пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 13.11.2019

13 ноября 2019 года

Выпуск № 433

 Закон об авторизованных экономических операторов вступил в силу

07.11.19 вступил в силу (за исключением ряда положений) Закон № 141-IX «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно некоторых вопросов функционирования авторизованных экономических операторов», который был принят 2 октября.

В Таможенном кодексе установлены специальные упрощения и преимущества для авторизованных экономических операторов - избранных по определенным критериям предприятий-резидентов, выполняющих любую роль в международной цепи снабжения товаров (производитель, экспортер, импортер, таможенный представитель, перевозчик, экспедитор, держатель состава).

Предусмотрены два типа авторизации (их можно выбрать одновременно):

1) о предоставлении права на применение специальных упрощений (АЭО-С);

2) о подтверждении безопасности и надежности (АЭО-Б).

Авторизованный АЭО-С

Упрощения:

1) общая финансовая гарантия;

2) самостоятельное наложение пломб специального типа;

3) процедура упрощенного декларирования;

4) процедура выпуска по местонахождению.

Преимущества:

1) выполнение таможенных формальностей относительно товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;

2) снижение автоматизированной системой таможенного оформления степени риска для определения перечня таможенных формальностей во время осуществления таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения;

3) использование специально определенной (при наличии) полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;

4) использование национального логотипа АЭО.

Авторизованный АЭО-Б

Упрощение «самостоятельное наложение пломб специального типа».

Преимущества:

1) получение сообщения органа доходов и собраний о том, что соответствующие товары и транспортные средства коммерческого назначения на основе результатов анализа рисков по общей декларации прибытия выбраны для проведения таможенного досмотра в пункте пропуска (пункте контроля) через государственную границу Украины до момента их перемещения через таможенную границу Украины;

2) выполнение таможенных формальностей относительно товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;

3) снижение автоматизированной системой таможенного оформления степени риска для определения перечня таможенных формальностей во время осуществления таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения;

4) использование специально определенной (при наличии) полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;

5) использование национального логотипа АЭО.

Разрешения на применение специальных упрощений предоставляются безвозмездно в течение 15 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления предприятия, получившего авторизацию АЭО.

Для получения авторизации АЭО предприятие подает Государственной таможенной службе:

- заявление о предоставлении авторизации АЭО,

- анкету самооценки в форме электронных документов, на которые наложена квалифицированная электронная подпись.

В течение 6 месяцев Минфин и Государственная таможенная служба должны создать на таможнях подразделения таможенного аудита и обеспечить их функционирование с учетом требований таможенного законодательства ЕС и рекомендаций Всемирной таможенной организации.

До 1 июня 2021 года Государственная таможенная служба должна внедрить порядок подачи и обработки в электронной форме документов, прилагаемых к таможенной декларации.

 Сужен круг лиц, в отношении который НАПК имеет право составлять протоколы о нарушениях, связанных с коррупцией

Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции обратило внимание физических и юридических лиц на разграничение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с коррупцией, между уполномоченными должностными лицами НАПК и Нацполиции.

18.10.19 Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предупреждения коррупции» внесены изменения в том числе в КУоАП, в частности, в части определения лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с коррупцией. Теперь уполномоченные лица Национального агентства имеют право составлять административные протоколы только в отношении лиц, занимающих ответственное и особо ответственное положение.

Уведомления об административных правонарушениях, связанных с коррупцией относительно других лиц должны направляться в Нацполицию.

НАПК обратило внимание, что под служебными лицами, занимающими ответственное и особо ответственное положение, понимают лиц, указанных в примечании к статье 50 Закона «О предупреждении коррупции». Это, среди прочего, Президент, Премьер-министр, члены Правительства, народные депутаты, Председатель Нацбанка, а также судьи, прокуроры, следователи, руководители, заместители руководителей государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины и т. п.

 Закон о захоронении радиоактивных отходов

07.11.19 опубликован Закон № 208-ІХ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам обращения с радиоактивными отходами». Закон вступает в силу через два года со дня его опубликования.

В Законе используются следующие основные понятия:

- производители радиоактивных отходов - юридические или физические лица, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы или предполагается их образование, кроме специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами;

- отработанные закрытые источники ионизирующего излучения - закрытые источники ионизирующего излучения, срок службы которых истек и не был продлен, дальнейшее использование которых не предусматривается и которые подлежат передаче в специализированный предприятия по обращению с радиоактивными отходами или возврату предприятию, которое их изготовило;

- геологическое хранилище для захоронения радиоактивных отходов - сооружение, обустроенное в глубоких геологических формациях, в прогнозируемых геологических условиях (обычно на глубине более 100 метров) с целью обеспечения длительного содержания и изоляции радиоактивных отходов от биосферы.

Законом, в частности, введены четыре класса, на которые разделяются радиоактивные отходы:

- очень низкоактивные;

- низкоактивные;

- среднеактивные;

- высокоактивные.

Хранилище для захоронения радиоактивных отходов определяется в зависимости от его классификации:

- поверхностное;

- приповерхностное;

- на средних глубинах;

- геологическое.

Также определен перечень ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, имеющими общегосударственное значение, которыми являются:

- атомные электрические станции;

- атомные станции теплоснабжения;

- исследовательские ядерные реакторы;

- хранилища, предназначенные для хранения отработанного ядерного топлива или высокоактивных радиоактивных отходов с проектным сроком хранения свыше 30 лет (кроме установок, включенных в технологический цикл ядерной установки);

- геологические хранилища для захоронения радиоактивных отходов и/или отработанного ядерного топлива.

 Нацбанк упростил заполнение документов на перевод средств

Заполнять документы на перевод средств станет проще благодаря обновлению требований Нацбанка к заполнению реквизитов расчетных документов.

Об этом речь идет в постановлении Правления НБУ от 06.11.19 № 127, вступающем в силу с 13 января 2020 года.

Соответствующие изменения внесены в Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте.

В расчетных документах на перевод средств будет исключен реквизит «Код банку», поскольку международный номер банковского счета IBAN уже содержит данную информацию.

Это позволит избежать дублирования реквизитов в соответствии с требованиями постановления Правления НБУ от 28.12.18 № 162 относительно внедрения в Украине международного номера банковского счета IBAN.

Кроме того, данный документ определяет, что организационные вопросы осуществления расчетов с использованием чековой книги (чека) банки регулируют внутренними правилами самостоятельно. Не разрешается внесение в чек исправлений и использование вместо подписи факсимиле.

 Компетенция комиссии по украинскому языку

Правительство создало Национальную комиссию по стандартам государственного языка как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом.

Соответствующее постановление № 911 было принято на правительственном заседании 6 ноября 2019 года. Деятельность Комиссии направляет и координирует Правительство через Министра образования и науки.

Заданием Комиссии определено сохранение и развитие государственного языка через установление его стандартов и методов проверки уровня владения им, необходимого для приобретения гражданства Украины или занятия определенных законами должностей. Комиссия в ходе наработки стандартов украинской терминологии в разных отраслях должна способствовать применению украинских слов, словосочетаний и терминов вместо иноязычных.

Комиссия в соответствии с возложенными на нее заданиями, среди прочего:

- будет нарабатывать с учетом предложений и заключений Института украинского языка НАН, других научных и образовательных учреждений и утверждать стандарты государственного языка, в частности: правописание украинского языка и изменения к нему; украинскую терминологию, в частности юридическую и медицинскую; стандарты транскрибирования и транслитерации;

- разработает и утвердит Классификацию уровней владения государственным языком с учетом рекомендаций Совета Европы по языковому образованию;

- утвердит порядок проверки уровня владения государственным языком;

- разработает и подаст на рассмотрение Правительства проект Порядка проведения экзаменов с целью проверки уровня владения государственным языком;

- утвердит задание для проведения экзамена на уровень владения государственным языком;

- будет организовывать и проводить экзамены для определения уровня владения государственным языком или назначать специально уполномоченные государством учреждения (организации), которые проводят экзамены. Комиссия своим решением может делегировать полномочия по проведению экзамена на уровень владения государственным языком и/или по проверке и оцениванию результатов экзамена специально уполномоченному государством учреждению (организации), которое проводит внешнее независимое оценивание в соответствии с Законом «Об образовании». Результаты такого экзамена могут быть обжалованы в Комиссию в соответствии с ч. 9 ст. 48 Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного»;

- утвердит порядок обжалования результатов экзамена и рассмотрения жалоб;

- утвердит форму государственного сертификата об уровне владения государственным языком;

- будет выдавать государственные сертификаты об уровне владения государственным языком;

- разработает и подаст на рассмотрение и утверждение Правительства порядок ведения Реестра государственных сертификатов об уровне владения государственным языком;

- будет вести Реестр государственных сертификатов об уровне владения государственным языком, являясь его администратором;

- установит порядок выдачи удостоверенных копий выполненных экзаменационных работ;

- подаст Кабмину предложения по внесению изменений в законодательство, связанных с обеспечением соблюдения стандартов государственного языка;

- будет принимать по основаниям, определенным Законом об обеспечении функционирования украинского языка как государственного, решение о подаче иска в суд об аннулировании государственного сертификата об уровне владения государственным языком.

Решения Комиссии нормативно-правового содержания будут подлежать государственной регистрации в установленном порядке. Решения Комиссии являются обязательными к исполнению на всей территории Украины и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Создание Национальной комиссии по стандартам государственного языка предусмотрено Законом «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного».

 Президент одобрил уничтожение контрафактных посылок таможней

12 ноября Президент подписал Закон № 202-ІХ (проект № 1230) относительно защиты прав интеллектуальной собственности во время перемещения товаров через таможенную границу Украины, который был принят 17 октября. Закон вступит в силу со дня, следующего за днем опубликования.

Установлены особенности приостановления таможенного оформления и уничтожения небольших партий (не больше трех единиц не тяжелее 2 кг) товаров, пересылаемых через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях.

Международные посылки по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности могут уничтожить при соблюдении условий:

- есть подозрение, что такие товары могут быть контрафактными или пиратскими;

- товары не являются скоропортящимися;

- информация об объекте права интеллектуальной собственности, товарах, его содержащих, и согласие правообладателя на применение процедуры уничтожения внесена в таможенный реестр охраняемых объектов права интеллектуальной собственности.

Решение о приостановлении таможенного оформления и намерении уничтожить товары принимает руководитель органа доходов и сборов или уполномоченное им лицо. Декларанта уведомляют о приостановлении и через 10 дней (получив или не получив его согласие на уничтожение) товар уничтожается.

Если в течение 10 рабочих дней после получения сообщения о приостановлении оформления декларант предоставит письменные возражения собственника товаров относительно их уничтожения, орган доходов и сборов в тот же день сообщает правообладателю об отправителе, получателе, декларанте, владельце товаров, их адреса, наименования, количество, направление перемещения, страну происхождения, страну отправления товаров, таможенное оформление которых приостановлено, и предоставляет изображение таких товаров.

Если в течение 10 рабочих дней после получения возражений, правообладатель не подаст определение суда об обеспечении иска о запрете совершения определенных действий по делу о нарушении прав интеллектуальной собственности или другое решение по этому вопросу, принятое другими уполномоченными государственными органами, то при отсутствии признаков нарушения таможенных правил товары, оформление которых приостановлено, подлежат таможенному оформлению в установленном порядке.

Датой получения сообщений декларантом и правообладателем считается день, когда органом доходов и сборов такие сообщения направлены средствами факсимильной и электронной связи.

Организация и оплата процедуры уничтожения, в том числе стоимость хранения, перевозки, уничтожения, оформления документов, и другие расходы, связанные с уничтожением, осуществляется за счет правообладателя и под его ответственность.

О проведении уничтожения товаров правообладатель информирует орган доходов и сборов путем предоставления документов, подтверждающих уничтожение. Изменения касаются:

контрафактных товаров:

а) товары, которые являются предметами нарушения прав интеллектуальной собственности на торговую марку в Украине, и на них без разрешения содержится обозначение, тождественное охраняемой в Украине торговой марке относительно одного и того же вида товаров, или которое является похожим настолько, что его можно спутать с такой торговой маркой;

б) товары, являющиеся предметами нарушения прав интеллектуальной собственности на географическое название в Украине и содержат название или срок или описываются с помощью названия или срока, защищенных таким географическим названием;

в) любая упаковка, этикетка, брошюра, инструкция по эксплуатации, гарантия или другой документ такого типа, даже если они представлены отдельно, которые являются предметами нарушения прав интеллектуальной собственности на торговую марку или географическое название, которые содержат обозначение, название или срок, тождественные охраняемой в Украине торговой марке или географическому названию, или похожие настолько, что их можно спутать с такой торговой маркой или географическим названием, и которые могут использоваться относительно одного и того же вида товаров, относительно которого охраняется торговая марка в Украине или географическое название;

пиратских товаров - товары-предметы нарушения авторского права и/или смежных прав или права интеллектуальной собственности на зарегистрированный промышленный образец в Украине и которые являют собой или содержат копии, сделанные без согласия правообладателя авторского права и смежных прав или права интеллектуальной собственности на промышленный образец или лица, уполномоченного таким правообладателем в стране производства.

 Пластиковые пакеты предлагается запретить к использованию

12.11.19 Верховная Рада приняла за основу законопроект № 2051-1 об ограничении обращения пластиковых пакетов на территории Украины.

Запрет.

Предлагается запретить распространение в магазинах и ресторанах:

а) сверхлегких пластиковых пакетов (некоторые пакеты разрешены для упаковки и транспортировки свежей рыбы и мяса, сыпучих продуктов, льда);

б) легких пластиковых пакетов;

в) оксоразлагаемых (оксобиоразлагаемых) пластиковых пакетов.

Разрешено применять биоразлагаемые пластиковые пакеты, которые разлагаются при участии микроорганизмов на элементы естественного происхождения и отвечают ДСТУ EN 13432:2015 (EN 13432:2000, IDT) «Упаковка. Требования к упаковке, утилизируемой способом компостирования и биодеградации. Тестовые схемы и критерии оценивания для окончательного принятия упаковки».

Работникам объектов розничной торговли и объектов ресторанного хозяйства запрещается любым образом склонять потребителей к приобретению пластиковых пакетов. Субъект хозяйствования должен будет за свой счет утилизировать закупленные пакеты, не отвечающие установленным требованиям.

Ответственность

Распространение. Порядок наложения штрафов установит Кабмин. За распространение легких и сверхлегких пакетов, а также за обман потребителя путем предложения оксоразлагаемого пакета под видом биоразлагаемого Госпродпотребслужба оштрафует субъектов хозяйствования на 1 700 - 8 500 грн.

Штраф за склонение потребителей к покупке пластиковых пакетов заплатит и работник (от 1 700 до 8 500 грн.).

Пластиковые пакеты конфискуются и подлежат утилизации за счет субъекта распространения.

Маркировка. КоАП предлагается дополнить статьей об ответственности за нарушение правил маркировки биоразлагаемых пластиковых пакетов, которые реализуются через розничные торговые сети и сети ресторанного хозяйства. Такие действия влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц и ФЛП в размере от 3 400 до 11 900 грн. с конфискацией пластиковых пакетов.

В случае принятия Закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

Бизнес должен отчитаться банку о том, за что дает наличные физлицам

Субъекты хозяйствования в случае снятия наличных средств с текущих счетов с целью осуществления наличных расчетов с физическими лицами обязаны предоставлять на запрос банка (филиала, отделения) подтверждающие документы, на основании которых осуществляются такие наличные расчеты, необходимые для изучения клиента с учетом риск - ориентированного подхода.

Соответствующие изменения в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине внесены постановлением НБУ от 07.11.19 № 131.

Также урегулирован вопрос электронного документооборота.

Установлена обязанность работника учреждения/предприятия использовать квалифицированную электронную подпись для подписания электронного кассового документа. Физическое лицо – предприниматель для подписания электронного кассового документа имеет право использовать:

- квалифицированную электронную подпись;

- усовершенствованную электронную подпись.

Физическое лицо для подписания электронного кассового документа может использовать:

- квалифицированную электронную подпись;

- усовершенствованную электронную подпись.

- простую электронную подпись.

Субъект хозяйствования вправе использовать:

- квалифицированную электронную печать банка;

- усовершенствованную электронную печать как дополнительный реквизит электронного кассового документа.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%