пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 29.08.2018

29 августа 2018 года

Выпуск № 377

  Еще раз о платежных картах

Национальный банк Украины повышает прозрачность информации относительно тенденций на платежном рынке - отныне ежеквартально центральный банк будет обнародовать расширенный перечень статистических данных, характеризующих рынок платежных карт в Украине. Об этом идет речь в решении Правления Нацбанка от 19.08.18 № 526-рш. Показатели рынка платежных карт будут публиковаться в расширенном формате и дополнительно содержать данные в разрезе:

- платежных систем (MasterCard, Visa, НПС «ПРОСТІР», другие);

- признаки клиента (юридические и физические лица);

- места осуществления операции (в собственной сети банка, в сети других банков-резидентов, банков-нерезидентов).

Также будут публиковаться данные о количестве платежных терминалов с возможностью бесконтактной оплаты и магазинов электронной коммерции.

Расширение спектра публично доступных данных даст возможность проводить более детальный анализ платежного рынка, тенденций его развития, а также повысит прозрачность деятельности участников рынка.

Показатели рынка платежных карт в первом полугодии этого года демонстрировали стабильный рост количества и объемов безналичных расчетов с использованием платежных карт украинских банков.

Вместе с этим НБУ наблюдает тенденцию по увеличению количества бесконтактных платежных карт.

Инфраструктура для осуществления безналичных операций также стабильно расширяется.

По данным НБУ, значения показателей украинского рынка платежных карточек в разрезе регионов и банков остаются традиционными:

- в региональном разрезе по количеству платежных карт и платежных устройств для их обслуживания доминируют г. Киев, Днепропетровская и Харьковская области;

- самыми крупными банками-еквайрами и эмитентами платежных карт остались: АО КБ «ПРИВАТБАНК», АО «ОЩАДБАНК» и АО «РАЙФФАЙЗЕН БАНК АВАЛЬ».

 Еще об алиментах

Изменения внесены в Инструкцию по организации принудительного исполнения решений приказом Министерства юстиции Украины от 02.08.18 № 2522/5 в части защиты прав детей на надлежащее содержание.

Уточняется, что открывая исполнительное производство госисполнитель сообщает взыскателю о праве предоставить подтверждающий документ, если алименты взыскиваются на содержание ребенка с инвалидностью, ребенка, болеющего тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, тяжелыми врожденными пороками развития, редким орфанным заболеванием, онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, детским церебральным параличом, тяжелым психическим расстройством, сахарным диабетом I типа (инсулинозависимый), острыми или хроническими заболеваниями почек IV степени. Взыскатель также предоставляет подтверждающие документы по алиментам на содержание ребенка, получившего тяжелые травмы, нуждающегося в трансплантации органа, паллиативной помощи.

Алименты по исполнительным листам за прошлое время взыскиваются в пределах десятилетнего срока, предшествовавшего предъявлению листа к исполнению.

Если по исполнительному документу, предъявленному к исполнению, алименты не удерживались в связи с розыском должника, средства могут взыскать за весь период независимо от установленного десятилетнего срока и достижения совершеннолетия лицом, на содержание которой присуждены алименты. Ранее этот срок составлял три года.

 В Украине появятся мобильные бригады для оказания помощи жертвам домашнего насилия

В Украине будут работать мобильные бригады как специализированные службы поддержки людей, пострадавших от домашнего насилия. Пострадавшие смогут получить психологические услуги и проконсультироваться в телефонном режиме. Кроме того, бригады будут выезжать на вызовы.

Соответствующее постановление «Об утверждении Типового положения о мобильной бригаде социально-психологической помощи лицам, пострадавшим от домашнего насилия и насилия по признаку пола» Кабмин принял на своем заседании 22 августа.

Таким образом, жителям обеспечат доступ к качественным социальным и реабилитационным услугам: на случаи насилия будут экстренно реагировать. Первые мобильные бригады были созданы в рамках проекта «Усиление гуманитарного ответа на потребности наиболее уязвимых категорий женщин и девушек-подростков в условиях вооруженного конфликта на востоке Украины: укрепление межведомственной системы предупреждения и преодоления гендерно обусловленного насилия и обеспечение доступа к услугам по охране репродуктивного здоровья». Его реализация была начата в ноябре 2015 года Минсоцполитики в сотрудничестве с Международным благотворительным фондом «Украинская фундация общественного здоровья» при финансовой поддержке Фонда народонаселения ООН в Украине. Проект реализуется в Винницкой, Днепропетровской, Запорожской, Киевскй, Львовской, Одесской, Харьковской и Херсонской областях, а также на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей Украины. В целом на сегодняшний день функционирует 46 мобильных бригад социально-психологической помощи.

В Украине появятся приюты для людей, пострадавших от домашнего насилия, где они смогут получить квалифицированную помощь.

Соответствующее постановление «Об утверждении Типового положения о приюте для лиц, пострадавших от домашнего насилия и/или насилия по признаку пола» принято на заседании Кабмина 22 августа.

Приюты будут создаваться местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В них пострадавшие смогут получить место безопасного временного пребывания и комплексную помощь: психологические, социально-бытовые, социально-медицинские, информационные, юридические и другие услуги.

Реализация принятого постановления будет способствовать внедрению в национальное законодательство международных стандартов в сфере оказания помощи жертвам насилия, а своевременное получение в приютах качественных социальных и реабилитационных услуг будет способствовать восстановлению их социальных функций, морального, психического и физического здоровья.

 Выезд за границу ребенка с одним родителем упрощен – особенно если второй недобросовестно относится к родительским обязанностям …

Кабинет Министров Украины постановлением от 22.08.18 № 619 внес изменения в порядок выезда с ребенком за границу без согласия второго родителя.

С 28 августа родитель (доверенное лицо с удостоверенным нотариусом согласием) сможет самовольно вывезти ребенка в возрасте до 16 лет на месяц при предъявлении решения суда или органа опеки или их копий, удостоверенных нотариально или органом, их выдавшим, в котором определено (подтверждено) место проживания ребенка с выезжающим (уполномачивающим) родителем. Нотариально удостоверенное согласие второго родителя не требуется.

Без согласия второго родителя больше чем на месяц можно будет вывезти ребенка с инвалидностью или ребенка, болеющего тяжелыми заболеваниями. При этом необходимо предъявить следующие документы или их копии, удостоверенные нотариально или органом, их выдавшим:

справку, выданную органом ГИС, частным исполнителем, о наличии задолженности по уплате алиментов (если совокупный размер задолженности превышает сумму соответствующих платежей за три месяца);

документ, выданный врачебно-консультативной комиссией лечебно-профилактического заведения, в порядке и по форме, установленных Минздравом (если сумма задолженности по алиментам составляет более трех, но не больше четырех месяцев).

Также вывезти ребенка за границу без нотариально удостоверенного согласия второго из родителей можно будет и имея на руках справку о задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за четыре месяца, выданную органом ГИС, частным исполнителем.

При временном выезде из Украины граждан на срок до одного месяца при предъявлении решения суда или органа опеки и попечительства тот из родителей, который намерен выехать с ребенком или уполномочил на это нотариально удостоверенным согласием других лиц, проверяется пограничниками в части отсутствия сведений по нему в перечне сведений о должниках по решениям об установлении свидания с ребенком и устранении препятствий в таковом Единого реестра должников. Если такие сведения в Едином реестре должников есть, пограничник отказывает в пересечении государственной границы с ребенком. При этом пограничник выносит обоснованное письменное решение с указанием причин отказа, один экземпляр которого выдается тому, кому отказано в пересечении границы. Отсутствие возможности проверить в Едином реестре должников наличие таких сведений не может быть основанием для отказа в пересечении границы.

Постановление вступает в силу 28.08.18 одновременно с Законом об усилении защиты права ребенка на надлежащее содержание, которым предусмотрено, что:

- за превышение срока самостоятельного вывоза ребенка за границу предусмотрен штраф;

- органы опеки будут регулярно контролировать целевое использование алиментов;

- с августа ребенка можно будет самовольно вывезти на месяц за границу;

- алименты начнут определять исходя из расходов родителя.

Кроме указанного выше, внесены изменения в Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов». При проведении государственной регистрации (перерегистрации) и снятии с учета транспортного средства, уполномоченные лица сервисного центра МВД будут проверять наличие данных о его собственнике в Едином реестре должников и вносить соответствующую отметку на заявлении собственника. В случае наличия таких сведений в реестре перерегистрация и снятие с учета транспортного средства не производится.

 

Изменены наименования в документах, связанных с войной

Кабинет Министров Украины принял решение о приведении порядка выдачи удостоверений и нагрудных знаков ветеранов войны в соответствие с Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». В частности, термины «инвалид войны» и «Великая Отечественная война» заменят на «лицо с инвалидностью вследствие войны» и «Вторая мировая война». Соответствующее постановление было принято на 22.08.18 № 632.

Также актом утверждены новая редакция бланка удостоверения для лиц с инвалидностью вследствие войны, бланк-вкладка к нему и бланк-вкладка к удостоверению участника боевых действий, лица с инвалидностью вследствие войны ІІ - ІІІ групп из числа участников боевых действий в период Второй мировой войны, которым исполнилось 85 лет и больше. Отныне в удостоверениях предусмотрено указывать правовое основание установления соответствующего статуса.

Установлено, что ранее выданные удостоверения с надписью «Посвідчення інваліда війни» действительны в течение срока, на который они выданы.

 Нормативно урегулирована процедура арбитражного лабораторного исследования – речь идет о проверке качества пищевых продуктов

Оператор рынка пищевых продуктов, который не согласен с результатом основного лабораторного исследования, может его оспорить, подав в Госпродпотребслужбу заявление о проведении арбитражного лабораторного исследования.

Порядок проведения арбитражных лабораторных исследований (испытаний) и учета их результатов для целей государственного контроля утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 22.08.18 № 648. Заявление о проведении арбитражного лабораторного исследования подается в течение пяти рабочих дней со дня получения оператором рынка уведомления о результатах основного лабораторного исследования.

Арбитражное исследование проводится только в аккредитованной лаборатории, которая использует подтверждающие (референс) методы и расположена в Украине или в другой стране (референс-лаборатории). Лаборатория, которая проводила основное исследование, не может проводить арбитражное. Оператор рынка обязан обеспечить хранение арбитражного образца и обращение с ним способом, который гарантирует его юридическую и аналитическую идентичность.

Такой образец предоставляется в лабораторию вместе с копиями решения органа Госпродпотребслужбы о проведении арбитражного исследования и акта отбора образцов.

Арбитражные исследования проводятся в срок, определенный соответствующими методами (методиками) лабораторных исследований.

По результатам исследований оформляется экспертное заключение (протокол, отчет или другой аналогичный документ) в трех экземплярах: один передается оператору рынка или уполномоченному им лицу, второй - территориальному органу Госпродпотребслужбы, который принимал решение о проведения арбитражных лабораторных исследований, третий - остается в указанной лаборатории и сохраняется не менее трех лет.

Полученные результаты арбитражного лабораторного исследования (испытания) являются окончательными и учитываются при осуществлении государственного контроля путем сравнения с показателями безопасности, установленными законодательством. Остатки арбитражного образца утилизируют. Госпродпотребслужба компенсирует расходы оператора рынка на арбитражное исследование, если оно опровергнет результаты первоначального.

 Определен механизм выплаты задолженности по пенсиям

Определен механизм погашения задолженности, образовавшейся в результате начисления пенсионных выплат во исполнение судебных решений за счет бюджетных средств. Также увеличена расходная часть бюджета Пенсионного фонда на финансовое обеспечение выплаты пенсий за счет остатка собственных средств для перерасчета пенсий военнослужащим.

Соответствующее постановление «Вопросы погашения задолженности по пенсионным выплатам по решениям суда» от 22 августа 2018 года № 649, разработанное Минсоцполитики, было принято на заседании Правительства.

Установлено, что для исполнения судебных решений, которыми на органы ПФУ возложено обязательство по начислению (перерасчету) пенсионных выплат, финансируемых из госбюджета, выплата средств, начисленных за период до вступления судебного решения в законную силу, осуществляется в соответствии с Порядком погашения задолженности по пенсионным выплатам по решениям суда.

Очередность исполнения решений определяется датой их поступления в орган ПФУ, определенный судом должником в исполнении судебного решения.

Для подтверждения суммы, подлежащей выплате, орган ПФУ, определенный судом должником в исполнении судебного решения, подает в Фонд:

документ, подтверждающий дату поступления судебного решения к должнику;

копию судебного решения или исполнительного листа;

расчет суммы, подлежащей выплате, удостоверенный руководителем должника или уполномоченным им лицом.

Проверку обоснованности рассчитанной органом Фонда, определенным судом должником в исполнении судебного решения, суммы, подлежащей выплате, проводит в ПФУ комиссия по вопросам погашения задолженности по пенсионным выплатам по решениям суда. Комиссия принимает решение о наличии или отсутствии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете.

При отсутствии оснований для выплаты данной суммы в пятидневный срок комиссия сообщает органу ПФУ, определенному судом должником в исполнении судебного решения, о принятом решении и указывает причины отказа.

Орган ПФУ, определенный судом должником в исполнении судебного решения, в трехдневный срок сообщает человеку, в пользу которого вынесено решение, о выделении средств и не позже 10 рабочих дней со дня поступления средств в пределах установленного Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» периода выплаты пенсии обязан выплатить указанному человеку сумму, подлежащую выплате.

Принятие указанного постановления позволяет обеспечить исполнение решений судов по вопросам начисления (перерасчета) пенсионных выплат, погашения существующей задолженности по их исполнению, а также приводит в соответствие расходную часть бюджета Пенсионного фонда с учетом расходов, необходимых для обеспечения выплаты пенсий, перечисленных в соответствии с постановлением Кабмина «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц» от 21 февраля 2018 года № 103.

 Определен перечень услуг по содержанию дома

Минрегион утвердил обязательный перечень работ (услуг), расходы на которые включаются в содержание многоквартирного дома и придомовой территории.

Соответствующий приказ от 27.07.18 № 190 вступит в силу со дня официального опубликования (на сегодняшний день еще не опубликован, хотя зарегистрирован Министерством юстиции).

В обязательный перечень работ, расходы на которые включаются в состав расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории входит:

- техобслуживание внутридомовых систем (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, ливневой канализации, электроснабжения, газоснабжения);

- техобслуживание лифтов;

- обслуживание систем диспетчеризации;

- обслуживание дымовых и вентиляционных каналов;

- техобслуживание систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем (при их наличии);

- текущий ремонт конструктивных элементов, технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства, расположенных на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (в том числе спортивных, детских и других площадок), и другого общего имущества многоквартирного дома;

- текущий ремонт внутридомовых систем (водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения и т.д.);

- текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем (при их наличии);

- уборка придомовой территории;

- уборка помещений общего пользования (в том числе вспомогательных);

- уборка и вывоз снега, посыпка части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями;

- дератизация;

- дезинсекция;

- приобретение электрической энергии для освещения мест общего пользования, питание лифтов и обеспечение функционирования другого общего имущества многоквартирного дома.

Уменьшение обязательного перечня возможно только при объективных условиях эксплуатации дома, которые зависят от его капитальности, уровня обустройства и благоустройства (отсутствия определенных инженерных систем, оборудования, элементов внешней отделки).

Затраты на техобслуживание и ремонт внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения не включаются в состав расходов в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.

Затраты на техобслуживание и ремонт внутридомовых систем электроснабжения и газоснабжения включаются в состав расходов, если совладельцы не поручили выполнения этих работ другому лицу.

 Размер сметной заработной платы будет определять заказчик при составлении общей сметы на строительство

Минрегион больше не будет определять ориентировочный размер сметной зарплаты, который учитывается при определении стоимости строительства объектов с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

Соответствующие изменения предусмотрены приказом Минрегиона от 27.07.18 № 196, который вступает в силу со дня его официального опубликования. Органы местного самоуправления также не будут устанавливать размер сметной заработной платы при осуществлении строительства объектов за счет средств местных бюджетов.

Размер сметной заработной платы на стадии разработки сметной документации будет определяться заказчиком (инвестором) в составе исходных данных на проектирование для обычных условий строительства по разряду сложности работ 3,8, но не ниже среднемесячной зарплаты в строительстве (в расчете на одного штатного работника) за предыдущий отчетный год, увеличенной на прогнозный индекс потребительских цен на текущий год. В случае выполнения строительных работ в условиях, отличных от обычных условий осуществления строительства (сверхурочное время, праздничные и выходные дни, вечернее и ночное время и т.д.), дополнительно учитываются доплаты и надбавки, установленные законодательством.

Определение размера сметной зарплаты при составлении цены предложения участника (подрядчика) конкурсных торгов (договорной цены) осуществляется участником исходя из среднемесячной заработной платы одного работника в режиме полной занятости, которую участник планирует получать на объекте строительства.

Размер сметной зарплаты при определении стоимости строительства в 2018 году составляет от 5500 до 7800 гривен.

 Новое в предоставлении социальных услуг

Правительство приняло решение об изменении порядка предоставления соцуслуг с установлением дифференцированной платы в зависимости от их сложности и объема.

Соответствующим постановлением КМУ от 22.08.18 № 629 был изложен в новой редакции Порядок предоставления социальных услуг с установлением дифференцированной платы. Если раньше дифференцированная плата за предоставление соцуслуг устанавливалась в размере 12 % среднемесячного совокупного дохода нуждающегося лица за последние 6 месяцев, то отныне она будет устанавливаться исходя из среднемесячного совокупного дохода за предыдущий календарный год в размерах, не превышающих:

75 % указанного дохода - при предоставлении соцуслуг стационарного ухода, паллиативного/хосписного ухода в условиях стационара;

12 % - при предоставлении соцуслуг ухода дома, паллиативного ухода дома, дневного ухода, поддерживаемого проживания, предоставлении приюта;

5 % - при предоставлении соцуслуг представительства интересов, посредничества (медиации), натуральной помощи;

3 % - при предоставлении соцуслуг социальной адаптации, социальной интеграции и реинтеграции, социальной реабилитации, консультирования, социального сопровождения при трудоустройстве и на рабочем месте, социальной профилактики.

Если лицо, нуждающееся в предоставлении соцуслуг с установлением дифференцированной платы, получает несколько соцуслуг, размер такой платы определяется исходя из большего процента, но не может превышать 75 % среднемесячного совокупного дохода лица.

Для получения соцуслуг лицо или его законный представитель подает структурным подразделениям соцстраха органов местного самоуправления по месту жительства/нахождения:

- заявление о необходимости в предоставлении соцуслуг с дифференцированной оплатой по установленной Минсоцполитики форме;

- справки о доходах - при наличии прочих полученных доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, ПФУ, Фонде соцстраха и не может быть получена по запросу структурных подразделений соцстраха органов местного самоуправления в соответствии с Порядком.

Для установления размера дифференцированной платы в 5-дневный срок со дня получения запроса структурных подразделений соцстраха органов местного самоуправления подаются сведения:

о доходах лиц из Госреестра физлиц-налогоплательщиков - ГФС в порядке, установленном Минсоцполитики и Минфином;

о доходах лиц из реестра застрахованных лиц Госреестра общеобязательного государственного социального страхования - ПФУ в порядке, установленном ПФУ и Минсоцполитики.

Решение о предоставлении/непредоставлении таких соцуслуг с установлением дифференцированной платы принимается местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после подачи заявления с учетом необходимых сведений из ГФС и ПФУ и акта обследования материально-бытовых условий проживания лица.

Соцуслуги с установлением дифференцированной платы сверх объема, определенного госстандартом соцуслуг, предоставляются за плату.

Напомним, что соцуслуги с дифференцированной платой предоставляются по договору.

 

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

www.bank.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%