пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 17.09.2014

17 сентября 2014 года

Выпуск № 186

Особые порядки в отдельных районах

16.09.2014 г. на закрытом заседании народные депутаты 277 голосами приняли Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Предполагается, что перечень таких районов будет в дальнейшем определен решением руководителя Антитеррористического центра при СБУ. Новизна  данного закона заключается в том, что впервые отдельным территориям Украины предоставляется некоторая временная (на 3 года) автономия местного самоуправления. Взаимоотношения с центральными органами власти в таком случае строятся на основе договоров, а не в командно-приказном режиме. Местным органам власти передаются некоторые полномочия в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Внеочередные местные выборы депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских председателей в отдельных районах Донецкой и Луганской областей запланированы на 7 декабря 2014 года. Органы местного самоуправления, которые будут выбраны на внеочередных выборах, нельзя будет досрочно распустить.

Установлен также порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов с участием органов местного самоуправления, но сама форма такого участия не конкретизирована.  

Принятый закон, среди прочего, декларирует действие законодательства Украины на территории отдельных районов, гарантирует амнистию и запрещает преследование и дискриминацию лиц, причастных к событиям в Донецкой и Луганской областях.

Кроме того, гарантируется свободное развитие русского и любых других языков, чем принятый закон, по сути, дублирует Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» и содержание частей 3 и 4 ст. 10 Конституции Украины.

В целом, принятый закон содержит набор деклараций, часть из которых лишь констатирует действие принятых ранее нормативно-правовых актов, а другая часть оставляет гораздо больше вопросов, чем ответов, относительно возможностей их реализации. Ряд положений закона вызывают сомнения относительно их соответствия Конституции Украины.

Данный Закон, в случае его подписания Президентом, вступит в силу с момента опубликования.  Предметно же говорить о положениях этого нормативно-правового акта целесообразно лишь после его официальной публикации.

Амнистия для участников событий на Донбассе

Еще одним результатом закрытого заседания ВРУ от 16.09.2014 года стало принятие Закона о недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей.

Официальный текст принятого Закона не опубликован. Но законопроектом, который был взят за основу, предусматривалось освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших в период с 22 февраля 2014 года по день вступления в силу этим Законом на территориях Донецкой, Луганской областей деяния, содержащие признаки преступлений, предусмотренных УК Украины.

Освобождаются от уголовной ответственности лица, которые в течение 1 месяца с момента вступления в силу Закона:

- освободили или не удерживают заложников,

- добровольно сдали госорганам или не хранят огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатку, военную технику,

- не занимают здания, помещения государственных органов и органов местного самоуправления,

- не принимают участия в блокировании работы органов госвласти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в Донецкой и Луганской областях, о чем подали соответствующее заявление в орган досудебного расследования, который осуществляет уголовное производство. Соответствующие уголовные производства подлежат закрытию.

Также освобождаются от админответственности лица, совершившие в указанный период на указанной территории деяния, содержащие признаки административных правонарушений, предусмотренных КоАП. Постановления о наложении админвзысканий за совершение админправонарушений, которые не были выполнены до вступления Закона в силу, исполнению не подлежат.

При этом действие Закона не распространяется на лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении особо тяжких преступлений, таких как убийство, умышленное причинение группой лиц тяжких телесных повреждений, захват в заложники несовершеннолетних, диверсия, торговля людьми, разбой, контрабанда. То есть, на основе принятого закона, прежде всего, будут освобождены от какой-либо ответственности лица, которые имели отношение к ДНР и ЛНР, но не брали в руки оружие.

Принят Закон о люстрации

На основании законопроекта № 4359а от 24.07.2014  года Верховная Рада Украины 16.09.2014 года приняла долгожданный Закон «Об очищении власти» (закон о люстрации). Проект неоднозначен, редакция Закона с учетом проголосованных на пленарном заседании правок  на данный момент отсутствует в свободном доступе. Поэтому положения принятого Закона могут отличаться от текста проекта, размещенного на официальном сайте ВРУ, о чем мы сообщим Вам дополнительно.

Люстрация по-украински будет заключаться в увольнении чиновников и/или в запрете сроком на 10 лет занимать должности в органах государственной власти  или местного самоуправления через механизм проведения проверок должностных лиц, работающих в этих органах, либо претендующих на такую работу.

Законом определены правовые и организационные основы проведения процедуры очищения власти от лиц, которые занимали высокие государственные должности во время «режима Януковича»; чиновников, которые в период с 1 декабря 2013 г. по 22 февраля 2014г. препятствовали проведению мирных акций, фабриковали протоколы, принимали неправосудные решения относительно участников Майдана; лиц, которые до 19.08.1991 года были назначены и занимали руководящие должности в Компартии СССР, УССР, иных союзных республик; сотрудничали со спецслужбами других государств; чиновников, которые совершали коррупционные правонарушения; судей, нарушивших присягу; лиц, имеющих гражданство иностранных государств; чиновников, которые не могут доказать законность источников происхождения собственных доходов и доходов своих близких.

Закон вступает в силу со дня его опубликования. Расширенный анализ Закона будет опубликован в одном из наших следующих выпусков новостей законодательства. 

Рада ратифицировала соглашение об ассоциации с Евросоюзом

Верховная Рада Украины 16.09.2014г. ратифицировала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Таким образом, Парламент подтвердил свое согласие на обязательность для Украины положений Соглашения. Документ вступит в силу в полном объёме только через месяц после того как его ратифицируют все государства-члены ЕС и ратификационные грамоты будут сданы в Генеральный секретариат Рады ЕС.

Следует отметить, что Закон о ратификации устанавливает, что до вступления в силу Соглашения об ассоциации оно применяется в порядке, предусмотренном ст. 486 Соглашения. Согласно указанной статье Соглашение может частично применятся в части, определенной ЕС.

На данный момент действует Регламент (ЄС) №374/2014 от 16.04.2014, которым установлен режим автономных торговых преференций для некоторых украинских товаров (перечень и объём которых установлен в Приложении ІІ и ІІІ к Регламенту). Также этим Регламентом предусмотрено начало сокращения или отмены в одностороннем порядке таможенных тарифов на товары, происхождением с Украины, согласно с Графиком уступок, изложенном в Приложении І-А к Соглашению об ассоциации.

Режим автономных преференций применяется только до 1 ноября 2014 года. На днях представители Евросоюза объявили о продлении срока действия этого режима до 1 декабря 2015 года, но для этого должны быть приняты соответствующие решения Европейской комиссии, Европейского Парламента и Рады Европейского Союза.

Регистрация рождения ребенка вынужденных переселенцев проводится по месту обращения

16 сентября, вступил в силу приказ Минюста от 10 сентября 2014 года № 1517/5, которым урегулированы вопросы регистрации актов гражданского состояния граждан Украины в связи с временной оккупацией и проведением антитеррористической операции.

Так, в Правилах государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине установлено, что по заявлениям граждан Украины, которые переселились с временно оккупированной территории, госрегистрация актов гражданского состояния, внесение изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и аннулирование осуществляют отделы РАГСов по месту обращения заявителя (ранее - по месту их фактического проживания, пребывания).

Валютные кредиты бизнесу больше не табу

Запрет выдачи банками кредитов в иностранной валюте юр лицам и ФЛП для использования на внутреннем рынке больше не действует. 11 сентября вступило в силу постановление Нацбанка № 557, которым из постановления № 534 исключена норма, которой уполномоченным банкам не разрешалось предоставлять кредиты в иностранной валюте юридическим лицам, физическим лицам-предпринимателям и постоянным представительствам юр лиц-нерезидентов с целью использования этой иностранной валюты на внутреннем рынке Украины. Валютные кредиты могли быть предоставлены исключительно для оплаты их внешнеэкономических обязательств.

В случае выявления случаев кредитования в иностранной валюте на внутренние обязательства клиентов к банкам должны были применяться жесткие меры воздействия, вплоть до отзыва генеральной лицензии на осуществление валютных операций.

Изменены условия выплаты дивидендов  

ИЗВЕСТИЯ12 сентября, вступило в силу решение НКЦБФР от 2 июля 2014 года № 854, которым внесены изменения в Положение о проведении депозитарной деятельности.
Предусмотрен порядок действий в случае, если условиями договора об обслуживании выпусков ценных бумаг между эмитентом и Центральным депозитарием установлено осуществление выплаты дивидендов в денежном эквиваленте.

Так, эмитент должен обеспечить зачисление средств, подлежащих выплате депонентам депозитарного учреждения и клиентам депозитария-корреспондента, на денежный счет Центрального депозитария в Расчетном центре. Центральный депозитарий обеспечивает их перевод на соответствующие счета депозитарных учреждений и депозитариев-корреспондентов. А депозитарные учреждения должны выплатить полученные средства своим депонентам в соответствии с условиями договоров об обслуживании / открытии счета в ценных бумагах, или в соответствии с порядком, предусмотренным в анкете счета в ценных бумагах.

Средства, зачисленные на счета Центрального депозитария, депозитарных учреждений и депозитариев-корреспондентов как дивиденды (доходы), полученные по ценным бумагам эмитентов, не являются их собственностью или доходами. Если средства не были выплачены владельцу ценных бумаг, потому что он не совершил необходимых действий для их получения, то в течение 5 рабочих дней после окончания установленного срока, вся операция дает обратный ход.

Как восстановить реестр владельцев именных ценных бумаг?

12 сентября, вступил в силу Порядок обеспечения интересов владельцев именных ценных бумаг в случае отсутствия документов системы реестра владельцев таких бумаг определенного выпуска, утвержденный решением НКЦБФР от 24 июня 2014 года № 805. Документом определяется последовательность действий по восстановлению реестра владельцев именных ценных бумаг.

В случае вступления в законную силу судебного решения об установлении факта утраты системы реестра эмитент может восстановить информацию о владельцах самостоятельно или поручить это депозитарному учреждению. Не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о восстановлении информации эмитент сообщает об этом НКЦБФР с приложением копии принятого решения; подает Центральному депозитарию запрос о предоставлении ему копий всех имеющихся документов, содержащих необходимую информацию; осуществляет публикацию о решении в одном из официальных печатных изданий; размещает такое сообщение на своем сайте и на официальном сайте Комиссии и Центрального депозитария.

Восстановление информации осуществляется путем формирования лицом, восстанавливающим реестр, или депозитарным учреждением (в зависимости от случая) списка владельцев именных ценных бумаг. Затем составляется акт об установлении перечня этих владельцев. Этот акт и перечень передаются эмитенту и являются основанием для принятия уполномоченным органом решения об обеспечении существования именных ценных бумаг выпуска в бездокументарной форме.

Расширенная отчетность для лизингодателя

16 сентября, вступило в силу распоряжение Нацкомфинуслуг от 12 августа 2014 года № 2401, которым изменения в Порядок предоставления отчетности финансовыми компаниями, доверительными обществами, а также юр лицами-субъектами хозяйствования, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но имеют определенную законами и нормативно-правовыми актами Госфинуслуг или Нацкомфинуслуг возможность предоставлять услуги по финансовому лизингу.

Изменения предусматривают новую редакцию приложения 6 к Порядку. Юридические лица - субъекты хозяйствования и финансовые компании, которые обязаны подавать отчетность в Нацкомфинуслуг, применяют новые формы отчетности (определенные редакцией приложения 6 к Порядку) начиная с I квартала 2015 года и в следующих отчетных периодах.

Утвержденная в приложении справка об объемах и количестве предоставленных финансовых услуг по договорам финансового лизинга включает отдельные разделы по информации: о стоимости активов, по которым заключены договора лизинга лизингодателем; об объеме и количестве заключенных и выполненных договоров лизинга; об источниках финансирования новых договоров лизинга. Ранее эта справка включала только значения показателей деятельности лизингодателя.

Пищевые продукты: безопасность  по-европейски.

Президент Украины подписал Закон № 1602-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов».

Цель закона - гармонизация законодательства Украины с законодательством ЕС в сфере безопасности и качества пищевых продуктов, обеспечение высокого уровня защиты здоровья людей и интересов потребителей, а также создание прозрачных условий ведения хозяйственной деятельности, повышение конкурентоспособности отечественных пищевых продуктов и уменьшение их цены.

Предусматривается уточнение терминологии, видов правонарушений и адекватности меры наказания, создание единого контролирующего органа в сфере безопасности пищевых продуктов, отмена разрешительных документов и процедур, которые отсутствуют в ЕС, внедрение европейских принципов регулирования ГМО, в частности, относительно регистрации источников ГМО, а не продуктов, произведенных из них.

Обязательная идентификация и регистрация с/х животных

15.09.2014г. Президент Украины подписал Закон № 1648-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации и регистрации животных», согласно которому вводится обязательная идентификация и регистрация всех сельскохозяйственных животных в Едином государственном реестре животных.
Таким образом, законодательство Украины приводится в соответствие с законодательством ЕС относительно безопасности мясомолочной продукции.
С целью обеспечения исполнения обязанности владельцев осуществлять идентификацию и регистрацию животных установлена ответственность за нарушение указанного Закона (однако до 1 января 2015 года ответственность к гражданам не применяется).
Стоимость работ и услуг по идентификации и регистрации животных, которые содержатся и разводятся населением, будет компенсироваться за счет государственного бюджета. Также предусмотрена возможность такой компенсации стоимости третьими лицами.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.nibu.factor.ua

www.profiwins.com.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%