пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 15.01.2020

15 января 2020 года

Выпуск № 441

 С 1 января изменен размер сбора на пенсионное страхование за регистрацию авто

Главный сервисный центр МВД Украины сообщает, что в связи с установлением прожиточного минимума для трудоспособных лиц с 1 января 2020 года изменились соответствующие ставки сбора на обязательное государственное пенсионное страхование во время первой государственной регистрации легковых автомобилей.

В соответствии со статьей 7 Закона « Государственном бюджете Украины на 2020 год» с 1 января 2020 года установлен прожиточный минимум для трудоспособных лиц на уровне 2102 грн.

Плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (п. 7 ст. 1 Закона № 400/97-ВР «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование») являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, физические лица, получающие право собственности на легковые автомобили, подлежащие первой государственной регистрации в Украине в сервисных центрах МВД. Объектом налогообложения является стоимость автомобиля, определенная в соответствии с договором купли-продажи, договором мены, справкой органов таможенной службы, актом экспертной оценки стоимости автомобиля, другими документами, подтверждающими данную стоимость.

Согласно п. 8 ст. 4 указанного Закона установлены следующие ставки сбора на обязательное государственное пенсионное страхование во время первой государственной регистрации легковых автомобилей:

3 % - если объект налогообложения не превышает 165 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года (346 830 грн.);

4 % - если объект налогообложения превышает 165, но не превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года;

5 % - если объект налогообложения превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года (609 580 грн.).

Главный сервисный центр МВД Украины обращает внимание, что с 1 января 2020 года при определении уплаты стоимости сбора на обязательное государственное пенсионное страхование во время первой регистрации следует применять такие расчеты (в зависимости от стоимости легкового автомобиля):

- не превышает или равен 346 830 грн. - уплачивается 3 %;

- больше чем 346 830 грн., но не превышает или равен 609 580 грн. - уплачивается 4 %;

- больше чем 609 580 грн. - уплачивается 5 %.

 Изменения в правилах вручения судебных повесток

Кабинет Министров постановлением № 1149 от 27 декабря 2019 года внес изменения в Правила предоставления услуг почтовой связи. В частности, Правила дополнены пунктами 99-1 и 99-2 такого содержания:

«99-1. Заказные письма с отметкой «Судебная повестка», адресованные физическим лицам, во время доставки по указанному адресу вручаются лично адресату, а в случае его отсутствия - кому-либо из совершеннолетних членов его семьи, проживающих вместе с ним. В случае отсутствия адресата (кого-либо из совершеннолетних членов его семьи) по указанному на заказном письме адресу работник почтовой связи информирует адресата по номеру телефона и/или вкладывает в абонентский почтовый ящик уведомление о поступлении заказного письма с отметкой «Судебная повестка». Если в течение трех рабочих дней после информирования адресат не явился за получением заказного письма с отметкой «Судебная повестка», работник почтовой связи делает отметку «адресат отсутствует по указанному адресу», что удостоверяется подписью с проставлением отпечатка календарного штемпеля и не позже, чем в течение следующего рабочего дня возвращает его в суд.

99-2. Заказные почтовые отправления с отметкой «Судебная повестка», адресованные юридическим лицам, во время доставки по указанному адресу вручаются представителю юридического лица, уполномоченному на получение почты, под подпись. В случае отсутствия адресата по указанному на заказном письме адресу работник почтовой связи делает отметку «адресат отсутствует по указанному адресу», удостоверяя подпись с проставлением отпечатка календарного штемпеля и не позже, чем в течение следующего рабочего дня возвращает его в суд».

 Кабмин не может отменить доплаты к пенсии, определенные законом: образцовое решение

Доплаты и повышения к пенсии, предусмотренные законами «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» и «Об улучшении материального положения участников боевых действий и инвалидов войны» (25 % прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность, и целевое пособие в размере 40 грн.), которые выплачиваются в составе пенсии пенсионным органом, являются дополнительной социальной гарантией, в частности для военнослужащих, и неразрывно связаны с их специальным правовым статусом и особыми условиями прохождения ими службы. Следовательно, они не могут быть уменьшены Правительством и должны выплачиваться ГУ ПФ независимо и самостоятельно в полном объеме в соответствии с установленными актами законодательства размерами, не должны браться к вниманию при перерасчете пенсионной выплаты, проведенной на основании постановления Кабинета Министров № 103.

Соответствующие положения содержится в постановлении Кассационного административного суда Верховного Суда от 9 декабря 2019 года по образцовому делу № 300/1695/19 по иску лица, которое получает повышение к пенсии и доплаты в соответствии с указанными законами, к Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Ивано-Франковской области.

Суть спора заключается в обжаловании действий ответчика относительно уменьшения с 5 января 2018 года размера доплат, предусмотренных для участников боевых действий. Истец просил обязать ответчика провести перерасчет пенсии с 5 января 2018 года с  учетом и выплатой 100 % повышения пенсии в размере 25 % прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность и целевого пособия на проживание участнику боевых действий в размере 40 грн., а также выплатить разницу между фактически полученной и подлежащей к уплате суммой пенсии с 5 января 2018 года.

В обоснование иска истец указал, что рассчитывая размер пенсий в соответствии с п. 2 постановления Кабинета Министров № 103 (относительно выплаты перечисленных пенсий с 1 января 2018 года в размере 50 % повышения), ГУ ПФ фактически уменьшает выплату повышений, надбавок к пенсии, установленных законами.

Верховный Суд указал, что согласно нормам действующего законодательства (состоянием на время возникновения спорных правоотношений) при осуществлении перерасчета пенсии на основании ч. 4 ст. 63 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», в связи с принятием Кабинетом Министров постановления № 103 и постановления № 704, учитываются такие виды денежного обеспечения, как должностной оклад, оклад за военное (специальное) звание и процентная надбавка за выслугу лет на момент возникновения права на перерасчет пенсии по соответствующей или аналогичной должности и военному (специальному) званию.

Верховный Суд, учитывая Решение Конституционного Суда Украины от 9 июля 1998 года № 12-рп/98 и сформулированные в нем подходы к толкованию термина «законодательство», сделал акцент на отличиях повышенных пенсий, которые: а) установлены законодательством; б) определены законом. Первая группа (установленные законодательством) - в соответствии с содержанием п. 2 постановления Кабмина № 103 учитывалась при поэтапном повышении пенсий (с 1 января 2018 года - 50 %; с 1 января 2019 года по 31 декабря в 2019 года - 75 %; с 1 января 2020 года - 100 % суммы повышения пенсии, определенной состоянием на 1 марта 2018 года). Зато на вторую группу (определенные законом) не распространялось регулирующее влияние п. 2 постановления Кабмина № 103. Соответственно их размер (повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, определенные законом) не изменялся.

В связи с указанным, Суд пришел к заключению, что ответчик, осуществляя начисление и выплату повышения к пенсии и помощи истцу, придерживался требований законодательства, которыми урегулированы спорные правоотношения, а потому прав последнего не нарушил.

 Необлагаемый налогом размер материальной помощи от работодателя увеличен до 2 940 грн.

Увеличение размера прожиточного минимума для трудоспособного лица в 2020 году до 2102 грн., установленного Законом «О Государственном бюджете Украины на 2020 год», влияет в частности, на размер необлагаемой налогом материальной помощи.

Согласно Налоговому кодексу не входит в облагаемый налогом доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами - юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму, которая равна размеру месячного прожиточного минимума, действующего для работоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим 10 грн.

Так, необлагаемая налогом материальная помощь в 2020 году составляет 2 940 грн. (в 2019 году - 2 690 грн.).

Кроме указанного, соответствующий доход не учитывается при определении размера алиментов.

 С 1 января увеличены штрафы за нарушение законодательства о труде

Возросли штрафные санкции для работодателей за нарушение законодательства о труде, что обусловлено повышением размера минимальной заработной платы.

Согласно статье 8 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» минимальная заработная плата с 1 января 2020 года составляет 4 723 грн.

Так, за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов будет накладываться штраф в размере 141 690 грн.;

- за нарушение сроков выплаты заработной платы работникам, иных выплат, предусмотренных законодательством о труде, более, чем на один месяц, выплата их не в полном объеме - 14 169 грн.;

- за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда - 47 230 грн.;

- за несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации» - 47 230 грн.;

- за недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении - 14 169 грн.;

- за препятствование проведению проверки по вопросам выявления нарушений в части законодательства о труде - 472 300 грн.;

- за нарушение иных требований трудового законодательства - 4 723 грн.

 Получить лицензию на производство и импорт лекарств можно онлайн

В тестовом режиме заработал онлайн-сервис Гослекслужбы по получению разрешительных документов (относительно лицензирования деятельности по производству и импорту лекарственных средств, розничной и оптовой торговли). Новый онлайн-сервис сообщит о состоянии рассмотрения заявлений в режиме реального времени.

В тестовом режиме станут доступны три онлайн-услуги по выдаче лицензии относительно осуществления деятельности по:

1) производству (промышленному);

2) импорту (кроме активных фармацевтических ингредиентов);

3) изготовлению лекарственных средств в условиях аптеки, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами.

Онлайн-сервис доступен на портале Гослекслужбы по ссылке (через вход в личный кабинет). Доступ к кабинету осуществляется только с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП/КЭП) одинаково для физических и юридических лиц.

Удобным сервис будет как для заявителей, которые впервые будут получать лицензию, так и для лицензиатов, получивших лицензию раньше.

С помощью нового онлайн-сервиса пользователи кабинета будут иметь возможность:

- подать заявление на получение лицензии на осуществление деятельности или аннулировать ее;

- создать или закрыть аптеку (аптечный склад);

- расширить или сузить вид деятельности и перечень лекарственных форм;

- внести изменения или дополнения в перечень импортируемых лекарственных средств и в формы выпуска лекарственных средств;

- изменить уполномоченное лицо, контрактных производителей и информацию о специалистах.

Новая онлайн-система призвана обеспечить:

- сокращение материальных и временных расходов бизнеса на получение лицензии;

- уменьшение риска возникновения технических ошибок при заполнении заявления благодаря возможности онлайн-консультации с представителями Гослекслужбы еще на этапе подачи заявления;

- автоматическую фиксацию подачи заявления и документов, а также отслеживание статуса заявки онлайн, своевременное извещение заявителя относительно принятых решений и возможность актуализировать данные 24/7;

- уменьшение коррупционной составляющей через полную прозрачность подачи заявления самостоятельно, без контакта с чиновником;

- сохранение в электронной форме копий всех документов, истории коммуникации и статистики относительно принятых и обработанных пакетов документов.

Формат подачи заявлений и сопроводительной документации сохраняется доступным на выбор: как онлайн, так и в бумажном виде.

Предусмотрено также расширение услуг онлайн-системы Гослекслужбы: разработка и внедрение перечня онлайн-услуг по выдаче заключений о качестве ввезенных в Украину лекарственных средств и соответствии медицинского иммунобиологического препарата требованиям государственных и международных стандартов.

 13 января все банковские расчеты окончательно переведены на IBAN

С 13 января 2020 года клиенты банков могут проводить расчеты исключительно с использованием счетов в формате IBAN. Об этом напомнил Нацбанк на своей официальной Фейсбук-странице.

Согласно требованиям стандарта ISO 13616 каждое государство самостоятельно устанавливает структуру номера счета IBAN. Для Украины IBAN состоит из 29 литерно -цифровых символов: кода страны, контрольного разряда, кода банка и номера счета. По первым двум буквам можно распознать страну участника расчета (UA - Украина), а с помощью контрольного разряда - обеспечить унифицированную проверку счета клиента на его корректность.

Клиенты банков смогут:

- удобно и просто идентифицировать плательщика и получателя средств, а также обслуживающий их банк Украины;

- избежать ошибок в реквизитах счетов благодаря сокращению реквизитов в расчетных документах;

- быстрее осуществлять переводы и получать средства.

Для осуществления безналичного перевода средств Нацбанк предлагает использовать QR-коды, содержащие IBAN, для осуществления безналичного перевода средств. Генерировать и проверять украинские IBAN номера можно здесь.

 Введен электронный учет трудовой деятельности

26 декабря 2019 года вступило в силу постановление Кабмина № 1084 о внедрении учета трудовой деятельности в электронной форме.

Учет трудовой деятельности работников, ФОПов, самозанятых

Определен механизм организации учета трудовой деятельности работника, ФОПа, физлица, самостоятельно обеспечивающего себя работой в электронной форме.

Учет трудовой деятельности ведется для накопления, хранения и использования информации о стаже работы, образовании, квалификации для подтверждения имеющегося трудового стажа во время заключения трудового договора, назначения пенсий.

Сведения о трудовой деятельности хранятся в персональной учетной карточке застрахованного в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.

При организации и ведении учета трудовой деятельности обеспечивается контроль и верификация данных, мониторинга изменений индивидуальных сведений, защита информации, технологического и программного обеспечения, в частности от несанкционированного доступа.

Подтверждение трудового стажа

Данные из реестра застрахованных лиц принимаются для подтверждения трудового стажа во время заключения трудового договора, назначения пенсий и других целей.

Пенсии

Пенсионный фонд определит порядок представления сведений о трудовой деятельности работника, ФОП, физлица, самостоятельно обеспечивающего себя работой, в электронной форме, предоставления услуг в общеобязательном государственном пенсионном страховании с использованием электронной системы BankID.

Также фонд создаст программные средства для бесплатного предоставления сведений в электронной форме.

Отчет по начисленному ЕСВ

Минфин пересмотрит форму отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование с целью учета сведений о должностях, квалификации и условиях труда застрахованных лиц.

 С 16 января реклама станет украиноязычной: когда начнут штрафовать

Статья 32 Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» вступит в силу через шесть месяцев со дня вступления в силу языкового закона, то есть 16 января 2020 года.

Язык рекламы

Указанная статья закрепляет, что языком рекламы в Украине определен государственный язык. В печатных СМИ, издаваемых на одном из официальных языков ЕС, допускается размещение рекламы на том языке, на котором издается такое печатное СМИ. Языком рекламы на телевидении и радио также является украинский язык.

В то же время телерадиоорганизации зарубежного вещания, телерадиоорганизации, которые ведут вещание на одном или нескольких официальных языках ЕС, наряду с государственным языком могут размещать рекламу на официальных языках Европейского Союза. Особенности использования в рекламе крымскотатарского языка, других языков коренных народов, национальных меньшинств Украины устанавливаются законом о порядке реализации прав коренных народов, национальных меньшинств Украины.

Ответственность

Законом были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Определено, что нарушение требований Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» относительно применения государственного языка, в частности, в сфере рекламы влечет наложение штрафа от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 3400 до 5100 грн.) или предупреждение, если нарушение совершено впервые. Данная норма заработает через три года со дня вступления в силу языкового закона, то есть 16 июля 2022 года.

 Запрет въезда в Украину: за что, кому и как надолго

Расширен перечень оснований для принятия органом охраны государственной границы решения о запрете иностранцу въезда в Украину.

Соответствующие изменения Инструкции о порядке принятия органами охраны государственной границы Государственной пограничной службы решений о запрете въезда в Украину иностранцам и лицам без гражданства вступили в силу 14 января.

Основания запрета въезда в Украину

Пограничники не впустят иностранца, который:

- въехал в Крым или на неподконтрольные территории или выехал оттуда с нарушением установленного законодательством Украины порядка;

- попробовал попасть на эти территории вне контрольных пунктов въезда-выезда;

- не выполнил решения уполномоченного государственного органа о запрете въезда в Украину.

Также решение о запрете въезда принимается в интересах обеспечения национальной безопасности Украины в сфере безопасности государственной границы Украины и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.

Сроки действия запрета

Кроме того, продлен срок действия запрета въезда (раньше запрет устанавливался на 3 года). Сейчас решение о запрете въезда в Украину принимается сроком на пять лет относительно иностранцев:

1) которые незаконно пересекли государственную границу Украины вне пунктов пропуска;

2) относительно которых административным судом принято решение о принудительном выдворении из Украины;

3) выявленных в пункте пропуска (пункте контроля) через государственную границу Украины во время их выезда из Украины после окончания срока, определенного для выполнения ими решение о принудительном возвращении.

На 10 лет запретят въезд иностранцу, который уже был наказан за преднамеренное невыполнение решения уполномоченного государственного органа о запрете въезда в Украину.

Срок запрета въезда в Украину исчисляется с даты утверждения постановления. Если есть несколько запретов, срок действия каждого исчисляется отдельно. Новый срок запрета въезда в Украину может добавляться к старому: со следующих суток после окончания последнего дня предыдущего срока запрета въезда в Украину. Если предыдущее решение отменено, срок исчисления добавленного запрета въезда изменяется и начинается с даты утверждения постановления об установлении предыдущего запрета.

Отмена запрета въезда в Украину

В случае отмены запрета иностранец считается не имевшим запрета въезда в Украину и не нарушившим решение о запрете въезда.

Информация из базы данных в случаях прекращения обстоятельств, ставших причиной для запрета въезда в Украину будет изыматься по представлению государственного исполнителя.

 Безвизовые поездки в ЕС с 2021 года: что необходимо знать

1. С 2021 года Европейский Союз вводит Европейскую информационную систему авторизации путешествий (ETIAS). Это означает внесение изменений в условия безвизовых путешествий в ЕС для граждан третьих стран (с 2021 года эти изменения будут касаться не только Украины, но и Австралии, Бразилии, Великой Британии, Канады, США и Японии и т.д.).

2. Инициатива по созданию ETIAS возникла еще в апреле 2016 года в рамках подготовки Европейской Комиссией предложений по усилению безопасности на внешних границах ЕС. Осенью 2018 года ЕС одобрил необходимые законодательные решения об Европейской информационной системе авторизации путешествий - она будет распространяться на граждан третьих стран, пользующихся правом безвизового въезда на территорию Евросоюза.

3. Это будет работать следующим образом:

С 2021 года перед поездкой в государства - члены ЕС гражданам Украины необходимо будет получить предварительное разрешение на поездку путем подачи онлайн-заявки.

Выдача авторизации на путешествие будет занимать несколько минут в случае отсутствия предостережений у правоохранительных органов ЕС или элементов, требующих дальнейшего изучения.

За каждое обращение заявитель должен будет уплатить комиссию в размере 7 евро (для лиц младше 18 и старше 70 лет - бесплатно).

Авторизация будет действительна в течение 3 лет или до завершения срока действия проездного документа, зарегистрированного при подаче заявки.

4. В Миссии Украины в ЕС отметили, что Европейская информационная система авторизации путешествий не является аналогом визовой системы. Речь идет только о простом разрешении к поездке. В случае отказа во въезде из-за ETIAS человек будет иметь право подать апелляцию на решение системы.

5. Предварительная авторизация позволит Европейскому Союзу заблаговременно идентифицировать лиц, которые могут представлять миграционную (безопасную) угрозу, и значительно повысит безопасность внешних границ ЕС. Новая система также позволит существенно уменьшить количество отказов во въезде в ЕС непосредственно при пересечении границы, ведь путешествующие будут знать заблаговременно, нет ли у государств - членов ЕС предостережений относительно их поездки.

При этом отмечено, что требование о наличии предварительного разрешения с 2021 года будет касаться всех граждан третьих стран, на которых распространяется требование о получении разрешения на поездку (независимо от вида транспорта, на котором осуществляется поездка).

Наличие действительного предварительного разрешения будут проверять не только пограничные службы государств-членов при пересечении границы, но и перевозчики, обеспечивающие следующие поездки:

- на первом этапе это будет касаться авиаперевозчиков и морских перевозчиков;

- через три года после вступления в силу ETIAS данное требование также будет распространяться и на международных перевозчиков, которые перевозят группы людей сухопутным транспортом.

То есть, например, если вы будете путешествовать самолетом, перед вылетом авиакомпания тоже будет обязана проверить наличие у вас предварительного разрешения.

 Чиновники больше не обязаны подавать декларацию в день увольнения

1 января 2020 года начался очередной этап представления ежегодных деклараций за 2019 год лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления. Приказом Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции № 168/19 от 12 декабря 2019 года с 1 января 2020 года введена новая форма декларации лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

НАПК также сообщило о вступлении в силу новой редакции Порядка формирования, ведения и обнародования (предоставления) информации Единого государственного реестра лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденной этим же приказом.

Из Порядка изъята норма, обязывающая субъекта декларирования при увольнении по собственной инициативе подавать декларацию в день фактического увольнения.

Согласно новой редакции Порядка декларация перед увольнением - декларация, которая подается в соответствии с абзацем первым части второй статьи 45 Закона не позже двадцати рабочих дней со дня прекращения деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, или другой деятельности, указанной в подпунктах «а», «в» п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона (это, в частности, лица, которые входят в состав наблюдательного совета госбанка, государственного предприятия или государственной организации, имеющей целью получение прибыли; хозяйственного общества, в уставном капитале которого больше 50 % акций (долей) принадлежат государству; представители общественных объединений, научных учреждений, учебных заведений, экспертов соответствующей квалификации).

Такая декларация охватывает период, который не был охвачен декларациями, ранее поданными субъектом декларирования, и содержит информацию по состоянию на последний день такого периода. Последним днем такого периода является день прекращения деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, или другой деятельности, указанной в Законе о предупреждении коррупции.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%