пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 09.05.2018

10 мая 2018 года

Выпуск № 361

 

 Закон о кибербезопасности вступил в силу

Определены правовые и организационные основы обеспечения защиты национальных интересов Украины в киберпространстве, основные цели, направления и принципы государственной политики в сфере кибербезопасности, полномочия государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, лиц и граждан в этой сфере, основные принципы координации их деятельности по обеспечению кибербезопасности.

Соответствующий Закон № 2163-VІІІ «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины» вступил в силу 9 мая.

Закон не распространяется на социальные сети, частные электронные информационные ресурсы в Интернете (включая блог-платформы, видеохостинги, другие веб-ресурсы), если такие информационные ресурсы не содержат информацию, необходимость защиты которой установлена законом, отношения и услуги, связанные с функционированием таких сетей и ресурсов.

Киберзащите подлежат коммуникационные системы всех форм собственности, в которых обрабатываются национальные информационные ресурсы и которые используются в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и воинских формирований, в сферах электронного управления, электронных государственных услуг, электронной коммерции, электронного документооборота, а также объекты критической информационной инфраструктуры.

К последним могут быть отнесены предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности: в области энергетики, химической промышленности, транспорта, информационно-коммуникационных технологий, электронных коммуникаций, в банковском и финансовом секторах; в сферах водо- , газо- и электроснабжения, водоотвода, производства продуктов питания, сельского хозяйства, здравоохранения. Также к объектам критической информструктуры относятся коммунальные, аварийные и спасательные службы, стратегические предприятия, потенциально опасные производства.

Президент через возглавляемый им Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует деятельность в сфере кибербезопасности. Рабочий орган СНБО - Национальный координационный центр кибербезопасности - осуществляет координацию и контроль за деятельностью субъектов сектора безопасности и обороны, которые обеспечивают кибербезопасность, вносит Президенту предложения по формированию и уточнению Стратегии кибербезопасности Украины.

Основными субъектами национальной системы кибербезопасности является Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Нацполиция, СБУ, Минобороны и Генштаб Вооруженных Сил, разведывательные органы, Нацбанк.

Функционирует правительственная команда реагирования на компьютерные чрезвычайные события Украины CERT-UA, которая должна вести реестр киберинцидентов, помогать в устранении последствий кибератак, обучать киберзащите на семинарах и т. д.

В сфере кибербезопасности предусмотрено государственно-частное взаимодействие. Так, система своевременного выявления, предупреждения и нейтрализации киберугроз может быть создана с привлечением волонтерских организаций. Предусмотрено повышение цифровой грамотности граждан и культуры безопасности поведения в киберпространстве. Запланированы обмен информацией о киберугрозах и координация команд реагирования на компьютерные чрезвычайные события. Для граждан, представителей промышленности и бизнеса создадут консультационные пункты. Кроме того, будет создана система подготовки кадров и повышения компетентности специалистов различных сфер деятельности по вопросам кибербезопасности.

Органам госуправления добавили функций. В частности, Нацбанк должен будет определить порядок, требования и меры по обеспечению киберзащиты и информационной безопасности в банковской системе и для субъектов перевода средств. Для этого создается центр киберзащиты. Будет создан реестр объектов критической информационной инфраструктуры в банковской системе. Кроме того, будет проводиться оценка состояния киберзащиты и аудит информационной безопасности банков.

 Рейдовые проверки транспорта будут фиксироваться на видео

Рейдовые проверки транспортных средств теперь проводятся должностными лицами Укртрансбезопасности в количестве не менее двух человек с возможностью применения средств аудио- и видеофиксации.

Соответствующие изменения предусмотрены постановлением Кабмина от 25 апреля 2018 года № 320, которое вступило в силу 3 мая.

Во время проведения рейдовой проверки возможно:

- применение специализированных автомобилей, на которых размещена надпись «Укртрансбезпека»;

- использование специального оборудования, предназначенного для проверки соблюдения водителями норм режима труда и отдыха, установленных законодательством Украины и Европейским соглашением;

- осуществление габаритно-весового контроля;

- использование средств аудио- и видеотехники для записи процесса проверки;

- использование устройств для копирования, сканирования с целью сбора информации, свидетельствующей о правонарушении.

Также рейдовые проверки могут проводиться с привлечением должностных лиц Нацполиции, Укравтодора, органа местного самоуправления и/или местной госадминистрации, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Укртрансбезопасности, и собственников (балансодержателей) пунктов габаритно-весового контроля (по согласованию с их руководителями). В таком случае габаритно-весовой контроль проводится одним должностным лицом Укртрансбезопасности.

 Кабмин обновил программу предоставления субсидии

Субсидию не предоставят, если в собственности семьи есть автомобиль, которому менее 5 лет, кроме мопеда и авто, предоставленного органом социальной защиты населения.

Соответствующие изменения предусмотрены постановлением Кабмина от 27 апреля 2018 года № 329, которое вступило в силу 1 мая 2018 года.

Также доходы от аренды имущества теперь необходимо указывать в декларациях о доходах - в новой графе «другие доходы».

С 1 мая 2018 года субсидия отменяется, если площадь квартиры превышает 120 кв. м, а дома - 200 кв. м, кроме детских домов семейного типа и приемных семей.

Установлено, что при назначении субсидий учитывается только официальный статус безработного (лицо находится на учете в центре занятости).

Также установлена норма на газовое отопление в размере 4,5 куб. м на 1 кв. м площади, электроотопление - 30 кВт на 1 кв. м площади. При назначении субсидии на сверхурочную площадь жилья, норма может быть увеличена не больше чем на 30%.

Внутренне перемещенные лица могут оформить субсидию без договора аренды жилья - на основании заявления и декларации, с указанием состава домохозяйства.

Кроме того, объединенным территориальным общинам предоставлено право принимать от граждан документы для оформления субсидии для передачи их органам социальной защиты населения.

Директор Департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко отметил, что в связи с введением новых правил около 15% граждан нужно будет обратиться в органы соцзащиты за переоформлением субсидии. Гражданам, которые получают субсидии и не имеют только что купленных предметов роскоши, новых автомобилей, или в составе семей которых нет трудоспособных лиц, декларирующих нулевые ставки дохода, по-прежнему государственную помощь автоматически продлят.

 

Минрегион запретит проектирование парковок на тротуарах

Новые строительные нормы не допускают устройство автостоянок временного хранения на тротуарах.

Соответствующие изменения содержатся в новом ДБН В.2.3-5: 2018 «Улицы и дороги населенных пунктов», который уже утвержден и будет опубликован в ближайшее время.

Согласно новым ДБН, не допускается проектирование временных автостоянок:

- на тротуарах;

- вдоль проезжих частей магистралей общегородского значения непрерывного движения;

- вдоль проезжих частей магистралей общегородского значения регулируемого движения и магистралей районного значения в случае, когда коэффициент использования пропускной способности приближается к 1 и при выделении на этих магистралях отдельных полос для движения маршрутного транспорта.

Обновленные государственные строительные нормы будут распространяться на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог.

 Минрегион обновляет строительные нормы

Планируется установить максимальную этажность жилой застройки в населенных пунктах в зависимости от их классификации и численности населения.

Соответствующие изменения содержатся в новом проекте ДБН Б.2.2-Х: 2018 «Планировка и застройка территорий», который уже утвержден и будет опубликован в ближайшее время.

Новым ДБН в сельских населенных пунктах с численностью населения до 1000 человек разрешается только усадебная застройка, в селах более 1000 человек - усадебная застройка и многоквартирные дома высотой до 12 м (до 4-х этажей включительно), в поселках городского типа - усадебная застройка и многоквартирные дома до 15 м (до 5 этажей включительно).

В городах с численностью населения до 50 тыс. разрешается размещать усадебную застройку и многоквартирные дома до 27 м (до 9-ти этажей включительно), в городах с населением 50-100 тыс. - усадебную застройку и многоквартирные дома до 48 м (до 16-ти этажей включительно).

Максимально допустимая высотность многоквартирной застройки в городах с численностью населения свыше 100 тыс. устанавливается документацией по пространственному планированию.

Данные параметры высоты определяются без учета шатровой кровли в случае ее устройства. В случае строительства на сложном рельефе высота определяется с учетом цокольного этажа.

 Изменились условия выдачи лицензий на использование иностранной валюты

Обновлены условия выдачи лицензий на использование иностранной валюты как средства платежа.

Соответствующее постановление НБУ от 3 мая 2018 № 48 «Об утверждении Изменений к Положению о порядке выдачи Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа» вступило в силу 5 мая.

Для получения индивидуальных лицензий на использование безналичной иностранной валюты на территории Украины как средства платежа больше не нужно подавать справки уполномоченных банков с реквизитами счетов, которые заявитель планирует использовать для осуществления валютной операции.

При этом НБУ имеет право запрашивать и получать от заявителя дополнительную информацию, документы, необходимые для выяснения обстоятельств проведения валютной операции, ее содержания и участников (контрагентов) (в том числе для юридических лиц - бенефициарных собственников (контролеров).

Также регулятор может обращаться в государственные органы, учреждения, ведомства, уполномоченные банки и к другим субъектам хозяйствования и физлицам для получения информации, документов и выводов в отношении участников валютной операции (в том числе для конечных бенефициарных собственников), сути и цели этой операции, соответствия сути операции содержанию деятельности заявителя, источников происхождения средств (активов), достаточности реальных финансовых возможностей заявителя проводить (инициировать) финансовую операцию на соответствующую сумму, экономической целесообразности (смысла) операции.

Дубликат лицензии и изменений к лицензии выдается только после оплаты им услуг по их выдаче в размере, установленном НБУ.

Расширены основания для отказа заявителю в выдаче лицензии и внесении изменений в нее, в частности, такими основаниями могут быть:

- ликвидация владельца лицензии (юридического лица)/отмена государственной регистрации владельца лицензии (ФЛП)/отмены аккредитации владельца лицензии (представительства нерезидента в Украине);

 - выявление информации о том, что другой стороной валютной операции или лицом, в пользу или в интересах которого проводится эта операция, является юридическое или физическое лицо, имеющее место нахождения, место жительства, место регистрации в стране, которая признана государством-агрессором/государством-оккупантом и/или включена в перечень стран (территорий), которые не выполняют рекомендации международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или в отношении которого применены международные санкции.

 Антимонопольный комитет предоставит информацию по любым запросам

Обновлена Инструкция о порядке обеспечения доступа к публичной информации в Антимонопольном комитете.

Соответствующие изменения предусмотрены распоряжением АМК от 16 марта 2018 года № 6-рп, которое вступило в силу 4 мая.

В частности, утверждены три формы запросов для получения публичной информации в письменной форме, по электронной почте и по телефону. Такие формы запросов можно получить у лица, ответственного за доступ к публичной информации АМК, и на официальном сайте ведомства.

Лицо, запрашивающее информацию, может использовать эти формы или подавать запросы в произвольной форме, которые должны содержать:

- ФИО /наименование, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой имеется;

- общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, относительно которого сделан запрос (если это известно);

- подпись и дату (в письменном запросе).

 Определен порядок работы Кредитного реестра

Нацбанк определил порядок предоставления информации в Кредитный реестр и ее удаления, получения информации из реестра, а также ведения Реестра запросов банков/заявлений физических или юридических лиц.

Соответствующее Положение о Кредитном реестре Национального банка утверждено постановлением НБУ от 4 мая 2018 № 50 и вступило в силу 6 мая 2018.

Обмен информацией относительно Кредитного реестра между его участниками (НБУ, банки и ФГВФЛ) осуществляется с использованием онлайн сервисов, размещенных на внешних веб-ресурсах НБУ.

Банк/Фонд предоставляет в Кредитный реестр информацию о кредитных операциях должника, если сумма задолженности (по основной сумме и процентах) по таким операциям равна или превышает 100 размеров минимальных зарплат.

Такая информация предоставляется/обновляется ежемесячно не позднее одиннадцатого рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

Перечень информации, которая предоставляется в Кредитный реестр изложен в приложении №1 к Порядку. К такой информации относятся, в частности:

- сведения, идентифицирующие должника;

- информация об условиях кредитной операции и выполнения обязательств по кредитной операции;

- информация о принадлежности должника к связанным с банком лицам;

- информация об обеспечении исполнения обязательств по кредитной операции, в том числе поручительством;

- другая информация о должнике.

НБУ предоставляет банкам доступ к Кредитному реестру в режиме реального времени на безвозмездной основе.

Банк вправе обратиться в НБУ с запросом о получении информации, содержащейся в Кредитном реестре:

- в отношении должника банка (и/или связанных с ним лиц);

- в случае обращения лица, которое намерено заключить кредитный договор (при наличии в банке документального подтверждения такого обращения).

Количество таких запросов не ограничивается.

Заемщики также смогут получить информацию из Кредитного реестра, подав заявление, на которое НБУ в течение 5 рабочих дней должен предоставить информацию или сообщить о ее отсутствии.

Заявитель в случае несогласия с информацией, содержащейся в отношении него в Кредитном реестре, имеет право обратиться с заявлением о ее исправлении или удалении.

Информация о запросах/заявлениях вносится в Реестр запросов/заявлений во время их обработки после отправки отчета/информации.

 Действует Закон о добровольном присоединении территориальных общин сел и поселков

Территориальные общины городов республиканского Автономной Республики Крым, областного значения являются состоятельными объединенными территориальными общинами.

К таким территориальным общинам с согласия соответствующих городских советов имеют право добровольно присоединиться смежные сельские, поселковые территориальные общины по решению соответствующего сельского, поселкового совета.

Соответствующий Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О добровольном объединении территориальных общин» о добровольном присоединении территориальных общин сел, поселков к территориальным общинам городов областного значения» вступил в силу 5 мая 2018 года.

До проведения очередных местных выборов в случае присоединения к территориальным общинам городов республиканского Автономной Республики Крым, областного значения выборы глав объединенных территориальных общин не проводятся, а председателем объединенной территориальной общины считается мэр города, к территориальной общине которого произошло присоединение.

 Вступил в силу Закон о реабилитации репрессированных в коммунистический период

В Украине будет создан специальный орган по рассмотрению дел репрессированных и пострадавших от репрессий - Национальная комиссия по реабилитации. Комиссия будет создана в течение трех месяцев со дня утверждения Минкультуры положения о ней.

Кроме того, председатели областных и Киевской городской госадминистраций должны будут образовать региональные комиссии по реабилитации. На это им также дается три месяца после утверждения Минкультуры типового положения о таких комиссиях.

Это предусмотрено Законом № 2325-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917 - 1991 годов», который вступил в силу 5 мая 2018 года.

Нацкомиссия принимает решение о признании реабилитированным или пострадавшим от репрессий по представлению региональных комиссий. Подать соответствующее заявление может сам репрессированный, его наследники, любой член семьи, омбудсмен, Институт национальной памяти или общественное объединение, занимающееся этими вопросами.

Реабилитированными признаются лица, которые до 24 августа 1991 года: были обвинены или наказаны внесудебным органом; подверглись репрессиям по классовым, национальным, политическим, религиозным, социальным мотивам; подверглись репрессиям при недоказанности вины в совершении преступления или административного правонарушения; были арестованы, находились под стражей и которым было предъявлено обвинение по «политическим» статьям; подверглись репрессиям за недонесение о совершении или подготовке к преступлению, если лицо, которому назначено наказание, было реабилитировано.

Законом введено понятие пострадавших (жертв) репрессий, которыми признаются: супруг репрессированного лица, его дети, другие лица, связанные с ним бытом или находившиеся на его содержании.

Формами репрессий признаются: лишение жизни и свободы, принудительное безосновательное помещение здорового человека в психиатрическое учреждение, принудительное лишение гражданства СССР, УССР и высылка за пределы СССР, ссылка, депортация, ограничение в праве проживания в отдельных городах и местностях, продление срока отбывания наказания «до окончания войны», принудительное направление в трудовую армию, содержание в проверочно-фильтрационных лагерях или пунктах репатриированных в СССР, лишение имущества и жилья, гласный или негласный надзор со стороны репрессивных органов, лишение или ограничение избирательных, трудовых и других гражданских прав и т. д.

Введена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление недостоверной информации на обращение Национальной или региональных комиссий по реабилитации: должностные лица уплатят штраф в размере от 25 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Кроме того, истцы за подачу исков по обжалованию решений Национальной комиссии по реабилитации освобождены от судебного сбора.

 Действует новый Порядок взаимодействия учреждений исполнения наказаний, уполномоченных органов по вопросам пробации и субъектов социального патронажа

Урегулировано взаимодействие учреждений исполнения наказаний, уполномоченных органов по вопросам пробации и субъектов социального патронажа во время подготовки к освобождению лиц, отбывающих наказание в виде ограничения или лишения свободы.

Соответствующий Порядок утвержден приказом от 3 апреля 2018 года № 974/5/467/609/280, который вступил в силу 4 мая.

Так, учреждения исполнения наказаний (СИЗО) не позднее чем за 3 месяца до окончания срока наказания должны осуществлять мониторинг проблемных вопросов осужденных путем проведения беседы, во время которой выясняются намерения осужденного по его месту жительства, наличие документов, трудоустройство, потребность в устройстве в спецучреждение для освобожденных лиц или заведения для бездомных, потребность в социальном сопровождении, необходимость госпитализации и другие проблемные вопросы.

При подготовке к освобождению учреждение исполнения наказаний сотрудничает с уполномоченным органом по вопросам пробации, обеспечивает ему свободный доступ к осужденным, а также к материалам их личных дел, а также проводит с осужденными разъяснительную работу относительно порядка получения помощи в трудовом и бытовом устройстве, регистрации по месту жительства, в том числе через центр предоставления административных услуг.

Для осужденных, обратившихся за помощью в трудоустройстве, администрация учреждения исполнения наказаний направляет сообщение в уполномоченный орган по вопросам пробации для организации трудового и бытового устройства осужденного по избранному им месту жительства.

При освобождении осужденного, больного заразной формой туберкулеза, соответствующее учреждение исполнения наказаний предупреждает его о необходимости соблюдения противоэпидемического режима, что удостоверяется письменно, и с его согласия доставляет такого больного санитарным транспортом до ближайшего территориального противотуберкулезного заведения для госпитализации и продолжения лечения.

Органы пробации в свою очередь принимают меры по привлечению наблюдательных комиссий, субъектов социального патронажа в процесс подготовки осужденных к освобождению, в частности участия в проведении информационно-разъяснительной работы, направляет сообщение-запрос в центр занятости по избранному осужденным месту жительства для организации трудоустройства, а также содействует в предоставлении социальных услуг и решении других проблемных вопросов.

Документом также урегулированы полномочия органов полиции, подразделений по вопросам социальной защиты населения, а также органов и учреждений здравоохранения с целью содействия лицам, готовящимся к освобождению, в восстановлении социального статуса полноправного члена общества и возвращении их к самостоятельной жизни.

 С июня вид на жительство будут оформлять в форме ID-карты

С 1 июня иностранцы и лица без гражданства смогут оформить вид на жительство в форме карты, содержащей бесконтактный электронный носитель.

Порядок его оформления и выдачи утвержден постановлением Кабмина от 25 апреля 2018 года № 321, который действует с 8 мая 2018 года.

До завершения работ по обеспечению органов ГМС материально-техническими ресурсами, необходимыми для оформления и выдачи удостоверения в форме ID-карты, вид на жительство может оформляться с использованием бланка в форме книжечки. Выданные до 1 июня удостоверения действуют в течение их срока действия.

Бланк удостоверения будет изготавливаться в форме пластиковой карточки типа ID-1 размером 54 х 85,6 миллиметра. В бланк имплантирован бесконтактный электронный носитель, в который вносится информация, указанная на лицевой и обратной стороне свидетельства, биометрические данные, параметры лица (оцифрованного изображения лица, оцифрованного подписи), данные по обеспечению защиты информации, а также дополнительная переменная информация, предусмотренная Законом «Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус».

Вид на жительство выдается сроком на 10 лет.

Для оформления вида на жительство иностранец или лицо без гражданства представляют:

- паспорт или документ, удостоверяющий личность без гражданства, с визой типа D, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами Украины;

- документ, удостоверяющий личность законного представителя, и документ, подтверждающий полномочия лица в качестве законного представителя, в случае представления документов законным представителем;

- перевод на украинский язык страницы паспортного документа или документа, удостоверяющего личность без гражданства, с личными данными, заверенный в установленном законодательством порядке;

- копию решения о предоставлении разрешения на иммиграцию;

- документ, подтверждающий уплату административного сбора или документ об освобождении от его уплаты.

Удостоверение выдается в течение 15 рабочих дней с даты принятия документов. В случае утраты или кражи взамен оформляется и выдается новое удостоверение

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

www.bank.gov.ua

 

 

 

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%