пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 22.08.2012

22 АВГУСТА 2012 г.

ВЫПУСК № 83

 

ВСТУПИЛИ В СИЛУ

 

16.08.12 Закон Украины от 06.07.12 N 5180-VI «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей взимания налога на прибыль предприятий, полученного от предоставления отельных услуг».

 Согласно Налоговому кодексу, временно, сроком на 10 лет, начиная с 01.01.11, освобождается от налогообложения прибыль субъекта хозяйствования, полученная от предоставления отельных услуг (группа 55 КВЭД ДК 009:2005) в отелях «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в т.ч. вновь построенных или реконструированных либо в которых проведен капитальный ремонт или реставрация существующих зданий и сооружений.

Изменениями в НК, внесенными данным законом, предусмотрено, что такая льгота предоставляется при условии, что доход от реализации услуг с размещения путем предоставления номеров для временного проживания составляет не менее 50% (до этого - 75%) от совокупного дохода такого субъекта хозяйствования за соответствующий налоговый период, в котором применяется льгота.

 17.08.12 Закон Украины N 5099-VI от 05.07.12 «О внесении изменений в статью 22-1 Закона Украины "О железнодорожном транспорте» 

Законом установлено, что при осуществлении международной железнодорожной перевозки перевозчик обязан проверять у пассажира паспортный документ, который удостоверяет лицо предъявителя, или документ, который его заменяет.

При непредъявлении паспортного документа либо документа, который его заменяет, пассажиру будет отказано в перевозки без возмещения затрат.

До внесения этих изменений перевозчики осуществляли проверку не только указанных документов, а вообще всех документов, которые необходимы для выезда в страну следования, стран по маршруту следования.  

17.08.12  постановление НБУ от 11.07.12 N 292 «Об утверждении изменений к Правилам хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны».

НБУ ввел норму, которой установил, что банки и другие владельцы или распорядители баз персональных данных обязаны обрабатывать персональные данные, которые относятся к банковской тайне, в соответствии с требованиями ст.1076 Гражданского кодекса Украины, ст.ст. 60-62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», Закона Украины «О защите персональных данных», Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны и других нормативно-правовых актов. 

 Работники банка при принятии их на работу должны подписывать обязательства по хранению банковской тайны, в т.ч. по обработке (использованию) персональных данных, которые относятся к банковской тайне, только в соответствии с их профессиональными, служебными или трудовыми обязанностями, недопущению разглашения каким-либо способом таких персональных данных. Эти обязательства должны оставаться действующими и после прекращения такими работниками исполнения возложенных на них обязанностей.

Банки обязаны выполнять решение суда (до этих изменений – письменные требования судов общей юрисдикции, а также вынесенные ими решения (постановления)) о раскрытии информации, содержащей банковскую тайну, в порядке, установленном законодательством Украины. По решению суда о раскрытии информации, которая представляет банковскую тайну, банк раскрывает информацию в объеме, определенном решением суда

Также, установлен порядок обработки персональных данных, которые относятся к банковской тайне.

17.08.12 постановлением НБУ от 11.07.12 № 291 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах».

 

 Постановлением НБУ уточнен перечень операций, которые осуществляются  по текущим банковским счетам.

Так, внесены корректировки в абз. 30 п. 5.4 Инструкции. Теперь с текущего счета в инвалюте юридических лиц – резидентов по распоряжению собственника счета осуществляется перечисление за пределы Украины иностранной валюты для уплаты вступительных или членских взносов, которые уплачиваются как разовые или периодические взносы для обеспечения текущей деятельности юридических лиц – нерезидентов.

Также, согласно внесенным изменениям на текущий счет в инвалюте физического лица – резидента зачисляется, в частности:

• валюта, купленная уполномоченным банком на межбанковском валютном рынке Украины за счет средств на текущем счете в национальной валюте этого физического лица с целью перечисления ее за границу согласно нормативно-правовому акту Национального банка, регулирующему осуществление за границы Украины переводов физических лиц не только по текущим валютным неторговым операциям, но и для осуществления иностранных инвестиций в Украину;

• валюта, полученная собственником счета по операциям погашения облигаций внутренних государственных займов Украины, номинированных в инвалюте, и/или выплаты по ним дохода.

С текущего счета в инвалюте по распоряжению физического лица – резидента или по его поручению можно проводить выплаты наличных, за исключением денежных средств, полученных от нерезидентов как кредит, заем, возвратная финансовая помощь (данное положение вступило в силу с 27.07.12).

17.08.12 Приказ Минагрополитики от 12.07.12 № 424 «Об утверждении Перечня вопросов и унифицированной форма акта проверки для осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований земельного законодательства».

Минагрополитики во исполнение распоряжения КМУ «Об обеспечении осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» утвердил:

- перечень вопросов для осуществления Государственной инспекцией сельского хозяйства Украины и ее территориальными органами плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований земельного законодательства;

- унифицированную форму акта проверки соблюдения субъектами хозяйствования требований земельного законодательства.

   Так, при осуществлении плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований земельного законодательства проверяются:

- наличие документов, которые удостоверяют право собственности или право пользования земельным участком;

- соблюдение границ земельного участка, закрепленного в натуре (на местности) межевыми знаками установленного образца;

- соблюдение требований земельного законодательства в процессе заключения гражданско-правовых договоров, передачи в собственность, предоставления в пользование, в т.ч. в аренду, изъятия (выкупа) земельных участков;

- исполнение требований по использованию земельных участков по целевому назначению;

- наличие самовольно занятых земель;

- своевременность проведения рекультивации земель в объемах, предусмотренных проектом рекультивации земель;

- сохранения межевых знаков и др.

Осуществление плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований земельного законодательства по другим вопросам, которые не включены в утвержденный Перечь, запрещается.

 17.08.12 Приказ Минфина от 29.05.12 № 623 «Об утверждении Перечня ведомственных классификаторов информации по вопросам государственного таможенного дела, используемых в процессе оформления таможенных деклараций, и Порядок их ведения».

Минфином утвержден Перечень ведомственных классификаторов информации по вопросам государственного таможенного дела, используемых в процессе оформления таможенных деклараций, также порядок введения, внесения изменений в ведомственные классификаторы информации по вопросам государственного таможенного дела, используемых в процессе оформления таможенных деклараций.

 

 17.08.12 Приказ Минсоцполитики от 02.07.12 № 390 «Об утверждении Порядка проведения проверок должностными лицами Госинспекции по вопросам труда и ее территориальных органов».

 Данный порядок устанавливает процедуру проведения Госинспекции по вопросам труда и ее территориальными органами проверок соблюдения законодательства по вопросам  труда. Инспекторы Госинспекции по вопросам труда и  ее территориальных органов могут проводить плановые и внеплановые проверки. Данные проверки проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования  или его обособленного подразделения или в помещении органа государственного надзора (контроля).

Плановые проверки проводятся с периодичностью, которая определяется в соответствии с критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде, и определяется периодичностью осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля). Внеплановые  проверки проводятся  независимо от количества ранее проведенных проверок при наличии оснований предусмотренных Законом  Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

Проверяющий уполномочен начать проверку при наличии у него служебного удостоверения и направления на проверку.

По результатам проверки составляется акт. В случае выявления нарушений законодательства о труде и соцстрахованию  выносится предписание об устранении выявленных нарушений, применяются меры по привлечение к дисциплинарной ответственности виноватых лиц. 

            Этим приказом также утверждены:

• форма акта проверки соблюдения субъектами хозяйствования законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании (Вопросы, подлежащие проверке соблюдения законодательства о труде и соцстрахования, приведены в форме акта проверки).

• форма предписания;

• форма протокола об административном правонарушении;

• форма постановления о наложении административного взыскания в соответствии со статьей 1886 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

 18.08.12 Закон Украины от 05.07.12  № 5061-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности».

Данным законом изменен граничный срок ввоза товаров, которые импортируются по бартерным договорам. Так, товары, которые импортируются по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления ТД на экспорт) товаров, которые фактически экспортированы по бартерному договору, а в случае экспорта по бартерному договору работ и услуг – с даты подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг.

Датой ввоза товаров по бартерному договору на таможенную территорию Украины считается дата их таможенного оформления (дата оформления ТД на импорт), а в случае импорта по бартерному договору работ или услуг – дата подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг.

Также, из Закона Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности» исключены положения,  которые предусматривали, что в случае импорта по бартерному договорам каучука натурального, синтетичного, ускорителей вулканизации каучука из стран Северной и Латинской Америки, Японии, Южно-Восточной Азии, Центральной Южной Африки, срок их ввоза на таможенную территорию Украины  не должен превышать 150 календарных дней с даты таможенного оформления товаров, которые фактически экспортированы по бартерным договорам.

 18.08.12 Закон Украины  от 30.07.12  № 5192-VI№ 5192-VI «О внесении изменений в Закон Украины «Об ипотечных облигациях» относительно выпуска и обращения ипотечных облигаций».

Согласно принятым изменениям, управляющий, эмитент и аудитор (аудиторская фирма) не могут быть связанными лицами. Кроме того, обслуживающая организация не может быть связана с лицом управляющего и / или аудитора (аудиторской фирмы).

 20.08.12 постановление НБУ от 16.07.12 № 304 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения выездных, невыездных (камеральных) проверок относительно соблюдения банками, другими финансовыми учреждениями, национальным оператором почтовой связи требований валютного законодательства и проверок пунктов обмена иностранной валюты».

 Изменениями, внесенными в Положение, НБУ предусмотрел, что банк (финансовое учреждение) обязаны, при наличии у уполномоченного работника Департамента контроля  поручения (распоряжения) на выездную проверку банка (финансового учреждения) и служебных удостоверений (или паспорта либо документа, который его заменяет), допустить к проведению проверки. 

В случае если проводится выездная проверка подразделения (структурной единицы подразделения) банка, в котором не предусмотрена должность руководителя, оригинал поручения на проведение проверки предоставляется кассиру или другому работнику  такого подразделения (структурной единицы подразделения).

             20.08.12 Приказ Минэкономразвития от 22.05.12 № 601 «Об утверждении Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях».

        Инструкция устанавливает порядок оформления материалов и рассмотрения дел об админправонарушениях должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей и ее территориальных, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей, предупреждением и уменьшением употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения и государственном рыночном надзоре в пределах сферы своей ответственности.

При совершении лицами админправонарушений (нарушение законодательства о защите прав граждан-потребителей) уполномоченное на то должностное лицо органа по вопросам защиты прав потребителей согласно ст. 255 КУоАП составляет протокол об административном правонарушении, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой ответственность в соответствии с уголовным законом. 

Если правонарушение совершенно несколькими лицами, протокол об админправонарушении составляется на каждое лицо отдельно.

Рассматривать дела об админправонарушениях и налагать административные взыскания имеют право уполномоченные на это должностные лица, указанные в ст. ст. 2444 и 24419 КУоАП.  После рассмотрения дела об админправонарушении уполномоченное лицо выносит соответствующее постановление, которое оформляется согласно требованиям ст. 283 КУоАП.

20.08.12 Решение Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку  03.07.12 N 924 "Об утверждении изменений к  Положению о депозитарной деятельности, утверждённому решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 17.10.06 N 999".

Согласно этим изменениям, хранитель, который заключил с эмитентом в процессе материализации выпущенных им акций договор об открытии счетов в ценных бумагах собственникам, в соответствии с Положением о порядке перевода выпуска именных акций документарной формы существования в бездокументарную форму существования, может осуществлять для такого эмитента подготовку и предоставление справочно-аналитических материалов, которые характеризуют рынок ценных бумаг, а также консультировать по вопросам оборота ценных бумаг и учета прав собственности на них.

При осуществлении депозитарной деятельности депозитарные учреждения предоставляют информационное и организационное обеспечение проведения собраний АО в соответствии с заключенным с ним или с акционерами (акционером), которые (который) совокупно являются собственниками (собственником) 10 и больше процентов простых акций АО, договором.  

Неофициальные документы, изданные или оформленные на территории иностранного государства, не требуют обязательной легализации. Такие документы  должны быть переведены на украинский язык (кроме документов, изложенных на русском языке), а их перевод должен быть заверено нотариусом, другим должностным лицом, которое в соответствии с законом имеет право на осуществление таких нотариальных действий. Если такие документы  созданы на украинском языке и заверены на территории страны их выдачи согласно законодательству этой страны или заверены путем проставления апостиля согласно международным нормам, они не требуют дополнительного перевода или заверения.

22.08.12 Закон Украины от 30.07.12 N 5193-VI «О ратификации Договора о зоне свободной торговли».

Договором в частности предусматривается:

 - не применение сторонами в отношении друг друга пошлин  и другие им эквивалентных платежей за исключением перечисленных в приложениях к соглашению исключений;

- отмена количественных ограничений на вывоз или ввоз какого-либо товара;

- установление сроков отмены изъятий по импорту;

- сокращение количества действующих соглашений, которыми необходимо руководствоваться в торгово-экономических отношениях со странами СНГ;

-  разрешение торговых споров в плоскости механизмов и процедур, принятых ВТО.

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПРОЧЕЕ

 Письмо Минсоцполитики от 21.06.12 №207/13/116-12 «О денежной компенсации за неиспользованный отпуск».

 Минсоцполитики в письме разъяснила, что каждый работающий гражданин имеет право на замену части ежегодного отпуска денежной компенсацией. При этом длительность предоставленного работнику ежегодного и дополнительного отпусков не должна быть меньше чем 24 календарных дня (ч. 4 ст. 24 Закона Украины «Об отпусках»).

Основным условием для получения денежной компенсации за часть ежегодного отпуска является фактическое использование работником в обязательном порядке 24 календарных дней ежегодного отпуска.

Поэтому, по желанию работника (по его письменному заявлению) в случае использования им в рабочем году, за который предоставляется отпуск, 24 календарных дней ежегодного отпуска, за остальные дни неиспользованного отпуска должна будет выплачена денежная компенсация.

Также в письме напоминается, что ст. 11 Закона Украины «Об отпусках» запрещается непредоставление ежегодных отпусков полной длительности в течение двух лет подряд, а также непредоставление их в течение рабочего года лицам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, которые имеют право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями или с особенным характером труда.

Непредоставление ежегодных отпусков в сроки, определенные Законом Украины «Об отпусках» и Кодексом законов о труде Украины, является грубым нарушением законодательства о труде, за что работодатель может быть привлеченный к ответственности, согласно законодательству.

Письмо НБУ от 15.08.12 N 29-213/8207 «Разъяснения по вопросам применения норм законодательства о запрете предоставления потребительских кредитов в иностранной валюте».

 НБУ напомнил, что после 16.10.11 предоставление (получение) потребительских кредитов в иностранной валюте на территории Украины запрещается.

НБУ обращает внимание на то, что предоставление (получение) потребительских кредитов в иностранной валюте после 16.10.11 является нарушением требований законодательства Украины.

Также в письме говорится, что установленный законом запрет предоставления потребительских кредитов в иностранной валюте распространяется, в частности, на кредитные операции по договорам о возобновляемой кредитной линии, которые были заключены до 16.10.11 г.

Отдельно НБУ отмечает, что после 16.10.11 проведение банком реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте возможно лишь при условии, если при этом не будет происходить дополнительного кредитования в иностранной валюте.

Письмо ГНСУ от 09.07.12 №12370/6/15-0116 «Об отнесении в состав расходов процентов по долговым обязательствам».

В письме напоминается, что в соответствии с пп. 138.10.5 п. 138.10 ст. 138 НКУ, в состав других расходов, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, включаются те финансовые расходы, к которым относятся расходы на начисление процентов (за пользование кредитами и ссудами, а также по выпущенным  облигациям  и финансовой аренде) и другие расходы предприятия в пределах норм, установленных НКУ, связанные с заимствованиями (кроме финансовых расходов, которые включены в себестоимость квалификационных активов, в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета).

При этом особенности определения состава расходов плательщика налога, в случае уплаты процентов по долговым обязательствам, определены п. 141.1 ст. 141 НКУ. Так, в состав расходов включаются любые расходы, связанные с начислением процентов по долговым обязательствам (в том числе по любым  кредитам, ссудам, депозитам, кроме финансовых расходов, включенных в себестоимость квалификационных активов по  положению (стандартам) бухгалтерского учета) в течение отчетного периода, если такие начисления осуществляются в связи с осуществлением хозяйственной деятельности плательщика налога.

Нормами НКУ предусмотрены ограничения, которые стоит учитывать при определении состава расходов начисленных процентов за долговыми обязательствами, в частности за полученными кредитами, ссудами, в случае получения их:

- от нерезидентов, которые имеют оффшорный статус;

- плательщиком налога, 50 и больше процентов уставного фонда (акций, других корпоративных прав), которого находятся в собственности или управлении нерезидента (нерезидентов), при начислении процентов по кредитам , ссудам  и другим  долговым  обязательствам  в пользу таких нерезидентов и связанных с ними лиц (п. 141.2 ст. 141);

- или при наличии квалификационных активов в соответствии с положениями (стандартами) о бухгалтерском учете;

- или если начисление процентов не связано с хозяйственной деятельностью плательщика налога.

Учитывая вышеизложенное, ГНС считает, что общество имеет право на отнесение в состав расходов отчетного периода начисленных в пользу инвестиционного фонда процентов по полученным долговым обязательствам (кредитам, ссудам и т.п.).

Письмо ГНС Украины от 01.08.12 N 13653/6/15-2116 «Об уплате сбора за специальное использование воды».

ГНС напомнила, что, согласно НКУ, плательщиками сбора являются водопользователи - субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юрлица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физлица - предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

При этом НКУ говорит, что взимание сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства не освобождает водопользователей от уплаты сбора за специальное использование воды.

ГНС дополнительно сообщают, что согласно п. 94 Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» ст. 323 НКУ дополнена новым пунктом 323.2, в соответствии с которым не являются плательщиками сбора водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и плательщиков единого налога.

Под термином «санитарно-гигиенические нужды» следует понимать использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и ее использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Письмо Государственной архитектурно-строительной инспекции от 30.07.12 № 40-19-5376 «Относительно порядка принятия в эксплуатацию самовольно построенного садового дома».

В письме напомнили, что Минрегионбуд издал приказ от 24.06.11 N 91, которым утвердил Порядок, позволяющий по упрощенной процедуре принять в эксплуатацию законченные строительством индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, общественные здания I и II категорий сложности, построенные до 31.12.09 без разрешения на выполнение строительных работ, заявления о принятии в эксплуатацию которых подано до 31.12.12г. Приказ также определяет механизм проведения технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей указанных объектов строительства.

При этом в письме напоминается, что согласно п. 3.1 Порядка, принятие в эксплуатацию вышеуказанных объектов строительства, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, и проведение технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей, принятие в эксплуатацию объектов (кроме законченных строительством до 05.08.92 индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним) осуществляется бесплатно территориальными органами Государственной архитектурно-строительной инспекции по результатам технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей и при наличии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен объект, путем регистрации поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Документом, который подтверждает соответствие законченных строительством объектов до 05.08.92 (указанное выше исключение) требованиям законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил, в частности для потребностей государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, является технический паспорт, составленный по результатам технической инвентаризации.

В свою очередь письмом обращается внимание на то, что согласно действующему Кодексу Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП), Государственная архитектурно-строительная инспекция и ее территориальные органы рассматривают дела об админнарушениях, связанных с:

- нарушением требований законодательства, строительных норм, госстандартов и правил во время производства, изготовления и применения строительных материалов, изделий, конструкций, а также строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и принятия в эксплуатацию объектов или сооружений;

- невыполнением законных требований (предписаний) должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного контроля.

Таким образом, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и ее территориальные органы не уполномочены рассматривать дела за правонарушения, предусмотренные ст. 97 КУоАП (самовольное строительство).

Вместе с тем, ч. 1 ст. 96 КУоАП предусматривается ответственность за нарушение требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил и утвержденных проектных решений во время нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов или сооружений в виде наложения штрафа на граждан в размере от 10 до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

Использованные источники:         

www.rada.gov.ua

www.ligazakon.ua

www.nibu.factor.ua

 

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%