пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 18.04.2012

18 АПРЕЛЯ 2012 г.

Выпуск № 65

 

ПРИНЯТЫ

11.04.2012 г. Минфин утвердил новый порядок применения таможенного режима отказа в пользу государства.

Минфин своим приказом от 5 апреля 2012 года № 498/20811 утвердил Порядок применения таможенного режима отказа в пользу государства к товарам, перемещаемым через таможенную границу Украины, и формы заявления об отказе в пользу государства.

Речь идет о товарах, которые находятся под таможенным контролем и от которых собственник отказался в пользу государства без каких-либо условий в свою пользу.

Для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров в таком режиме, их собственник должен доставить эти товары на склад таможенного органа в течении трех суток со дня получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим отказа в пользу государства .

К приказу прилагается форма заявления собственника «об отказе в пользу государства».

 

13.04.2012 г. Принят новый Уголовно-процессуальный кодекс.

В ночь с четверга на пятницу, в 4 часа 13 минут, парламент принял во втором чтении и в целом (на базе проекта № 9700) новый Уголовный процессуальный кодекс. По официальным данным «за» проголосовал 271 народный депутат. Однако, как отмечают СМИ, в зале в момент голосования находилось значительно меньше народных избранников, по некоторым данным - всего около 50 человек. Оппозиция демонстративно покинула зал заседаний еще до полуночи, не желая принимать участия в его принятии.

Всего депутаты потратили на слушание проекта нового УПК во втором чтении три парламентских дня. Ко второму чтению было внесено 3 тысячи 755 поправок. Подавляющее большинство из них не были поддержаны сессионным залом. Всего было проголосовано во втором чтении 614 статей, в которые предлагалось внести изменения.

При принятии текст самого нового УПК и текст изменений к иным законам в связи с его принятием были разделены и принимались как два отдельных закона.

Новый УПК кардинальным образом отличается от ныне действующего. В нем отсутствует институт возбуждения уголовного дела - расследование начинается с момента регистрации заявления о преступлении в соответствующем реестре. Отсутствие формального открытия (начала) уголовного дела сделает невозможным обжалование возбуждения дела (сейчас эта возможность имеется). С момента регистрации заявления о преступлении лицо, подавшее заявление, получает права потерпевшего.

Один и тот же прокурор будет «сопровождать» уголовные дела все время в течение их расследования и после, при рассмотрении их судом. Он лишается права на арест имущества, самостоятельное избрание любой меры пресечения, не сможет разрешать проведение обыска в нежилых помещениях, изъятие вещей, не сможет отстранять от должности.

Очень важные изменения предусматривает новый УПК в сфере доказательств. Для суда иметь доказательственное значение будут только те показания, которые предоставлены непосредственно суду (а не следователю при расследовании дела).

Не найти в новом УПК института дополнительного расследования. Суд, рассматривающий дело, обязан будет вынести либо обвинительный, либо оправдательный приговор.

Абсолютным новшеством является введение институтов следственного судьи, уголовно-процессуальных соглашений (между обвиняемым и потерпевшим, а также между обвинением и защитой) и суда присяжных заседателей. В новом УПК закреплена континентальная модель суда присяжных - он будет состоять как из собственно присяжных, так и из профессиональных судей. Суд присяжных будет рассматривать дела по преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы.

Однако такая модель института присяжных была раскритикована в парламенте еще при обсуждении нового УПК. Как подметили выступающие, она очень сильно напоминает институт народных заседателей, существовавший в советские времена, с его возможностью влияния профессиональных судей на остальных членов суда.

Сильной критике при обсуждении подверглось вытеснение неадвокатов («специалистов в сфере права») и родственников обвиняемого из расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. По новому УПК защитниками в уголовных делах могут выступать только адвокаты, внесенные в специальный реестр. Родственники к защите привлекаться не будут в принципе. Поправки, предоставляющие родственникам права защитников, во втором чтении депутатами учтены не были. Такое положение вещей нарушает гарантированную статьей 63 Конституции «прямую защиту» - право на защиту не именно адвокатами, а на защиту как таковую вообще с возможностью лично выбирать защитника.

Раскритикован в процессе принятия закона и статус прокурора в новом УПК. Фактический процессуальный надзор прокурора за следствием несовместим с принятием впоследствии этим же прокурором решения об утверждении обвинительного акта. Отвечая за качество следствия, прокурор, естественно, не будет оценивать свою работу плохо и отказывать в подписании акта. Более широкие полномочия прокурора в процессуальном надзоре сужают процессуальную свободу следователя (если не сводят ее на нет), которому грозит уголовная ответственность за невыполнение прокурорских указаний.

Подвергалась сомнениям при обсуждении УПК целесообразность рассмотрения всех уголовных дел судами только первой инстанции.

Оценка нового Уголовного процессуального кодекса в обществе, в том числе в юридической среде, неоднозначна. Одни отмечают его положительные моменты и считают, что любой новый УПК однозначно лучше действующего, вторые отмечают, что новый УПК фактически не содержит ни одной работающей отдельной процедуры, а это обернется большими проблемами при его применении на практике. Искривление процедур всегда работает в пользу более сильного, то есть - в пользу власти, осуществляющей уголовное преследование, и добиться соблюдения прав человека при применении уголовно-процессуальной процедуры в таких условиях будет очень сложно.

 

18.04.2012 г. Кабмин снизил стоимость некоторых услуг ГАИ и миграционной службы.

Согласно постановлению № 292 от 11 апреля 2012 года, Кабинет Министров лишил МВД права устанавливать 25%-ю надбавку к определенным производителями ценам на изготовление продукции, которая реализуется Государственной автомобильной инспекцией.

Также из перечня платных услуг, которые предоставляет МВД и Государственная миграционная служба, исключена 25%-я надбавка от стоимости бланков проездного документа ребенка, свидетельства на постоянное или временное проживание иностранных граждан и паспорта гражданина Украины для выезда за рубеж.

   

ВСТУПИЛИ В СИЛУ

 11.04.2012 г. Вступило в силу постановление КМУ о размере единовременной помощи сиротам и лишенным родительского попечения.

С 11 апреля 2012 года, действует постановление КМУ № 269 от 05 апреля.2012 года.

Постановлением внесены изменения в правительственное постановление «Об утверждении Порядка предоставления единовременной помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, после достижения 18-летнего возраста».

В 2012 году единовременная помощь детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, будет составлять 1810 гривен.

Единовременная помощь выплачивается детям по достижении ими 18 лет. Выплата помощи производится в денежной форме (наличными), выплачивают ее районные (городские) отделения (управления) образования на основании заявления и паспорта получателя помощи.

В случае неполучения по каким-либо причинам помощи сразу же по достижении совершеннолетия, она может быть выплачена в течение трех последующих лет.

Размер единовременной помощи ежегодно устанавливается Кабинетом Министров.

 

            11.04.2012 г.  Вступил в силу закон, разрешающий чиновникам оставаться на службе по достижении ими 65 лет

С 11.04.2012 г. действует принятый парламентом 15 марта 2012 года Закон "О внесении изменения в статью 23 Закона Украины «О государственной службе».

Законом предусмотрена возможность продления государственным служащим, отнесенным к первой категории, срока пребывания на государственной службе свыше предельного срока, установленного законом. Таким образом, чиновники этой категории смогут по желанию занимать должности госслужащих и после достижения ими 65 лет.

Продление срока пребывания на госслужбе осуществляется по решению госоргана или должностного лица, назначивших чиновника на должность госслужащего. При этом в качестве оснований для продления указаны «потребности службы».

Согласно Закону, к первой категории госслужащих относятся: первые заместители министров, руководители центральных органов исполнительной власти, не являющиеся членами правительства, их первые заместители и члены государственных коллегиальных органов, постоянные представители Президента в АР Крым, председатели областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, руководители Администрации Президента (и их заместители), руководители Аппарата Верховной Рады (и их заместители).

 

12.04.2012 г. Вступили в силу изменения в порядке выдачи водительского удостоверения

С 12.04.2012 г. действует постановление КМУ № 284 от 28.03.2012 г. , которым внесены изменения в Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Отныне не надо будет предоставлять справку о «нелишении лица права на управление транспортным средством» для обмена водительского удостоверения.

Также не надо будет сдавать теоретический и практический экзамен для получения временного (на 2 месяца) талона в процессе выдачи дубликата водительского удостоверения.

 

12.04.2012 г. Налоговики описали, какие затраты не включаются в налогооблагаемый доход адвокатов.

Налоговая в своем письме от 03.04.2012 г. № 9779/7/17-1217 решила высказать мнение по поводу расходов, которые учитываются при налогообложении доходов лиц, осуществляющих независимую адвокатскую деятельность.

ГНC не сообщает ничего нового, определив налогооблагаемым доходом адвоката совокупный чистый доход, т.е. разницу между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления деятельности.

В письме подчеркивается, что в состав расходов адвоката включаются только документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с осуществлением профессиональной адвокатской деятельности и определенные соглашением. В частности, это оплата работы специалистов, чьи заключения запрашиваются адвокатом, транспортные расходы, оплата печатных, копировальных и других технических работ, перевода и нотариального удостоверения документов, телефонных разговоров и т.п.

 

13.04.2012 г. Вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно вопросов выдачи лицензий).

Теперь предпринимателям к заявлению о получении лицензии не нужно прилагать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (ЕГР).

Законом закреплена также обязанность специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации обеспечить на своем официальном сайте свободный доступ к сведениям из ЕГР.

Этот же орган обязан утвердить перечень таких сведений. В перечень должны включаться сведения, необходимые для выдачи документов разрешительного характера и лицензий, в частности, о наличии в ЕГР записи о государственной регистрации прекращения зарегистрированного лица или о пребывании зарегистрированного лица в состоянии прекращения.

Также должна быть обеспечена возможность поиска всех зарегистрированных лиц по идентификационному коду, номеру учетной карточки налогоплательщика, серии и номеру паспорта (для лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика).

 

18.04.2012 г. Вступила в силу новая инструкция Минюста по принудительному исполнению решений.

Вступил в силу приказ Министерства юстиции от 02.04.2012 г. № 512/5, которым утверждена новая Инструкция по организации принудительного исполнения решений.

С вступлением в силу Инструкции утратил силу ряд документов Минюста, которые касаются исполнительного производства, в частности Инструкция о проведении исполнительных действий, утвержденная приказом Министерства юстиции от 15.12.1999 г. № 74/5.

В новой Инструкции перечислены органы исполнительной службы, изложены требования к документам, которые составляет госисполнитель (актам, постановлениям, требованиям). Отдельно выделены требования к исполнительному документу, его реквизитам.

Определен порядок обращения взыскания на имущество, заработную плату. Выделена процедура ограничения в праве выезда должника - физического лица или руководителя должника - юридического лица за пределы Украины до выполнения обязательств по решению суда.

Отдельной главой Минюст выделил в Инструкции условия создания исполнительных групп - групп, в состав которых входят исполнители одного или нескольких органов ГИС и которые создаются при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решений. Ранее порядок создания и функционирования исполнительных групп регулировался отдельной инструкцией, которая теперь также утрачивает силу.

 

18.04.2012г. КСУ признал право заключенных лично участвовать в судебных заседаниях по гражданским делам.

КСУ считает, что положения ст. 24 Конституции Украины относительно равенства граждан в конституционных правах, свободах и перед законом во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 55; п. 2 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины следует понимать так, что каждый имеет равные права на защиту прав и свобод в судебном порядке и на участие в рассмотрении своего дела.

То есть гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства, имеет гарантированные государством равные права на защиту прав и свобод в судебном порядке и на участие в рассмотрении своего дела в определенном процессуальным законом порядке в судах всех юрисдикций, специализаций и инстанций. Это касается и лица, осужденного и отбывающего уголовное наказание в учреждениях исполнения наказаний.

В решении КСУ говорится, что такое участие осужденного как стороны в рассмотрении дела в судах всех юрисдикций, специализаций и инстанций должно обеспечиваться соответствующим процессуальным законом. Решение о порядке участия осужденного как стороны в рассмотрении дела обязан принимать суд в порядке и на условиях определенных процессуальным законом.

Отметим, что на сегодня Гражданский процессуальный кодекс не устанавливает порядок, согласно которому заключенные могут быть доставлены в суд для участия в гражданском процессе.

 

ПОДПИСАНЫ

12.04.2012 г. Президент подписал закон об особенностях продажи пакетов акций банков с участием государства.

Как сообщает официальный веб-сайт Главы государства, Президент подписал принятый парламентом (на основании законопроекта № 9362) 15 марта 2012 года Закон «Об особенностях продажи пакетов акций, принадлежащих государству в уставном капитале банков, в капитализации которых участвовало государство».

Законом регулируются принципы продажи банков, определяются объекты и субъекты продажи, другие участники этого процесса, порядок и способ продажи банков, раскрывается содержание и особенности отдельных этапов продажи, а также регулируются финансовые и договорные отношения этого процесса.

Одной из основных особенностей продажи банков, является недопущение к участию в ней лиц, которые на время капитализации банков государством "володіли істотною участю" в этих банках. Это связано с тем, что действия или бездействие таких лиц повлекли существенное ухудшение финансового состояния банков и угрозу банкротства и, как следствие, необходимость направления государством значительных средств на капитализацию таких банков в целях защиты интересов их вкладчиков и других кредиторов.

Также одним из принципов продажи банков в соответствии с Законом, является применение открытого и конкурентного способа продажи пакетов акций банков, что должно позволить достичь высокой цены их продажи.

Закон предусматривает, что порядок проведения конкурса с элементами аукциона определяется Кабинетом Министров Украины.

 

12.04.2012 г. Янукович подписал закон, разрешающий ветеринарам использовать в своей практике наркотические вещества.

Закон предоставляет физическим лицам-предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление медицинской и ветеринарной практики, право осуществлять деятельность по приобретению, перевозке, хранению, отпуску, использованию и уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Использовать предусмотренные в законе наркотические вещества в своей лечебной практике такие лица смогут при условии получения лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

До принятия вышеуказанного Закона получать такие лицензии (соответственно, и осуществлять такую деятельность) могли только юридические лица, в руководстве которых имелись специалисты с профессиональной подготовкой, отвечающей виду деятельности, на который выдается лицензия.

Закон был принят парламентом с учетом предложений Президента 22 марта 2012 года на базе законопроекта № 9021. Он вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Правительством 29.02.2012 г. было принято постановление, приостанавливающее действие некоторых положений постановления Кабинета Министров Украины от 5 января 2011 г. № 4. В результате субъекты хозяйствования, в частности физические лица, осуществляющие медицинскую и ветеринарную практику, получили возможность использовать в работе наркотические и психотропные вещества (в том числе кетамин), необходимые для проведения лечения, без получения лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с 1 марта 2012 года и до дня вступления в силу соответствующего закона, предусматривающего возможность получение ими лицензии.

 

12.12.2012 г. Подписан закон, расширяющий возможности обжалования гражданских дел.

Президент подписал, как сообщает его официальный веб-сайт, принятый Верховной Радой 22 марта 2012 года (на базе и законопроекта № 8411) Закон № 4566-VI «О внесении изменений в статьи 361 и 362 Гражданского процессуального кодекса Украины относительно оснований пересмотра решения или определения суда».

В соответствии с Законом Гражданский процессуальный кодекс дополнен еще одним основанием для пересмотра решения, определения суда или судебного приказа по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким дополнительным основанием стала установленная вступившим в силу приговором суда вина судьи в совершении преступления, приведшего к вынесению незаконного или необоснованного решения.

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

 

13.04.2012 г. Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства подписан Президентом.

Президент подписал Закон № 4618-VI «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине», принятый парламентом с учетом предложений Главы государства, на базе законопроекта № 9202 22 марта 2012 года.

Законом провозглашаются основные направления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, среди которых, к примеру, усовершенствование порядка ведения налогового и статистического учета, упрощенная система налогообложения (отвечающая, тем не менее, критериям налогового законодательства) для этих субъектов, а также финансовая поддержка. Документ устанавливает новую классификацию субъектов хозяйствования в зависимости от их годового дохода. Впервые среди субъектов хозяйствования выделены субъекты микропредпринимательства.

Закон был первоначально принят депутатами 12 января 2012 года, однако ветирован Президентом. По мнению Главы государства, норма Закона, предусматривающая создание консультативных или других вспомогательных органов по развитию малого и среднего предпринимательства при органах исполнительной власти, противоречила законодательству. На его взгляд, основное противоречие заключалось в том, что создание таких консультационных органов является обязательным независимо от того, относится ли развитие предпринимательства к компетенции того или иного органа исполнительной власти или нет.

Также несправедливой показалась Президенту норма, отводящая Кабинету Министров трехмесячный срок (после принятия Госбюджета) для создания программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Предложенный им (и принятый парламентом) вариант предусматривает, что «государственные программы поддержки утверждаются Кабинетом Министров Украины в установленном законом порядке».

 

Разъяснения и комментарии

 12.04.2012г. ВАСУ разъяснил порядок исчисления срока обращения налоговой в суд за взысканием налогового долга

Орган ГНС, согласно части 1 статьи 183-3 КАС, может обратиться в суд за взысканием средств в течение 24 часов с момента установления обстоятельств, обуславливающий обращение в суд. Представление должно быть письменным, содержать, в том числе, основания обращения, все изложенные в представлении органа ГНС обстоятельства должны подтверждаться доказательствами.

Одним из подтвержденных обстоятельств при обращении в суд должно быть отправление плательщику налогового требования (поскольку пунктом 95.2 НК установлено, что взыскание средств с плательщика не может проводиться ранее, чем через 60 дней после отправления ему соответствующего требования). Причем, следуя букве закона, следует отметить, что значение имеет именно факт отправления, но не получения плательщиком налогового требования. Последнее является отдельным действием, не влияющим на исчисление 60-дневного срока.

Отправление налогового требования осуществляется в том же порядке, что и отправление налогового уведомления-решения, то есть - оно должно либо вручаться непосредственно под расписку, либо посылаться письмом с уведомлением о вручении.

ВАСУ подчеркивает, что два указанных способа отправления равнозначны, и из нормы закона вовсе не следует, что одно из них (в частности, вручение под расписку) должно предшествовать другому.

Для подтверждения факта отправления письма с уведомлением о вручении достаточно подтвердить передачу налоговым органом соответствующей корреспонденции на почту.

Таким образом, при использовании почтового способа информирования плательщика о наличии у него налогового долга, право на внесение в суд органами ГНС представления о взыскании налогового долга возникает на следующий день после окончания 60-дневного срока со дня отправления плательщику налогов налогового требования заказным письмом с уведомлением о вручении, независимо от даты фактического получения этого письма.

 

12.04.2012 г. Гостаможслужба утвердила сроки таможенного контроля по ГТД.

Таможенная служба Украины своим приказом № 205 утвердила методические рекомендации о сроках таможенного контроля и оформления товаров по грузовой таможенной декларации.

Таким способом Гостаможслужба рассчитывает ускорить товарооборот через таможенную границу и избежать необоснованных задержек таможенного контроля и оформления товаров.

Рекомендуемый срок таможенного контроля и оформления товаров по ГТД, в которой заявлено не более 10 товарных подкатегорий, составляет 4 рабочих часа с момента его принятия к таможенному оформлению. Проведения таможенного досмотра товаров рекомендуется не затягивать более 2-х рабочих часов. При этом в рекомендациях перечислены случаи-исключения из правил.

Приказ вступил в силу и действует с 5 апреля 2012 года.

 

13.04.2012 г. ГНС: что входит в расходы частного нотариуса

Государственная налоговая служба письмом № 4549/5/17-1216 разъяснила, что относится к перечню расходов частного нотариуса.

Во-первых, ГНС отметила, что только в случае «получения в органах налоговой службы справки о взятии частного нотариуса на учет» облагаемым доходом для него будет являться совокупный чистый доход, то есть разница между доходами и документально подтвержденными расходами, необходимыми для деятельности.

В противном случае объектом налогообложения будут только доходы от деятельности без учета расходов.

Подчеркнем, что речь в письме идет даже не о регистрации в органах ГНС, постановке там на учет, а именно о получении справки об этом.

Во-вторых, для определения того, какие именно расходы нотариуса относятся к расходам, связанным с профессиональной деятельностью (и учитываемым как таковые при исчислении облагаемого налогом дохода), ГНС посоветовала пользоваться перечнем, приведенным в письме Минюста № 31-35/20 от 02.02.2006 г.

К таким расходам, в частности, по мнению ГНС, относятся:

- пользование помещением (арендная плата, платежи за коммунальные услуги и т.п.);

- пользование телефонной связью;

- получение специальных бланков нотариальных документов, книг учета и реестров;

- изготовление печатей и штампов, их замена;

- заключение договора служебного страхования или внесение страхового залога;

- приобретение канцелярских принадлежностей;

- оплата информационно-технических услуг по пользованию госреестрами;

- модернизация и обслуживание компьютерной и копировальной техники, приобретение картриджей;

- оплата труда наемных работников;

- уплата взносов в Пенсионный фонд, в том числе и пользу наемных работников, и в фонды общеобязательного социального страхования;

- приобретение официальных изданий, рекомендованных Минюстом;

- прохождение обучения на курсах по повышению квалификации;

- использование электронной базы законодательства.

 

7.04.2013 г. НБУ: на кого можно возложить обязанности кассира.

Национальный банк Украины в письме № 11-117/708-1645 разъяснил некоторые вопросы оформления кассовых операций.

В частности, НБУ полагает, что на предприятии, имеющем одного кассира, возможна временная замена последнего на иного работника по письменному приказу руководителя. С таким работником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности на время исполнения им обязанностей кассира.

Если должность кассира не предусмотрена на предприятии вообще (штатным расписанием), то по письменному распоряжению руководителя исполнение обязанностей кассира возлагается на бухгалтера или иного работника (с ним также заключается договор о полной матответственности). Причем такие обязанности могут возлагаться даже на бухгалтера, привлеченного на договорных началах.

Как в случаях с временной заменой, так и в случаях с отсутствием должности кассира подпись руководителя предприятия на расходных кассовых документах обязательна. При наличии бухгалтера и кассира руководитель не может подписывать кассовые документы единолично.

Напротив, при отсутствии на предприятии иных работников, кассовые документы должны подписываться именно руководителем, единолично.

 

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

 

Использованные источники:           

HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

http://PROFIWINS.COM.ua/

http://nibu.factor.ua/ukr/news

 

Юридическая фирма FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%