пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 08.05.2019

8 мая 2019 года

Выпуск № 409

 Языковой закон

25 апреля 2019 года ВРУ приняла Закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного".

В соответствии с Законом граждане Украины должны владеть украинским языком. Сфера действия Закона не распространяется на частное общение и осуществление религиозных обрядов. Отныне по необходимости каждый взрослый украинец может бесплатно пройти курсы украинского языка.

Определен перечень лиц, которые обязаны применять государственный язык при исполнении своих служебных обязанностей. Украинский язык признан рабочим для деятельности:

- органов государственной власти и органов власти АР Крым;

- органов местного самоуправления;

- предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной форм собственности;

- заграничных дипломатических учреждений Украины.

Предусмотрено создание нового государственного органа - Национальной комиссии по стандартам государственного языка в составе 9 членов. Она будет проверять уровень владения государственным языком и выдавать соответствующие сертификаты для кандидатов на должности Президента, депутатов, их помощников, чиновников, судей и их помощников, адвокатов, нотариусов, руководителей учебных заведений. Также будет введена должность Уполномоченного по защите государственного языка, который будет осуществлять защиту украинского языка и прав граждан на возможность его изучения.

Изменения в медиа-сфере

Независимо от формы собственности телерадиоорганизации должны будут осуществлять вещание на украинском языке. Установлены следующие лимиты:

- длительность иноязычных программ не может превышать 20 % суточного вещания для телерадиоорганизаций, которые транслируются менее чем на половину областей Украины;

- 10 % для других телеканалов и радиостанций.

Печатные средства массовой информации могут быть изданы на языках, отличных от государственного, при условии публикации и на государственном языке.

Также изменения коснулись сферы книгоиздания.

Государственные издательства обязаны издавать на государственном языке не менее 50 % книг на год.

В искусстве

Разрешен показ культурно-художественных, развлекательных и зрелищных мероприятий на негосударственном языке, если этого требует творческий замысел автора. Однако представления в государственном или коммунальном театре в таком случае должны сопровождаться переводом на украинский язык с помощью субтитров или звукового перевода.

Фильмы должны демонстрироваться на государственном языке. Не запрещен показ иностранных фильмов на языке оригинала с украинскими субтитрами. Но установлен лимит: не больше 10 % сеансов кинотеатра в месяц.

Компьютерные программы с интерфейсом пользователя должны быть выполнены на государственном языке и/или на английском языке, или на других официальных языках Европейского Союза. Исключение составляют программы:

- органов государственной власти;

- органов местного самоуправления;

- предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной форм собственности;

- образовательные учреждения государственной и коммунальной форм собственности.

Заключительными положениями предусмотрена административная ответственность за нарушение Закона. Однако введение этой нормы перенесено на три года с целью дать гражданам достаточно времени для овладения украинским языком на должном уровне.

Предусмотрены следующие штрафы:

5100 - 6800 гривен для субъектов хозяйствования в случае повторного нарушения на протяжении года;

3400 - 6800 гривен для государственных служащих, в судопроизводстве, правоохранительными органами и так далее;

3400 - 5100 гривен за нарушения в сфере образования, науки, культуры, книгоиздания, в интерфейсах пользователей компьютерных программ и веб-сайтов, в сфере информации для общего ознакомления, публичных мероприятий, технической и проектной документации, рекламы, здравоохранения, спорта, телекоммуникаций и почтовой связи, транспорта.

 Новые правила ЖКХ

С 1 мая действует в полном объеме Закон "О жилищно-коммунальных услугах", который вступил в силу еще в конце 2017 года и с того времени власти занимались подготовкой нормативно-правового поля для масштабной реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, из-за чего откладывалась дата начала применения Закона.

Жилищно-коммунальные услуги

Введено жилищную услугу по управлению многоквартирным домом, которая включает:

- содержание общего имущества многоквартирного дома, в частности уборку внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-технические работы, обслуживание внутридомовых систем, содержание лифтов и тому подобное;

- покупку электроэнергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома;

- текущий ремонт общего имущества дома.

К коммунальным услугам отнесены снабжение и распределение природного газа, электричества, тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотвода, обращение с бытовыми отходами.

Управление многоквартирным домом

Услуга по управлению многоквартирным домом является новой и за нее надо платить отдельно.

Управители многоквартирным домом должны сдать экзамен и получить сертификат.

Если жильце дома, в котором не создано ОСМД, не выбрали форму управления домом и управителя, исполнительный орган местного совета обязан объявить и провести такой конкурс в трехмесячный срок со дня получения протокола собраний совладельцев дома с просьбой назначить управителя. Решение относительно этого вопроса считается принятым, если за него проголосовали владельцы квартир и нежилых помещений, площадь которых вместе превышает 50 % общей площади всех помещений многоквартирного дома.

Обращение с бытовыми отходами

С 1 мая действуют новые правила предоставления услуг по обращение с бытовыми отходами, утвержденные постановлением КМУ от 27 марта № 318. Тарифы определяются отдельно по каждой услуге и по видам бытовых отходов (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, опасные). Тарифы на вывоз, переработку, захоронение бытовых отходов формируются с учетом расходов по каждой услуге и в разрезе операций, учет которых ведется субъектом ведения хозяйства отдельно.

Тепло- и водоснабжение

Как Закон ж/к услугах, так и Закон о коммерческом учете тепло- и водоснабжения предусматривают оплату полученных жителями воды и тепла по показаниям общедомового счетчика. Вопрос распределения объемов потребленных коммунальных услуг между жильцами многоквартирных домов урегулирован приказом Минрегиона от 22 ноября 2018 № 315. Потребленные всеми жильцами вода и тепло оплачиваются по показателям общедомового счетчика, но с учетом показаний квартирных узлов учета:

- для домов, где все помещения оснащены счетчиками холодной воды, объем небаланса распределяется между всеми потребителями пропорционально к объему потребления.

- для домов, где часть помещений не оснащена счетчиками холодной воды, объем небаланса распределяется между потребителями без счетчиков, пропорционально к количеству лиц, которые фактически пользуются услугами.

Кроме того, в тарифах на тепло учтут до 10 % сверхнормативных потерь, а тарифы на воду будут зависеть от размера зарплат и курса валют.

Договоры

До 1 мая 2020 года совладельцы многоквартирных домов (все владельцы квартир или других помещений в доме) обязаны избрать модель (индивидуальный или коллективный договор)организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг относительно каждого вида коммунальной услуги, а коммунальщики - заключить с такими совладельцами индивидуальные или коллективные договоры. Если модель не избрана, будут заключаться индивидуальные договоры о предоставлении коммунальной услуги. Электроэнергия и газ поставляются исключено на основе индивидуальных договоров.

Ответственность должников

С 1 мая должникам могут насчитывать пеню за просрочку оплаты коммуналки: пеня устанавливается в договоре и не может превышать 0,01 % суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер оплаченной пени не может превышать 100 % общей суммы долга. Пеня насчитывается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Пеня не насчитывается, если есть задолженность по льготам и субсидиям или задолженность по зарплате у потребителя, подтвержденная должным образом.

Напомним, при взыскании долга за коммунальные услуги через суд применяется 3-летняя исковая давность, и частичная оплата же/к услуг ее не прерывает, то есть потребитель может не платить долг, которому больше трех лет. Такую правовую позицию высказал еще Верховный Суд Украины. В свою очередь Большая Палата нового Верховного Суда отметила: если суд отменил ж/к тарифы, оплаченные услуги должны пересчитать.

Кроме того, потребители, вовремя не передавшие показания счетчиков, платят за ж/к услуги по нормам потребления.

Контроль качества ж/к услуг

Потребители имеют право требовать проведения проверки соответствия качества предоставления коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом. Постановлением КМУ от 27 декабря 2017 года № 1145 определен порядок проверки соответствия качества предоставления услуг по снабжению теплом и горячей водой, водоснабжению и водоотводу, вывозу бытовых отходов и услуг по управлению многоквартирным домом параметрам договора. Качество ж/к услуг проверяет исполнитель или управитель многоквартирного дома по устному или письменному заявлению потребителя, направленному почтой или на e - mail. В обращении обязательно указывается фамилия, имя и отчество, местожительство фактического потребителя, а также наименование непредоставленной, предоставленной не в полном объеме или ненадлежащего качества услуги. Потребитель также имеет право обратиться к уполномоченным государственным органам за защитой нарушенных прав относительно качества предоставления услуг.

Увеличена стоимость услуги выдачи ID-паспорта

КМУ приняло новые суммы стоимости административных услуг при оформлении паспорта гражданина Украины (ID-карты) и паспорта гражданина Украины для выезда за границу, которые будут уплачиваться после 1 июля 2019 г. Изменится также и стоимость бланков упомянутых документов.

24 апреля КМУ на своем заседании приняло соответствующее решение.

В соответствии с внесенными изменениями с 1 июля 2019 года новые суммы административного сбора будут составлять:

- при оформлении ID-карты (до 20 рабочих дней) - 345 грн. (126 грн стоимость админуслуги и 219 грн стоимость бланка), ранее 279 грн;

- при оформлении ID-карты (до 10 рабочих дней) - 471 грн. (252 грн стоимость админуслуги и 219 грн стоимость бланка), ранее 366 грн;

- при оформлении загранпаспорта (до 20 рабочих дней) - 682 грн. (352 грн стоимость админуслуги и 330 грн стоимость бланка), ранее 557,32 грн.;

- при оформлении загранпаспорта (до 7 рабочих дней и до 3 рабочих дней в случае наличия оснований) - 1034 грн. (704 грн. стоимость админуслуги и 330 грн стоимость бланка), ранее 810,32 грн.

 Адрес за 5 дней

По новому порядку получить адрес объекта строительства и недвижимого имущества можно будет за 5 дней, тогда как сейчас этот срок составляет в среднем 30 дней.

Соответствующее постановление КМУ от 27 марта 2019 года № 367 "Некоторые вопросы дерегуляции хозяйственной деятельности" вступило в силу 28 апреля 2019 г.

Указанным постановлением утвержден Временный порядок реализации экспериментального проекта по присвоению адресов объектам строительства и объектам недвижимого имущества, который вступает в силу 1 июля 2019 года. Установлено, что присвоение адресов объектам строительства и объектам недвижимого имущества с 1 июля 2019 года осуществляется исключительно в соответствии с этим Временным порядком.

Для упрощения условий для ведения бизнеса вводится единый, четкий и прозрачный порядок присвоения почтовых адресов строительным объектам. Они будут предоставляться автоматически до начала строительства вместе с градостроительными условиями и ограничениями или стройпаспортом.

Также данным постановлением упрощается регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации. Это можно будет сделать через удобный онлайн-кабинет за 1 день вместо 10-ти. Регистрация декларации путем внесения в реестр данных, указанных в декларации, осуществляется автоматически в день ее поступления. Это изменение также заработает с 1 июля.

Адрес объекта строительства, объекта недвижимого имущества не присвоят временным сооружениям, а также другим объектам строительства и объектам недвижимого имущества, перечень которых определяется Минрегионом. За присвоение адреса объекта строительства, объекта недвижимого имущества плату взимать не будут.

Уполномоченному органу по присвоению адреса (которым может быть исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районные в г. Киеве государственные администрации, местная государственная администрация) запрещается требовать от заказчика строительства не предусмотренные утвержденным Порядком документы для принятия решения о присвоении и изменении адреса объекта строительства, объекта недвижимого имущества.

С даты приема в эксплуатацию законченного строительством объекта присвоенный адрес объекта строительства автоматически считается адресом объекта недвижимого имущества и не требует принятия дополнительных предписывающих документов соответствующими уполномоченными органами по присвоению адреса.

Заказчик строительства в течение 5 рабочих дней со дня регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи соответствующего сертификата обеспечивает направление в электронной форме уведомления о приеме в эксплуатацию объекта недвижимого имущества соответствующему уполномоченному органу по присвоению адреса.

Присвоение адреса самовольно построенному объекту недвижимого имущества, на которое признано право собственности по решению суда, осуществляется согласно утвержденному Порядку после приема объекта в эксплуатацию.

КМУ поручил Минрегиону реализовать с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. экспериментальный проект по присвоению адресов объектам строительства и объектам недвижимого имущества; обнародовать информацию о реализации экспериментального проекта на своем официальном веб-сайте; утвердить до 1 июля 2019 года порядок определения реквизитов адреса объекта строительства, объекта недвижимого имущества и перечень объектов строительства и объектов недвижимого имущества, которым не присваивается адрес объекта строительства, объекта недвижимого имущества; утвердить в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного постановления порядок функционирования электронного кабинета и подать не позже чем через три месяца после завершения реализации экспериментального проекта Кабинету Министров Украины отчет о его результатах.

 Снижена учетная ставка НБУ

Правление НБУ приняло решение снизить учетную ставку до 17,5 % годовых с 26 апреля 2019 года. Теперь стойкая тенденция к замедлению инфляции до цели 5 % дает возможность Национальному банку начать цикл снижения учетной ставки. Вместе с тем Правление видит риски, реализация которых может стать этому на пути.

Снижение учетной ставки до 17,5 % принято решением Правления Национального банка Украины от 25 апреля 2019 года № 311-рш "О размере учетной ставки".

Начиная цикл снижения учетной ставки, Правление отмечает, что дальнейшие шаги будут зависеть от реализации инфляционных рисков и улучшения инфляционных ожиданий.

 Платное подтверждение знания государственного языка

КМУ изменил Порядок аттестации лиц, претендующих на вступление на государственную службу, относительно свободного владения государственным языком.

Соответствующим постановлением от 30 января 2019 года № 343 расширены основания, подтверждающие свободное владение украинским языком.

В соответствии с изменениями свободное владение украинским языком подтверждают документы государственного образца о полном общем среднем образовании:

- выданные до 2000 года, с оценкой "5" за изучение или за сдачу выпускного экзамена по украинскому языку и/или украинского языка и литературы;

- выданные после 2000 года, с баллом не менее 10 за изучение или итоговую государственную аттестацию по украинскому языку.

Таким образом, получить удостоверение без прохождения аттестации можно, если подтверждающий документ содержит отличную оценку не только за экзамен по украинскому языку, но и за его изучение.

Вместе с тем, удостоверение о свободном владении государственным языком будет выдаваться за плату, невзирая на наличие подтверждающих документов о его изучении.

Исключена норма о возможности обратиться к уполномоченному учебному заведению о выдаче удостоверения на безоплатной основе при наличии подтверждающих документов.

Напомним, в соответствии с Законом кандидаты в госслужащие должны подтвердить свободное владение государственным языком.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%