пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 20.09.2017

20 сентября 2017 года

Выпуск № 329

  Учетная ставка НБУ

Правление Национального банка Украины приняло решение от 14.09.17 № 593-рш «О размере учетной ставки», которым учетную ставку оставили неизменной на уровне 12,5 % годовых.

В НБУ пояснили, что проведение сдержанной монетарной политики обусловлено необходимостью вернуть инфляцию к целевой траектории. Возвращение в цикл смягчения монетарной политики будет происходить в случае устойчивого ослабления инфляционных рисков и улучшения ожиданий.

Следующее заседание Правления Национального банка Украины по вопросам монетарной политики состоится 26 октября 2017 года.

Учетная ставка - один из монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств.

 Обновлен Регламент работы системы электронных платежей

Нацбанк продлил на час продолжительность операционного дня системы электронных платежей.

Отныне центр обработки системы электронных платежей прекращает прием начальных платежей от участников в 19:00 (ранее крайним сроком было 18:00). С 19 до 20 часов Центр продолжает прием и обработку технологической информации от участников системы.

Это предусмотрено новым Технологическим регламентом работы системы электронных платежей Национального банка Украины, который утвержден решением НБУ от 11.09.2017 г. № 577-рш) – вступило в силу 11.09.17.

 НБУ расширил возможности банковского финансового мониторинга

Нацбанк разрешил банкам привлекать третьих лиц для идентификации и верификации клиентов - физических лиц в рамках финансового мониторинга. Такими банковскими агентами могут быть как юридические, так и физические лица, подтвердившие свою безупречную деловую репутацию.

При этом деятельность агентов будет осуществляться по четким правилам, определяющим порядок:

- хранения, передачи информации или документов, в том числе в случае досрочного прекращения договорных отношений;

- осуществления контроля соблюдения агентами процедур идентификации и верификации;

- организации обучения агентов.

Соответствующие изменения к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга предусмотрены постановлением НБУ от 12.09.2017 года № 90, которое вступило в силу 15.09.17.

 Новые лицензионные условия по обращению с отходами

Согласно Закону «Об отходах» их переработкой является осуществление любых технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному хранению, перевозке, утилизации или удалению. За лицензией для такой деятельности следует обращаться в НКРЭКУ - она будет выступать органом лицензирования в двух случаях:

- если лицензиат осуществляет (намеревается производить) такую деятельность для населенных пунктов с численностью населения свыше 100 тысяч человек;

- лицензиат осуществляет (или планирует это делать) переработку на объектах с мощностью свыше 50 тысяч тонн бытовых отходов в год.

Соответствующие Лицензионные условия утверждены постановлением НКРЭКУ от 25 мая 2017 года № 683, которое вступило в силу 15 сентября.

 О кредиторских требованиях к ликвидируемым банкам

Для всех банков, которые находятся в управлении ФГВФЛ и в отношении которых принято решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации, установлены новые правила составления и ведения реестра акцептированных требований кредиторов и удовлетворения требований кредиторов.

В частности, урегулированы процедуры определения суммы задолженности кредиторам, отнесения требований кредиторов к определенной очереди, отклонения требований кредиторов и ведения реестра акцептованных требований кредиторов.

Так, кредиторские требования предъявляются только в письменной форме путем:

- направления письменного заявления в Фонд или через отделения почтовой связи по адресу, указанному в объявлении об отзыве банковской лицензии, ликвидации банка;

- подачи письменного заявления непосредственно по местонахождению банка / обособленного подразделения банка (отделения, филиала, представительства).

Заявление кредиторами своих требований осуществляется в течение 30 дней со дня опубликования сведений об отзыве банковской лицензии, ликвидации банка.

Требования, поступившие по истечении установленного срока для предъявления кредиторских требований, считаются погашенными, кроме требований вкладчиков в пределах гарантированной Фондом суммы.

Любые споры относительно акцепта требований кредиторов, поступившие после установленного срока, подлежат разрешению в судебном порядке.

Определение суммы требований каждого кредитора проходит в следующем порядке:

- требования кредиторов, заявленные в иностранной валюте, включаются в реестр требований кредиторов в национальной валюте в сумме, определенной по официальному курсу, установленному НБУ на дату начала процедуры ликвидации;

- в случае если в поданном письменном заявлении кредитором не определен объем (сумма) кредиторских требований к банку, такой объем определяется ответственным структурным подразделением Фонда на основании остатков и первичных документов на счетах такого кредитора на дату начала процедуры ликвидации банка;

- в целях подтверждения объема (суммы) кредиторских требований также могут представляться копии договоров или копии первичных документов (подписанные сторонами акты выполненных работ, платежные поручения, кассовые документы и т. п.), которые являются основанием для подтверждения кредиторских требований;

- в случае если заявленные кредитором кредиторские требования не подтверждены фактическими данными, имеющимися в распоряжении банка, банк может дополнительно запросить у заявителя копии первичных документов, которые могут быть основанием для подтверждения кредиторских требований такого кредитора.

Отнесение требований кредиторов к определенной очереди осуществляется в следующем порядке:

- к первой очереди относятся обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан;

- ко второй очереди относятся денежные требования по заработной плате, возникшие из обязательств банка перед работниками до принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка;

- к третьей очереди относятся требования Фонда, возникшие в случаях, определенных Законом о системе гарантирования вкладов физических лиц, в том числе покрытие расходов Фонда, связанных с консолидированной продажей активов;

- к четвертой очереди относятся требования вкладчиков - физических лиц (в т. ч. физических лиц - предпринимателей), которые не являются связанными лицами банка;

- к пятой очереди относятся требования НБУ, возникшие в результате снижения стоимости залога, предоставленного для обеспечения кредитов рефинансирования;

- к шестой очереди относятся требования физических лиц (в т. ч. физических лиц - предпринимателей), которые не являются связанными лицами банка, платежи которых или платежи на имя которых заблокированы;

- к седьмой очереди относятся требования прочих вкладчиков, не являющихся связанными лицами банка, юридических лиц - клиентов банка, не являющихся связанными лицами банка;

- к восьмой очереди относятся любые другие требования кредиторов банка, кроме требований по субординированному долгу. Требования по обязательствам банка по уплате налогов и сборов, возникших до принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка;

- к девятой очереди относятся требования кредиторов банка (физических лиц, в т. ч. физических лиц - предпринимателей, а также юридических лиц), являющихся связанными лицами банка;

- к десятой очереди относятся требования по субординированному долгу.

Данный Порядок составления и ведения реестра акцептированных требований кредиторов и удовлетворения требований кредиторов ликвидируемых банков утвержден решением ФГВФЛ от 21 августа 2017 г. № 3711, которое вступило в силу 16 сентября.

 Требования к деятельности банков – управляющих ФФС

К деятельности банков, являющихся управляющими фондов финансирования строительства (ФФС) и осуществляющих операции по доверительному управлению, установлены специальные требования.

В частности, НБУ пересмотрел подход к определению специализированных банков доверительного управления. Банк приобретает статус специализированного банка, если объем операций по договорам доверительного управления составляет 50 и более процентов совокупных активов банка.

Также вводятся нормы, соблюдение которых усилит контроль банков-управляющих ФФС за целевым использованием средств таких фондов. Эти нормы устанавливают требования к внутренним процедурам банков.

Банк, являющийся управляющим ФФС, обязан иметь внутрибанковское положение, в котором будут указаны процедуры контроля за:

- наличием документов, необходимых для открытия финансирования объектов строительства;

- целевым использованием застройщиками средств ФФС;           

- соблюдением сроков и объемов выполнения строительных работ;

- соблюдением сметы (бюджета) финансирования объекта строительства;

- соответствием технических характеристик объекта строительства и объектов инвестирования;

- принятием застройщиком мер по устранению выявленных недостатков.

Внутрибанковское положение также должно содержать:

- форматы отчетов от застройщика, объем и уровень детализации которых обеспечит надлежащее выполнение банком-управителем ФФС обязанностей по контролю за целевым использованием застройщиками средств фондов;

- квалификационные требования к персоналу, который осуществляет контроль за целевым использованием застройщиками средств ФФС.

Новые требования также предусматривают проведение каждые полгода аудиторских проверок и представления в НБУ аудиторских заключений о целевом использовании средств ФФС. Соответствующие изменения предусмотрены постановлением НБУ от 18 сентября 2017 г. № 92 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине», которое вступит в силу 19 октября, кроме нормы об определении специализированных банков доверительного управления, которая вступает в силу с 1 октября 2018 года.

 Использованные источники:

www.rada.gov.ua

www.kmu.gov.ua

www.ligazakon.ua

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%