пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 22.01.2020

22 января 2020 года

Выпуск № 442

 Принят Закон о полном общем среднем образовании

16 января 2020 г. принят Закон "О полном общем среднем образовании".

Педагогическая интернатура, контракты для директоров и учителей на пенсии, ученическое самоуправление, возможности для создания настоящей старшей профильной школы, возможность для учеников выбирать свою образовательную траекторию, финансовая автономия школ, больше возможностей для профессионального роста и увеличения зарплат учителей - все это и другие новации предусматривает новый Закон.

Основные новеллы Закона для учеников

Закон гарантирует зачисление детей в начальную школу без каких-либо конкурсов, при этом заведение должно быть территориально доступным для детей независимо от их социального статуса или места рождения. Инклюзивность (то есть возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах по собственной образовательной траектории) также предусмотрена документом и гарантируется ученикам.

Дети на длительном стационарном лечении получат защищенное законом право получать образование в медзаведениях.

Построение индивидуальной образовательной траектории. Данный механизм дает возможность каждому ученику гибко и с учетом собственных потребностей и талантов строить свое обучение. Это важно прежде всего для детей с особыми образовательными потребностями и тех учеников, которые дополнительно углубленно учатся вне школы или стремятся учиться дома.

Для работы по индивидуальной траектории ученик и/или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Под это будут создавать индивидуальный учебный план, который будут писать вместе педагоги, родители и ученик, одобрять педсовет и утверждать директор.

Дальше для подтверждения знаний по предметам, получаемым вне заведения, проводится обычное годовое оценивание или ГИА.

Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (то есть 2 в год).

Дополнительные индивидуальные и/или групповые консультации для учеников. Закон впервые открывает возможность предоставления ученикам, нуждающимся в этом, индивидуальных и/или групповых консультаций на базе школы. Планируется, что такие консультации будут оплачиваться за счет государства.

Право на справедливое оценивание и требования к добропорядочности. Закон впервые на законодательном уровне устанавливает право учеников на справедливое, непредвзятое, объективное, независимое, недискриминационное и добропорядочное оценивание результатов обучения, независимо от вида и формы получения ими образования.

В то же время документ детализирует и дополняет положения Закона "Об образовании" и устанавливает конкретные виды ответственности за нарушение академической добропорядочности.

Выбор предметов учениками. Закон вводит право учеников выбирать курсы, учебные предметы (интегрированные курсы).

Три адаптационных цикла обучения - 1-2 класса, 5-6 классы и 10 класс. Эти периоды - наиболее уязвимые для детей в течение школьной жизни. Отныне это обязательно будет учитываться при планировании обучения в школах.

Больше прав для ученического самоуправления. Закон предусматривает:

- четкие полномочия ученического самоуправления;

- право руководителю ученического самоуправления на неотложный прием руководителем заведения образования;

- право учеников через своих представителей принимать участие в заседаниях педсовета по всем вопросам, касающимся организации и реализации образовательного процесса.

Реализация права каждого украинского ребенка на владение государственным языком. Закон предусматривает три модели изучения украинского языка в школах. Соответствующая статья документа была написана по результатам многочисленных консультаций с представителями национальных меньшинств и по результатам рекомендаций Венецианской комиссии.

Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое этот язык защищало бы и развивало. В первую очередь речь идет о крымских татарах.

Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (12) класс наряду с основательным изучением украинского языка.

Вторая модель - для школ с обучением на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и языковой среды проживания, использование данной модели может быть разное, но основы такие:

- на материнском языке, наряду с изучением государственного, они будут учиться в начальный школе;

- в 5 классе не менее 20 % годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе достичь отметки в не менее 40 % предметов, которые изучаются на государственном языке;

- со старшей школы не менее 60 % годового объема учебного времени в данных заведениях должно читаться на государственном языке.

Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых относится к одной с украинским языковой семье, а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык). Там начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, а с 5 класса не меньше 80 % учебного времени будет читаться на государственном языке.

Основные новеллы Закона для учителей

Реальная педагогическая автономия учителя в:

- создании программ;

- разработке собственной системы оценивания и поощрения ученика (с созданием шкалы перевода в 12-бальную шкалу);

- повышении квалификации по собственному выбору и за средства государства.

Большие возможности для роста зарплаты учителя. Документ предусматривает больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20 % от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Педагоги смогут получать дополнительные доплаты, которые благодаря закону будет иметь возможность устанавливать учредитель заведения.

Педагогическая интернатура для молодого учителя. Первый год работы молодой учитель будет проходить педагогическую интернатуру. В ее пределах он или она получит наставника, который будет обязан предоставлять консультации молодому специалисту и помогать ему стать успешным учителем. Наставник будет получать дополнительную 20 % надбавку.

Больше возможностей для педагогического роста учителей. Новый Закон устанавливает государственные гарантии на повышение квалификации учителя и предусматривает его софинансирование из государственного и местных бюджетов, возможность повышать квалификацию у негосударственных провайдеров, создание новых центров профессионального развития педагогических работников.

Документ также определяет категории педагогических работников, имеющих право на прохождение сертификации, и права и обязанности, которые получают учителя в случае ее успешного прохождения.

Основные новеллы Закона для родителей

Более безопасная среда для детей. Закон дает возможность родителям сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями во время обучения, а также предоставляет гарантии защите учеников от буллинга. Документ предусматривает обязательное обучение учителей основам домедицинской помощи и закрывает доступ в заведение лицам, совершившим преступление против половой свободы или половой неприкосновенности ребенка.

Право инициировать проведение внепланового институционального аудита заведения образования. Идеология такой проверки изменена - она направлена прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над "і" и помочь найти оптимальный выход из ситуации.

Основные новеллы Закона для образовательных управленцев

Закон открывает возможность стать учителем человеку с любым, а не только педагогическим, высшим образованием. Также документом предусматривается, что обязательный перевод учителей-пенсионеров на срочные контракты должен произойти до 1 июля 2020 года.

Согласно Закону "Об образовании" директор может занимать свою должность не больше 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении. Закон устанавливает, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль во время выборов, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Также обязательной является видеотрансляция и видеофиксация отбора. В пределах конкурса директор обязательно должен будет представить стратегический план развития заведения.

При этом до 1 июля 2020 года директора школ, находящиеся на бессрочных трудовых соглашениях, будут в обязательном порядке переведены на срочные трудовые соглашения на 6 лет (на 1 год - для директоров, получающих пенсию по возрасту) с последующей возможностью участвовать в конкурсе.

 Реформы высшего образования

В Украине урегулирована процедура лицензирования образовательной деятельности, поступления на обучение для получения высшего образования, отдельные вопросы, касающиеся обеспечения качества высшего образования, требования к руководителю заведения, Национальной рамки квалификаций.

Соответствующий Закон относительно усовершенствования образовательной деятельности в сфере высшего образования вступил в силу 16 января 2020 г. Закон был опубликован в газете "Голос України" 15 января.

Основные новеллы Закона:

Процедура лицензирования. Лицензирование заведений высшего образования должно проходить онлайн. Лицензирование для почти 100 профессий отменяется, зато вводится лицензирование так называемых "регулируемых" профессий. В частности:

- предусмотрено содержание лицензионных условий, детализирована процедура выдачи лицензии и полномочия МОН;

- предусмотрено, что в сфере высшего образования лицензированию подлежат:

1) образовательная деятельность заведения высшего образования на определенном уровне высшего образования;

2) образовательная деятельность по образовательным программам, предусматривающим присвоение профессиональной квалификации по профессиям, для которых введено дополнительное регулирование;

- предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензии, ее переоформления, сужения осуществления образовательной деятельности.

Установлено, что прием на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по результатам вступительных экзаменов и на основании академических прав на продолжение обучение, которые предоставляются документом о полученном уровне образования в стране его происхождения, и учета баллов успешности, которые дают право для продолжения обучения на следующем уровне высшего образования в соответствии с законодательством страны, выдавшей документ о полученном уровне образования.

Поступление на обучение для получения высшего образования. Урегулированы вопросы, связанные с поступлением на обучение в заведения высшего образования, которые направлены на повышение уровня сознательного выбора заведений и специальностей поступающими, расширением доступа к высшему образованию для жителей временно оккупированной территории, внедрением мотивационного листа при поступлении (за который будут давать баллы), учет достижений на международных олимпиадах, увеличение удельного веса творческих конкурсов в конкурсных баллах, установление обязательности единого вступительного экзамена по иностранному языку. В частности:

- унормирован вопрос доступа к высшему образованию и заключению договора об обучении между заведением высшего образования и поступающим;

- предусмотрено применение технологий ВНО для измерения результатов обучения, полученных на основе профильного среднего образования и профессионального предвысшего образования (образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста), на первом (бакалаврском) уровне (образовательно-квалификационном уровне специалиста) и их использование наряду с другими результатами, определенными условиями приема в заведения высшего образования, для приема в заведениям высшего образования, а также для аттестации получателей высшего образования;

- предусмотрено применение единого государственного квалификационного экзамена для аттестации лиц, получающих степень на бакалаврском и магистерском уровнях высшего образования.

Решение о присуждении степени высшего образования и присвоения соответствующей квалификации отменяется заведением высшего образования в случае выявления фактов нарушения получателем высшего образования академической добропорядочности, в частности, наличия в квалификационной работе академического плагиата, фабрикации, фальсификации, в порядке, установленном Кабмином.

Междисциплинарность. Создание условий для развития междисциплинарных образовательных программ, образовательных программ общего и двойного диплома.

Основные элементы организации образовательного процесса и Национальной рамки квалификаций, в частности:

- определение уровней высшего образования согласовано с Национальной рамкой квалификаций;

- уточнено определение образовательных степеней;

- учтены особенности профессий, для доступа к которым введено дополнительное регулирование;

- предусмотрена норма о связи перечня областей знаний и специальностей с Международной стандартной классификацией образования;

- обновлены нормы, касающиеся стандартов высшего образования, дополнено нормой относительно стандартов высшего образования специальностей, необходимых для доступа к профессиям, для которых введено дополнительное регулирование;

- формы получения высшего образования приведены в соответствие с Законом "Об образовании", дано определение каждой формы.

Другие вопросы:

- язык обучения: человек имеет право получать высшее образование в разных формах или сочетать их. Основными формами получения высшего образования являются: институциональная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая); дуальная. Дуальная форма получения высшего образования - это способ получения образования получателями дневной формы, предусматривающая обучение на рабочем месте на предприятиях, в учреждениях и организациях для получения определенной квалификации объемом от 25 до 60 % общего объема образовательной программы на основе договора. Обучение на рабочем месте предусматривает выполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовым договором;

- отказ от диплома государственного образца . Университетам предложено выдавать дипломы по собственному образцу, утвержденному ученым советом;

- приведение законодательства в соответствие с положениями европейских стандартов и рекомендациями по обеспечению качества высшего образования (ESG), Международной стандартной классификацией образования и Справочником Европейской кредитно-трансферной системы, приведение Национальной рамки квалификаций к Европейской рамке квалификаций;

- законодательно определены принципы студентоориентированного обучения в заведениях высшего образования;

- предоставление статусу национального свойственной ему роли, установление критериальной рамки для предоставления заведению высшего образования статуса исследовательского, определение особенностей его функционирования и управления, передача значительной части полномочий национального и исследовательского университетов для всех заведений высшего образования;

- укреплен статус исследовательского университета и усилены требования для его предоставления. Статус исследовательского университета будут предоставлять заведению высшего образования сроком на пять лет;

- уже с 2020 года контракты с выбранными на конкурсах ректорами будут подписываться с четкими KPI и сроками их выполнения (разъяснение МОН).

 Вступил в силу Антирейдерский закон

16 января 2019 года вступил в силу Закон относительно противодействия рейдерству.

Земельный участок прекращает существование как объект гражданских прав, а его государственная регистрация отменяется в случае:

- разделения или объединения земельных участков;

- отмены государственной регистрации земельного участка на основании судебного решения в результате признания незаконной такой государственной регистрации;

- если вещное право на земельный участок, зарегистрированный в Государственном земельном кадастре в соответствии с Законом "О Государственном земельном кадастре" не был зарегистрирован на протяжении года по вине заявителя.

Принятие судом решения об отмене государственной регистрации земельного участка допускается исключительно с одновременным прекращением таким решением всех вещных прав, их обременений, зарегистрированных относительно такого земельного участка (при наличии таких прав, обременений).

Владелец недвижимого имущества имеет право установить (отменить) требование нотариального удостоверения договора (внесение изменений в договор) предметом которого является такое имущество или его часть, кроме случаев, если в соответствии с законом такой договор подлежит нотариальному удостоверению. Установление (отмена) требования является односторонней сделкой, которая подлежит нотариальному удостоверению. Такое требование является обременением вещных прав на недвижимое имущество и подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом.

Возобновление договора аренды земли, договора об установлении земельного сервитута, договоров о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных потребностей или для застройки.

Договором аренды земли, договором об установлении земельного сервитута, договорами о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных потребностей или для застройки может устанавливаться условие относительно возобновления таких договоров.

Если договор содержит условие о его возобновлении после окончания срока, на который он заключен, договор возобновляется на такой же срок и на таких же условиях. Возобновлением договора считается возобновление договора без совершения сторонами договора письменной сделки о его возобновлении в случае отсутствия заявления одной из сторон об исключении из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество сведений о возобновлении договора. Совершение иных действий сторонами договора для его возобновления не требуется.

Сторона договора, желающая воспользоваться правом отказа от возобновления договора не позже чем за месяц до даты окончания действия такого договора, подает в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество заявление об исключении из этого реестра сведений о возобновлении договора.

В случае отсутствия заявления об исключении из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество сведений о возобновлении договора до даты окончания действия такого договора после наступления соответствующей даты окончания действия договора государственная регистрация вещественного права продляется на тот же срок.

Владельцам и пользователям земельных участков больше не надо будет получать бумажные извлечения о земельных участках из кадастра. Госрегистраторы должны будут при осуществлении регистрационных действий самостоятельно формировать такие извлечения в электронной форме.

 Новая цена потребительского кредита

НБУ изменил подход, по которому банки будут рассчитывать стоимость потребительского кредита. Это сделано в связи с введением в действие с 19 января 2020 года (за исключением некоторых положений) Закона № 122-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей финансовых услуг".

Отныне в стоимость потребительского кредита в зависимости от его вида и при наличии дополнительных и сопутствующих услуг третьих лиц банки будут включать стоимость страховых и налоговых платежей, сборов на обязательное государственное пенсионное страхование, стоимость услуг нотариусов, платежи за услуги госрегистраторов, оценщиков и т. п.

Это закреплено в постановлении Правления НБУ № 8 от 16 января, которое вступило в силу с 19 января 2020 года. Постановлением обновлены Правила расчета банками Украины общей стоимости кредита для потребителя и реальной годовой процентной ставки по договору о потребительском кредите.

Банки будут обязаны раскрывать полную стоимость потребительского кредита, чтобы потребители финансовых услуг понимали все свои расходы на получение и обслуживание таких кредитов.

Ранее НБУ распространил требования по защите прав потребителей финуслуг на кредитных посредников банков. Об этом идет речь в постановлении Правления НБУ № 6.

Также НБУ установил новые требования, в соответствии с которыми банки должны раскрывать полную информацию о своих услугах (в частности и стоимость) на своих веб-сайтах и в рекламе.

Обратите внимание, что потребитель не защищен, если ознакомился с условиями кредита.

 Что инспекция труда проверять не имеет права

В Минэкономики разъяснили положения обновленного Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде.

С 31 декабря 2019 года инспекторы труда будут проверять соблюдение требований законодательства о труде (кроме вопросов незадекларированного труда) в соответствии с требованиями Закона "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Соответственно, указывают в министерстве, это существенно уменьшает количество оснований для проведения проверок, возможности для злоупотреблений со стороны инспекторов и расширяет права предпринимателей.

Согласно Порядку все мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере соблюдения законодательства о труде (кроме тех, предметом изучения которых является выявление незадекларированного труда) должны осуществляться в соответствии с требованиями вышеупомянутого Закона.

Инспекторы труда будут проводить плановые и внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) по всем вопросам соблюдения законодательства о труде, кроме вопросов выявления неоформленных работников, с учетом всех требований относительно планирования таких мероприятий, сообщения субъектов хозяйствования об их проведении, предусмотренных законом оснований их инициирования и проведения, использования исключительно унифицированных форм актов и т. п.

Проверки по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений будут проходить в форме инспекционных посещений, являющихся внеплановыми мероприятиями государственного надзора (контроля) и в соответствии с Законом в данной и других сферах осуществлявшихся и осуществляемых без заблаговременного предупреждения.

В Порядке исключена такая форма контроля, как невыездная инспекция, и возможность продлевать сроки проведения посещений по решению инспектора.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

www.bank.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%