пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 21.03.2012

21 МАРТА 2012 г.

Выпуск № 61

 

 

ВСТУПИЛИ В СИЛУ

 

           20.03.2012 – вступил в силу приказ Минфина № 1718 от 26.12.2011 г. об утверждении Порядка осуществления контроля за доставкой к таможне назначения товаров, перемещаемых транзитом через территорию Украины на условиях Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки.

           Установлены новые правила таможенного контроля за транзитными товарами. Действие Порядка не будет распространятся на товары, к которым обязательно применяются меры гарантирования доставки, если сумма таможенных платежей, которая подлежала бы уплате при выпуске этих товаров в свободное обращение, превышает сумму, эквивалентную 60000 евро в гривнах по курсу НБУ на день представления книжки МДП к оформлению. По действовавшему ранее Порядку эта сумма составляла 50000 долларов США.

 

           16.03.2012 - вступил в силу приказ Минфина от 27.12.2011 г. № 1740, которым утвержден новый Порядок принятия предварительных решений о классификации и кодировке товаров в соответствии с УКТВЭД.

           Новый Порядок немногим отличается от ранее действующего. Изменения коснулись сроков принятия предварительного решения. Общий срок остался прежним - 30 дней, а вот продлить его смогут только на 15 дней, в отличие от возможного ранее продления до 60 дней. Также установлены четкие сроки выдачи дубликата предварительного решения, которые раньше не были предусмотрены. Так, выдача дубликата должна осуществляться в течение 10 дней с даты подачи соответствующего заявления на основании сведений, хранящихся в делах структурного подразделения или уполномоченного таможенного органа, выдавшего решение. Кроме того, Порядок содержит новое основание для отзыва предварительного решения. Таким основанием является его принятие "на основании недостоверной информации".

Со вступлением в силу приказа утратил силу действующий приказ Гостаможслужбы по этому вопросу.

 

            16.03.12 –  вступил в силу Приказ  Минздрава от 03.02.2012 г. № 78. кеоторым утвержден новый Перечень лекарственных средств, разрешенных для применения в Украине, отпускаемых без рецептов из аптек и их структурных подразделений.

            Новый Перечень предусматривает большее количество лекарственных средств, которые могут отпускаться без рецепта. В частности он содержит 3755 наименований, что на 25 позиций больше, чем в действующем.

Перечень содержит лекарственные средства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств Украины по состоянию на 01.12.2011 г.

 

ПРИНЯТЫ:

 

            15.03.12 - парламент принял Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предоставления социальных услуг", которым изменяется понятийный аппарат Закона "О социальных услугах" и расширяется число субъектов, предоставляющих социальные услуги.

            Понятие социальных услуг в целом не меняется, делается лишь акцент на том, что это комплекс мер для отдельных целевых социальных групп. А вот определение субъекта, предоставляющего услуги, изменено. В нем четко указано, что такими субъектами могут быть предприятия, учреждения, организации и учреждения независимо от формы собственности и хозяйствования, физические лица - предприниматели, которые отвечают критериям деятельности субъектов, предоставляющих социальные услуги, а также физические лица (волонтеры).

На сегодняшний день соцуслуги могут оказываться только государственными и коммунальными специализированными предприятиями, учреждениями и заведениями социального обслуживания, подчиненными центральным, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, не имеющими целью получение прибыли, и физическими лицами.

Юридические лица будут действовать на основании уставных документов, а ФЛП-на основании гражданско-правовых договоров.

В законодательном порядке будут устанавливаться государственные стандарты социальных услуг - перечень, виды, объемы и требования к качеству социальных услуг (для лиц, попавших в сложные жизненные обстоятельства).

 

ПОДПИСАНЫ ПРЕЗИДЕНТОМ:

 

          19.03.12 - Закон "О системе гарантирования вкладов физических лиц",согласно которому банковской тайной является принятие НБУ решения об отнесении банков к категории проблемных.

          Согласно Закону функции по обязательному гарантированию вкладов физических лиц и выведению неплатежеспособных банков с рынка будет осуществлять Фонд гарантирования вкладов физических лиц, подотчетный КМУ и НБУ. Участниками Фонда, уплачивающими сборы, в обязательном порядке будут все банки.

К компетенции Фонда отнесено также нормативное регулирование системы гарантирования вкладов - принятие обязательных для исполнения всеми банками (а также юр- и физлицами) актов. Фонд будет осуществлять и контроль выполнения банками обязательств по участию в системе гарантирования вкладов, проверяя, в том числе, полноту и достоверность ведения базы данных о вкладчиках.

Выведение банка с рынка и назначение временной администрации, согласно Закону, Фонд может начать только после принятия НБУ решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных.

Такое отнесение, в свою очередь, возможно в случаях:

- не приведения банком своей деятельности в соответствие с законодательством в течение 180 дней после признания его проблемным (для этого признания достаточно одного из 5 критериев, указанных в Законе, кроме того, НБУ имеет право отнести банк к проблемным и по другим основаниям, установленным нормативными актами самого НБУ). Отнесение банка к проблемным, как уже было сказано, является банковской тайной;

- снижения размера регулятивного капитала или норматива адекватности регулятивного капитала до одной трети от минимального уровня, установленного законом или нормативно-правовыми актами НБУ;

- невыполнения банком в течение 10 дней подряд 10 и более процентов своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами.

Ликвидировать банк сможет только НБУ.

 

           16.03.12 - Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель".

           Указанным Законом вносятся изменения в ряд нормативно-правовых актов, в частности, в КоАП, Закон "О государственном контроле за использованием и охраной земель" и иные законы, которые касаются смены органа, уполномоченного рассматривать дела о правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в сфере использования и охраны земель.

Такие новшества обусловлены необходимостью приведения законодательства в соответствие с Указами Президента от 09.12.2010 г. № 1085/2010 и от 13.04.2011 г. № 459/2011, которыми полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, ранее осуществлявшиеся Госземинспекцией, были переданы в ведение Госсельхозинспекции.

 

          16.03.12 -  Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования инвестиционной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства".

         В соответствии с Законом, субъекты хозяйствования в сфере централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода будут обязаны открывать специальные счета для проведения расчетов по инвестиционным программам.

На эти счета субъекты хозяйствования будут перечислять средства в объеме, предусмотренном в составе тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Расходоваться с таких счетов средства будут исключительно на инвестиционных программы.

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ДРУГОЕ:

    

            16.03.12 – В письме № 1289/Чн МВД дало разъяснения относительно законодательных норм, регулирующих порядок проведения проверок Государственной службой по борьбе с экономической преступностью (ГСБЭП).

            Министерство подчеркнуло, что подразделения ГСБЭП не выполняют функцию государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности и не проводят плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования, т.к. в соответствии с Законом "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" у них отсутствуют такие полномочия.

В то же время в письме подчеркивается, что на милицию возложены обязанности выявлять, прекращать, раскрывать преступления и предупреждать их, применять с этой целью оперативно-розыскные и профилактические мероприятия. В связи с этим милиция осуществляет проверку сведений о совершении преступлений, в т.ч. экономических, и других правонарушений или подготовке к их совершению.

Госорган также рассмотрел вопрос о том, обязаны ли работники ГСБЭП в ходе проверок руководствоваться правилом, согласно которому не должен нарушаться нормальный режим работы субъекта хозяйствования. В частности, он указал, что при получении сведений о совершении хозяйственных, должностных и других преступлений в сфере экономики или подготовке к их совершению ГСБЭП обязана осуществить проверку указанной информации, при чем нормативно правовыми актами, регулирующими ее деятельность, требования или правила о недопущении нарушения нормального режима работы проверяемого субъекта хозяйствования не предусмотрены.

 

             Письмом от 15.02.2012 г. № 2713/6/15-1215 ГНС разъяснила особенности налогообложения и учета операций по возврату объекта лизинга.

             Госорган подчеркнул, что налогоплательщик - арендатор, который возвращает объект финансового лизинга арендодателю без приобретения такого объекта в собственность, должен прекратить начисление амортизации на такой объект, начиная с месяца, следующего за месяцем выведения объекта лизинга из эксплуатации, и отобразить в учете сделку по продаже такого объекта по цене, которая определяется на уровне суммы лизинговых платежей (в части компенсации стоимости объекта финансового лизинга), которые не уплачены на дату возврата.

Полученный налогоплательщиком - арендодателем объект лизинга, в зависимости от дальнейшего использования, может быть признан объектом основных средств, стоимость которого амортизируется, или приобретенным для дальнейшей продажи товаром, стоимость которого может быть учтена в себестоимости приобретенного и реализованного товара в соответствии с нормами п. 138.4 ст. 138 Налогового кодекса.

Согласно п. 153.7 ст. 153 НК, в случае, если в будущих налоговых периодах арендатор возвращает объект финансового лизинга арендодателю без приобретения этого объекта в собственность, такая передача приравнивается для целей налогообложения к обратной продаже.

 

             15.03.12 -  Конституционный Суд обнародовал свое решение от 13.03.2012 г. по делу об официальном толковании положений части 4 статьи 3 Закона №800-VI "О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства".

            В соответствии с этой статьей запрещается расторжение любых договоров, в результате которых застройщики должны передать инвесторам законченное строительством жилье, если это жилье уже оплачено, то есть инвестор внес за него 100% стоимости.

Галину Галкину, в частности, интересовало, не может ли данная норма распространяться и на те правоотношения, которые возникли до вступления ее в силу, то есть, может ли она расторгнуть договор с застройщиком, заключенный еще во времена, когда запрет не действовал.

В итоге КСУ не только указал, что эта норма (о запрете расторжения договора) не имеет обратного действия во времени, но и признал такой законодательный запрет неконституционным.

То есть физические и юридические лица, оплатившие полностью строительство будущего жилья, могут расторгать договоры с застройщиками.

При обосновании своего решения Суд аппелировал к принципам гражданского права, в частности, к свободе договора и принципу диспозитивности гражданско-правовых отношений. Он указал, что Гражданский кодекс, основной акт гражданского законодательства, не устанавливает запретов на расторжение договоров. Закон же, принятый после вступления в силу Кодекса, решает этот вопрос иначе.

А поскольку Кодекс является основным актом гражданского законодательства, то "будь-які зміни у регулюванні однопредметних правовідносин можуть відбуватися лише з одночасним внесенням змін до нього відповідно до порядку, встановленого абзацом третім частини другої статті 4 Кодексу".

Что касается обратного действия Закона во времени, то здесь Суд посчитал нужным учесть статью 58 Конституции, согласно которой законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени за исключением случаев смягчения или отмены ими ответственности лица.

 

          15.03.12 – Письмом № 6326/7/15-1217 налоговая служба разъяснила особенности включения роялти в состав затрат плательщика налога на прибыль.

          ГНС подчеркнула, что расходы по начислению роялти за предоставление права пользования авторским, смежным правом на музыкальные и литературные произведения в пользу нерезидента учитываются при определении объекта налогообложения плательщика налога на прибыль в полном объеме, если такое начисление роялти не подпадает под случаи, указанные в абзацах с "а "по" г "пп. 140.1.2 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса.

Т.е. для отнесения к затратам роялти в пользу нерезидента, последний не должен иметь офшорный статус, должен являться бенефициаром, то есть фактическим получателем (владельцем) такой платы за услуги (за исключением случаев, когда бенефициар предоставил право получать такое вознаграждение другим лицам), а также не должен быть резидентом государства, в котором роялти не подлежит налогообложению.

Нельзя относить роялти на затраты также в случае, если роялти выплачивается по объектам, права интеллектуальной собственности в отношении которых впервые возникли у резидента Украины.

Госорган также указал, что с целью приведения консультаций, предоставленных письмами ГНС, в соответствие с действующим законодательством нужно руководствоваться вышеуказанным письмом ГНС Украины.

 

                Письмом № 6909/7/15-2117 ГНС разъяснила особенности взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов в 2012 году.

            Госорган обратил внимание налогоплательщиков, что, начиная с 1 января 2012 года, указанный сбор обязаны платить также и плательщики единого налога, т.к. Законом № 4014-VI в перечень налогов и сборов, за которые плательщиками единого налога не производится начисление, уплата и представление налоговой отчетности, этот сбор не включен.

Налоговая служба также подчеркнула, что Законом № 4235-VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов" увеличены ставки сбора за заготовку древесины основных и неосновных лесных пород на индекс промышленных цен (111,3%).

 

              В письме № 11.1/1.2-15.1/986 Гостаможслужба предложила свое толкование термина "отечественное производство".

             Необходимость такой трактовки вызвана проблемами правоприменения пункта 197.4 статьи 197 Налогового кодекса, согласно которому от обложения НДС освобождаются операции по ввозу на таможенную территорию Украины периодических изданий печатных средств массовой информации и книг (кроме изданий эротического характера), ученических тетрадей, учебников и учебных пособий отечественного производства, словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка.

Поскольку законодательно данный термин не определен, сославшись на определение "производства (изготовления)", содержащееся в Законе "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", а также на толковый словарь, госорган сделал вывод, что вышеуказанные товары являются товарами отечественного производства в случае, если они произведены в Украине.

 

           Письмом N 2329/6/15-1215 Государственная налоговая служба разъяснила особенности применения налоговых льгот предприятиями легкой промышленности.

          Госслужба указала, что если плательщик налога на прибыль (заказчик, который является предприятием легкой промышленности (основной вид деятельности - группа 17 - Группа 19 КВЭД ДК 009:2005)) передает сырье другому субъекту хозяйствования - производителю для производства готовой продукции с последующей передачей или возвратом такой продукции или ее части владельцу, то от налогообложения освобождается прибыль, полученная от основной деятельности заказчика.

В обоснование такой позиции госорган сослался на пп.3.1 ст. 1 Классификации видов экономической деятельности, которым определено, что заказчики - это единицы, которые продают от своего имени товары или услуги, но заказывают их изготовление третьим лицам. Эти единицы классифицируют в секции G "Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления", за исключением случаев, когда они являются собственниками давальческого сырья, разработки или торговой марки и берут на себя риск, связанный с производством. В этом случае заказчиков классифицируют так, словно они сами производят эту продукцию.

 

 

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники:        HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

 HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

 http://PROFIWINS.COM.ua/

 http://nibu.factor.ua/ukr/news

 

Юридическая фирма FELIX

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%