пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 21.12.2011

21 декабря  2011 г.

Выпуск № 48 

 

Вступили в силу

 15 декабря 2011 года Вступил в силу Инструкция по организации работы должностных лиц таможенных органов при осуществлении предварительного документального контроля.

 С 15 декабря 2011 года Вступает в силу Приказ Государственной таможенной службы от 12.2011 №1027 Об утверждении Инструкции по организации работы должностных лиц таможенных органов при осуществлении предварительного документального контроля.

 

16 декабря 2011 года Вступил в силу приказ об изменении органа регистрации печатных СМИ и информагентств

 С 16 декабря 2011 года действует приказ Минюста № 3381/5 от 24.11.2011 года, которым внесены изменения в пункт 1.4 Положения о Государственном реестре печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности.

В соответствии с изменениями, регистратором Реестра определена Государственная регистрационная служба Украины и структурные подразделения главных управлений юстиции, обеспечивающие реализацию полномочий Службы в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

До сих пор согласно Положению регистратором считался Минюст.

 

16 декабря 2011 года Приказ о новых формах налоговых накладных и порядке их заполнения

 Вступил в силу приказ Министерства финансов № 1379 от 01.11.2011 г., которым утверждена новая форма налоговой накладной, а также Порядок ее заполнения.

В форме накладной появилась новая строка "Код товара согласно УКТ ВЭД" (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины). Напомним, с 06.08.2011 г. начала действовать норма абзаца "і" п. 201.1 НК, предусматривающая наличие указанной строки.

Некоторые новшества есть и в Порядке заполнения. К примеру, новый Порядок предусматривает требования о заполнении накладной государственным языком, об указании названия головного предприятия согласно уставным документам, наименования филиала (при составлении накладной филиалом) и др.

 

16 декабря 2011 года Закон о продаже облигаций внутренних госзаймов в иностранной валюте

 Вступил в силу Закон "О внесении изменений в статью 10 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке"" № 4093-VI, принятый парламентом 09.12.2011 г.

Согласно Закону номинальная стоимость облигаций внутренних государственных займов Украины может быть выражена в иностранной валюте.

Продажа облигаций внутренних государственных займов в соответствии с Законом осуществляется либо в иностранной, либо в национальной валюте.

 

19 декабря 2011 года Закон, упрощающий регистрацию прекращения предпринимательства

 Вступает в силу Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей по их решению" № 3384-VI.

Законом изменяется порядок прекращения юридического лица и порядок прекращения деятельности физического лица-предпринимателя (ФЛП).

Изменениями предусмотрен принцип "молчаливого согласия" при прекращении. В частности, если после окончания процедуры ликвидации (но не ранее окончания срока предъявления кредиторами своих требований) органы налоговой службы или ПФУ не предоставили необходимых справок об отсутствии задолженности по налогам и сборам и не вынесли при этом решения об отказе в их выдаче, то ФЛП или председатель комиссии ЮЛ по прекращению (или уполномоченные им лицо) через десять рабочих дней приобретают право представления госрегистратору документов для регистрации прекращения и без указанных справок.

Законом существенно сокращается перечень документов, необходимых для регистрации прекращения ЮЛ в результате ликвидации. Не будут требоваться больше в этих целях оригиналы учредительных документов и акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом.

Среди прочих новшеств, предусмотрено также обязательство участников ЮЛ в 3-дневный срок (считаются рабочие дни) с даты принятия решения письменно сообщать регистрационному органу о прекращении юридического лица.

Кредиторам необходимо обратить внимание на изменение срока обращения в суд к ликвидационной комиссии (если она не удовлетворяет требований или уклоняется от их рассмотрения). Он будет теперь составлять один месяц с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать об отказе комиссии (тогда как ранее иски можно было предъявлять до утверждения ликвидационного баланса).

Закон также предусматривает и иные изменения в КоАП, Хозяйственный и Гражданский кодексы, Закон "О хозяйственных обществах", Закон "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей", Закон "О коллективном сельскохозяйственном предприятии", и в Закон "О сельскохозяйственной кооперации".

 

ПРИНЯТЫ

 20 декабря 2011 года Парламент принял закон, по которому без присвоения кадастрового номера землю отдать в залог нельзя.

 Верховная Рада 266 голосами "за" приняла во втором чтении и в целом Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления контроля за заключением договоров залога и ипотеки земельных участков и прав на них" (на базе законопроекта № 7539).

Законом, в частности, предусматривается предварительное (до заключения сделки) присвоение кадастрового номера земельному участку как обязательное условие передачи участка (или прав на него) в залог.

Кадастровый номер земельного участка включен также в число существенных условий договора ипотеки (соответствующие изменения внесены в статью 18 Закона об ипотеке). Иными словами, без достижения сторонами согласия по этому пункту договор ипотеки не может считаться заключенным.

 

20 декабря 2011 года Рада установила предельный размер компенсации расходов на правовую помощь.

 Парламент принял Закон о предельном размере компенсации расходов на правовую помощь (на базе законопроекта № 8393).Закон устанавливает предельный размер такой компенсации во время рассмотрения судами гражданских и административных дел.

Размер компенсации, выплачиваемой стороне, в пользу которой принято решение по гражданскому делу (иной, проигравшей, стороной), не может превышать 40% установленной законом минимальной зарплаты (в месячном размере) за один час участия лица, предоставлявшего правовую помощь, в судебном заседании, во время совершения отдельных процессуальных действий вне судебного заседания, а также во время ознакомления с материалами дела в суде.

Таков же размер компенсации, выплачиваемой субъектом властных полномочий иной стороне в административном деле (в пользу которой принято решение).

Если же сторона в гражданском или административном деле освобождена от оплаты расходов на правовую помощь, то компенсация стороне, в пользу которой вынесено решение (и которая не является при этом субъектом властных полномочий) выплачивается в размере, не превышающем 2,5% установленной законом минимальной зарплаты (в месячном размере) за час участия лица, предоставлявшего правовую помощь, в судебном заседании, во время совершения отдельных процессуальных действий вне судебного заседания, а также во время ознакомления с материалами дела в суде.

В таких случаях компенсация будет выплачиваться за счет средств госбюджета в рамках отчислений, предусмотренных Государственной судебной администрации на осуществления правосудия общими и местными судами.

 

20 декабря 2011 года Принят закон, позволяющий пожароопасным объектам начинать деятельность без разрешения пожарного надзора.

 Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в статью 10 Закона Украины "О пожарной безопасности", предусматривающий еще одну возможность декларирования начала предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом у предприятий, относимых к пожароопасным объектам, появилась возможность начать работать по декларативному принципу при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами

До настоящего момента возможность осуществления хозяйственной деятельности без получения разрешения органа государственного пожарного надзора (на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства) была предусмотрена для вновь созданных предприятий и только в том случае, если они не принадлежали к категории взрывопожароопасных, к объектам с массовым пребыванием людей или не располагались на территории (или в середине) таких объектов.

Также согласно Закону основанием для выдачи пожарным надзором разрешения тем предприятиям, которым все-таки необходимо его получать, является заключение по результатам оценки противопожарного состояния, проведенной органом пожарного надзора или субъектом хозяйствования, получившим лицензию на проведение этой оценки.

 

20 декабря 2011 года Рада продлила мораторий на отчуждение сельхозземель.

 Парламент принял (на базе законопроекта № 9586) Закон "О внесении изменений в раздел Х "Переходные положения" Земельного кодекса Украины".

Законом, в частности, до 01 января 2013 года продлевается действие запрета на отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства, личного крестьянского хозяйства, а также на внесение права на земельный пай в уставные капиталы хозяйственных обществ. Этот запрет не касается передачи земельных участков по наследству и обмена одного участка на другой.

Напоминаем, что согласно старой редакции срок действия моратория устанавливался до момента вступления в силу законов о государственном земельном кадастре и о рынке земель, но не мог быть снят ранее 1 января 2012 года.

 

20 декабря 2011 года Приказом ГНАУ от 16.12.2011 г. № 258 утверждена Обобщающая налоговая консультация по экологическому налогу, который взимается за размещение бытовых отходов.

 В этой налоговой консультации главное налоговое ведомство пришло к выводу, что места временного хранения отходов, например, для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.

Следовательно, плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются лишь те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или его органов на местах.

Таким образом, налоговики фактически подтвердили позицию специалистов редакции относительно отсутствия необходимости уплачивать эконалог за любое временное хранение любых отходов, в том числе бытовых, высказанную в статье «Экологический налог за размещение отходов» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82).

 

 20 декабря 2011 года Парламент принял закон, изменяющий порядок судопроизводства.

 Сегодня, 20.12.2011г., на базе законопроекта № 9535 парламент принял Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины" (относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства).

Согласно Закону, судья в хозяйственном процессе не может участвовать в пересмотре принятых при его участии судебных решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Аналогичной нормой дополнили также ГПК: судья, принимавший участие в разрешении дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, в пересмотре дела ВСУ, не может участвовать в рассмотрении заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам в этом деле.

Кроме того, в ХПК и ГПК закрепляется обязанность суда осуществлять привлечение к делу лиц (не являющихся сторонами в споре), если при принятии искового заявления, подготовке дела к слушанию или во время его рассмотрения будет установлено, что судебное решение может повлиять на их права и обязанности. Такие лица будут привлекаться к участию в разбирательстве дела в статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

Среди прочего, вносятся также изменения в сроки исковой давности, закрепленные ГК. Так, исковая давность для требований о признании недействительными сделок, совершенных под влиянием насилия или обмана, и исковая давность для требований о применении последствий ничтожной сделки, согласно Закону, больше не относится к специальным срокам давности.

Из перечня исковых требований, на которые сейчас исковая давность не распространяется, исключены иски собственников (или иных лиц) о признании незаконным правового акта органа государственной власти, органа власти АРК или органа местного самоуправления, которым нарушено право собственности или иное вещное право.

Изменения коснулись и статьи 113 ХПК. На сегодняшний день статьей предусмотрено, что судебное решение хозяйственного суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению, поданному в течение одного месяца со дня установления обстоятельств, ставших основанием для пересмотра судебного решения.

Эта норма дополняется положением о том, что заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 112 ХПК (в связи с появлением существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент рассмотрения дела) может быть подано не позже трех лет со дня вступления решения в силу.

Таким образом, фактически предлагается с истечением трехлетнего срока не учитывать эти вновь открывшиеся обстоятельства даже в тех случаях, когда они стали известны совсем недавно, и месячный срок с тех пор еще не истек.

Для органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора и других субъектов властных полномочий установлен предельный срок, с истечением которого апелляционная или кассационная жалоба не может быть принята к производству судом кассационной инстанции, независимо от уважительности причины пропуска срока для подачи.

Законом также изменен порядок решения вопросов о восстановлении сроков для подачи апелляционных и кассационных жалоб в гражданском и административном процессах, урегулированы и другие вопросы, связанные со сроками и порядком обращения в суды разных инстанции, а также деятельностью судов по рассмотрению дел, отнесенных к их юрисдикции.

 

21 декабря 2011 года Парламент разрешил свободно использовать гривну в расчетах между резидентами и нерезидентами.

 Верховная Рада 20.12.2011 г. приняла закон (на основании законопроекта № 9488), расширяющий сферу использования гривны субъектами внешнеэкономической деятельности. Соответствующие изменения были внесены в Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля".

Законом разрешено использование гривны в расчетах между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота. Порядок проведения таких расчетов будет устанавливать Национальный банк.

Документом также отменена необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ на осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота в национальной валюте Украины.

 

21 декабря 2011 года Парламент ратифицировал конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов в СНГ

 Сегодня, 21.12.2011 г., парламент принял закон, которым ратифицирована Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ, подписанная в Кишиневе 14.11.2008 г.

В отличие от Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов, вышеуказанная Конвенция распространяет свое действие также на сезонных мигрантов и приграничных работников.

Действие Конвенции не распространяется на: лиц, направленных в международные организации или нанятых международными организациями, учреждениями или какой-либо из Сторон Конвенции для выполнения вне ее территории официальных функций; лиц, которые, будучи гражданами одной страны, выполняют работу на территории другой страны от имени и в интересах организации, имеющей филиалы (представительства) на территории этой другой страны; лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса беженца или убежища на территории принимающей страны или получивших такой статус; священнослужителей, занимающихся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных религиозных организациях принимающей страны; моряков; лиц, приезжающих в целях обучения; лиц, аккредитованных на территории принимающей страны в качестве сотрудников представительств иностранных фирм или СМИ.

Согласно Конвенции, трудовые мигранты и члены их семей имеют широкий спектр прав, во многом схожий с правами граждан страны. Так, члены семей трудящихся-мигрантов (за исключением приграничных и сезонных трудящихся) пользуются в принимающей стране такими же, как и ее граждане, правами на общее и дополнительное профессиональное образование.

Интересно, что Конвенцией отдельно прописано право зарегистрировать рождение ребенка в принимающей стране.

Кроме того, страны-участницы гарантируют, что никто, кроме компетентного органа, действующего при этом на основании и в порядке, предусмотренном законодательством принимающей страны, не может изъять документы, удостоверяющие личность, и документы, дающие право на въезд, пребывание и (или) осуществление оплачиваемой трудовой деятельности трудящимся-мигрантом и членами его семьи. Изъятие указанных документов, санкционированное компетентными органами, осуществляется при условии выдачи официального документа, подтверждающего такое изъятие.

Конвенция действует в течение пяти лет с даты вступления в силу, но может автоматически продлевается каждый раз на очередной пятилетний период, если подписавшие ее Стороны не примут иного решения.

 

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники:    

HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

 HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

 http://PROFIWINS.COM.ua/

 http://nibu.factor.ua/ukr/news

Юридическая фирма FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%