пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 15.04.2020

15 апреля 2020 года

Выпуск № 454

 Приняты изменения в Госбюджет

13 апреля 2020 года Верховная Рада приняла за основу и в целом Закон о внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год".

В Закон внесены изменения в частности:

- исключены статьи 28 и 32 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» относительно возможности осуществления сверхплановых государственных заимствований;

- уточнена редакция статьи 29 Закона об ограничении максимального размера оплаты труда работников, служебных и должностных лиц бюджетных учреждений (включая органы власти), распространив указанное ограничение также на народных депутатов Украины, судей, прокуроров и других лиц, оплата труда которых регулируется специальными законами, на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2;

- исключено изменение показателей доходов и расходов специального фонда государственного бюджета на 2020 год в части источников формирования и направлений использования государственного дорожного фонда.

Увеличены на 2 млрд грн доходы общего фонда государственного бюджета по коду 21020000 «Средства, перечисляемые Национальным банком Украины в соответствии с Законом Украины "О Национальном банке Украины"» - с 40,7 млрд грн до 42,7 млрд грн.

Уменьшены расходы общего фонда государственного бюджета, по новой бюджетной программе «Фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2, и их последствиями» (код 3511380), на 32,39 млрд грн (с 97,06 млрд грн до 64,67 млрд грн) с направлением таких средств в первую очередь непосредственно по направлениям использования средств этого Фонда.

Министерству здравоохранения выделены средства в сумме 15,8 млрд грн по бюджетной программе «Реализация программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения» для осуществления дополнительных доплат к зарплате медицинских и других работников.

Министерству социальной политики выделены средства в сумме 10 млрд грн. по бюджетной программе «Финансовое обеспечение выплаты пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенным по пенсионным программам, и дефицита средств Пенсионного фонда» и в сумме 0,6 млрд грн по бюджетной программе «Выплата некоторых видов пособий, компенсаций, денежного обеспечения и оплата услуг отдельным категориям населения» для осуществления дополнительных выплат пенсионерам и некоторым другим категориям населения.

Законом предусмотрено частичное восстановление расходов общего фонда государственного бюджета по отдельным бюджетным программам, прежде всего, по государственному фонду регионального развития (в сумме 4,9 млрд грн), в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения.

Также Законом внесены изменения в статью 28 Закона о включении дополнительного направления использования средств фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и их последствиями - о предоставлении единовременного денежного пособия членам семей медицинских и других работников учреждений здравоохранения, погибших (умерших) от такой болезни, что связано с выполнением работ по ее ликвидации, в порядке и размерах, определенных Кабинетом Министров Украины.

Документом уточняется редакция положения об ограничении месячного вознаграждения и зарплаты руководителям, членам исполнительных органов и наблюдательных советов субъектов хозяйствования государственного сектора экономики на период действия карантина путем изложения такого положения как нормы прямого действия, а не как поручение Правительству пересмотреть соответствующие условия оплаты труда.

Кроме того, Законом дополнен Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год" положениями, в частности, о:

- неприменении временно, до 01.01.2021, абзаца второго пункта 3 раздела II Закона Украины от 14 .11.2019 № 293-IX "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины" о поручении Правительству принять меры по созданию и деятельности Долгового агентства в связи с сокращением расходов общего фонда государственного бюджета по бюджетной программе «Руководство и управление в сфере реализации политики по управлению государственным долгом» (код 3508010) в полном объеме;

- предоставлении Минфину права совершать сделки с государственными деривативами, включая их обмен, выпуск, покупку, выкуп и продажу, за счет осуществления сверхплановых государственных заимствований, что объясняется необходимостью снижения рисков, связанных с вероятностью увеличения расходов по государственным деривативами в будущем;

- отсрочке представления деклараций за прошлый год лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, в период не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, в котором отменяется карантин, согласно действующей норме - до 1 июня 2020 года;

- приостановлении временно, на период действия карантина и в течение 30 дней со дня его отмены, проведение конкурсов на должности государственной службы и назначении на такие должности по результатам конкурса, а также определении особенностей осуществления в этот период соответствующих назначений;

- возможности осуществления государственного финансового контроля предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля, принадлежащая субъекту хозяйствования государственного сектора экономики;

- приостановлении государственного финансового обеспечения уставной деятельности политической партии в случае представления политической партией заявления о частичном отказе (на срок: один, два, три квартала или в год) и уточнении нормы о сроках представления отчета об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера политических партий в условиях карантина;

- уточнении отдельных норм относительно предоставления помощи по частичной безработице и пособия по безработице на период карантина;

- неостановки на период действия карантина выплаты пенсии по инвалидности в случае пропуска срока переосвидетельствования лицом с инвалидностью, которое получает пенсию;

- уточнении нормы по осуществлению платы за пользование недвижимым имуществом во время карантина.

 Законом даны определения «Самоизоляции» и «Обсервации»

13 апреля 2020 г. был принят Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О защите населения от инфекционных болезней" относительно предупреждения распространения коронавирусной болезни (COVID-19)".

Законом вносятся изменения и дополнения в Закон "О защите населения от инфекционных болезней", которыми:

- определено понятие "самоизоляция", "обсервация", "обсерватор":

самоизоляция - нахождение лица, в отношении которого есть обоснованные основания о риске инфицирования или распространении им инфекционной болезни, в определенном им месте (помещении) с целью соблюдения противоэпидемических мер на основе личного обязательства;

обсерватор - специализированное заведение, предназначенное для нахождения лиц, подлежащих обсервации, их обследования и осуществления медицинского надзора за ними;

обсервация - нахождение лица, во отношении которой есть риск распространения инфекционной болезни, в обсерваторе с целью его обследования и осуществления медицинского надзора за ним;

- установлено, что основания и порядок обязательной самоизоляции, обсервации и госпитализации определяются Кабинетом Министров в решении об установлении карантина;

- предусмотрены выдача и оплата больничных на период нахождения лиц в самоизоляции, обсервации, во временных заведениях здравоохранения (специализированных госпиталях);

- определены условия выезда граждан из зоны карантина.

Кроме того, Законом дано право органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в случае установления карантина на время его действия создавать в соответствии с нуждами временные заведения здравоохранения (специализированные госпитали) и обсерваторы с целью дополнительного обеспечения предоставления медицинской помощи населению. При создании таких специализированных госпиталей предусмотрена возможность использования помещений и имущества других заведений и учреждений. К временным заведениям здравоохранения (специализированным госпиталям) не будут применяться требования по получению лицензии.

К работе в таких заведениях могут привлекаться на условиях контракта все врачи, имеющие соответствующую квалификацию. При этом на срок действия контракта за таким медицинским работником сохраняются его основное место работы и должность, а оплата труда по основному месту работы осуществляется за фактически выполненную работу.

Предусмотренные Законом нормы ограничены во времени и будут действовать на период установления карантина (COVID-19) и в течение 30 дней со дня его отмены.

На данный период также разрешена обработка персональных данных без согласия лица, исключительно с целью осуществления противоэпидемических мероприятий. Это касается исключительно данных о лице, заболевшем COVID-19, сбор которых предусмотрен учетной формой № 058/о "Экстренное сообщение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, чрезвычайной реакции на прививку". В частности, речь идет о сведениях относительно состояния здоровья, места госпитализации, фамилии, имени, отчестве больного, даты его рождения, места жительства, работы/учебы. Предусмотрено, что в течение 30 дней после окончания периода установления карантина такие данные подлежат обезличению, а в случае невозможности уничтожению.

 Обязательная госпитализация лиц, пересекающих госграницу

КМУ утвердил Порядок проведения обязательной госпитализации лиц, осуществляющих пересечение государственной границы, в обсерваторы (изоляторы).

Соответствующие изменения в постановление № 211 были внесены постановлением № 262, которое вступило в силу 10 апреля 2020 г. Порядок определяет механизм организации работы мест обсервации (изоляции), их содержания и госпитализации в обсерваторы (изоляторы) лиц, пересекающих государственную границу.

Исключение составляют лица, являющиеся работниками дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств официальных международных миссий, организаций, аккредитованных в Украине, и члены их семей, водители и члены экипажа грузовых транспортных средств, члены экипажей воздушных и морских, речных судов, члены поездных и локомотивных бригад, если нет оснований считать, что они были в контакте с лицом, больным острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2.

Действие данного Порядка распространяется также на людей, въезжающих из временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, АР Крым и г. Севастополя через контрольные пункты въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее (кроме сотрудников Миссии Международного комитета Красного Креста, сотрудников аккредитованных в Украине дипломатических миссий, в частности тех, которые проводят мониторинг ситуации и доставку гуманитарной помощи населению, проживающему на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, АР Крым и г. Севастополя, если нет оснований считать, что они были в контакте с лицом, больным острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2).

Целью организации работы мест обсервации (изоляции) и госпитализации лиц в обсерваторы (изоляторы) определено предупреждение распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19.

Руководители областных, Киевской городской госадминистраций:

- определяют перечень специализированных заведений для организации обсервации (изоляции) и направляют его в штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации соответствующей административно-территориальной единицы;

- обеспечивают дежурство около пунктов пропуска через государственную границу бригад экстренной (скорой) медицинской помощи во время направления лиц на обсервацию (изоляцию);

- определяют объемы расходов, необходимых для обеспечения транспортировки людей в места обсервации (изоляции), и заключают соответствующие договоры с поставщиками услуг;

- обеспечивают организацию питания, которое осуществляется за счет средств людей, находящихся в обсерваторах (изоляторах);

- обеспечивают организацию медицинского (дистанционного) сопровождения лиц в местах обсервации (изоляции), предоставление им медицинской помощи и выдачи листков нетрудоспособности в случае необходимости.

МИД и Мининфраструктуры во время организации мероприятий по пересечению государственной границы заблаговременно (не меньше чем за 24 часа) ежедневно информируют руководителей областных, Киевской городской госадминистраций о прогнозируемом количестве людей, которые организованно будут пересекать государственную границу.

Руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации соответствующей административно-территориальной единицы своим решением определяет уполномоченных лиц, ответственных за организацию процесса госпитализации людей в обсерваторы (изоляторы) после того, как люди покинули территорию пункта пропуска через государственную границу.

МВД, Нацполиция, Нацгвардия обеспечивают:

охрану публичной безопасности и порядка во время направления на госпитализацию людей в обсерваторы (изоляторы) после того, как люди покинули территорию пункта пропуска через государственную границу;

сопровождение транспортных средств, а также аварийно-спасательной и другой специальной техники при транспортировке организованных групп людей (больше чем 40 человек) в обсерваторы (изоляторы);

охрану публичной безопасности и порядка по внешнему периметру территории объекта обсервации (изоляции).

Пребывание людей в обсерваторах (изоляторах), кроме питания, бесплатное.

Люди, находящиеся в обсерваторах (изоляторах), могут получать личные вещи, продукты питания (кроме алкогольных напитков и вещей, запрещенных к хранению) и обязаны придерживаться правил, установленных администрацией места обсервации (изоляции).

Транспортировка людей от места обсервации (изоляции) к месту проживания осуществляется за собственные средства людей.

Администрация места обсервации (изоляции) обеспечивает:

подготовку места обсервации (изоляции) к приему людей и созданию надлежащих условий их пребывания;

соблюдение требований инфекционного контроля, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты при обслуживании людей, находящихся на обсервации (изоляции).

 Рынки снова под запретом

Главный государственный санитарный врач Виктор Ляшко сообщил об отмене собственного постановления, которым при определенных условиях разрешалась работа рынков во время карантина.

Соответствующее постановление "О признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Украины от 30 марта 2020 №5" вступило в силу 14 апреля 2020 г.

Указанное постановление было принято с целью обеспечения доступности граждан к более дешевым продуктам, чем в магазинах.

Отмена постановления связана с многочисленными нарушениями санитарных условий и требований, обязательное соблюдение которых было основание для возобновления работы рынков.

 Что такое «общественное место»

Министерство здравоохранения разъяснило, что такое "общественное место", где необходимо носить маски или респираторы в соответствии с правительственным постановлением № 211 в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Общественное место - это часть (части) любого здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно, или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы.

Также это:

лифты и таксофоны;

помещения и территории заведений здравоохранения;

помещения и территории учебных заведений;

детские площадки; помещения и территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и заведений физической культуры и спорта;

подъезды жилых домов;

подземные переходы;

транспорт общего пользования, используемый для перевозки пассажиров;

помещения заведений ресторанного хозяйства;

помещения объектов культурного назначения;

помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;

стационарно оборудованные остановки маршрутных транспортных средств и т. п.

Опосредствованно общественные места также определяются в статье 178 КУоАП:

улицы,

закрытые спортивные сооружения

скверы, парки,

все виды общественного транспорта (включая транспорт международного сообщения).

Перечень общественных мест может быть расширен органами местной власти.

Потому Минздрав настойчиво рекомендует находиться на улице в маске, поскольку в любой момент можно оказаться на территории, подпадающей под определение "общественное место".

 Изменен порядок рассмотрения уголовных дел в период карантина

Изменения в уголовном процессуальном законодательстве на период действия карантина и изменения касательно усиления ответственности за действия, направленные на загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение или повреждение объектов растительного мира.

13 апреля 2020 г. Верховная Рада на внеочередном заседании приняла Закон «О внесении изменения в раздел XI «Переходные положения» Уголовного процессуального кодекса Украины относительно особенностей судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве и рассмотрения отдельных вопросов в ходе судебного производства на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID 19)». Этот Закон на период действия карантина устанавливает особенности рассмотрения следственными судьями отдельных вопросов в ходе судебного производства.

В первую очередь, Закон предоставил возможность проводить судебное заседание на досудебной и судебной стадии уголовного производства в режиме видеоконференции (в порядке ст. 135 УПК). Решение о проведении судебного заседания в режиме видеоконференции может быть принято следственным судьей, судом по собственной инициативе или по ходатайству стороны уголовного производства, исключая рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Однако следственный судья, суд не вправе принять решение о проведении судебного заседания по рассмотрению ходатайства о продлении срока содержания под стражей в режиме видеоконференции, в котором за пределами здания суда находится подозреваемый (обвиняемый), если последний против этого возражает.

Также принятый Закон определил порядок передачи ходатайства, которое должно рассматриваться следственным судьей, для рассмотрения в другой суд в случае невозможности определить следственного судьи в соответствующем суде (кроме Высшего антикоррупционного суда). После внесения мотивированного представления о передаче ходатайства, которое должно рассматриваться следственным судьей, для рассмотрения в другой суд, председателем соответствующего суда апелляционной инстанции безотлагательно, но не позднее 24 часов с момента поступления такого представления, рассматривается вопрос о передаче ходатайства на рассмотрение в другой суд, о чем выносится соответствующее постановление. Споры о подсудности между судами в данном случае не допускаются.

В случае невозможности в определенный Уголовным процессуальным кодексом срок судьей (коллегией судей) рассмотреть ходатайство об избрании или продлении меры пресечения в виде содержания под стражей, кроме ходатайства, поданного на рассмотрение в Высший антикоррупционный суд, оно может быть передано на рассмотрение другого судьи, определенного в порядке, установленном частью третьей статьи 35 УПК (с помощью автоматизированной системы документооборота суда) или рассмотрено председателем, а в его отсутствие другим судьей из состава коллегии судей, если дело рассматривается коллегиально, или может быть передано для рассмотрения в другой суд в пределах юрисдикции одного суда апелляционной инстанции или в суд в пределах юрисдикции различных апелляционных судов.

Также 13 апреля 2020 г. Верховной Радой был внесены изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которыми существенно повышена ответственность за действия, направленные на загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение или повреждение объектов растительного мира.

Так, в Уголовный кодекс были внесены изменения в следующих статьях:

• в статье 241 «Загрязнение атмосферного воздуха» усилили ответственность, а именно в части первой увеличили размер штрафа в 18 раз: с 100-200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 грн.) до 1800-3600 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 30600 до 61200 грн.)

• в статье 245 «Уничтожение или повреждение объектов растительного мира» усилили ответственность, а именно в части первой также увеличили размер штрафа в 18 раз: с 300-500 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5100 до 8500 грн.) до 5400-9000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 91800 до 153000 грн.).

В Кодекс об административных правонарушениях были внесены следующие изменения:

• в статье 77 за нарушение требований пожарной безопасности в лесах усилили ответственность, а именно: за нарушение правил пожарной безопасности в лесах - с 5 - 50 необлагаемых минимумов (85 - 850 грн.) до 90 - 900 необлагаемых минимумов (1530 - 15300 грн.); за уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара или распространение его на значительной площади, - с 15 - 60 необлагаемых минимумов до 270 - 1080 необлагаемых минимумов (4590 - 18360 грн.);

• в статье 77-1 за самовольное выжигание растительности или ее остатков также увеличили штрафы в 18 раз - до 360 - 720 необлагаемых минимумов (6120 - 12240 грн.)

 Перечень страховых случаев расширен

В соответствии с правительственным постановлением № 211 "О предупреждении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2" на всей территории Украины был введен карантин.

На период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения на территории Украины коронавирусной болезни, в соответствии с Законом "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространение коронавирусной болезни (COVID-19)", были внесены изменения в действующее законодательство по вопросам общеобязательного государственного социального страхования. Речь идет об изменениях в статью 22 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании", регламентирующую условия предоставления пособия по временной нетрудоспособности и длительность его выплаты.

С 18 марта 2020 года застрахованным лицам, то есть официально трудоустроенным лицам, находящимся в заведениях здравоохранения, а также на самоизоляции под медицинским присмотром в связи с проведением мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), а также локализацию и ликвидацию ее вспышек и эпидемий, предоставляется пособие по временной нетрудоспособности в форме материального обеспечения в размере 50 % средней зарплаты (дохода) независимо от страхового стажа.

В соответствии с действующим законодательством предоставление застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности финансируется Фондом социального страхования Украины, на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности, начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности.

Первые пять дней нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя.

 

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%