пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 12.02.2019

12 февраля 2019 года

Выпуск № 399

 Принят Закон о новых правилах защиты экономической конкуренции

7 февраля 2019 г. приняли Закон относительно обеспечения принципов процессуальной справедливости и повышения эффективности производств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. За основу законопроект приняли еще 9 ноября 2017 года. на повторное второе чтение его направили в апреле 2018 года, а подготовили к рассмотрению - только в декабре.

Законом урегулирован порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, сроки рассмотрения и расширены перечень участников дела и их права.

В статье 221 Закона "Об Антимонопольном комитете Украины" установлено, что лицо, за 12 месяцев до повторного требования подавшее информацию органу АМКУ, запрошенную в связи с исследованием товарного рынка вне пределов рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, может не предоставлять информацию, если она не изменилась, в письменном виде уведомив АМКУ с указанием реквизитов ранее отосланного письма.

Законом с 2020 года вводится процедура урегулирования по делам об антиконкурентных согласованных действиях. Процедура начинается по заявлению ответчика, поданному до составления органом Антимонопольного комитета Украины представления с предыдущими выводами по делу. Это заявление должно содержать согласие ответчика начать переговоры относительно заключения соглашения об урегулировании, в том числе согласие оплатить штраф. Орган АМКУ сообщит о результатах рассмотрения заявления в течение 10 рабочих дней со дня его поступления. Этот срок может быть продлен до получения заключения эксперта или завершения проведения других действий, необходимых для сбора и фиксации доказательств, которые могут быть потеряны с истечением времени или которые невозможно будет провести позже без существенного вреда для их результата и которые имеют значение для оценки антимонопольным органом целесообразности заключения соглашения об урегулировании.

Процедура урегулирования с ответчиком считается начатой, если орган Антимонопольного комитета Украины в письменном виде сообщил о согласии на применение процедуры.

В течение 15 рабочих дней со дня начала процедуры АМКУ в письменном виде сообщает ответчику о нарушении, которое является предметом урегулирования, в частности о деяниях, которые могут быть квалифицированы как нарушение, товарах (товарных рынках) и географических пределах товарных рынков, которые охвачены нарушением, длительности нарушения, предварительно рассчитанном штрафе, который может быть наложен на ответчика без применения процедуры урегулирования, и обоснования его расчета.

Процедура урегулирования прекращается в случае, если:

- с ответчиком не достигнуто согласия относительно затронутых вопросов;

- ответчик не послал подписанное им соглашение об урегулировании в орган АМКУ;

- хозяйственный суд отказал в утверждении соглашениям об урегулировании.

Решения органов Антимонопольного комитета Украины не могут основываться на доказательствах, с которыми лицам, участвующим в деле, не обеспечили возможность ознакомиться (кроме случаев ограничения доступа к информации в соответствии с законодательством) и предоставить отзыв, а также на доказательствах, полученных с нарушением законодательства и прав лиц. решения не могут приниматься с нарушением права на защиту.

Решения органов Антимонопольного комитета Украины должны быть мотивированными: в них указываются обстоятельства, доказательства, на основании которых принято решение, обоснование принятия или отклонения доказательств участников.

Закон "О защите экономической конкуренции" дополнен новой статьей 521 относительно порядка и оснований освобождения от ответственности и уменьшения размеров штрафов за совершение антиконкурентных действий. Для освобождения от ответственности за антиконкурентные действия следует подать АМКУ соответствующее заявление.

Для лиц, которые не могут быть освобождены от ответственности в связи с тем, что другой участник соответствующих антиконкурентных согласованных действий раньше подал заявление и которые добровольно обратились к Антимонопольному комитету Украины с заявлением об уменьшении размера штрафа и предоставили доказательства антиконкурентных согласованных действий, которые имеют существенное значение для принятия решения по делу, размер штрафа уменьшается в зависимости от очередностипредоставления доказательств:

первому лицу - на 50 %;

второму лицу - на 30 %;

следующим - на 20 %.

Порядок подачи заявлений об освобождении от ответственности, об уменьшении размера штрафов за предоставление доказательств совершения антиконкурентных согласованных действий и предоставления такого уменьшения устанавливается Антимонопольным комитетом Украины.

Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования, кроме положений относительно процедуры урегулирования, которые вступают в силу из 1 января 2020 года.

Положение относительно сроков рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и последствий пропуска предельных сроков рассмотрения таких дел применяется к делам, начатым органами Антимонопольного комитета Украины после вступления в силу данным Законом.

 Планируемые способы защиты аграриев от рейдерства

Запланировано внести изменения в 14 законов Украины, которые направлены на комплексное противодействие рейдерству. В частности, в Государственный земельный кадастр собираются внести сведения обо всех участках.

Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений рекомендует Верховной Раде принять в целом как Закон законопроект № 8121 об изменениях в Земельный кодекс относительно противодействия рейдерству.

Планируется установить предохранители по защите имущественных прав владельцев и пользователей земельных участков с целью предотвращения противоправного поглощения и увлечения предприятий в аграрном секторе экономики.

Владелец недвижимого имущества односторонней правовой сделкой сможет требовать нотариально удостоверить договор, предметом которого является недвижимое имущество или его часть, а также отменить такое требование (если удостоверение не предвидено законом). Требование обязательного нотариального удостоверения договора подлежит регистрации в качестве обременения в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и может быть отменено по заявлению владельца недвижимости.

Кроме того, государственные кадастровые регистраторы получат онлайн-доступ к сведениям, которые содержатся в реестре, а государственные регистраторы прав - к сведениям Государственного земельного кадастра.

Владельцам и пользователям земельных участков больше не надо будет получать бумажные извлечения о земельных участках из кадастра. Госрегистраторы должны будут при осуществлении регистрационных действий самостоятельно формировать такие извлечения в электронной форме.

Законопроект предусматривает автоматическое продление действия договора аренды земли на такой же срок и на тех же условиях, при наличии условия об автоматическом возобновлении и если арендованная земельный участок не относится к землям государственной или коммунальной собственности. Информация об автоматическом возобновлении соглашений обязательно вносится в реестр при проведении государственной регистрации такого права. Кроме того, в реестр вносятся сведения о цене (стоимость) недвижимого имущества и права на него за соответствующими договорами.

 Новые последствия неправильной паркрвки

8 февраля 2019 г., вступили в силу новые правила оформления полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные не в авторежиме, утвержденные приказом МВД от 20 декабря 2018 № 1040.

Полицейские будут блокировать или доставлять на штрафплощадку транспортные средства за нарушение правил парковки и создание препятствий дорожному движению.

Авто, существенно препятствующее дорожному движению или угрожающее безопасности, будут эвакуировать на штрафплощадку. Такая же судьба ожидает и авто, оставленное на месте для лиц с инвалидностью. В иных случаях авто заблокируют техническими устройствами.

В случае выявления транспортного средства должника, объявленного в розыск в соответствии со статьей 36 Закона об исполнительном производстве, его также временно задерживают.

При временном задержании составляется акт осмотра. Место расположения такого транспортного средства обязательно фиксируется на фото или видео (это не касается машины должника). Изображение или видеозапись вместе с другой информацией о нарушении не позже следующего рабочего дня со дня установления ответственного лица, вносятся в Реестр административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.

Если водитель присутствовал при временном задержании и нарушение невозможно устранить на месте, полицейский оформляет протокол о временном задержании ТС с указанием акта осмотра и временного задержания. Если водитель устранит нарушение в максимально короткий срок, авто не задерживается - полицейский оформляет протокол об административном правонарушении. При этом акт осмотра и временного задержания, если его уже составили, приобщается к рапорту полицейского у о факте появления водителя на месте правонарушения в момент загрузки ТС.

Если водителя нет, полицейский оставит под стеклоочистителями заблокированного автомобиля сообщение о временном задержании транспортного средства и посещения отделения Нацполиции для оформления протокола или вынесения постановления.

Эвакуированный автомобиль можно вернуть, оплатив стоимость услуги по его транспортировке и хранению в размере, установленном общим приказом МВД и Минэкономразвития, и оплатив штраф по постановлению.

 Алименты во время каникул

Верховный Суд в составе коллегии судей Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда при рассмотрении дела высказался о взыскании алиментов на содержание совершеннолетнего ребенка, который учитьcя в университете.

Постановлением от 23 января изменено решение низших судов, которые неправомерно освободили ответчика от обязанности платить алименты во время пребывания его сына-студента на каникулах.

Коллегия судей исключила из решений ссылки на фразу "без учета времени каникул", поскольку действующим законодательством такое исключение не предусмотрено. Тот факт, что во время каникул студенты не учатся, не является основанием для освобождения от предусмотренной статьей 199 СК Украины обязанности родителей содержать совершеннолетнего сына, который продолжает учебу, поскольку каникулярное время входит в период учебы.

Законодателем определена обязанность родителей содержать совершеннолетних детей, продолжающих учиться, то есть на весь период учебы, который охватывает период от вступления до окончания или отчисления с учебы.

Таким образом, с отца взыскали алименты в твердой денежной сумме ежемесячно до окончания учебы сына, но не более как до достижения им 23 лет, с учетом времени каникул.

 Переоформление генеральрных лицензий небанковскими финучреждениями

 

НБУ дал возможность небанковским финансовым учреждениям (НФУ) и национальному оператору почтовой связи ("Укрпоште") переоформлять генеральные лицензии на осуществление валютных операций до окончания срока действия имеющихся у них генеральных лицензий, если они были выданы на определенный срок. Это было сделано для обеспечения непрерывности проведения ими валютных операций.

Очерченные изменения утверждены постановлением Правления Нацбанка от 5 февраля 2019 года № 28 "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины".

Сейчас НФУ и "Укрпошта" имеют право обратиться к Нацбанку с вопросами переоформления лицензий не позже чем за 2 месяца до окончания срока действия имеющихся у них на сегодня генеральных лицензий. Регулятор в таком случае будет принимать решение о возможности переоформления лицензии до окончания соответствующего срока их действия.

Также НБУ внес уточнение относительно права осуществления операций и изменил порядок выдачи НФУ и операторам почтовой связи лицензий на осуществление валютных операций.

Во-первых, операторы почтовой связи могут осуществлять валютные операции и оказывать финансовые услуги по торговле валютными ценностями в наличной форме, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Закона "О валюте и валютных операциях", исключительно на основании лицензии на осуществление валютных операций.

Во-вторых, Нацбанк не будет применять требование относительно наличия у операторов почтовой связи по крайней мере трехлетнего срока деятельности в сфере предоставления услуг по переводу средств в гривне во время выдачи операторам почтовой связи лицензии на торговлю валютными ценностями в наличной форме.

 

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

www.bank.gov.ua

 

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%