пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 23.11.2011

23 ноября 2011 г.

Выпуск № 44 

Вступили в силу

18.11.2011 года вступил в силу Приказ Минфина от 08.09.2011 года № 1116 «О внесении изменений в Инструкцию по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов»

 

Изменения коснулись одного из обязательных условий проведения инвентаризации. Предписание судебно-следственных органов заменено на судебное решение или документ органа, уполномоченного законом требовать проведения инвентаризации. При этом уточняется, что в таких случаях к инвентаризации, которая должна начаться в указанный срок, но не раньше дня получения предприятием соответствующего документа, могут привлекаться согласные должностные лица соответствующего органа.

 

18.11.2011 года вступил в силу Приказ Минфина от 28.09.2011 года № 1213 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий»

Данным документом предусмотрена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий. 

 

21.11.2011 года вступил в силу Приказ МЮУ от 12.09.2011 года № 2094/05  «Об утверждении положения о системе подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)»

Приказ разработан в соответствии со ст. 2 Закона Украины «Об восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом». 

 

21.11.2011 года вступил в силу Приказ МЮУ от 15.09.2011 года  № 3018/5 « Об утверждении Положения о Единой базе данных о предприятиях, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве»

Новым Положением устанавливается порядок формирования, ведения и пользования Единой базой данных предприятий, относительно которых возбуждено производство о банкротстве, а также порядок предоставления сведений из нее.

 

21.11.2011 года вступил в силу Приказ МЮУ от 14.10.2011 года  № 3176/5 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)»

Приказом утверждены лицензионные условия, которые определяют общие, квалификационные и иные специальные требования при проведении хозяйственной деятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов).

 

23.11.2011 года вступило в силу Постановление КМУ от 16.11.2011 № 1182 «Об утверждении модельного устава общества с ограниченной ответственностью»

Утвержденный Устав содержит общие положения о статусе общества, его участниках, уставном фонде, имуществе, прибыли и порядке ее использования. Отдельно прописаны функции органов общества: общего собрания, исполнительного органа, а также ревизионной комиссии; порядок прекращения общества.

Пункт 3 Модельного устава предусматривает, что в решении о создании ООО учредители должны будут указывать всю необходимую информацию, которая ранее указывалась в самом уставе, а именно: вид, наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, состав учредителей и участников, размер уставного капитала, размеры долей участников, порядок внесения ними вкладов.

Напомним, с 28 августа 2011 года действует Закон № 3262-VI, который внес изменения в ряд законодательных актов, внедряющие принцип государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава. Согласно изменениям, внесенным Законом в ГК и ХК, юридическое лицо частного права (субъект хозяйствования) может на своем собрании участников утвердить модельный устав, который с момента государственной регистрации станет его уставным документом.

Законом также предусмотрено, что уже зарегистрированные субъекты имеют право перейти на работу на основе модельного устава, а юридические лица, работающие по модельному уставу, в случае необходимости внесения изменений в регулирование своей деятельности, в любой момент могут утвердить на собрании участников собственный устав.

 

ПРИНЯТЫ

17.11.2011 года принят Закон Украины от 25.03.2011 года № 8306 «О государственной службе»

Парламент на базе президентского законопроекта № 8306 принял Закон о государственной службе. При этом, согласно сообщению официального веб-сайта Рады, были внесены незначительные поправки и учтены "доручення".

Проектом определялся правовой статус госслужащего, порядок поступления на госслужбу, ее прохождения и прекращения. Должности госслужащих в зависимости от характера и объема должностных полномочий были разбиты на 4 группы и 16 подгрупп, предусматривалось 9 рангов госслужащих.

Согласно документу госслужащие не имеют права состоять в политических партиях и демонстрировать свои политические взгляды, организовывать забастовки и принимать в них участие. За ними закрепляется право требовать письменного подтверждения данного руководителем поручения, если оно вызывает сомнения на предмет законности.

Для вступления в должность госслужащего необходимо прекратить членство в политпартии, предпринимательскую деятельность, выйти из состава исполнительных органов предприятий и кредитно-финансовых учреждений, хозобществ. Не совместима с госслужбой работа по совместительству (кроме преподавательской, научной, творческой, медицинской, инструкторской и судейской в спорте).Необходимым условием является также свободное владение государственным языком.

Вступление в должность возможно лишь по прохождении конкурса, который состоит в тестировании и собеседовании. Предусмотрен испытательный срок продолжительностью от 60 до 120 календарных дней и профессиональное обучение (в том числе языку). Подробно выписаны дисциплинарные проступки госслужащих, одним из них названо неуважение к чести и достоинству человека и к государственным символам.

Схему должностных окладов госслужащих ежегодно будет устанавливать КМУ. Размер оклада конкретного госслужащего будет пересматриваться также ежегодно до 15 апреля по итогам оценки его работы в предыдущем году.

Проектом для госслужащих предлагалась пенсия в размере 80% зарплаты, куда включались все виды оплаты труда, на которые начисляется единый взнос на общеобязательное государственное соцстрахование. За каждый год, проработанный сверх 10 лет госслужбы, предусматривалось увеличение на 1%, но общий ее размер не мог превышать 90%.

 

17.11.2011 года принято Постановление КМ от 14.11.2011 № 1165 «О внесении изменений в Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств»

Порядок регистрации (перерегистрации) лекарственных средств претерпел изменения, которые вступят в силу со дня официального опубликования постановления Минюста от 14.11.2011 № 1165. Изменения связаны с присоединением к международной системе сотрудничества фармацевтических инспекций.

При проведении экспертизы регистрационных материалов проверка на соответствие требованиям надлежащей производственной практики производства лекарственных средств, представляемых на регистрацию (перерегистрацию), со вступлением в силу изменений будет проводится обязательно, а не только в случае необходимости, как это установлено сейчас.

Исключением из правила обязательной проверки будет случай наличия выданного Гослекслужбой документа, подтверждающего соответствие условий производства требованиям надлежащей производственной практики (для отечественных производителей - действующей лицензии на производство лекарственных средств).

Приказом Минздрава о государственной регистрации лекарственного средства, согласно новшествам, по-прежнему будет утверждается, в числе прочих, инструкция по применению лекарственного средства (инструкция для медицинского применения), а вот листок-вкладыш с информацией для пациента из списка документов, подлежащих утверждению, исключен.

Новая редакция абз.2 п.9 Порядка предусматривает, что в государственной регистрации лекарственного средства может быть отказано в случае, когда вследствие такой регистрации будет нарушено защищенное патентом действующее имущественное право интеллектуальной собственности, связанное с производством, использованием, продажей лекарственных средств. Напомним, что согласно действующей редакции в регистрации могут отказать только при установление факта нарушения прав судом.

 

17.11.2011 года Приказ МЮУ №3305/5 от 11.11.2011

Своим приказом №3305/5 от 11.11.2011 Минюст утвердил новый Типовой стандарт оказания административной услуги по выдаче справок из Единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве. Стандарт вступит в силу одновременно с Положением о Единой базе, но не ранее дня официального опубликования. На сегодняшний день вопросы оказания такой админуслуги регулируются Типовым стандартом, действующим с 31 декабря 2010 года. По новому Стандарту указанная справка будет выдаваться исключительно в отношении юридического лица или физического лица - предпринимателя, подающего запрос на получение справки. Если ранее физлица-предприниматели должны были указывать в запросе свой идентификационный код, то теперь придется указать номер и дату записи в ЕГР юридических лиц и физических лиц - предпринимателей о проведении государственной регистрации. А вот правовые основание получения справки со вступлением в силу Стандарта указывать уже не будет нужды.Новым Стандартом предусматривается, что заявление о выдаче справки оформляется на бланке заявителя (для физлиц-предпринимателей при наличии), подписывается заявителем (для юрлиц - руководителем) и скрепляется печатью. Примерно в два раза сократятся общие сроки ответа территориальных органов по вопросам банкротства, вместо действующих 30 календарных дней со дня получения запроса, 10 рабочих дней, независимо от необходимости дополнительного изучения информации относительно запроса. А вот основания для отказа в выдаче справки расширили, новым основанием является подача запроса в территориальный орган по вопросам банкротства в отношении должника, который зарегистрирован не на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Сведений в справке также станет больше, в частности, появится больше информации относительно должника: основной код деятельности по КВЭД и форма собственности. Жалобу относительно нарушений норм Стандарта заинтересованные субъекты смогут подавать не начальнику Департамента по вопросам банкротства, а в соответствующее управление юстиции или Министерство юстиции. Интересно, что новый Стандарт ничего не упоминает о возможности получения копии справки.

 

17.11.2011 года принят Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" (на базе законопроекта № 9265-д)

В соответствии с принятым Законом депутаты будут избираться по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе: 225 - по избирательным спискам от партий; 225 - большинством населения в одномандатных округах. Избирательный барьер для партийных списков - 5%. Однако следует учесть, что, поскольку половина парламента по спискам избираться не будет, фактически этот барьер для партий будет выше в 2 раза. Блоки не будут принимать участия в выборах. В одномандатных округах кандидатов могут выдвигать не только партии - допустимо самовыдвижение. Право подачи кандидатур членов участковых и окружных избирательных комиссий закреплено за всеми политическими партиями, участвующими в выборах, и теми, чьи фракции зарегистрированы в парламенте.  Избиратели, временно не способные к передвижению, для голосования по месту жительства должны, кроме заявления, предоставить избиркому еще и медицинскую справку. Временная комиссия будет еще редактировать документ перед его подписанием.

 

18.11.2011 года принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» проект от 16.05.2011 № 8521

В соответствии с законом, упрощенная система - особый механизм замены уплаты отдельных налогов, установленных пунктом 297.1 НК на уплату единого налога с одновременным упрощением учета и отчетности. Юрлица и физлица-предприниматели (далее - ФЛП) могут самостоятельно избрать упрощенную систему, если они соответствуют определенным критериям. Субъекты хозяйствования, применяющие "упрощенку", делятся на 4 группы. Законом установлен перечень субъектов, не имеющих права воспользоваться упрощенной системой налогообложения. В частности, к таковым отнесены: субъекты, осуществляющие деятельность в сфере азартных игр, обмена валют, производства, продажи, экспорта и импорта подакцизных товаров; продажи предметов искусства и антиквариата и проч., а также ФЛП-аудиторы, страховые брокеры, нерезиденты и т.д. Закон позволяет ФЛП-единоналожникам регистрироваться плательщиками НДС, а также позволяет плательщику налога на прибыль относить к расходам средства, потраченные на приобретение товаров (работ, услуг) у упрощенцев, но перечень доходов и расходов плательщики налога на прибыль должны будут учитывать в разрезе контрагентов-плательщиков единого налога.

 

18.11.2011 года принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений административного судопроизводства» проект от 01.07.2011 № 8736

Согласно Закону не будет подлежать рассмотрению админсудом обращение участвующего в деле лица, если в нем не указано место жительства или местонахождение (для ЮЛ) лица, если оно не подписано или невозможно установить его авторство, а также, если оно содержит высказывания, свидетельствующие о неуважении к суду. Устанавливается 6-месячный срок для обращения в суд с иском для субъектов властных полномочий (органов власти). Расширяется до бесконечности число способов удовлетворения требований субъекта властных полномочий по административным искам (в настоящее время Кодекс содержит исчерпывающий перечень таких способов). В соответствии с проектом подтвердить процессуальные полномочия представителя физического лица в административном судебном процессе можно будет лишь двумя способами: либо нотариально засвидетельствованной доверенностью, либо доверенностью, удостоверенной должностным лицом, которому "в соответствии с законом предоставлено право свидетельствовать доверенности" (действующая же редакция статьи 58 КАС предусматривает гораздо более широкие возможности подтверждения полномочий представителей в процессе - в частности, посредством доверенностей, удостоверенных должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в которых доверитель работает, учится, служит, находится на стационарном лечении, а также по месту жительства (пребывания). Проектом предложено ввести дополнительные основания для передачи дел из одного административного суда в другой - случаи, при которых суд, рассматривающий дело, или судья этого суда могут являться сторонами по делу. Решение вопроса о передаче административного дела предоставляется суду, либо в порядке судебного заседания, либо в порядке письменного производства (то есть без судебного заседания), в то время как действующая редакция КАС предусматривает исключительно первый вариант. Это решение по проекту не будет излагаться в отдельном определении суда (кроме передачи дел при ликвидации суда), ему будет предоставлен статус документа, не подлежащего обжалованию. Законом изложена в иной редакции статья 183-3 КАС - об особенностях производства по некоторым видам обращений в админсуд налоговиков. Действующая редакция предусматривает порядок, при котором в течение 72 часов суд, не уведомляя плательщика налогов о заседании может принять решение о прекращении расходных операций, взыскании средств по налоговому долгу плательщика, об админаресте его имущества. Новая редакция предусматривает уведомление плательщика об открытии подобного дела в суде. КАС дополнен новым разделом о восстановлении утраченного судебного производства по административным делам.

 

21.11.2011 года Письмо Госкомпредпринимательства от 07.10.2011 года

Государственный администратор не имеет права отказывать в принятии заявления на получение документа разрешительного характера в связи с отсутствием возможности пользоваться Реестром документов разрешительного характера. К такому выводу в письме от 07.10.2011 года пришел Госкомпредпринимательства, рассматривая вопрос правомерности отказа на указанном основании.

По мнению Комитета, после восстановления работы Реестра государственный администратор может осуществить регистрационные действия датой фактического поступления заявления и соответствующих документов.

Невозможность отказа в указанном случае объясняется тем, что согласно части 5 ст. 5 Закона "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" государственный администратор имеет право отказать в принятии заявления и документов на получение разрешительных документов только если эти документы поданы не в полном объеме. Иных оснований для отказа законодательством не предусмотрено.

Также Госкомпредпринимательства указал на отсутствие в действующем законодательстве порядка хранения запросов для получения справок из Реестра. До урегулирования этого вопроса на законодательном уровне он рекомендовал вести журнал учета таких запросов в произвольной форме.

 

21.11.2011 года Письмо Генпрокуратуры от 25.10.2011 р. № 06/2-р-11

По мнению Генеральной прокуратуры, использование в п. 1.3 Инструкции о порядке принятия, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Украины заявлений и сообщений о преступлениях понятия "обращения граждан" вместо установленных в ст. 94 УПК "заявление" и "уведомление" является правомерным. Оно не расширяет основания для возбуждения уголовного дела и не создает условия для альтернативного способа рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях в качестве обращений граждан (а не собственно заявлений о преступлении).

Как считает Генпрокуратура, понятие "обращение граждан" является обобщающим. В п. 1.3 Инструкции оно использовано контекстно, для обозначения тех заявлений и уведомлений, которые содержат сведения о совершенных или подготавливаемых преступлениях и в в широком смысле являются обращениями.

Кроме того, Инструкция а priori не может создавать условий для альтернативного способа рассмотрения заявлений и уведомлений о преступлениях как обращений граждан, поскольку имеет иной предмет регулирования и устанавливает порядок приема информации именно о преступлениях. Никаких указаний относительно рассмотрения таких заявлений как простых обращений граждан Инструкция не содержит.

Тот факт, что порой такие заявления и уведомления рассматриваются как обращения граждан Генпрокуратура объясняет тем, что часто они не содержат конкретной информации о преступлении или его признаках (в аспекте действующего уголовного законодательства), а носят общий, неопределенный характер с соображениями заявителя относительно определенных событий и явлений.

 

21.11.2011 года Постановление КМУ № 1173 от 16.11.2011 года «Вопросы оказания услуг по вывозу бытовых отходов»

В соответствии с Порядком, участниками конкурса могут быть субъекты хозяйствования, в уставных документах которых предусмотрена деятельность в сфере обращения с бытовыми отходами, и соответствующие ч.2ст.21 Закона "О жилищно-коммунальных услугах".

В случае проведения конкурса по определению исполнителя услуг по вывозу вторсырья, образовавшегося в результате раздельного сбора бытовых отходов, необходимо будет также наличие лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья.

Подготовка и проведение конкурса обеспечивается исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета или местной государственной администрацией в случае делегирования ей полномочий соответствующим советом. Организатор конкурса готовит конкурсную документацию, которая включает в себя квалификационные требования к участникам конкурса. Отметим, что отдельным приложением к Порядку являются критерии соответствия конкурсных предложений квалификационным требованиям.

Порядок предусматривает перечень документов, которые должны быть поданы участником конкурса. К ним относятся балансовый отчет предприятия за последний отчетный период; справки органов ГНС и Пенсионного фонда об отсутствии (наличии) задолженности; документ, содержащий информацию о техническом потенциале предприятия, техпаспорта на специально оборудованные транспортные средства и справки о прохождении ими технического осмотра и другие. Перечень не является исчерпывающим, при желании участник конкурса может подавать и иные документы на свое усмотрение.

При рассмотрении конкурсных предложений предпочтение будет отдаваться участнику, подавшему конкурсной комиссии проект или утвержденную инвестиционную программу развития (программу капитальных расходов), которая должна включать мероприятия по внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов, а также информацию о количестве отходов, привлеченных участником к повторному использованию; количество отходов, которые используются как вторичное сырье, количество отходов, отправляемых на захоронение и т.д.

В случае, если в конкурсе принял участие только один участник и его предложение не было отклонено, срок, на который он определяется исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, должен составлять 12 месяцев, после чего организуется и проводится новый конкурс.

С победителем конкурса в течение десяти календарных дней после принятия конкурсной комиссией решения заключается договор на оказание услуг по вывозу бытовых отходов в соответствии с типовым договором, который является приложением к Порядку.

Напомним, утверждение правил проведения конкурса и типового договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов предусмотрено Правилами предоставления услуг по вывозу бытовых отходов.

Порядок вступит в силу со дня его официального опубликования.

 

21.11.2011 года Информационное письмо ВАСУ от 01.11.2011г. № 1935/11/13-11

ВАСУ разъяснил свою позицию в отношении разрешения коллизии норм пунктов 56.18 и 56.19 статьи 56 Налогового кодекса в редакции от 07.07.2011 г.

Новая редакция пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса конкретизировала сроки давности (в течение которых налогоплательщик имеет право обжаловать в суде решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства) путем непосредственной ссылки на статью 102 этого же Кодекса. В соответствии с изменениями плательщик налогов имеет право обжаловать решение в любой момент после получения такого решения в течение 1095 дней.

Одновременно Законом № 3609-VI из содержания пункта 56.18 статьи 56 исключен абзац второй, предусматривавший, что в случае, если налогоплательщиком до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически прошел с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.

В связи с этим с 06.08.2011 г. срок для обращения в суд с иском об обжаловании решений контролирующего органа не продлевается на время процедуры административного обжалования, которым воспользовался налогоплательщик.

В это же время существует норма пункта 56.19 статьи 56 НК, устанавливающая срок обжалования таких же решений в один месяц, который начинает истекать на следующий день после окончания процедуры административного обжалования.

Налицо существование двух норм, устанавливающих разные сроки для обжалования решений контролирующих органов и разный момент начала их исчисления.

При разрешении коллизии ВАСУ считает необходимым руководствоваться пунктом 56.21 статьи 56 Налогового кодекса, предусматривающим, что при возможности неоднозначного толкования норм Кодекса, решение принимается в пользу плательщика налогов.

Исходя из этого, ВАСУ считает, что для судебного обжалования решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства срок должен определяться по правилам пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса и, соответственно, составляет 1095 дней со дня получения решения, независимо от применения процедуры административного обжалования.

 

22.11.2011 года Письмо Госкомпредпринимательства от 08.11.2011 г. № 8672

Информационная вывеска, размещенная на фасаде дома предприятия и (или) возле входа в него и не содержащая призывов к приобретению товаров или предоставлению услуг или иной информации, предназначенной сформировать или поддержать осведомленность потребителей и их интерес к такому лицу или товару, не является рекламой. Выводы основаны на части седьмой статьи 8 Закона "О рекламе", согласно которой размещение информации о производителе товара и (или) товаре в местах, где товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и (или) оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и (или) его упаковке, не считается рекламой.

Кроме того, согласно части третьей статьи 17 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан предоставлять потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и работе своего предприятия.

 

22.11.2011 года Письмо Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 10.11.2011 года № 04-39/10-1160

В своем Письме Комитет ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики пришел к выводу, что НК не содержит запрета на учет в 2011 и 2012 годах убытков, возникших до 01.01.2011 года. Такие убытки должны учитываться в составе расходов текущих налоговых периодов нарастающим итогом до полного погашения отрицательного значения.

Комитет разъяснил, что до 1 апреля 2011 года налоговые обязательства по налогу на прибыль при наличии убытков определялись согласно пункту 6.1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий". В 2010 году нормы этого пункта действовали с учетом особенностей, установленных пунктом 22.4 Закона "О налогообложении прибыли предприятий", согласно которому в составе расходов налогоплательщика учитывалось 20 % убытков, образовавшихся по состоянию на 1 января 2010 года. В I квартале 2011 года сумма убытков по налогу на прибыль, образовавшихся по состоянию на 01.01.2010 г., которые не были учтены в составе валовых расходов в 2010 году, и убытки, которые образовались в 2011 году, включаются в состав валовых расходов первого календарного квартала 2011 года. И, соответственно, становятся отрицательным значением I квартала 2011 года. Начиная со второго квартала 2011 года к доходам и расходам, полученным и проведенным с 1 апреля 2011 года, применяются нормы НК. При этом согласно пункту 3 подраздела 4 раздела ХХ НК пункт 150.1 НК применяется с учетом того, что расчет объекта налогообложения по результатам второго, второго-третьего, второго-четвертого квартала 2011 года осуществляется с учетом отрицательного значения, полученного налогоплательщиком за первый квартал 2011 года.  Как пояснил Комитет, это предостережение базировалось на том, что расчет первого квартала 2011 года является конечным результатом расчета объекта налогообложения (аналогично годовому расчету) по закону, который утрачивал силу. Сам же пункт 150.1 НК позволяет относить убытки прошлых лет в состав расходов налогоплательщика.

 

23.11.2011 года Информационное письмо ВАСУ  от 01.11.2011 р. № 1936/11/13-11

ВАСУ еще раз остановился на своей позиции относительно документов, подтверждающих размер налогового обязательства.

Суд обратил внимание нижестоящих судов на то, что само по себе наличие или отсутствие отдельных документов, а также ошибки в их оформлении не являются основанием для выводов об отсутствии хозяйственной операции, если из других данных следует, что фактическое движение активов, изменения в капитале или обязательствах налогоплательщика в связи с его хозяйственной деятельностью имели место.

При этом наличие формально составленных, но недостоверных первичных документов, соответствие которых фактическим обстоятельствам опровергнуто надлежащими доказательствами, не является безусловным подтверждением реальности хозяйственной операции.

 

23.11.2011 года Письмо ГНС Украины  от 25.10.2011 г. № 4182/7/15-3417-26

ГНС Украины разъяснила особенности определения базы обложения налогом на прибыль для операций по передаче в финансовый лизинг имущества, приобретенного у лиц, не зарегистрированных плательщиками НДС.

По мнению налоговиков, для определения базы налогообложения в данном случае лучше всего руководствоваться пунктом 188.1 НК, абзац седьмой которого определяет базой налогообложения договорную (контрактную) стоимость, но не ниже цены приобретения объекта лизинга.

Применение пункта 189.5 НК, определяющего базу налогообложения договоров финлизинга как разницу между ценой продажи и ценой приобретения товаров возможно только для операций по поставке товаров, возвращенных лизингополучателем, не зарегистрированным плательщиком НДС (а не при передаче в лизинг, как в данном случае). Причем такой возврат должен осуществляться в связи с невыполнением условий договора финансового лизинга, а цена приобретения товара при осуществлении таких операций определяется на уровне суммы лизинговых платежей в части компенсации стоимости объекта финансового лизинга, не уплаченных за такой объект лизинга на дату такого возврата.

Применение же пункта 189.3 НК возможно исключительно к операциям по поставке однородных употребляемых товаров, приобретенных у физических лиц, в пределах договоров, которые предусматривают передачу права собственности на такие товары. Операции же по поставке товаров по договорам финансового лизинга хоть и относятся к категории операций по поставке товаров, но не всегда в результате их осуществления выполняется установленное пунктом 189.3 НК требование о передаче права собственности на товары. Поэтому лизинговые компании могут использовать для целей налогообложения второй абзац пункта 189.3 НК, определяющий базой налогообложения положительную разницу между ценой продажи и ценой приобретения товаров только при приобретении однородных употребляемых товаров с целью их передачи по договорам финлизинга, которые предусматривают обязательный переход права собственности на такие товары лизингополучателю.

Что же касается обложения НДС, то приобретение лизинговой компанией имущества у лиц, не зарегистрированных плательщиками НДС, не предусматривает начисление и уплату сумм НДС и, соответственно, права на получение налогового кредита.

 

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники:         

HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

 HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

 http://PROFIWINS.COM.ua/

 http://nibu.factor.ua/ukr/news

 

Юридическая фирма FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%