пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 25.07.2018

25 июля 2018 года

Выпуск № 372

 Упрощено оформление трудоустройства иностранцев в Украине

Иностранцам после получения разрешения на трудоустройство не нужно будет выезжать за границу и снова возвращаться в Украину.

Соответствующее решение принято на заседании Правительства 18 июля.

Сейчас для получения вида на жительство сотрудники Государственной миграционной службы требуют от иностранцев выехать и вернуться в Украину. При этом такой выезд/въезд может быть осуществлено через территорию любой страны и не предусматривает получения никаких дополнительных документов.

Принятое Кабмином решение предусматривает отмену возможности отказа в оформлении вида на жительство на основании того, что дата въезда в Украину предшествует дате получения разрешения на трудоустройство.

Также отменяется норма о запрете на внесение записей и хранение трудовых книжек своих работников иностранными юридическими лицами на территории Украины.

В Правительстве отмечают, что это уменьшит чрезмерное регуляторное давление на бизнес, связанное с необходимостью тратить время и средства на внесение отметок в трудовые книжки Генеральной дирекцией по обслуживанию иностранных представительств.

 Позиция ВСУ по поводу начисления пени за неуплату алиментов

Большая Палата Верховного Суда вывела новый порядок исчисления пени за просрочку уплаты алиментов. Заключение о применении норм права содержится в постановлении по делу № 572/1762/15-ц, вынесенном 25 апреля.

Напомним, Кассационный гражданский суд Верховного Суда отступил от заключений Верховного Суда Украины касаемо способа исчисления пени за просрочку алиментов, изложенных в постановлениях по делам № 6-94цс15, № 6-300цс16, № 6-1554цс16 и передал дело на рассмотрение Большой Палаты еще в январе.

Большая Палата вывела формулу расчета общей суммы пени за неуплату или несвоевременную уплату алиментов.

Разъяснено, что пеня за задолженность по уплате алиментов начисляется на всю сумму неуплаченных алиментов за каждый день просрочки, а ее начисление не ограничивается только тем месяцем, в котором не проводилось взыскание.

Правило о взыскании неустойки (пени) в размере одного процента от суммы неуплаченных алиментов за каждый день просрочки означает, что при исчислении общей суммы пени за просрочку уплаты алиментов учитывается сумма неуплаченных алиментов и количество дней просрочки. Поскольку алименты начисляются ежемесячно, срок выполнения этой обязанности будет разным, следовательно и количество дней просрочки также будет разным в зависимости от количества дней в месяце. То есть, пеня за просрочку уплаты алиментов должна начисляться на всю сумму неуплаченных алиментов за каждый день просрочки ее уплаты, а ее начисление не ограничивается только тем месяцем, в котором не проводилось взыскание.

 Правила размещения телекоммуникационных сетей в домах

Утверждены единые правила размещения домовых телекоммуникационных сетей и доступа провайдеров к инфраструктуре домов.

Соответствующие постановление «Об утверждении Правил предоставления доступа к инфраструктуре домовой распределительной сети» принято на заседании Правительства 18 июля.

Документом имплементируется Директива 2002/19/ЕС о доступе к электронным коммуникационным сетям и связанного оснащение.

В частности, определяется порядок обращения заказчика к владельцу инфраструктуры о доступе к инфраструктуре домовой распределительной сети, срок разработки и выдачи технических условий по доступу, порядок разработки и согласования проектной документации, сроки заключения договора и условия его расторжения, порядок и условия прекращения пользования элементами инфраструктуры, демонтажа технических средств телекоммуникаций и т.д.

 Новая позиция ВСУ по поводу исполнения решений в иностранной валюте

Большая Палата Верховного Суда при рассмотрении дела № 761/12665/14-ц (производство № 14-134цс18) сформировала правовую позицию касаемо взыскания средств в иностранной валюте.

В постановлении от 4 июля ВС напомнил, что особенности обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте и исполнения решений при исчислении долга в иностранной валюте определены в статье 53 Закона «Об исполнительном производстве».

Согласно части третьей указанной статьи в случае вычисления суммы долга в иностранной валюте государственный исполнитель в результате обнаружения у должника средств в соответствующей валюте взимает эти средства на валютный счет органа государственной исполнительной службы для их дальнейшего перечисления взыскателю. В случае выявления средств в гривне или другой валюте госисполнитель по правилам, установленным частями первой и второй настоящей статьи, дает поручения о покупке соответствующей валюты и перечислении ее на валютный счет органа ГИС.

В случае указания в судебном решении о взыскании средств в иностранной валюте с определением эквивалента такой суммы в гривне взыскателю должна быть перечислена указанная в резолютивной части судебного решения сумма в иностранной валюте, а не ее эквивалент в гривне.

Перечисление взыскателю суммы в национальной валюте Украины или другой валюте, чем валюта, указанная в резолютивной части судебного решения, нельзя считать надлежащим исполнением судебного решения.

 Еще один новый ДБН

На лестнице подземных переходов будут проектировать разделительные поручни для пешеходов.

Соответствующая норма содержится в новом ДБН В.2.3-5:2018 «Улицы и дороги населенных пунктов» и вступает в силу с 1 сентября 2018 года. Документ обязателен к исполнению при проектировании новых и реконструкции существующих улиц и дорог.

Ожидается, что такая норма позволит упорядочить потоки людей на вход и выход и повысит безопасность и удобство движения пешеходов.

Напомним, на пешеходных тротуарах не будут проектировать люки и ливнестоки, а также размещать киоски и рекламные конструкции.

Согласно этому ДБН пешеходные зоны будут проектироваться с учетом потребностей людей с инвалидностью. Также Минрегион сообщил о введении обязательного проектирования велосипедных дорожек, уменьшения ширины полос движения на дорогах, а также об отмене обязательного проектирования мусоропроводов и порогов в многоэтажных жилых домах, запрете организации парковок для автомобилей внутри новых жилых кварталов, разрешении размещать подземные паркинги под заведениями питания, спорта, культуры и здравоохранения, введении пределов максимального распространения завалов, пределов минимальной и максимальной плотности населения в застройке, высоты жилой застройки, а также утвердил четыре новых ДБН: касаемо учреждений дошкольного образования, учебных заведений, улиц и дорог, планировки и застройки территорий. Также запланировано разрешить остекление балконов и лоджий выше третьего этажа при проектировании новых и реконструкции существующих жилых домов. Кроме того, изменится назначение придомовых территорий.

 Он-лайн подача документов о начале строительства полностью автоматизирована

19 июля Государственная архитектурно-строительная инспекция совместно с Госагентством по вопросам электронного управления представили обновленную электронную админуслугу по уведомлению о начале строительных работ.

Е-услуга теперь полностью автоматизирована. Подать уведомление для внесения данных в Реестр разрешительных документов можно без участия чиновников. Ранее такие уведомления подлежали предварительному рассмотрению сотрудниками соответствующих органов, а теперь все данные из уведомления будут сразу попадать в реестр.

Также налажено электронное взаимодействие с Государственным реестром прав на недвижимое имущество. Теперь, заполняя соответствующую электронную форму, не будет необходимости вносить все данные о своем земельном участке самостоятельно. Если указать только кадастровый номер и нажать «Запросить данные», вся необходимая информация отобразится в электронной форме сообщения автоматически.

Ожидается, что это упрощение минимизирует возможность допустить ошибку при заполнении электронной формы.

Обновленная е-услуга касается строительства, осуществляемого на основании строительного паспорта. К нему относится возведение индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых и дачных домов высотой не более двух этажей (площадью - не более 300 м2), хозяйственных зданий и сооружений, в частности, гаражей, расположенных на приусадебных, дачных и садовых земельных участках.

 И снова о разрешительных процедурах

Правительство продолжает работу по отмене и пересмотру в части соответствия законодательству нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные виды хоздеятельности (природоохранная сфера, градостроительное законодательство, посредничество в трудоустройстве, туристические услуги, космическая деятельность и ряд других сфер), с целью устранения лишних административных барьеров и процедур.

Кабмин проработал очередной перечень таких актов и на заседании 18 июля 2018 года распоряжением № 505-рчасть отменил, а часть рекомендовал к пересмотру ведомствами.

Распоряжение позволит привести регуляторное поле (в части подзаконных нормативно-правовых актов) в соответствие с требованиями законов Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», «О Перечне документов разрешительного характера в сфере разрешительной деятельности»,  «О туризме».

Министерствам и ведомствам в течение шести месяцев со дня опубликования распоряжения № 505-р предписано подать на утверждение Правительству порядки проведения разрешительных (согласительных) процедур, переоформления и аннулирования разрешительных документов.

 Подписан Закон об авторском и смежных правах

Определены правовые и организационные основы коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав.

Соответствующий Закон № 2415-VIII «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав» опубликован в газете «Голос України» 21 июля и вступил в силу 22 июля 2018 года.

Данный Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и применяется к правоотношениям, возникшим после вступления им в силу, а в части функционирования электронной системы регистрации и учета в сфере авторских и смежных прав с 1 июля 2019 года.

Установлено, что свидетельства об учете организаций коллективного управления, об определении организаций коллективного управления уполномоченными, об уполномачивании организаций коллективного управления, выданные до 22 июля 2018 года, утрачивают силу 22 апреля 2019 года, а в сферах, в отношении которых Закон предусматривает осуществление расширенного и обязательного коллективного управления, - с объявленной Госслужбой интеллектуальной собственности даты окончания приема заявлений на участие в конкурсе на аккредитацию в соответствующей сфере.

Госслужба интеллектуальной собственности 22 октября 2018 года начинает прием заявлений от заинтересованных юрлиц о регистрации организаций коллективного управления.

Через пять или четырнадцать месяцев со дня вступления в силу данного Закона в зависимости от функционального предназначения указанных организаций Госслужба интеллектуальной собственности объявляет конкурсы на определение таких аккредитованных организаций коллективного управления в соответствующих сферах. Прием соответствующих заявлений от организаций коллективного управления начинается в тот же срок, о чем размещается объявление на официальном веб-сайте.

Госслужба интеллектуальной собственности в течение четырнадцати месяцев со дня вступления в силу данного Закона обязана принять меры для приведения коллективного управления имущественными авторскими правами, осуществляемого Государственной организацией «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (далее - ДО УААСП), в соответствие с требованиями данного Закона.

После аккредитации организаций коллективного управления Госслужба интеллектуальной собственности осуществляет ликвидацию ДО УААСП в установленном законодательством порядке.

Документом предоставлены соответствующие полномочия организациям коллективного управления и определен механизм предоставления услуг правообладателям по сбору роялти на договорных началах.

Также определена процедура аккредитации организаций коллективного управления. Аккредитованная организация коллективного управления будет определяться на открытом конкурсе. Срок аккредитации составит три года.

Кроме того, установлен государственный надзор за деятельностью организаций коллективного управления и посредничества в переговорах и при разрешении конфликтов.

Напомним, народные депутаты направили на доработку законопроект № 7539, который призван адаптировать отечественное законодательство к нормам законодательства Европейского Союза по охране и защите авторского права и смежных прав.

 

Подписан Закон об охране культурного наследия

20 июля 2018 года Президент подписал Закон № 2457-VIII относительно сохранения памятников культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В Закон «Об охране культурного наследия» включены понятия «объект всемирного наследия», «выдающаяся универсальная ценность», «буферная зона». Также предусматривается создание для каждого объекта, внесенного в Список всемирного наследия, индивидуального органа управления и определяется его компетенция как органа охраны культурного наследия. Одной из основных задач такого органа является разработка плана управления объектом и реализация мероприятий, предусмотренных им. Орган управления также наделяется полномочиями по согласованию работ на объекте всемирного наследия, его территории и буферной зоне.
Для осуществления надзора за состоянием сохранности объекта предполагается создание наблюдательных советов, в состав которых предлагается включить, в частности, ведущих ученых и специалистов в сфере сохранения культурного наследия.
Одним из основных является положение о порядке согласования строительства. Предполагается, что о намерениях начать в пределах объектов всемирного наследия новое строительство орган управления объектом сообщает в Комитет всемирного наследия. Рекомендации Комитета являются обязательными к исполнению решений при проведении таких работ.

 Система МВД «Гарпун»

МВД намерен сформировать и обеспечить ведение информационной подсистемы (далее - ИП) «Гарпун» информационно-телекоммуникационной системы «Информационный портал Национальной полиции Украины» для оперативного реагирования и принятия решений о розыске ТС и номерных знаков в рамках уголовного, исполнительного производств, производств по делам об админправонарушениях, ОРД, а также по определению следственного судьи, суда.

Соответствующий приказ № 497 был принят 13 июня 2018 года.

ИП «Гарпун» создана для:

- объединения информации о розыске ТС и номерных знаков в едином информационном пространстве с использованием современных информационных технологий, компьютерного и телекоммуникационного оборудования;

- обеспечения оперативного реагирования должностными лицами органов полиции о розыске ТС и номерных знаков;

- мониторинга временных потоков данных о номерных знаках, поступающих из систем видеофиксации, на предмет их розыска, одновременного нахождения на разных ТС (номерные знаки - двойники), использования номерных знаков, которые по данным ЕГР МВД уничтожены;

- взаимодействия с государственными и частными исполнителями в ходе розыска ТС должника в исполнительном производстве.

Учет объектов ведется по следующим категориям:

ориентировка о незаконном завладении ТС;

ориентировка об оставлении ТС места ДТП;

ориентировка об оставлении ТС места совершения другого правонарушения;

ориентировка оперативная о ТС;

эвакуированные ТС;

розыск ТС в связи с незаконным завладением;

розыск ТС, покинувшего место ДТП;

розыск ТС по другим уголовным правонарушениям;

розыск ТС должника государственным исполнителем;

розыск ТС должника частным исполнителем;

розыск похищенного номерного знака;

розыск утраченного номерного знака;

уничтоженные номерные знаки.

Установлено, что ориентировка - доведение до личного состава органов полиции информации о возможной причастности водителя или пассажиров ТС к совершению ДТП, уголовного или админправонарушения или информации, свидетельствующей о том, что ТС или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или админправонарушения.

Для аналитической обработки используется фото- и видеоинформация, полученная с технических средств и технических приборов, имеющих функции фото- и видеофиксации (записи), закрепленных полицией на служебных ТС, монтированных/размещенных по внешнему периметру дорог и зданий, а также информация, полученная с автоматической фото- и видеотехники, находящейся в чужом владении.

Упрощена процедура иностранного инвестирования в Украину

Упрощена процедура иностранного инвестирования в Украину путем введения правового режима учета права собственности на ценные бумаги клиентов глобальных хранителей или других финансовых посредников.

Украинским депозитарным учреждениям предоставлена возможность открывать счета в ценных бумагах номинального держателя для иностранных депозитарных учреждений.

Соответствующий Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия привлечению иностранных инвестиций» № 2418-VIIIПрезидент подписал 20 июля 2018 года.

Так, в Закон «О депозитарной системе Украины» введено понятие «номинальный держатель» - иностранная кредитная организация, зарегистрированная в государстве - члене Евросоюза или являющаяся членом Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) или Комитета экспертов Совета Европы по вопросам взаимной оценки мер борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма (MONEYVAL), которая соответствует установленным НКЦБФР требованиям, и в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано финансовое учреждение, имеет право предоставлять своим клиентам услуги по учету ценных бумаг и регистрации перехода права собственности на ценные бумаги, в том числе в других государствах на основании соответствующих договоров с иностранными финансовыми учреждениями.

Установлено, что счет в ценных бумагах номинального держателя открывается депозитарным учреждением иностранному финансовому учреждению на основании договора о предоставлении услуг по обслуживанию счета в ценных бумагах номинального держателя. Счет не может быть открыт иностранному финучреждению с высоким уровнем риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма.

На счете депозитарное учреждение в порядке, установленном Комиссией, ведет учет ценных бумаг, прав на ценные бумаги, принадлежащие клиентам номинального держателя, а также клиентам клиента номинального держателя. На ценные бумаги, права на которые учитываются на счете номинального держателя, не может быть обращено взыскание по обязательствам номинального держателя.

Иностранное финансовое учреждение может открыть в депозитарном учреждении несколько счетов в ценных бумагах номинального держателя для депозитарного учета ценных бумаг своих клиентов.

Номинальный держатель раскрывает информацию о владельцах и принадлежащих им ценных бумагах, операциях с ними в случаях, установленных законом. Депозитарное учреждение обязано уведомлять Комиссию о выявленных фактах нарушения требований о раскрытии информации.

В случае нераскрытия номинальным держателем информации Комиссия вправе запретить или ограничить на срок до устранения указанного нарушения проведение всех или отдельных депозитарных операций на счете.

Количество прав на ценные бумаги на счете в ценных бумагах номинального держателя должно быть целым числом и не может быть отрицательным.

 Реестры объединяются

Народные депутаты предлагают создать единую интероперабельную систему публичных электронных реестров. С этой целью в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 8602 «О публичных электронных реестрах».

Согласно законопроекту систему публичных электронных реестров составляют:

- базовые государственные реестры (Единый государственный демографический реестр, Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, Государственный земельный кадастр);

- другие государственные реестры (содержат информацию о движимом имуществе; об имущественных и неимущественных правах, их ограничениях и обременениях; нормативно-правовые акты, нормативные акты и документы технического характера, судебные решения, исполнительные документы, доверенности и т. д.);

- коммунальные реестры;

- реестры саморегулируемых организаций;

- Реестр реестров - государственная информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для регистрации и учета реестров, государственных и других обязательных для использования классификаторов, а также информационных систем, обеспечивающих их функционирование и использующих информацию из них.

Предусмотрено, что реестры обмениваются данными в режиме «электронный запрос - электронный ответ». Предусмотрен взаимный поиск и просмотр имеющихся данных, формирование общих массивов данных, документов и форм, автоматическое протоколирование всех шагов и операций с помощью Системы электронного взаимодействия.

Плата за услуги реестров, связанных с предоставления административных услуг, взимается в виде административного сбора. В таких случаях законами, по которым созданы реестры, устанавливаются:

- случаи взимания административного сбора за предоставление услуг реестров и их бесплатного предоставления;

- дифференцированные по способу и срокам размеры административного сбора за предоставление услуг;

- случаи освобождения от уплаты административного сбора;

- случаи возвращения административного сбора.

Плата за услуги других реестров взимается на основании договоров держателей и / или субъектов ведения реестров с соответствующими пользователями (в том числе, с посредниками) в случаях, формах и размере определенных в соответствии с законом, по которому созданы реестры.

Предполагается, что в случае принятия Закон вступит в силу с 1 января 2021 года. Процедура объединения реестров разбита на 2 этапа: до 1 июля 2019 года и до 1 января 2020 года.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.rada.gov.ua

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%