пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 05.10.2016

5 октября 2016 года

Выпуск № 283

Вступили в силу изменения в судоустройстве и статусе судей 

30 сентября 2016 г. вступили в силу Закон № 1401-VIII о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) и Закон № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей», которые были приняты 2 июня.

Судоустройство

Изменена система судоустройства Украины - теперь она 3-звеньевая.Верховный Суд (переименован с Верховного Суда Украины) стал высшим судом. Всего в ВС может быть не более 200 судей.

Также вводятся высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел:

- Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;

- Высший антикоррупционный суд.

Суды первой инстанции станут окружными. Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах). Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды. Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.

Апелляционные суды создаются в апелляционных округах. Они действуют как суды апелляционной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, - как суды первой инстанции, по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Судьи

Отменен 5-летний «испытательный» срок для судей. Они сразу назначаются бессрочно. Изменяется процедура назначения на должность - судья назначается Президентом по представлению Высшего совета правосудия. Назначение на должность судьи осуществляется по конкурсу, кроме случаев, определенных законом. Иммунитет судьи урезается к функциональному. Изменяется перечень оснований для увольнения - в частности, исключено такое основание как нарушение присяги. Судьи должны будут ежегодно, кроме декларации о доходах подавать декларации о семейных связях и добропорядочности для того, чтобы можно было оценить соответствие законным доходам их образа жизни. Повышается размер вознаграждения судей. Базовый размер должностного оклада судьи составляет:

1) 30 минимальных заработных плат - судьи местного суда;

2) 50 минимальных заработных плат - судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда;

3) 75 минимальных заработных плат - судьи Верховного Суда.

К базовому окладу применяются региональные коэфициенты, также предусмотрены доплаты за выслугу лет, научную степень, допуск к гостайне и за занятие должностей в суде.

Повышается возрастной ценз для судей. Судьей может быть назначен гражданин Украины не моложе 30 и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добродетельный и владеющий государственным языком. Судьей Верховного Суда может стать не только судья, проработавший 10 лет, но и ученый или адвокат (с 10-летним стажем).

Адвокатура

Вводится поэтапная монополия адвокатуры. На уровне Конституции закреплено, что только адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения. Законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также в связи с представительством малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.

Представительство в суде в процессах, начатых до 30 сентября 2016 года, осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу, - до принятия в соответствующих делах окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию.

Прокуратура

Урезаны функции прокуратуры. Она теперь осуществляет:

1) поддержание публичного обвинения в суде;

2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом другие вопросов в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;
3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенных законом.

Кроме того

Норма Конституции о возможности Украины признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом Международного уголовного суда вступит в силу через 3 года.

Вводится институт конституционной жалобы - граждане могут обратиться в Конституционный Суд, который решит вопрос о конституционности закона Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны.

Законы о частных исполнителях вступили в силу

Сегодня, 5 октября, вступили в силу Закон «Об исполнительном производстве» и Закон «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», направленные на реформирование исполнительной службы.

Основным является то, что наряду с государственными начнут функционировать частные исполнители. Положения, касающиеся деятельности частных исполнителей, вводятся в действие через 3 месяца.

Исполнительное производство

Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает автоматизацию процедур исполнения решений путем электронной регистрации документов, полную фиксацию процессуальных решений и исполнительных действий в автоматизированной системе, а также оптимизирует сроки проведения исполнительных действий, регулирует вопросы ответственности должника в исполнительном производстве, определяет перечень вопросов, которые не могут исполняться частными исполнителями.

Так, установлены временные рамки для совершения определенных исполнительных действий и принятия процессуальных решений; предусмотрено фиксирование и отображение всех действий и процедур в рамках исполнительного производства; упрощается доступ сторон к информации о ходе производства, в частности, электронным путем; вводится реестр должников, который должен информировать заинтересованных лиц о статусе будущего контрагента; внедряется электронный обмен информацией с органами регистрации и банками; расширен круг активов, на которые может быть наложено взыскание; предусмотрена реализация арестованных земельных участков в рамках исполнительного производства.

В новой редакции изложен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В частности, не подлежат взысканию предметы ежедневного бытового использования (посуда, постельное белье, средства гигиены), вещи индивидуального пользования (одежда, обувь, все детские вещи); лекарственные средства, очки и другие изделия медицинского назначения, необходимые должнику, членам его семьи и лицам, находящимся на его иждивении, по медицинским показаниям; мебель - по одной кровати и стулу на каждое лицо, один стол, один шкаф на семью; один холодильник на семью; один телевизор, персональный компьютер на семью, один мобильный телефон - на каждое лицо.

Частные исполнители

В Законе «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», определяется правовой статус частных исполнителей, регулируется процедура приобретения и прекращения права на осуществление деятельности, определяются особенности их финансового обеспечения и т.п.

Так, частным исполнителем может быть гражданин Украины, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеющий государственным языком, имеющий стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее 2 лет и сдавший квалификационный экзамен.

Для определения уровня профессиональной подготовленности лиц, которые намерены осуществлять деятельность частного исполнителя, и решении вопроса о предоставлении права на осуществление деятельности частного исполнителя, при Министерстве юстиции образуется Квалификационная комиссия частных исполнителей. Также будет создана Дисциплинарная комиссия частных исполнителей.

Согласно Закону, Минюст обеспечивает ведение Единого реестра частных исполнителей Украины.

В период между съездами частных исполнителей функции самоуправления частных исполнителей осуществляет Совет частных исполнителей Украины.

Нюансы, урегулированные подзаконными актами

Также вступили в силу сопутствующие нормативно-правовые акты:

1. Порядок реализации арестованного имущества, утвержденный приказом Минюста от 29 сентября 2016 года № 2831/5. ГП «СЕТАМ» уполномочено на сопровождение программного обеспечения системы реализации имущества, технологическое обеспечение, сохранение и защиту данных, содержащихся в ней, на организацию и проведение электронных торгов, торгов по фиксированной цене и т. д.

2. Порядок выплаты вознаграждений государственным исполнителям и их размеров и размера основного вознаграждения частного исполнителя, утвержденный постановлением Кабмина от 8 сентября 2016 года № 643. Так, госисполнитель за исполнение документа имущственного характера получает 2 % взимаемой суммы или стоимости имущества должника, неимущественного характера - 1 мзп, если должник физлицо и 2 мзп, если должник юрлицо. В свою очередь, частный исполнитель, обеспечивший полное или частичное исполнение исполнительного документа имущественного характера получает основное вознаграждение в размере 10 % взысканной им суммы или стоимости имущества. За фактическое выполнение в полном объеме исполнительного документа неимущественного характера, по которому должником является физлицо, частный исполнитель получает основное вознаграждение в размере 2 мзп, а если должником является юрлицо - в размере 4 мзп. 

 3. Виды и размеры расходов исполнительного производства, установленные приказом Минюста от 20 сентября 2016 года № 2830/5. Предусмотрены расходы на изготовление и пересылку документов исполнительного производства, услуги лиц, привлеченных к проведению исполнительных действий, услуги почтового перевода взыскателю взысканных алиментных сумм, проведение розыска должника, его имущества или розыска ребенка, услуги перевозки, хранения арестованного имущества, в том числе транспортировки и хранения транспортного средства на специальной площадке или стоянке, банковские услуги при операциях с иностранной валютой, уплату судебного сбора, услуги за пользование Единым государственным реестром исполнительных производств и автоматизированной системой исполнительного производства (после введения в действие) и пр.

4. Порядок формирования и ведения Единого реестра частных исполнителей Украины, утвержденный приказом Минюста от 5 августа 2016 года № 2431/5. Реестр будет содержать сведения о частных исполнителях Украины, получивших удостоверения, и информацию Минюста об их деятельности. Информацию из Реестра можно будет получить бесплатно, круглосуточно и без ограничений на официальном сайте Минюста. Поиск в Реестре осуществляется по ФИО исполнителя, номеру удостоверения, исполнительному округу. 

5. Положение о Временной квалификационной комиссии частных исполнителей, утвержденное приказом Минюста от 5 августа 2016 года № 2430/5. Комиссия создается для определения уровня профессиональной подготовки кандидатов в частные исполнители и предоставления им права наосуществление деятельности частного исполнителя. В ее состав (который утверждается приказом Минюста) входит 7 человек. Председателем Комиссии является Министр юстиции или его заместитель.

6. Численность работников органов государственной исполнительной службы не изменится и составит 8056 единиц, что предусмотрено постановлением Кабмина от 8 сентября 2016 года № 620.

Переходный период

До создания условий для непосредственного доступа государственных и частных исполнителей к государственным базам данных и реестрам, органы исполнительной власти, обеспечивающих ведение таких баз данных и реестров, подают соответствующую информацию на письменные запросы исполнителей в трехдневный срок со дня поступления.

Органы ГИС прододжают исполнять решения, начатые до вступления в силу Закона, до завершения исполнительно производства.

После вступления в силу Закона исполнительные действия осуществляются в соответствии с ним.

Принят Закон об оценке воздействия на окружающую среду

Верховная Рада 4 октября приняла Закон «Об оценке воздействия на окружающую среду».

Устанавливаются правовые и организационные основы оценки воздействия на окружающую среду, направленной на предотвращение ущерба окружающей среде, обеспечение экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, в процессе принятия решений об осуществлении хозяйственной деятельности, которая может оказать значительное влияние на окружающую среду, с учетом государственных, общественных и частных интересов.
Закон обязывает компании, которые хотят работать на той или иной территории, проходить оценку последствий воздействия на окружающую среду.

Отменена госрегистрация иностранных инвестиций

КМУ приняло постановление от 27 сентября 2016 года № 661, признающее утратившим силу постановление Кабмина от 6 марта 2013 года № 139, которым был утвержден Порядок государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулирования.

Такое решение принято в соответствии с пунктом 4 раздела II Заключительных положений Закона о внесении изменений относительно отмены государственной регистрации иностранных инвестиций.

Напомним, данным Законом, который вступил в силу 25 июня 2016 года, отменяется обязательная госрегистрация инвестиций, взамен вводится заявительный принцип государственного учета инвестиций - подача статистической отчетности об уже осуществленных иностранных инвестициях.

НКЦБФР утвердила изменения относительно деятельности АО

НКЦБФР на заседании 27 сентября 2016 г. утвердила изменения в некоторые нормативно-правовые акты, касающихся перевода обязательств в акции, и одобрила проект изменений в Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг.

Изменениями, которые касаются перевода обязательств в акции, предусмотрено, что источниками увеличения уставного капитала АО могут быть дополнительные взносы, в том числе денежные взносы и права требования по денежным обязательствам, кроме прав требования по обязательствам по выплате зарплаты, а также по обязательствам по уплате ЕСВ, налогов и сборов и др. В случае оплаты акций правами требования по денежным обязательствам такие обязательства общества прекращаются зачетом встречных однородных требований.
Документ в ближайшее время будет направлен на госрегистрацию в Министерство юстиции.
В Положение о раскрытии информации эмитентами ЦБ предлагается добавить норму, согласно которой в составе квартальной и годовой информации эмитенты обеспеченных долговых ценных бумаг будут раскрывать финансовую отчетность поручителей (страховщиков/гарантов). 

Использованные источники:

www.rada.gov.ua

www.ligazakon.ua

www.kmu.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%