пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 21.05.2014

21 мая 2014 года

Выпуск № 169

Меры по укреплению обороноспособности: автомобили будут изымать у предприятий и населения для нужд армии, военным в особый период не будут начислять проценты по кредиту и штрафные санкции, зарплату мобилизованным будет платить государство

20.05.2014 года Верховной Радой принят в целом Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» (проект от 28.04.2014р. №4785).

Принятый документ с начала и до окончания особого периода запрещает начисление штрафных санкций, процентов, пени за невыполнение обязательств военнослужащими, резервистами и военнообязанными перед любыми субъектами, в том числе, банками по кредитам.

Самозанятые лица (ФЛП, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность) без наёмных работников и призванные на военную службу по призыву во время мобилизации, в период, на весь срок такой военной службы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по НДФЛ и по единому налогу. Основанием для такого освобождения является заявление такого лица и копия военного билета или другого документа, указывающего о призыве на военную службу, поданные в налоговую службу на протяжении 10 дней после демобилизации.  Если же у такого лица есть наёмные работники, то НДФЛ начисляется и удерживается уполномоченным лицом, ответственным за выплаты работникам зарплаты и/или других доходов. Уплачивать этот налог должен будет работодатель после демобилизации в течение 180 дней без начисления штрафных (финансовых) санкций. Также к такому лицу не будут применять штрафные (финансовые) санкции за не своевременную подачу отчетности 1-ДФ.

В аналогичном порядке, на весь срок военной службы по призыву во время мобилизации, в особый период, освобождаются от выполнения своих обязанностей и плательщики единого взноса.

Исполнение военно-транспортного долга во время мобилизации осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств предприятий для потребностей Вооруженных сил Украины. Вернут транспорт только на протяжении 90 дней после объявления демобилизации.

Предусмотрено, что согласно Мобилизационным планам местные администрации будут определять, у кого и в каком количестве можно «попросить» транспортные средства.

Порядок компенсации вреда, причиненного позаимствованному имуществу, определит КМУ.

Закон также устанавливает выплату обеспечения резервистам. На все время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляются денежные выплаты из расчета до двух минимальных заработных плат в месяц за счет средств бюджета.

Дополняя ст. 119 КЗоТ, парламентарии не только оставили за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, в период, но не более одного года, право на сохранение места работы, должности и среднего заработка. Предусмотрено, что выплата в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Это избавит предпринимателей от необходимости выплачивать зарплату мобилизованным.

Законом также повышена ответственность граждан Украины за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации путём внесения изменений в КоАП. Изменения, кроме прочего, внесены в законы о мобилизации, о воинской обязанности, о социальной и правовой защите военнослужащих и др.

Антимонопольный комитет разъяснил, как выявлять нечестных  участников торгов

15.05.2014 на сайте Антимонопольного комитета Украины было опубликовано разъяснение относительно способа выявления заказчиком факта привлечения участника торгов к ответственности за нарушение в виде антиконкурентных согласованных действий в искажении результатов торгов.

Новый Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 № 1197-VII (вступил в силу 20.04.2014) предусматривает отказ участнику торгов в процедуре закупки и отклонение его предложения, если он в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 4 части второй статьи 6, пунктом 1 статьи 50 Закона Украины "О защите экономической конкуренции", в виде совершения антиконкурентных согласованных действий для искажения результатов торгов (тендеров).

В то же время, действующим законодательством не предусмотрено ведение Антимонопольным комитетом реестра субъектов, которые в течение последних трех лет привлекался к ответственности за такие нарушения, а также предоставление органами Антимонопольного комитета информации о не привлечении (привлечении) таких субъектов к ответственности.

Комитет сообщил, что такой информацией владеют непосредственно сами субъекты хозяйствования (участники или участники предварительной квалификации), которые были (не были) привлечены к ответственности. Следовательно, Заказчики могут получать такую информацию непосредственно от участников торгов.

Информация о нефтепродуктах и их ценах на АЗС не является рекламой

15.05.2014 Госпредпринимательства проинформировал, что для размещения на АЗС информации о нефтепродуктах (цена, марка, вид) получать разрешение не нужно.

Суть позиции ведомства сводится к тому, что Закон Украины «О рекламе» не распространяется на отношения, связанные с распространением рекламы, если ее размещение определено другими законами.

Согласно Закону Украины «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на получение информации о продукции, чтобы сознательно выбрать необходимый товар. Такая информация может доводиться производителем до сведения потребителя на этикетке, маркировке и другими приемлемыми способами.

Госпредпринимательство делает вывод, что информация о продукции не считается рекламой. А согласно Правилам розничной торговли нефтепродуктами сведения о ценах, марках и видах нефтепродуктов, которые продаются на АЗС, должны быть указаны на информационном табло, устанавливаемых при въезде и у оператора АЗС.

Значит, сведения, размещенные на табло, можно считать необходимой для потребителя информацией, если она не содержит признаков рекламы. А для размещения информации о нефтепродуктах (цена, марка, вид) получать разрешение не нужно.

ВСУ высказался о недействительности госакта на землю

15.05.2014 Верховный суд Украины опубликовал на своём сайте правовое заключение в деле № 6-35цс14 о признании незаконным решения поселкового совета, государственного акта на право собственности на земельный участок и отмене государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Вывод суда заключается в том, что на основании ст. 20 ЗК Украины предоставление (передача) гражданам и юридическим лицам земельных участков происходит в соответствии с их целевым назначением.

Значит, нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам, отказа в регистрации земельного участка или признания регистрации недействительной (статья 21 ЗК Украины.)

ВХСУ пояснил, кто и как должен рассматривать дела хозяйственных судов Крыма.

Высший хозяйственный суд опубликовал информационное письмо от 15.05.2014г. N 01-06/615/14, посвящённое положениям Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" (Закон).

Со ссылками на соответствующие статьи Закона суд поясняет, что обеспечение рассмотрения дел хозяйственного суда Автономной Республики Крым осуществляется хозяйственным судом Киевской области, хозяйственного суда города Севастополя - хозяйственным судом города Киева, Севастопольского апелляционного хозяйственного суда - Киевским апелляционным хозяйственным судом.

Дела, находящиеся в производстве судов, расположенных на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, и рассмотрение которых не завершено, передаются судам в соответствии с установленной Законом подсудностью.

По тем же правилам подсудности рассматриваются хозяйственными судами и подведомственные им дела, связанные с нанесением ущерба субъектами иностранного государства - нерезидентами.

Указано также на то, что положения относительно изменения территориальной подсудности дел подлежат применению в отношении дел всех категорий (включая дела о банкротстве) и на любой стадии рассмотрения дела.

Что значит дискриминация со стороны работодателя, по мнению ВССУ?

Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) в письме № 10-644/0/4-14 от 07.05.2014 разъяснил, какие действия работодателя можно трактовать как дискриминацию в трудовых отношениях.

По мнению ВССУ в таком вопросе необходимо учитывать положения Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине" (Закон). Законом запрещаются любые формы дискриминации лиц и/или групп лиц по их определенными признаками. Причём, не только со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, но и со стороны юридических и физических лиц.

Суд напомнил, что запрет дискриминации гарантируется Европейской конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года (далее-Конвенция). В соответствии с её ст. 14, "пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по любому признаку - пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по другому признаку".

В свою очередь, Протокол N 12 к Конвенции расширяет сферу действия запрета дискриминации на любое право, которое гарантируется национальным законодательством, даже если такое право не предусмотрено Конвенцией.

ВССУ сделал вывод, что при рассмотрении споров, возникающих в сфере трудовых отношений, судам необходимо учитывать, что перечень признаков, по которым не может быть привилегий или ограничений в реализации трудовых прав граждан, не является исчерпывающим. В частности, недопустимо нарушение равенства трудовых прав граждан не только на основании признаков, указанных в ч. 2 ст. 24 Конституции Украины, ст. 21 КЗоТ, п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона, но и по признакам возраста, цвета кожи, другим физическим признакам (вес, рост, дефекты речи, изъяны лица), семейного положения, сексуальной ориентации и т.д.

Стоит прислушаться к такой позиции высшего суда. На практике это может значить, что указание в описании требований к кандидату на вакансию, например, что он должен быть не старше 25 лет уже будет основанием для старших кандидатов пытаться взыскать через суд компенсацию морального ущерба, связанного с отказом в приеме на работу.

Информирование о решении регистратора Госреестра по смс.

20.05.2014 вступили в силу изменения в приказ Минюста от 17.04.2012 года №595/5 «Об упорядочивании отношений, связанных с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений».

Суть изменений состоит в том, что с указанной даты требования к заполнению заявлений (запросов) в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений дополнены новым пунктом. Заявитель должен будет в запросе (заявлении) указывать свой телефон и электронный адрес. Это сделано для смс-информирования или посредством электронного письма о принятом решении по результатам рассмотрения заявления (запроса).

Во всех формах заявлений относительно прав собственности, утвержденных приказом Минюста от 17 апреля 2012 года №595/5, появилось новое поле «Телефон заявителя/электронная почта».

Увеличены социальные гарантии семьям погибших военнослужащих 

20.05.2014 депутатами Верховной Рады принят Закон Украины «О внесении изменений в статью 36 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» (относительно пенсии в случае утраты кормильца). (Проект закона Украины от 29.01.2013 № 2124)

Согласно принятому закону, с 1 января 2014 года членам семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, которые погибли (умерли) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), назначается пенсия в связи с потерей кормильца в размере 70 % денежного довольствия (заработной платы) погибшего (умершего) кормильца.

Если на иждивении погибшего (умершего) кормильца находились двое и более членов семьи, пенсия назначается в размере 90 % денежного довольствия (заработной платы) погибшего (умершего) кормильца, и будет распределяться между ними равными долями, но не менее чем 40 % на каждого нетрудоспособного члена семьи.

В таких же размерах, независимо от причины смерти кормильца, исчисляются пенсии членам семей умерших инвалидов войны и членам семей, в состав которых входят дети, потерявшие обоих родителей.

Лица, которым ранее назначены пенсии в случае потери кормильца в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, имеют право на перерасчет пенсий.

Закреплён статус участника боевых действий за участниками АТО.

20.05.2014 и.о. Президента Украины подписал Закон Украины «О внесении изменения в статью 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Данный Закон предусматривает предоставление участникам антитеррористической операции официального статуса участника боевых действий, а значит и всех соответствующих льгот и социальных гарантий.

Действует новый акт НБУ об обязательной продаже валюты.

20.05.2014 вступило в силу постановление НБУ от 12.05.2014 № 271 «Об установлении размера обязательной продажи поступлений в иностранной валюте».

С указанной даты действует указание финансового регулятора о том, что поступления в иностранной валюте, а именно, в австралийских долларах, английских фунтах стерлингах, датских кронах, долларах США, исландских кронах, канадских долларах, норвежских кронах, шведских кронах, швейцарских франках, японских иенах, евро, в драгоценных металлах и в российских рублях, подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины в размере 50 процентов. Остальные поступления в иностранной валюте остаются в распоряжении резидентов и нерезидентов и используются ими в соответствии с правилами валютного регулирования.

Вступил в силу новый «старый» срок расчетов при экспорте/импорте товаров.

20.05.2014 вступило в силу постановление НБУ от 12.05.2014 № 270 «Об изменении сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров и введения обязательной продажи поступлений в иностранной валюте».

Снова действует старый 90-дневный предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров, предусмотренных в статьях 1 и 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте". Напомним, что речь идёт о всех операциях экспорта продукции, работ (услуг), прав интеллектуальной собственности, а также импорта продукции (работ, услуг).

Со вступлением в силу данного документа работает и его требование об обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений из-за пределов Украины в иностранной валюте в пользу физических лиц (резидентов и нерезидентов) в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 150000 гривен за месяц.

За что именно штрафуют при невыполнении квот на трудоустройство?

Минсоцполитики в письме от 25.03.2014 г. № ДЦ-01-1816/0/6-14 разъяснил нюансы трудоустройства граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Госорган напомнил, что согласно ч. 2 ст. 14 Закона Украины «О занятости населения» для трудоустройства граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста), предприятиям с численностью работников более 20 человек, устанавливается квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.

Согласно действующему законодательству, работодатель, у которого штатная численность работников составляет более 20 человек, должен предоставлять информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

В случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в ч. 1 ст. 14 Закона, с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Минсоцполитики делает вывод, что основанием для наложения штрафа является невыполнение в течение года квоты рабочих мест, если при этом был допущен немотивированный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.rada.gov.ua

www.ligazakon.ua

www.nibu.factor.ua

www.profiwins.com.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%