пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 07.12.2011

07 декабря  2011 г.

Выпуск № 46 

Вступили в силу

2 декабря вступил в силу приказ Министерства экономического развития и торговли № 163 от 25.10.2011, которым сужен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине.

 Напоминаем, что в соответствии с приказом в число видов продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, теперь не будут входить: природные и искусственные минеральные воды, бутылированная питьевая вода, безалкогольные напитки и концентраты напитков со сроком пригодности к употреблению не менее 30 дней, а также некоторые виды рыбных консервов и рыб.

 

5 декабря 2011 года вступил в силу  Порядок осуществления обязательного технического контроля тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельскохозяйственной техники, других механизмов, утвержденный постановлением КМУ № 1201 от 16.11.2011 г.

 В новом Порядке отсутствует раздел о проведении техосмотра. Соответственно, вся процедура технического контроля за сельхозмашинами (включающая проведение проверки технического состояния и соответствия типа, марки идентификационных номеров машины, государственного номерного знака записям в регистрационном документе) проводится субъектами хозяйствования, уполномоченными такой контроль осуществлять, а не госорганами.

Соответственно, сократилось и число документов, которые необходимо представить для проверки, - до паспорта (документа, удостоверяющего личность), регистрационного документа на машину и квитанции, подтверждающей оплату процедуры контроля. Тот, кто действует от имени собственника сельхозмашины, обязан будет представить еще и доверенность. Никаких медицинских справок или идентификационных кодов не требуется.

Исправными в соответствии с Порядком считаются машины, имеющие удовлетворительный внешний вид, а также отвечающее нормативно-правовым (в частности, нормативно-техническим) актам техническое состояние.

На каждую проконтролированную и признанную исправной машину составляется протокол, прикрепляемый в правом верхнем углу ветрового стекла машины.

Частота проверок сельхозмашин осталась прежней - раз в год (с 15 января по 15 декабря).

 ПРИНЯТЫ

 01.12.2011 года Высший хозяйственный суд, информационное письмо от 21.11.2011 р. N 01-06/1623/2011, «О практике применения Высшим хозяйственным судом Украины в рассмотрении дел отдельных норм процессуального права»

Согласно позиции ВХСУ, изложенной в информационном письме № 01-06/1623/2011, суд, вынося решение о взыскании неустойки (штрафа, пени), имеет право уменьшить их размер только в том случае, если санкция применяется в связи с нарушением обязательств, в соответствии со статьями 551 ГК и 233 ХК.

Если же соответствующие санкции следуют не в связи с нарушением обязательства, а по другим, предусмотренным законом, основаниям, то пункт 3 ст.83 ХПК применятся не может, а следовательно, их размер не может быть уменьшен судом.

Кроме того, Суд подчеркнул, что в пункте 3 статьи 83 ХПК речь идет о возможности уменьшения размера именно неустойки (штрафа, пени), а потому он не может применяться при разрешении споров, связанных с возмещением сумм убытков и ущерба (согласно статье 22 и главе 82 Гражданского кодекса Украины).

 01.12.2011 года президент подписал проект закона Украины от 31.03.2011 г. N 8463 «О внесении изменений в Закон Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" по расширению сети разрешительных центров»

В частности, согласно Закону должны быть созданы и действовать следующие региональные разрешительные органы - территориальные органы министерств (и иных центральных органов исполнительной власти) в областях и АР Крым; органы исполнительной власти АРК, областных госадминистраций, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций; а также их должностных лиц.

На настоящий момент действуют только местные разрешительные органы - на уровне городских советов областного и республиканского значения, районных администраций и местных органов центральной исполнительной власти.

Кроме этого, в Законе определяется порядок назначения и подчинения государственных администраторов.

 01.12.2011 года Приказ Мифина № 1273 от 11.10.2011 «Об утверждении Порядка применения налогового залога органами государственной налоговой службы»

Прошел государственную регистрацию  Порядок применения налогового залога органами государственной налоговой службы.

Со вступлением в силу этого приказа прекратит свое действие приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. N 1043, регулирующий указанный вопрос. Существенные различия между двумя порядками отсутствуют.

Но следует обратить внимание, что абзацем вторым пункта 4.2 нового Порядка установлен срок предоставления согласия на замену предмета налогового залога органом ГНС, который составит 10 дней со дня получения от налогоплательщика письменного заявления о замене. Напомним, ранее положение о сроке в Порядке отсутствовало вообще.

Приказ вступит в силу со дня его официального опубликования.

 01.12.2011 года подписан Президентом проект закона от 27.04.2011 г. N 8450 «О внесении изменений в Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" относительно порядка выдачи копии лицензии»

В соответствии с Законом, при наличии нескольких мест осуществления хозяйственной деятельности у физлица-предпринимателя, орган лицензирования будет выдавать ему копию лицензии на каждое такое место, подобно тому, как сейчас юридические лица получают копии лицензии для каждого из своих филиалов (или иных обособленных подразделений).

 01.12.2011 г. Президент Украины принял решение ветировать Закон № 3692-VI «О внесении изменений в статью 6 Жилищного кодекса Украинской ССР по определению жилой и общей площадей объекта жилой недвижимости».

 Глава государства считает недопустимым сегодня любое увеличение квартплат и уверен, что налогообложение квартир, балконов, лоджий должно соответствовать принципу социальной справедливости. Одновременно Закон, поступивший на подпись, закрепляет подходы, при которых богатые слои населения оказываются в привилегированном положении. Несмотря на то, что площадь недвижимости, которая находится во владении таких граждан, может быть в разы больше, чем та, которой обладают малоимущие граждане, площадь, с которой уплачивается налог, может почти не отличаться.

Президент Украины требует от правительства внести предложения по введению справедливого подхода при исчислении квартплат, исходя из площадей квартир, балконов и лоджий.

Президент Украины предлагает Верховной Раде отклонить указанный Закон.

 01.12.2011 года  Информационное письмо Высшего хозяйственного суда Украины  от 21.11.2011 г. N 01-06/1624/2011

Из обобщения практики Высшего хозяйственного суда о применении норм ч.4 ст.12 Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", изложенном в информационном письме № 01-06/1624/2011, можно сделать вывод, что в период действия моратория на удовлетворение требований кредиторов могут взыскиваться штрафы, которые являются обеспечением исполнения обязательства должником в натуре, а не денежного обязательства.

Такая позиция ВХСУ вырисовывается из анализа правоотношений "Укрзалізниці" с грузоотправителем по предоставлению вагонов. Так, статьей 106 Устава железных дорог Украины предусмотрен штраф за не использование предоставленных вагонов. ВХСУ считает, что такой штраф является обеспечением исполнения грузоотправителем своего обязательства использовать вагоны в натуре, а не обеспечением денежного обязательства.

Как следствие - ограничения, предусмотренные ст.12 указанного Закона на подобного рода штрафы не распространяются.

 02.12.2011 года Информационное письмо ВХСУ от  21.11.2011 г. N 01-06/1624/2011 «О практике применения Высшим хозяйственным судом Украины в рассмотрении дел отдельных норм материального права»

В частности в письме, судом проведен сравнительный анализ нормы части шестой статьи 232 ХК, согласно которой период начисления штрафных санкций органичен шестью месяцами со дня, когда обязательство должно было быть исполнено, если иное не предусмотрено договором или законом, а также нормы пункта 1 части второй статьи 258 ГК, которой установлен срок исковой давности для требований о взыскании неустойки в 1 год.

По мнению Суда, исковая давность и период начисления штрафных санкций - разные правовые категории. По своей правовой природе период начисления штрафных санкций - это промежуток времени, в течение которого длится нарушение обязательства, за которое эти санкции установлены, а срок исковой давности - это промежуток времени, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего права или интереса, в частности, с требованием о взыскании штрафных санкций.

 02.12.2011 г. Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" подписан Председателем Верховной Рады и направлен на подпись Президенту.

 В соответствии с принятым Законом, депутаты будут избираться по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе: 225 - по избирательным спискам от партий; 225 - большинством населения в одномандатных округах. Блоки не будут принимать участия в выборах.

Избирательный барьер для партийных списков будет составлять 5%. Право подачи кандидатур членов участковых и окружных избирательных комиссий закреплено за всеми политическими партиями, участвующими в выборах.

 02.12.2011 года Информационное письмо № 2198/11/13-11 Высшего административного суда Украины

 ВАСУ обратил внимание нижестоящих судов на практику применения норм налогового законодательства относительно санкций за налоговые правонарушения, совершенные до 01.01.2011 г., но выявленные после вступления в силу Налогового кодекса.

До 6 августа 2011 года, т.е. до вступления в силу пункта 11 подраздела 10 раздела XIX Налогового кодекса, отсутствовали нормы, которые бы прямо устанавливали необходимость применения штрафных санкций за выявленные в 2011 году налоговые нарушения прошлых периодов в размерах, установленных Налоговым кодексом.

Ссылаясь на ст.85 Конституции, а также на Решение КСУ от 09.02.1999 г. № 1/99-рп, ВАСУ напомнил, что правомерность поведения в части соблюдения норм налогового законодательства определяется согласно законодательству, действовавшему на момент совершение деяния, а законы имеют обратную силу во времени, только в том случае, если смягчают ответственность за правонарушение.

Руководствуясь вышеприведенным, Суд пришел к выводу, что с 01.01.2011 г. по 06.08.2011 г. за правонарушения, совершенные до вступления в силу Налогового кодекса, должен был применятся самый низкий объем ответственности, предусмотренный для такого правонарушения Налоговым кодексом или Законом № 2181-ІІІ. При этом, если применению подлежала санкция Налогового кодекса, состав правонарушения должен был быть тождествен составу, предусмотренному законом на момент совершения правонарушения.

Начиная с 6 августа 2011 года, за налоговые правонарушения применяются санкции в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Украины, независимо от даты совершения таких нарушений.

 02.12.2011 года Информационное письмо № 2198/11/13-11 Высшего административного суда Украины

ВАСУ обратил внимание нижестоящих судов на практику применения норм налогового законодательства относительно санкций за налоговые правонарушения, совершенные до 01.01.2011 г., но выявленные после вступления в силу Налогового кодекса.

До 6 августа 2011 года, т.е. до вступления в силу пункта 11 подраздела 10 раздела XIX Налогового кодекса, отсутствовали нормы, которые бы прямо устанавливали необходимость применения штрафных санкций за выявленные в 2011 году налоговые нарушения прошлых периодов в размерах, установленных Налоговым кодексом.

Ссылаясь на ст.85 Конституции, а также на Решение КСУ от 09.02.1999 г. № 1/99-рп, ВАСУ напомнил, что правомерность поведения в части соблюдения норм налогового законодательства определяется согласно законодательству, действовавшему на момент совершение деяния, а законы имеют обратную силу во времени, только в том случае, если смягчают ответственность за правонарушение.

Руководствуясь вышеприведенным, Суд пришел к выводу, что с 01.01.2011 г. по 06.08.2011 г. за правонарушения, совершенные до вступления в силу Налогового кодекса, должен был применятся самый низкий объем ответственности, предусмотренный для такого правонарушения Налоговым кодексом или Законом № 2181-ІІІ. При этом, если применению подлежала санкция Налогового кодекса, состав правонарушения должен был быть тождествен составу, предусмотренному законом на момент совершения правонарушения.

Начиная с 6 августа 2011 года, за налоговые правонарушения применяются санкции в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Украины, независимо от даты совершения таких нарушений.

 

02.12.2011 года Информационное письмо Высшего административного суда Украины от 24.11.2011 г. N 2198/11/13-11

ВАСУ обобщил практику применения пункта 123.1 Налогового кодекса в редакции Закона 3609-VI, которым предусмотрено начисление повышенного на 50 процентов штрафа в случае повторного (в течение 1095 дней) определения контролирующим органом суммы налогового обязательства или уменьшения суммы бюджетного возмещения.

При применении рассматриваемой нормы следует учитывать, что такая повторность может быть применена только к отношениям, имевшим место во время действия этой нормы, т.е.с 1 января 2011 года. Случаи определения налоговых обязательств, осуществленные до указанной даты, во внимание приниматься не должны.

Также не должны приниматься во внимание повторные определения налоговых обязательств, которые были осуществлены хотя и после 1 января 2011 года, но за противоправные деяния, которые имели место до 1 января 2011 года, т.е. до вступления в силу Налогового кодекса.

Таким образом, ответственность по пункту 123.1 Налогового кодекса может иметь место только в случае повторного определения контролирующими органами налоговых обязательств, если и первое, и последующие начисления произошли после 1 января 2011 года и при условии, если все деяния, которые были основанием для начислений, совершены налогоплательщиком после 1 января 2011 года.

 06.12.2011 года Постановлением № 1234 от 23 ноября 2011 г. Кабмин изложил в новой редакции Порядок предоставления дотаций работодателю на создание рабочих мест для инвалидов.

В соответствии с новым порядком расширен круг субъектов, которым дотации получить не удастся. В частности, в их число попали работодатели, в отношении которых за последние три месяца применены финансовые санкции в связи с наличием задолженности по уплате налогов и сборов, единого взноса, либо административно-хозяйственные санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Дотацию не смогут получить также работодатели, которые в течение последнего года сократили численность работающих инвалидов более чем на 10 процентов.

Несколько изменился и перечень документов, которые необходимо подать желающим получить дотацию. Так, обязательной будет подача справки, выданной центром занятости, о том, что сокращение численности инвалидов по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный инвалид, в течение последнего года более чем на 10 процентов не производилось, а также справку органов налоговой службы об отсутствии на день обращения задолженности по уплате налогов и сборов

Со вступлением в силу новой редакции Порядка, документы для получения дотации будут подаваться не в центр занятости, а в территориальное отделение Фонда социальной защиты инвалидов. Вопрос о дотировании, вероятно, будет рассматриваться быстрее, т.к. отсутствует стадия изучения документов центром занятости.

Порядком предусмотрены новые критерии для исчисления граничных размеров дотации, а также установлен срок возвращения дотации в случае досрочного прекращения трудового договора.

Новая редакция документа вступит в силу со дня официального опубликования.

 06.12.2011 года Приказом Минрегиона № 244 от 21.10.2011 г. утвержден Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно Порядку временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности (ВС) может иметь торговое, бытовое, социально-культурное или иное назначение. Оно представляет собой одноэтажное сооружение, изготовляемое из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений. Кроме того ВС обязательно устанавливается временно, без обустройства фундамента.

Процедура получения разрешения на размещение временного сооружения будет проходить в 2 этапа.

Сначала необходимо будет обратиться в исполнительный орган соответствующего совета или администрации с заявлением-запросом (произвольной формы) о возможности размещения ВС. К несу прилагается ряд документов, а именно: графические материалы с указанием желаемого места расположения ВС (выполненные заказчиком в произвольной форме) и реквизиты заказчика (наименование, Ф.И.О., адрес, контактная информация). Этот перечень, в соответствии с Порядком, является исчерпывающим.

После положительного решения о соответствии предполагаемого месторасположения ВС строительным нормам, процесс принятия которого должен занять максимум 18 дней, необходимо получить паспорт привязки ВС - основной разрешительный документ.

Для оформления паспорта привязки ВС заявителю следует обратиться в орган градостроения и архитектуры с соответствующим заявлением и проектными документами. Его оформление должно занять не более 10 дней со дня получения заявления. Для этой процедуры градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не предоставляются.

Порядок содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в оформлении паспорта: непредставление полного пакета документов и предоставление недостоверных данных.

Для размещения рядом с ВС холодильного и иного оборудования каких-либо разрешений не требуется, но при этом общая площадь, занимаемая таким оборудованием, не может превышать 25% площади ВС.

Следует отметить, что действие Порядка не распространяется на размещение ВС на землях с особым режимом использования.

Порядок вступит в силу со дня его официального опубликования, при этом документация по установке ВС, выданная до его вступления в силу, действительна до окончания ее срока действия.

Напомним, со внесением изменений в Закон "О благоустройстве населенных пунктов" отменены полномочия сельских, поселковых и городских советов в части предоставления разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения.

Часть 4 ст.28 Закона "О регулировании градостроительной деятельности" предусмотрено, что размещение временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроения и архитектуры, т.е. Минрегионом.

 06.12.2011 года Письмо 08.04.2011  ГНАУ № 166/4/24-0113

Для погашения налогового долга за счет имущества налогоплательщика, которое находится в налоговом залоге, фискальный орган должен получить разрешение суда.

В соответствии с Налоговым кодексом, право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга.

Орган налоговой службы принимает меры по погашению долга за налогоплательщика путем взыскания средств, находящихся в его собственности, а если их не хватит - путем продажи имущества налогоплательщика, пребывающего в налоговом залоге. С этой целью, согласно пункту 95.3 НК, налоговики должны обратиться в суд за получением разрешения на погашение "всей суммы" долга за счет вышеуказанного имущества.

ГНАУ понимает эту норму закона как необходимость обращаться к судебным органам "для погашення будь-якої суми податкового боргу".

 07.12.2011 года Национальный банк Украины постановлением Правления № 290 от 19.08.2011 г.

Национальный банк Украины постановлением Правления № 290 от 19.08.2011 г. внес в ряд своих нормативно-правовых актов изменения, связанные с порядком выдачи индивидуальных лицензий на:

- осуществление инвестиций за границу;

- перевод иностранной валюты за рубеж с целью приобретения облигаций внешних государственных займов Украины;

- перевод иностранной валюты за рубеж с целью оплаты валютных ценностей;

- перевод иностранной валюты за рубеж для оплаты банковских металлов и проведения отдельных валютных операций;

- использование иностранной валюты на территории Украины в качестве платежного средства;

- расчеты между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота в валюте Украины;

- размещение резидентами (ЮЛ и ФЛ) валютных ценностей на счетах за границей.

В выдаче всех указанных выше лицензий (в соответствии с Постановлением ) может быть отказано в случае получения от специальных государственных органов негативных заключений по предоставлению лицензии, которые будут содержать информацию о возможном использовании лицензии для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма или в других преступных целях.

При внесении изменений в некоторые акты в качестве упомянутых специальных органов указаны Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД и Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ.

 

07.12.2011 года Решением ГКЦБФР №1181 от 30.08.2011 г.  утвержден Порядок увеличения (уменьшения) уставного капитала публичного или частного акционерного общества.

Новый Порядок снимает ряд противоречий между Законом "Об акционерных обществах" и пока действующим Положением о порядке увеличения (уменьшения) размера уставного капитала АО, утвержденным решением ГКЦБФР № 387 от 22.02.2007 г.

Так, процедура реализации преимущественного права акционеров на приобретение акций в новом Порядке приведена в соответствие с нормами указанного закона, согласно которым, она осуществляется до начала размещения акций, а не во время него, как это предусмотрено действующим Положением.

Утверждение рыночной стоимости акций наблюдательным советом или общим собранием акционеров, если создание совета не предусмотрено уставом, согласно Порядку, является первым этапом увеличения уставного капитала АО. Это положение Порядка соответствует требованию ст.22 Закона "Об акционерных обществах" осуществлять размещение акций по цене не ниже ее рыночной стоимости. Ранее необходимость проводить оценку Положением не предусматривалась.

Интересно, что реинвестиция дивидендов, согласно новому Порядку, не входит в число источников увеличения уставного капитала. В то же время перечень источников расширен. Новым источником назван дополнительный капитал или его часть. Однако такой источник не смогут использовать банки и небанковские финансовые учреждениям.

Порядком устанавливаются особенности увеличения (уменьшения) уставного капитала акционерного общества с единственным акционером, а также АО с особенностями управления, где функции общего собрания исполняются другим лицом в соответствии с законодательством.

Решение вступит в силу со дня его официального опубликования. Одновременно с этим утратят силу Положение о порядке увеличения (уменьшения) размера уставного капитала акционерного общества, а также Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерного общества при увеличении уставного фонда в связи с индексацией основных фондов.

 07.12.2011 года

Как сообщает официальный сайт Президента, Глава государства подписал принятый парламентом 15.11.2011 г. Закон "О внесении изменения в статью 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".

В соответствии с Законом деятельность в сфере интеллектуальной собственности из перечня (предусмотренного упомянутой статьей) видов хоздеятельности, подлежащих лицензированию, изымается.

Действующее законодательство относит эту деятельность к числу подлежащих лицензированию в соответствии со специальными законами.

Закон вступит в силу со дня его опубликования.

 

 Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники:       

HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

http://PROFIWINS.COM.ua/

 http://nibu.factor.ua/ukr/news

 

Юридическая фирма FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%