пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 21.10.2014. Часть II

21 октября 2014 года

Выпуск № 189. Часть II

...часть I

Борьба с коррупцией

Часть 1. Создание органов противодействия коррупции

14.10.14 принят Закон «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции». Законом предусмотрено, что в систему специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции будут входить органы прокуратуры, Национальное антикоррупционное бюро Украины, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД Украины. Координацию деятельности данных субъектов, а также надзор за соблюдением ими законов будет осуществлять Генеральный прокурор Украины и уполномоченные ним прокуроры.

Предусмотрено создание нового государственного правоохранительного органа – Национального антикоррупционного бюро Украины (далее – Национальное бюро), на которое возлагается предупреждение, выявление, прекращение и раскрытие  уголовных правонарушений, совершенных высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и которые создают угрозу национальной безопасности. Перечень таких лиц  будет установлен в Уголовном процессуальном кодексе. Расследование коррупционных преступлений, совершенных работниками самого Национального бюро, будет осуществляться следователями Государственного бюро расследований, которое будет создано. До создания данного органа преступления будут расследоваться следователями органов прокуратуры.

Назначения на должности в Национальном бюро будут осуществляться по результатам открытого конкурса. Для вступления на службу в Национальном бюро предлагается внедрить проведение психофизиологического исследования с применением полиграфа, а также проводить такое  исследование не реже одного раза в год, уже, будучи на должности.

Дважды в год Национальное бюро должно обнародовать отчет о своей деятельности и предоставлять его в Верховную Раду, КМУ и Президенту.

Закон вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через три месяца со дня вступления в силу,  за исключением некоторых положений.

Часть 2. «Антикоррупционная стратегия».

14 октября парламент принял Закон «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014 – 2017 годы».

Утверждена антикоррупционная стратегия на 2014 - 2017 годы; определен порядок и субъектов осуществления мониторинга, координации ее осуществления, а также критерии оценки ее выполнения; поручено правительству в течение трех месяцев утвердить государственную программу, в которой определить конкретные меры, сроки их выполнения и ответственные органы. Антикоррупционная стратегия направлена, в частности, на: внедрение эффективных антикоррупционных программ в центральных органах исполнительной власти, а также в государственных, казенных, коммунальных предприятиях и хозяйственных обществах, в которых государственная или коммунальная доля акций превышает 50 процентов, обеспечение для общества прозрачности их деятельности; устранение рисков коррупции и внедрение прозрачной системы проведения государственных закупок; преодоления коррупции в судопроизводстве; устранение коррупционных предпосылок ведения бизнеса, формирования благоприятного для отказа от коррупционных практик бизнес-климата, но не толерантного отношения бизнеса к коррупции и др. Оценка состояния выполнения Стратегии будет осуществляться ежегодно по результатам парламентских слушаний в Верховной Раде Украины.

Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Часть 3. Теперь о предотвращении коррупции

Еще одним антикоррупционным законом, принятым 14.10.14, стал Закон «О предотвращении коррупции». Законом предусматривается: создание специального превентивного органа по вопросам предотвращения коррупции - Национальной комиссии по вопросам предотвращения коррупции; правил формирования и реализации антикоррупционной политики; антикоррупционные ограничения (относительно использования служебного положения, получения подарков, совместительства и совмещения с иными видами деятельности, работы близких родственников и др.);  регулирование конфликта интересов;  специальные антикоррупционные инструменты (антикоррупционная экспертиза, проверка); защита  лиц, уведомивших о фактах коррупции  и пр.

Также предусматривается, что в состав Национальной комиссии по вопросам предотвращения коррупции будет входить 5 членов, которые будут назначаться КМУ  на 4 года по результатам конкурса. 

Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Принят Закон о неотвратимости наказания за отдельные преступления

07 октября  Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления» (проект закона № 4448а).  

Законом в целях обеспечения принципа неотвратимости наказания в случаях, когда подозреваемый (обвиняемый), находясь за пределами Украины, скрывается от органов следствия и суда, уклоняется от уголовной ответственности, и для повышения эффективности расследования отдельных преступлений против основ национальной безопасности Украины, преступлений, связанных с террористической деятельностью, умышленных убийств, коррупционных преступлений и преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, ряд статей Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов дополнены положениями, которые предусматривают наказание в виде конфискации имущества за совершение данных преступлений.

Законом введено специальное досудебное расследование указанных выше преступлений путем дополнения Уголовного процессуального кодекса Главой 24-1 «Особенности специального досудебного расследования уголовных правонарушений», а также внесены соответствующие изменения в ряд статей  данного кодекса.

Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Штрафы отменяются – для участников АТО

15 октября вступил в силу Закон № 1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», принятыйВерховной Радой 2 сентября. Законом установлен мораторий:

1) на начисление пени и штрафов на основную сумму задолженности по кредитам. Во время АТО запрещается начисление пени и штрафов на основную сумму задолженности по кредитным договорам и договорам займа с 14.04.14 украинцам, которые зарегистрированы и постоянно проживают или переселились из зоны АТО. Мораторий на штрафы касается и предпринимателей, осуществляющих или осуществлявших деятельность на территории АТО. Перечень населенных пунктов, где проводилась АТО, утверждается Кабмином. Банки, другие финучреждения, кредиторы обязаны отменить этим лицам начисленные пеню и штрафы;

2) на проведение проверок органами и должностными лицами, уполномоченными осуществлять госнадзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Запрет не касается внеплановых проверок субъектов хозяйствования с высокой степенью риска;

3) на начисление пени за несвоевременное внесение платежей за жилищно-коммунальные услуги Пеня не начисляется начиная с 14.04.14 до окончания антитеррористической операции. А пеня за несвоевременное внесение платежей в период с 14.04.14 до окончания АТО, зачисляется в будущую оплату ж/к услуг.

Регистрационные действия по изменению местонахождения юрлиц и места жительства физлиц - предпринимателей из зоны АТО осуществляются госрегистраторами территориальных органов Минюста в областях и городе Киеве. Изменение состава учредителей (участников) и руководителя юрлица из этих регионов на период проведения АТОзапрещается.

Действие документов разрешительного характера, выданных субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в зоне АТО автоматически продлевается. К тому же предпринимателиосвобождаются от платы за пользование государственными и коммунальными землей и имуществом.

Также установлено, что в течение срока действия Закона единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающимнаступление форс-мажора, имевшего место на территории проведения АТО, в качестве основания для освобождения от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины. Сертификат выдается в течение 7 дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости. Субъектам малого предпринимательства он выдается бесплатно.

К форс-мажорным обстоятельствам отнесены: угроза войны, вооруженный конфликт или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь, враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго, действиям иностранного врага, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общественного врага, волнения, акты терроризма, диверсии, пиратство, беспорядки, вторжения, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта / импорта и т.д. Также к форсмажору отнесены обстоятельства, вызванные исключительными погодными условиями и стихийным бедствием, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, заморозки, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и сдвиг почвы, другие стихийные бедствия и т.п.

Действие Закона распространяется на период проведения АТО и на 6 месяцев после ее завершения. В течение срока действия Закона в отношении недвижимого имущества, расположенного в зоне АТО, принадлежащего гражданам Украины (в том числе физлицам-предпринимателям) или юрлицам - субъектам малого и среднего предпринимательства и находящегося в ипотеке, останавливается действие ст. 37 (в части реализации права ипотекодержателя на приобретение права собственности на предмет ипотеки), ст. 38 (в части реализации права ипотекодержателя на продажу предмета ипотеки), ст. 40 (в части выселения жителей из жилых домов и помещений, переданных в ипотеку, по которым есть судебное решение об обращении взыскания на такие объекты), ст.ст. 41, 43 - 47 (в части реализации предмета ипотеки на публичных торгах) Закона «Об ипотеке».

Все выше и выше и выше

НКРЭКУ на своем очередном заседании 17.10.2014 приняла решение о повышении тарифов. Текст решения пока не обнародован, но по словам Владимира Дымчишина – Главы Комиссии, тарифы существенно возрастут (более чем в 2 раза). В среднем, стоимость услуг по теплоснабжению в расчете на 1 м.кв. будет составлять 10-11 грн. Решение вступает в силу со дня его регистрации в Минюсте.

Хочешь купить землю? Не забудь спросить сельсовет!

Как сообщает Госземагенство на своем сайте, в соответствии с решением коллегии Госземагентства Украины с 15 октября 2014 года обязательным стало учитывать позицию органов местного самоуправления в вопросах распоряжения с/х землями госсобственности. Во время рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность или пользование таких земельных участков территориальные органы земельных ресурсов должны отправлять сельским, поселковым, городским советам по месту расположения земельного участка запросы о выражении позиции относительно возможности предоставления разрешения на разработку документации по землеустройству, на основании которой указанные земельные участки могут быть переданы в собственность или пользование.

Определен статус внутренних переселенцев

На своем последнем пленарном заседании 20.10.2014 Верховная Рада приняла Закон о внутренне перемещенных лицах (законопроект №4490-1), призванный обеспечить соблюдение прав и законных интересов лиц, вынужденных покинуть место своего проживания вследствие военного конфликта, временной оккупации, массовых нарушений прав человека или чрезвычайной ситуации, возникших в таком месте.

Закон определяет статус внутренне перемещенного лица, порядок учета таких лиц (который, по сути, фиксирует и дополняет ранее разработанный Кабмином порядок оформления и выдачи справки о взятии на учет, о котором будет упомянуто ниже), а также устанавливает гарантии содействия в трудоустройстве, продолжении получения образования, привлечении средств гуманитарной и благотворительной помощи, обеспечении временного жилья и надлежащих условий социальной адаптации внутренне перемещенных лиц.

Законом, в частности, установлено, что внутренне перемещенные лица, уволившееся с предыдущего места работы, но не имеющее документального подтверждения факта увольнения, вправе зарегистрироваться как безработные и получать пособие по безработице. Лица же, которые не смогли уволиться с предыдущего места работы, смогут это сделать, заверив у нотариуса письменное заявление о прекращении трудовых отношений и отправив его работодателю заказным письмом с описью вложений.

Закон гарантирует соблюдение избирательных прав внутренне перемещенных лиц – место голосования может быть изменено без изменения избирательного адреса. Органы исполнительной власти, местного самоуправления также обеспечивают переселенцам возможность бесплатного временного проживания (при условии оплаты коммунальных услуг) на протяжении 6 мес. с момента постановки на учет как внутренне перемещенного лица. Внутренне перемещенные лица имеют право продолжить получение определенного образовательного уровня на территории других регионов Украины за счет средств государственного бюджета или иных источников финансирования. В случае исчезновения обстоятельств, послуживших причиной внутреннего перемещения, государство обеспечивает бесплатный проезд до покинутого места проживания любым видом общественного транспорта.

Несмотря на вступление закона в силу со следующего после опубликования дня, в полном объеме ощутить его влияние и реализовать гарантированные законом права вынужденные переселенцы смогут не ранее, чем через 3 месяца – именно такой срок установлен Кабмину для разработки соответствующих процедурных подзаконных актов.

Учет переселенцев из зоны АТО

В Украине создается Единая информационная база данных о взятых на учет лицах, которые были перемещены из Крыма или зоны антитеррористической операции, которая будет содержать указанную переселенцами информацию и их фото.

8 октября вступил в силу Порядок оформления и выдачи справки о взятии на учет лица, перемещенного с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением Кабмина от 1 октября 2014 года № 509.

Согласно документу переселенцам из Крыма и зоны АТО будут выдаваться справки о взятии на учет. Для ее получения совершеннолетний переселенец может обратиться лично или через законного представителя с заявлением и копией паспорта в органы социальной защиты населения по месту пребывания. В заявлении, среди прочего, должны быть указаны сведения о жилищных, социальных, медицинских, образовательных и других потребностях переселенца, а также информация о наличии у членов семьи во владении жилого помещения, расположенного в других регионах, кроме Крыма и зоны АТО.

Справка будет выдаваться в день подачи заявления безвозмездно, по установленной форме. Принятие заявлений и выдача справок о постановке на учет могут осуществляться в местах проживания перемещенных лиц, работниками жилищно-эксплуатационных организаций или уполномоченными лицами, определенными исполнительными органами сельских и поселковых советов, по согласованию с уполномоченным органом.

Если переселенцы размещаются региональным штабом по вопросам, связанным с соцобеспечением граждан Украины, перемещенных с Крыма и зоны АТО, заявление подается должностному лицу.

Для получения справки о взятии на учет несовершеннолетних детей, которые перемещены без родителей или членов семьи, заявление подается их опекуном, попечителем или законным представителем.

В выдаче справки может быть отказано, если:

1) отсутствуют обстоятельства, повлекшие перемещение лица с временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТО;

2) потеряны или похищены документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Украины, до их восстановления.

В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, переселенец сообщает об этом в территориальные подразделения ГМС, которые в 1-дневный срок выдают временное удостоверение.

Если переселенцы размещаются региональным штабом по вопросам, связанным с соцобеспечением граждан Украины, перемещенных с Крыма и зоны АТО, заявление подается должностному лицу.

Социальная помощь инвалидам, ветеранам и участникам АТО

20.10.2014 Верховная Рада внесла изменения в Закон о госбюджете на 2014 год, перераспределив 9 млн. 184 тыс. грн. на новую бюджетную программу по обеспечению участников АТО, потерявших функциональные возможности конечностей, протезированием и ортезированием изделиями, технологии изготовления которых отсутствуют в Украине. Часть упомянутых средств также перераспределяется на дополнительное финансирование бюджетной программы по социальной защите инвалидов и ветеранов.

Нотариусы vs. Сельсоветы: оформляем наследство

На пленарном заседании 20.10.2014 Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений относительно некоторых вопросов наследования (законопроект №5141),  которым органы местного самоуправления сельских населенных пунктов наделяются рядом полномочий нотариусов по оформлению наследства и регистрации прав наследников.

Закон предусматривает, что сельсоветы будут вправе совершать нотариальные действия, связанные с выдачей свидетельств о праве на наследство, а также регистрацией прав наследников первой и второй очереди по закону и по праву представления (к таковым, в частности, относятся дети наследодателя, родные братья и сестры, родители, тот из супругов, кто его пережил).

В то же время Закон определяет квалификационные требования к должностным лицам сельсоветов, уполномоченных совершать такие нотариальные действия – высшее юридическое образование, опыт работы в отрасли права не менее 3-х лет, пройденная стажировка у нотариуса и обучение работе с государственными реестрами. Для «ликбеза» установлен срок в 1 год – соответствующие положения Закона вступают в силу с   01.01.2016.

Кроме всего, Законом отменяется обязательная оценка имущества в случаях его наследования указанными выше лицами, а также в случае наследования имущества, которое облагается по нулевой ставке налога.

Расширен перечень общественных работ в условиях военного положения

Заработало Постановление КМУ № 475 от 23.09.2014 года, которым были определены термины «общественно-полезные работы», «трудовая повинность»,  а также уточнены категории лиц, которые могут привлекаться для выполнения таких работ.

Подробнее см. на нашем сайте Выпуск новостей законодательства № 187 от 24.09.2014 года.

Каждый из объектов строительства может быть принят в эксплуатацию отдельно

Кабмин постановлением от 1 октября 2014 года № 512 внес изменения в Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов. Согласно изменениям, если в строительном паспорте предусмотрено строительство нескольких объектов, каждый из них может быть принят в эксплуатацию отдельно.

Напомним, до внесения изменений отдельно от объекта в эксплуатацию мог быть принят только пусковой комплекс (очередь) (если он определен проектной документацией). При этом пусковой комплекс должен соответствовать требованиям безопасной эксплуатации. В случае необходимости заказчик может до принятия объекта в эксплуатацию вносить согласованные с автором проекта строительства предложения по изменению состава пускового комплекса. При этом из состава пускового комплекса не должны исключаться здания и сооружения санитарно-бытового назначения, а также те, что предназначены для создания безопасных условий жизнедеятельности.

Кроме того, изменениями установлено, что в случае, когда строительные работы выполнялись на основании уведомления о начале их выполнения, заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в Инспекцию декларацию о готовности к эксплуатации объекта, строительные работы на котором выполнялись на основании уведомления о начале их выполнения. Ее форма установлена в приложении 7.

Изменены Правила оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию

07 октября  вступило в силу Постановление КМУ № 482 от 23.09.2014 года, которым  вносятся изменения в Правила  оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию, утвержденных Постановлением КМУ № 567 от 01.06.2011 года.

Документом предусмотрено, что  основанием для оформления краткосрочной  визы будет, в частности, подтверждение Минсоцполитики (ранее – Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при КМУ)  о въезде иностранца или лица без гражданства для оказания гуманитарной помощи или проведения благотворительной деятельности. Также к перечню  оснований для оформления краткосрочной визы  добавлено  письменное распоряжение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Украины об оформлении визы с целью обеспечения интересов в сфере внешней политики.

К основаниям для оформления долгосрочной визы  отнесены, в частности, заверенная в установленном порядке копия разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, выданного Государственной службой занятости. Для иностранцев и лиц без гражданства, трудоустройство которых в соответствии с законодательством Украины осуществляется без разрешения на применение их труда, вместо такого разрешения подается трудовой договор (контракт), а для лиц, которые имеют статус зарубежного украинца, - трудовой договор (контракт) и удостоверение зарубежного украинца.

Изменено административно-территориальное устройство Луганской области 

07 октября парламент принял два Постановления: «Об изменениях в административном устройстве Луганской области, изменении и установлении границ Новоайдарского района Луганской области» (проект № 5115) и «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Луганской области, изменении и установлении границ Перевальского и Попаснянского районов Луганской области» (проект № 5116). В частности, документами предусмотрена передача в административное подчинение Новоайдарского района Луганского  области г. Счастья Жовтневого района Луганского городского совета; села Трехизбенка и Крымское Славяносербского района. Увеличены границы Новойдарского и Попаснянского районов Луганской области.

Упрощен порядок обращения лекарственных средств

Отныне для лекарственных средств, введенных в обращение на территории Украины и прошедших однажды процедуру перерегистрации, не требуется получение дополнительных срочных разрешений или проведение последующих перерегистраций  - лекарства смогут оставаться на прилавках до окончания срока годности. Соответствующие изменения были приняты 20.10.2014 Верховной Радой в Закон о лекарственных средствах. Нововведения призваны обеспечить непрерывный доступ пациентов к лекарственным средствам, а также решить проблему обращения остатков лекарств, которые уже были закуплены, прошли госконтроль и были распределены между лечебными учреждениями, используются ими в лечебном процессе или назначены в схемах лечения.

Забота о матерях, работающих по срочным трудовым договорам

В соответствии со ст. 184 Кодекса законов о труде в случае увольнения по окончании срочного трудового договора беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (до 6 лет - часть 6 ст. 179), одиноких матерей с ребенком в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида обязанностью собственника или уполномоченного им органа является их трудоустройство.

На период трудоустройства за этими женщинами сохраняется средняя зарплата, но не более 3 месяцев со дня окончания срочного трудового договора. Это разъяснено в письме Минсоцполитики № 143/06/187-14.

Ответственность работодателя за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях и ст. 172 Уголовного кодекса.

Чем нельзя кормить детей в садиках

Министерство образования и науки письмом от 07.10.2014 № 1/9-519 информирует, что приказом Минздрава от 18.08.2014 № 576 (который действует с 03.10.2014) утверждены изменения в Государственные санитарные нормы и правила «Медицинские требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Указанные изменения касаются питания детей в организованных коллективах, а также контроля качества пищевых продуктов.

В частности, для изготовления пищевых продуктов запрещается использовать сырье, которое подвергается повторной заморозке. Не допускается использование мяса птицы механической обвалки, коллагенсодержащего сырья животного происхождения (шкура свиная, жилка колбасная, шкура птицы, говяжьи рубцы и губы и т.д.) для производства продуктов детского, диетического питания и для питания детей в организованных детских коллективах, а также в качестве сырья для производства полуфабрикатов и кулинарных изделий в заведениях ресторанного хозяйства. Не допускается использование мяса птицы, кроме охлажденного, для производства охлажденных полуфабрикатов и пищевых продуктов, не прошедших термическую обработку.

Текст для этикетирования пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок подлежит обязательному утверждению в соответствии с статьи 38 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов».

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.nibu.factor.ua

www.profiwins.com.ua

www.rada.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%