечения обязательства внесены и в Гражданский кодекс. В частности, установлено, что ликвидация солидарного должника - юридического лица, смерть солидарного должника - физического лица не прекращают обязанности остальных солидарных должников перед кредитором и не изменяют его объема и условий выполнения.

Кроме того, установлено, что лица, которые по одному или нескольким договорам поручительства поручились перед кредитором за выполнение должником одного и того же обязательства, являются солидарными должниками и отвечают перед кредитором солидарно, если другое не установлено договором.

Установлено, что ликвидация должника - юридического лица не прекращает поручительство, если до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований записи о прекращении должника - юридического лица кредитор обратился в суд с иском к поручителю в связи с нарушением таким должником обязательства.

 Закон «МаскиШоуСтоп-2» вступил в силу

Правоохранители будут персонально отвечать за незаконное преследование бизнеса.

Соответствующий Закон № 2548-VIII «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования обеспечения соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования», получивший название «МаскиШоуСтоп 2» вступил в силу 4 ноября.

Закон является логическим продолжением Закона № 2213 «МаскиШоуСтоп 1», усовершенствуя ряд вопросов, в частности призван устранить оставшуюся практику возбуждения уголовного производства непрямыми методами.

Документом внесены изменения в статьи 220, 284, 303, 307, 309 УПК в части предоставления другому лицу, права или законные интересы которого ограничиваются в ходе досудебного расследования, или его представителю права заявлять ходатайство следователю, прокурору о закрытии уголовного производства, если существует неотмененное постановление следователя, прокурора о закрытии уголовного производства по основаниям, предусмотренным в УПК, а в случае отказа в удовлетворении ходатайства обратиться с жалобой к следственному судье. При этом предусмотрено, что определение следственного судьи об отказе в удовлетворении соответствующей жалобы может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Законом также внесены изменения в статью 130 УПК, которыми предусмотрена возможность государства, в случае возмещения ущерба, нанесенного следователем, прокурором, за счет госбюджета, применять право обратного требования к этим лицам в случае установления в их действиях состава уголовного правонарушения по обвинительному приговору суда, вступившего в законную силу, или дисциплинарного проступка независимо от истечения сроков применения и действия дисциплинарного взыскания.

Отметим, изначально законопроект предполагал также изменения в Гражданский кодекс и Закон «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда» касаемо возможности государства применять право обратного требования к виновным лицам. В окончательной редакции Закона эти нормы исключены.

 Упрощена экстрадиция международных преступников

В Уголовный процессуальный кодекс имплементированы положения Третьегои Четвертого дополнительных протоколов к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей.

Соответствующий Закон № 2577-VIII «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с ратификацией Третьего дополнительного протокола и Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей» вступил в силу 4 ноября 2018 г.

Таким образом, усовершенствуется существующая процедура экстрадиции из Украины правонарушителей, разыскиваемых компетентными органами иностранного государства для проведения расследования по уголовному производству или исполнения приговора.

Правонарушитель получит право просить о применении в отношении него упрощенного порядка выдачи сразу же после задержания в связи с пребыванием в международном розыске, не дожидаясь поступления формального запроса об экстрадиции. Предоставляя согласие на экстрадицию, он вправе отказаться от применения специального правила пределов уголовной ответственности.

Если задержанный согласился на экстрадицию и отказался от применения специального правила пределов уголовной ответственности, суд решает вопрос об утверждении такого согласия и применении экстрадиционного ареста или отказывает в этом.

Это позволит сократить сроки пребывания такого лица под стражей на территории Украины с целью его экстрадиции в другое государство и вывести практику применения экстрадиции на современный европейский уровень.

Упрощенный порядок выдачи не будет применяться в случае привлечения лица к уголовной ответственности или отбывания наказания на территории Украины, если есть основания полагать, что выдача может противоречить интересам защиты национальной безопасности Украины или что разыскиваемый является гражданином Украины.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.bank.gov.ua

www.rada.gov.ua

 

 

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%