пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 08.01.2020

8 января 2020 года

Выпуск № 440 

 Вступил в силу Закон о самопредставительстве юридических лиц в судах

29 декабря 2020 года вступил в силу Закон касаемо расширения возможностей самопредставительства в суде органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других юридических лиц независимо от порядка их создания.

Согласно изменениям, внесенным в процессуальные кодексы, юридическое лицо независимо от порядка создания участвует в деле через своего руководителя, члена исполнительного органа, другое лицо, уполномоченное действовать от его имени в соответствии с законом, уставом, положением, трудовым договором (контрактом) (самопредставительство юрлица), или через представителя.

Государство, Автономная Республика Крым, территориальная община участвуют в деле через соответствующий орган государственной власти, орган власти АР Крым, орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, от имени которого действует его руководитель, другое уполномоченное лицо в соответствии с законом, уставом, положением, трудовым договором (контрактом) (самопредставительство органа государственной власти, органа власти АР Крым, органа местного самоуправления), или через представителя.

Таким образом, внедряемая монополия адвокатуры на представительство в судах, не состоялась. Напомним, с 1 января 2020 года исключительно адвокаты и прокуроры должны были представлять интересы органов государственной власти и местного самоуправления в судах.

Теперь юрлиц в судах могут представлять наемные работники: инхаусы и юрисконсульты.

 Обновления в проверках Гоструда

КМУ обновил Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, изложив его в новой редакции.

Соответствующее постановление № 1132 от 4 декабря 2019 года вступило в силу 31 декабря 2019 года.

Мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются в форме инспекционных посещений. Такие посещения будут проводить инспекторы труда Гоструда и ее территориальных органов.

Контрольные полномочия инспектора труда подтверждаются служебным удостоверением установленной Минсоцполитики формы, которая выдается Гоструда и ее территориальными органами.

Основания для осуществления инспекционных посещений:

1) обращение работника о нарушении в отношении него законодательства о труде; обращение физлица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

2) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из СМИ, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;

3) решение суда;

4) сообщение должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных признаках нарушения законодательства о труде относительно неоформления и/или нарушения порядка оформления трудовых отношений;

5) информация

Госстата и ее территориальных органов о наличии задолженности по выплате зарплаты;

ГНС и ее территориальных органов о:

- несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

- фактах нарушения законодательства о труде, выявленных во время осуществления полномочий;

- фактах осуществления хозяйственной деятельности без госрегистрации в качестве субъекта хозяйствования;

ПФУ и его территориальных органов о:

- работодателях, насчитывающих зарплату 30 и больше процентам работников меньше минимальной; у которых относительно работников отсутствует уведомление о приеме на работу; у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и больше процентов;

- физлицах, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя больше года;

- работодателях, у которых относительно работников отсутствуют начисления зарплаты в окончившимся отчетном месяце; у которых в течение года не проводилась индексация зарплаты или сумма повышения зарплаты составляет меньше суммы начисленной индексации; у которых 30 и больше процентов физлиц работают на условиях гражданско-правовых договоров;

- работодателей с численностью 20 и больше работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и больше процентов работников;

6) информация профсоюзных органов о нарушениях прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;

7) поручение Премьер-министра Украины; обращения Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; запрос народного депутата;

8) невыполнение требований предписания инспектора труда.

Инспектор труда самостоятельно будет принимать решение о необходимости посещения работодателя для информирования его и работников о наиболее эффективных способах соблюдения законодательства по вопросам оформления трудовых отношений.

Инспекционное посещение или решение инспектора труда об указанном выше посещении работодателя подлежит уведомительной регистрации Гоструда или ее территориальным органом до начала их проведения.

Во время подготовки к проведению такого посещения инспектор труда может получить информацию и/или документы, касающиеся предмета инспекционного посещения (анализируя имеющуюся информацию о состоянии соблюдения объектом посещения законодательства о труде).

В ходе проведения инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить свое служебное удостоверение, перед подписанием акта инспекционного посещения предоставить копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения и внести запись о его проведении в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения.

Длительность инспекционного посещения не может превышать 10 рабочих дней.

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно имеют право:

- во время проведения инспекционных посещений при наличии вышеприведенных оснований без предварительного уведомления в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

- знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или извлечения;

- единолично или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные пояснения;

- при наличии признаков уголовного правонарушения и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

- на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками о предмете инспекционного посещения;

- фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники и т. п.

В Порядке определено, что запрещается делать инспекторам труда (в частности, изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части; проводить инспекционное посещение сверх определенных сроков и т. п.).

Не допускать к проведению инспекционного посещения можно в случае отсутствия у инспектора служебного удостоверения; когда на официальном веб-сайте Гоструда не обнародована унифицированная форма акта инспекционного посещения.

По результатам инспекционного посещения составляются акт инспекционного посещения и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде - предписание об их устранении и предупреждение об ответственности за нарушение законодательства о труде.

 Новое в сфере трансплантации

29 декабря 2020 года вступил в силу Закон относительно некоторых вопросов трансплантации анатомических материалов человеку. Документ был опубликован в официальной газете Верховной Рады "Голос Украины" 28 декабря 2020 года.

Так, накажут штрафом до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением воли сроком до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет или без такого за нарушение установленного законом порядка порядка трансплантации анатомических материалов человека, если будет доказано, что это было совершенно умышленно.

Совершеннолетнее дееспособное физическое лицо имеет право распорядиться относительно передачи после смерти его тела или анатомических материалов научным или учебным заведениям, заведениям здравоохранения. Решение относительно передачи тела или анатомических материалов умершего может быть принято другим из супружеской пары или одним из близких родственников, если это не противоречит волеизъявлению умершего. Порядок передачи тела или анатомических материалов умершего научным, медицинским или учебным заведениям устанавливается КМУ.

Кроме того, установлен запрет торговли анатомическими материалами человека и их рекламирования.

Заключение или предложение заключения договоров, которые предусматривают куплю-продажу анатомических материалов человека, запрещается.

Реклама анатомических материалов человека запрещается, кроме социальной рекламы с целью популяризации трансплантации анатомических материалов человека.

Законом установлено, что до начала работы Единой государственной информационной системы трансплантации (ЕГИСТ), но не позже 1 января 2021 года положение данного Закона относительно использования указанной системы для организация предоставления медицинской помощи с применением трансплантации не применяются. Организация трансплантации осуществляется на основе информации, содержащейся на бумажных носителях.

Определено, что деятельность, связанная с трансплантацией, - медицинские услуги по извлечению анатомических материалов у живых доноров, извлечению анатомических материалов у донора-трупа, которые осуществляются заведениями здравоохранения, бюро судебно-медицинской экспертизы или иными субъектами хозяйствования, которые согласно законодательству имеют право осуществлять такую деятельность, и/или услуги по хранению и перевозке анатомических материалов человека, предназначенные для трансплантации, извлечению анатомических материалов у донора-трупа для изготовления биоимплантатов, хранению и перевозке таких материалов, координации транспланта, а также деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и реестров в сфере трансплантации.

 Избирательный кодекс вступил в силу

Избирательный кодекс был официально опубликован в газете "Голос України" 28 декабря 2020 года.

Кодекс вступил в силу с 1 января 2020 года, кроме подпункта 3 пункта 3 раздела XXXXII (относительно изменений в Закон о Государственном реестре избирателей), который вступает в силу с 1 июля 2020 года, подпунктов 2 и 3 пункта 3 этого раздела относительно осуществления полномочий органов администрирования и органов ведения Государственного реестра избирателей региональными и территориальными представительствами ЦИК, которые вступают в силу со дня, следующего за днем принятия ЦИК решения о начале работы ее региональных и территориальных представительств.

Кодекс определяет гарантии права граждан на участие в формировании состава представительских органов государственной власти, представительского органа власти АР Крым и представительских органов и выборных лиц местного самоуправления.

Избирательный кодекс состоит из четырех книг "Общая часть", "Выборы Президента Украины", "Выборы народных депутатов Украины" и "Местные выборы".

Кодекс определяет особенности подготовки и проведения голосования и установления результатов выборов Президента, внеочередных и повторных выборов Президента, общий порядок выдвижения кандидатов на данный пост партиями и самовыдвижения, условия регистрации кандидатов на пост Президента, особенности открытия, формирования и использования избирательных фондов кандидатов, подготовки и проведения голосования и установления результатов выборов Президента.

Согласно Избирательному кодексу выборы народных депутатов осуществляются на принципах пропорциональной системы по единым спискам кандидатов в депутаты в общегосударственном избирательном округе, из которых формируются региональные избирательные списки кандидатов в депутаты от партий. При этом право на участие в распределении депутатских мандатов получают партии, в поддержку региональных избирательных списков кандидатов в депутаты от которых в пределах общегосударственного округа подано 5 и больше процентов общего количества голосов избирателей, поддержавших региональные избирательные списки кандидатов в депутаты от всех партий в пределах общегосударственного округа.

Выборы депутатов сельского, поселкового совета, городского совета (города с количеством избирателей до 90 тыс. чел.), районного в городе совета будут проводиться по системе относительного большинства во многомандатных избирательных округах, на которые делится территория соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка, города, территория образованной в соответствии с Законом "О добровольном объединении территориальных общин" объединенной сельской, поселковой, городской территориальной общины, территория района в городе. В каждом округе может быть избрано не менее двух и не больше четырех депутатов.

После вступления в силу данного Кодекса утратили силу законы "О выборах Президента Украины", "О выборах народных депутатов Украины", "О местных выборах".

Напомним, Президент ветировал Избирательный кодекс, при этом пояснив причины. Он указал, что перечень причин не исчерпывающий. Кодекс был направлен на доработку.

 Опубликован Закон о перезагрузке ГБР

Начался процесс перезагрузки Государственного бюро расследований.

Соответствующий Закон относительно усовершенствования деятельности Государственного бюро расследований вступил в силу 27 декабря 2020 года. Закон был опубликован в газете "Голос України" 26 декабря 2020 года.

В Законе закрепляются следующие положения:

- изменяется правовой статус ГБР: Бюро станет государственным правоохранительным органом, на который возлагаются задачи по предупреждению, выявлению, прекращению, раскрытию и расследованию преступлений, отнесенных к его компетенции;

- уточняется система ГБР, порядок утверждения его организационной структуры и создания территориальных управлений. Систему ГБР составляют центральный аппарат, территориальные управления, специальные подразделения, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В составе Государственного бюро расследований действуют следственные, оперативные подразделения, подразделения внутреннего контроля и другие подразделения. Организационную структуру ГБР будет определять Президент;

- изменяется предельная численность центрального аппарата и территориальных управлений ГБР. Она составляет 1600 человек;

- уточняется порядок назначения Директора ГБР и его полномочия. Устанавливается, что Директор ГБР назначается на должность Президентом по представлению комиссии по проведению конкурса на занятие должности Директора ГБР (Конкурсная комиссия). Директор ГБР освобождается от должности Президентом при наличии определенных чч. 4 и 5 ст. 10 Закона оснований.

В состав Конкурсной комиссии войдут:

1) три человека, определенных Президентом;

2) три человека, определенных Верховной Радой по представлению комитета ВР, к предмету ведания которого относится организация и деятельность органов досудебного расследования;

3) три человека, определенных Кабинетом Министров на основании предложений международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере предупреждения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины.

Информация о начале работы, времени и месте проведения заседаний Конкурсной комиссии по проведению конкурса на занятие должности Директора Государственного бюро расследований обнародуется на Официальном интернет-представительстве Президента Украины.

Руководит деятельностью ГБР Директор, который имеет первого заместителя и двух заместителей.

Директор ГБР, его первый заместитель и заместители назначаются сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать одну и ту же должность или другую из указанных больше двух сроков подряд;

- уточняется норма относительно перевода работников ГБР. Государственные служащие могут быть переведены в системе Государственного бюро расследований по их согласию без обязательного проведения конкурса на другую низшую или равнозначную вакантную или временно вакантную должность, при условии их соответствия квалификационным требованиям и критериям профессиональной пригодности для соответствующей должности, в порядке, определенном Законом "О государственной службе";

- унормируются основания привлечения работников ГБР к дисциплинарной ответственности. Такими основаниями определены: невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей; незаконное разглашение информации с ограниченным доступом, которая стала известна работнику в связи с выполнением им своих полномочий; превышение своих полномочий, если такое превышение не содержит состава преступления или административного правонарушения; публичное высказывание, являющееся нарушением презумпции невиновности; негативные результаты проверки на добропорядочность или мониторинга образа жизни работника; нарушение правил профессиональной этики; использование полномочий в личных (частных) интересах или неправомерных личных интересах других лиц; другие основания, предусмотренные Законом "О государственной службе" для работников ГБР, являющиеся государственными служащими, Дисциплинарным уставом Нацполиции для работников ГБР, являющихся лицами рядового и начальственного состава, и КЗоТ;

- с целью предупреждения и выявления правонарушений в деятельности работников ГБР в составе центрального аппарата и его территориальных управлений будут действовать подразделения внутреннего контроля;

- для обеспечения непрерывности и эффективности досудебных расследований следователи органов прокуратуры, прокуроры могут быть переведены по их согласию в ГБР без обязательного проведения конкурса, если они до истечения срока, предусмотренного абз. 2 п. 1 р. XI "Переходные положения" УПК проводили досудебное расследование или осуществляли процессуальное руководство (не менее четырех месяцев подряд входили в состав групп следователей или прокуроров) в уголовных производствах относительно событий, имевших место во время мирных акций протеста в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года, которые подлежат передаче за подследственностью в ГБР, но не позже 11 января 2020 года.

 Упрощена процедура закрытия счета для ФОП

НБУ установил порядок открытия банками спецсчетов в соответствии с требованиями Кодекса по процедурам банкротства и упростил для ФОПов порядок закрытия банковских текущих счетов.

Соответствующее постановление Правления НБУ № 162 "Об утверждении Изменений к Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков - резидентов и нерезидентов" вступило в силу 3 января 2020 года.

Во исполнение требований Кодекса по процедурам банкротства регулятор установил порядок:

1) открытия банками специального счета для осуществления управляющим санацией процедуры санации должника-юрлица;

2) открытия банками специального/отдельного счета для осуществления арбитражным управляющим процедуры реструктуризации долгов и погашения долгов должника-физлица (ФОП).

Банк будет открывать текущий (специальный) счет юрлицу для осуществления процедуры санации на основании следующих документов:

1) заявления об открытии текущего счета, подписанного управляющим санацией;

2) копии определения суда о введении процедуры санации, удостоверенной в установленном порядке или уполномоченной работником банка.

Банк будет открывать текущий (специальный/отдельный) счет арбитражному управляющему (управляющему реструктуризацией, управляющему реализацией) для проведения процедуры реструктуризации долгов / погашения долгов должника - физлица / ФОП на основании следующих документов:

1) заявления об открытии текущего счета, подписанного управляющим реструктуризацией / управляющим реализацией;

2) копии определения суда об открытии производства по делу о неплатежеспособности должника-физлица (ФОП) и введения процедуры реструктуризации долгов должника / о признании должника-физлица (ФОП) банкротом и введении процедуры погашения долгов должника, удостоверенной в установленном порядке или уполномоченным работником банка.

Банк, в котором открыт текущий (специальный/отдельный) счет для расчетов с кредиторами, обязан в случае отстранения арбитражного управляющего от исполнения полномочий перевести средства с такого счета на счет нового арбитражного управляющего, назначенного хозяйственным судом для выполнения полномочий управляющего реструктуризацией или управляющего реализацией имущества должника.

Относительно операций по счетам ФОПов

Отныне в случае прекращения ФОПом предпринимательской деятельности закрыть текущий банковский счет станет проще:

- если на таком счете нет остатка средств, банки смогут закрыть текущий счет без получения каких-либо документов от клиента;

- в случае наличия на таком счете средств, банкам дано право закрыть текущий счет, перечислив остаток средств на счет этого лица, открытый для собственных нужд.

Банки смогут самостоятельно удостоверять доверенность ФОПа, что не потребует использование услуг нотариуса. Так, уполномоченному работнику банка предоставляется право удостоверять доверенность ФОПа и физлица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, если она составляется в банке в присутствии владельца счета и доверенных лиц.

Кроме того, этим документом НБУ урегулировал ряд вопросов, касающихся:

- определения требований к оформлению перечня лиц, которые в соответствии с законодательством (учредительными документами юрлиц-резидентов) имеют право распоряжаться счетом и подписывать расчетные документы;

- установления обязательств юрлицам-нерезидентам и представительствам юрлиц-нерезидентов в Украине уведомлять банк о внесении изменений в их регистрационные документы.

 Запрет использования ФОП-ом и Адвокатом предпринимательского счета

НБУ запретил осуществлять расчетно-кассовые операции, связанные с личными потребностями, по текущим счетам в национальной валюте физических лиц-предпринимателей/физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность.

Эти лица после уплаты налогов, сборов и других платежей вправе перечислить средства с таких счетов на собственные текущие счета, открытые для личных потребностей.

Изменения в Инструкцию о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков - резидентов и нерезидентов внесены постановлением НБУ от 27 декабря 2019 года № 162.

В соответствии с внесенными изменениями, расходные операции по счетам физических лиц, ФОПов и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, осуществляются по распоряжению владельца или по его поручению на основании доверенности (копии доверенности), заверенной нотариально, а в случаях, определенных законодательством Украины, - другими уполномоченными на это лицами. Доверенность может быть заверена уполномоченным работником банка, если она составляется в банке (в присутствии владельца счета и доверенных лиц). Такая доверенность дополнительного удостоверения не требует.

Во время осуществления операций по таким счетам используется образец подписи владельца счета / доверенного лица, указанный в договоре банковского счета / доверенности или в другом документе, определенном внутренними положениями банка.

Предупреждать предпринимателей об их долгах по ЕСВ и единому налогу будет бот-бухгалтер ReporTах. Каждый раз после уплаты налогов бот покажет данные о расчетах с бюджетом. Такую информацию бот предоставит автоматически без дополнительного запроса.

 Расширен перечень участников боевых действий

1 января вступил в силу Закон № 430-IX относительно расширения перечня участников боевых действий. Документ был опубликован в официальной газете Верховной Рады "Голос Украины" 28 декабря 2020 года.

Так, члены экипажей кораблей, катеров, судов обеспечения, самолетов и вертолетов, лица, которые, находясь на борту кораблей, катеров, судов обеспечения, самолетов (вертолетов) Вооруженных Сил Украины, Государственной пограничной службы Украины и Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, выполнявшие боевое (служебное) задание по защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в условиях непосредственного столкновения и огневого контакта с военными формированиями иных государств и незаконными вооруженными формированиями отнесены к участникам боевых действий.

Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с начала временной оккупации части территории Украины (20 февраля 2014 года).

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%