пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 24.06.2015

24 июня 2015 года

Выпуск № 220

Утвержден Порядок уведомления о принятых на работу работниках

Кабмин 17 июня принял постановление № 413 «О порядке сообщения Государственной фискальной службе и ее территориальным органам о приеме работника на работу», как того требует измененная редакция статьи 24 КЗоТ Украины.

Установлено, что сообщение о приеме работника на работу подается собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом (лицом) или физлицом в территориальные органы ГФС по месту учета как плательщика ЕСВ по утвержденной этим Постановлением форме до начала работы работника по заключенному трудовому договору одним из следующих способов:

- средствами электронной связи с использованием электронной цифровой подписи ответственных лиц в соответствии с требованиями законодательства в сфере электронного документооборота и электронной подписи;

- на бумажных носителях вместе с копией в электронной форме;

- на бумажных носителях, если трудовые договоры заключены не более чем с 5 лицами.

Информация, содержащаяся в сообщении о приеме работника на работу, вносится в реестр страхователей и реестр застрахованных лиц в соответствии с Законом о ЕСВ.

Напоминаем, что ч. 2 статьи 265 КЗоТ Украины предусмотрены финансовые санкции за неисполнение этой обязанности – 30 минимальных заработных плат (сумма на момент выявления нарушения). На данный момент это 36 540,0 грн.

Постановление принято 17 июня, в силу не вступило. По общему правилу – через 10 дней после официальной публикации (на данный момент не публиковалось). 

Эта обязанность возникает у всех, кто использует наемный труд с момента вступления данного Постановления в силу. Согласно норме ст. 24 КЗоТ Украины такое уведомление должно быть сделано до момента допуска работника к работе.

Регистрация вещных прав на недвижимость в сокращенные сроки

22 июня вступило в силу постановление Кабмина от 08.04.2015 № 190 о предоставлении услуг в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений в сокращенные сроки. Для такой регистрации подается заявление по форме, утвержденной Минюстом.

В случае отказа в регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, приостановления рассмотрения заявления, приостановления регистрации, принятия регистратором решения о рассмотрении заявления после поданного ранее заявления в отношении того же имущества или отказа в предоставлении информации о зарегистрированных вещных правах из Реестра в случаях, предусмотренных законодательством, плата за предоставление таких услуг в сокращенные сроки не возвращается.

Плата за предоставление услуг в сокращенные сроки вносится дополнительно к административному сбору, плате за получение выписки из Реестра, плате за получение информации из Реестра.

Для регистрации права собственности с выдачей свидетельства и регистрации права собственности для юрлица установлены сокращенные сроки в 5 рабочих дней с момента регистрации заявления. Заплатить за это придется в двойном размере административного сбора за регистрацию права собственности на недвижимое имущество – на сегодня эта сумма за недвижимость площадью до 500 кв. м составит 730,80 грн.

Сокращенная продолжительность регистрации вещных прав на недвижимое имущество - 3 рабочих дня с момента регистрации заявления, а плата за это установлена в двойном размере админсбора за регистрацию прав на недвижимое имущество – за такую же недвижимость сегодня это 182,70 грн.

Госрегистрация обременений может пройти за 2 часа с момента регистрации заявления. При этом нужно заплатить сумму в размере административного сбора за государственную регистрацию обременения – 85,26 грн.

Чтобы получить информацию из Реестра в бумажной форме, необходим всего 1 час с момента регистрации заявления, если заплатить в двойном размере платы, взимаемой в соответствии с законодательством за предоставление информации соответствующего вида.

И еще раз об индексации заработной платы

Минсоцполитики в письме № 75/10/136-15 разъяснило вопросы индексации заработной платы.

Согласно п. 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения (далее - Порядок), индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнах на территории Украины, не имеющие разового характера, в частности оплата труда, включающая оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты.

Механизм проведения индексации в случае повышения денежных доходов определен п. 5 Порядка, которым предусмотрено, что в случае повышения размеров минимальной зарплаты, а также в случае роста денежных доходов населения без пересмотра их минимальных размеров месяц, в котором произошло повышение, считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов населения. Индексация денежных доходов, полученных гражданами за этот месяц, не осуществляется. Со следующего месяца осуществляется исчисление нарастающим итогом индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации.

В случае, когда денежный доход с учетом суммы повышения меньше суммы денежного дохода с учетом индексации до его повышения, в базовом месяце сумма общего дохода определяется с таким расчетом, чтобы сумма денежного дохода с учетом индексации не превышала общего дохода до его повышения. Пример проведения индексации в случае повышения доходов приведен в приложении 4 к Порядку.

Индексации подлежат денежные доходы населения в пределах прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что в случае, когда лицо работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени.

Сумма индексации в базовом месяце уменьшается на сумму повышения или не выплачивается, если сумма повышения превышает сумму индексации.

Для проведения сравнения суммы повышения зарплаты и суммы индексации расчеты в базовом месяце осуществляются за полное рабочее время.

Если работник переведен на 0,5 ставки, то выплата определенной суммы индексации осуществляется за фактически отработанное время.

Специальная комиссия Минюста будет определять коммунистическая ли символика…

Приказом Министерства юстиции от 9 июня № 895/5 утверждено Положение о Комиссии по вопросам соблюдения Закона от 09.04.15 № 317-VIII «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики».

Комиссия является постоянно действующим коллегиальным консультативно-совещательным органом при Минюсте. Основная ее задача - проведение правовой экспертизы материалов относительно несоответствия требованиям Закона деятельности, наименования, символики юридического лица, политической партии, объединения граждан.

В состав Комиссии могут быть включены представители правоохранительных органов, ЦИК, центральных и местных органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимые эксперты.

Создание этой Комиссии предусмотрено постановлением Кабмина от 27 мая 2015 года № 354.

Утром законы – вечером деньги от МВФ

Верховная Рада 18 июня приняла за основу правительственный законопроект № 2879 о внесении изменений в статью 46 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Проектом предлагается, чтобы лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, в декларациях об имущественном состоянии и доходах указывали не только свое собственное имущество, но и то, которым они пользуются без приобретения права собственности.

Речь идет об информации о средствах и других активах (которые находятся как в Украине так и за рубежом), бенефициарными собственниками (контроллерами) которых являются указанные лица и/или члены их семей (пункт 13 части 1 статьи 46 Закона).

Верховная Рада 18 июня приняла за основу правительственный законопроект № 2029а о внесении изменений в некоторые законы в сфере коммунальных услуг.

Законопроектом предлагается согласовать положения законов о жилищно-коммунальных услугах, о госрегулировании в сфере коммунальных услуг, о теплоснабжении относительно основных принципов установления тарифов.

В правительстве уверяют, что данные изменения позволят установить экономически обоснованные тарифы и не позволят предприятиям работать с разрывом тарифов.

Согласно проекту, установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается. Тарифы должны учитывать себестоимость тепловой энергии и обеспечивать рентабельность субъекта хозяйствования.

Также предусматривается, что споры по формированию и утверждению цен/тарифов на ж/к услуги решаются в судебном порядке.

Подготовка этого законопроекта ко второму чтению состоится по сокращенной процедуре.

Как и не было в истории Украины такого Президента

18 июня вступил в силу Закон Украины № 144-VIII о лишении В. Януковича звания Президента Украины.  Согласно Конституции Украины звание Президента сохраняется пожизненно (исключение - устранение с поста в порядке импичмента), но это не остановило народных депутатов.

Закон был принят еще 4 февраля 2015 года, но подписан Президентом только 17 июня и в этот же день опубликован в «Голосе Украины».

20.06.15 Президент Украины Петр Порошенко направил в Конституционный Суд Украины представление относительно соответствия Конституции Украины Закона о лишении Виктора Януковича звания Президента Украины, поскольку Закон не имеет нормативного характера, и Верховная Рада, приняв его, действовала вопреки нормам Конституции. В связи с этим Петр Порошенко просит признать Закон № 144-VIII неконституционным.

Согласно регламенту КСУ, конституционное представление передано на изучение в секретариат Суда.

Революционные изменения в проведении судебно-медицинских экспертиз

Законопроект № 2081а «О судебно-медицинской деятельности» 16 июня подан в парламент народным депутатом Василием Петевкой с целью создания независимой службы, которая будет осуществлять судебно-медицинскую деятельность, и повышения роли и ответственности судебно-медицинских экспертов.

На данный момент осуществление судмедэкспертизы регламентируется Законом о судебной экспертизе. Вместе с тем, в законодательных и нормативных актах, касающихся проведения судебных экспертиз, существуют определенные противоречия.

Среди основных предложений законопроекта:

- создать Государственную судебно-медицинскую экспертную службу Украины как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, в систему которой входят территориальные бюро судебно-медицинской экспертизы как ее местные органы;

- упразднить все судебно-медицинские учреждения системы Министерства здравоохранения;

- усилить процессуальную самостоятельность судебно-медицинских экспертов;

- предусмотрено финансирование судебно-медицинской деятельности за счет средств госбюджета;

- определены условия оплаты труда и социальной защиты работников Государственной судмедэкспертной службы и государственных служащих;

- исключена возможность осуществления судебно-медицинских экспертиз иными государственными органами (СБУ, МВД и т.д.);

- установлено, что охрана помещений и территорий госучреждений судебно-медицинских экспертиз обеспечиваются Национальной гвардией Украины, а не правоохранительными органами, для которых, как правило, осуществляется судебно-медицинская экспертиза.

В законопроекте судебно-медицинская экспертиза определяется как осуществляемое на основании специальных медицинских знаний исследование материальных объектов, содержащих информацию об обстоятельствах дела, находящегося в производстве органов досудебного расследования или суда.

Судмедэкспертиза включает:

- экспертизу трупов в случаях насильственной смерти;

- экспертизу трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость такой экспертизы;

- экспертизу потерпевших, обвиняемых и других лиц;

- экспертизу вещественных доказательств;

- экспертизу по материалам уголовных дел;

- экспертизу по материалам гражданских дел.

Согласно проекту, председатель Службы назначается на должность по представлению Премьер-министра и увольняется с должности Верховной Радой. Заместители председателя назначаются/увольняются Кабмином по представлению председателя. Руководителей территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы назначает на должность и освобождает от должности председатель Службы.

Ликвидация банков

Верховная Рада 18 июня приняла за основу правительственный законопроект № 2045а относительно усовершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособного банка с рынка».

Законопроектом предлагается усовершенствовать процедуру вывода с рынка неплатежеспособных банков и усилить защиту прав вкладчиков:

- установить уголовную ответственность руководителей или должностных лиц банка за внесение ложных сведений о вкладчике, умышленное повреждение (уничтожение) базы данных о вкладчиках и/или создание обстоятельств, которые делают невозможным идентификацию вкладчика и делают невозможным начало осуществления выплат;

- увеличить срок ликвидации банков на срок до 5 лет (сейчас 3);

- обязать банки вести базу данных вкладчиков с возможностью ежедневного формирования информации о вкладчиках;

- установить запрет зачета встречных требований по обязательствам, стороной которых является неплатежеспособный банк;

- отнести к функциям НБУ необходимость определять предварительную квалификацию лиц, которые могут участвовать в выведении неплатежеспособных банков с рынка и вести их перечень;

- определить полномочия куратора банка и т.д.

Предполагается, что такие изменения повысят суммы поступлений от реализации активов неплатежеспособных банков, ускорят начало выплаты вкладчикам, уменьшат социальную напряженность и повысят доверие вкладчиков.

Долги перед НАК «Нафтогаз» погасят за счет реализации имущества предприятий-должников

18 июня Верховная Рада приняла за основу правительственный законопроект № 2956 о внесении изменений относительно механизмов воздействия на предприятия, должников НАК «Нафтогаз».

Законопроект выводит из-под действия моратория, установленного Законом о введении моратория на принудительную реализацию имущества (от 29.11.2001 г. № 2864-III), принудительную реализацию имущества для погашения задолженности перед НАК «Нафтогаз Украины» и ее дочерними предприятиями, которые осуществляли поставки природного газа на основании лицензии.

Как говорится в пояснительной записке, принятие изменений позволит улучшить финансовое состояние «Нафтогаза» путем уменьшения задолженности перед компанией за потребленный природный газ.

Местные выборы по новому закону

18 июня Верховной Радой были рассмотрены 4 законопроекта о местных выборах.

Профильный комитет не порекомендовал какой-либо один законопроект, а предложил депутатам принять в первом чтении за основу любой из них. Авторы законопроекта № 2831 сняли свой проект с рассмотрения.

В результате голосования за основу принят законопроект № 2831-3 от депутатов из фракций Радикальной партии, БПП, Народного фронта. Данный проект поддержали 271 народный депутат.

Законопроектом предполагается, что местные выборы будут проходить по следующим избирательным системам:

- выборы депутатов сельских, поселковых советов - сохраняется действующая на сегодня мажоритарная система относительного большинства в одномандатном избирательном округе;

- депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов - по пропорциональной избирательной системе с преференциями (выборы в многомандатном избирательном округе соответствующей области, района, города, района в городе, по избирательным спискам местных организаций партий (блоков) с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ);

- городских председателей (городов, количество избирателей в которых равно или больше чем 90 тысяч) - по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе;

- сельских, поселковых, городских (городов, число избирателей в которых меньше чем 90 тысяч) председателей, сельских старост - по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.

С целью упорядочения территориальной организации выборов предлагается вынести за пределы избирательного процесса формирование состава территориальных избирательных комиссий и образование ими территориальных округов. За счет этого сохраняется существующая продолжительность избирательного процесса - 50 дней.

Выдвижение кандидатов будет осуществляться местной организацией партии (блоком) не более как по 2 кандидата в каждом территориальном округе. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутых местной организацией партии (блоком) в территориальных округах, включаются в единый избирательный список кандидатов от этой местной организации партии (блока) в соответствующий совет.

Проектом предлагается установить дифференцированный избирательный барьер - 5 % голосов избирателей, поданных за избирательные списки местных организаций партий в пределах многомандатного округа, и 7 % - для избирательных блоков местных организаций партий.

По предложенной модели не будет потребности в проведении промежуточных выборов. В случае досрочного прекращения полномочий депутата избранным признается следующий по очередности кандидат в списке местной организации партии (блока). В случае исчерпания списка мандат остается вакантным до избрания нового состава совета.

Участник АТО – военный сбор не платишь

18 июня Верховная Рада приняла Закон об особенностях налогообложения денежного обеспечения лиц, принимающих непосредственное участие в антитеррористической операции (законопроект № 2980).

Согласно внесенным в Налоговый кодекс изменениям, временно (на период проведения АТО) не подлежат налогообложению военным сбором доходы в виде денежного обеспечения работников правоохранительных органов, военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии, Службы безопасности, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы; лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников МВД, Управления госохраны, Госспецсвязи, других законных военных формирований и других лиц, на период их непосредственного участия в проведении АТО.

Особенности учета лиц в отношении которых не применяется взыскание военного сбора с денежного обеспечения военнослужащих и других лиц, которые принимают непосредственное участие в АТО, будут осуществляться в порядке, определенном Кабинетом Министров.

Субсидии семьям участников АТО

Депутаты 18 июня приняли за основу законопроект № 2074а о внесении изменений в Закон о жилищно-коммунальных услугах относительно надлежащей социально-экономической защиты участников АТО и членов их семей (о справедливом назначении и предоставлении субсидий).

Проект предусматривает назначение таким лицам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива на период проведения АТО - без учета материального, денежного и других видов обеспечения.

Хочешь изменить тариф – получи согласие абонента

19 июня вступило в силу решение НКРСИ от 12 мая 2015 года № 258, которым утверждены изменения в Порядок регистрации абонентов, которые получают телекоммуникационные услуги без заключения договора в письменной форме.

Согласно внесенным изменениям, при регистрации абонента запрещается требовать другие документы и сведения, кроме определенных п. 2.2 разд. II Порядка (заявление и паспорт (для физ. лица) или справка ид ЕДРПОУ (для юр. лица). Изменениями установлено, что отказ оператора, провайдера телекоммуникаций в регистрации абонента при соблюдении требований п. 2.2 разд. II Порядка не допускается. Регистрация абонента осуществляется бесплатно.

Также установлено, что оператору/провайдеру телекоммуникаций запрещается без согласия абонента изменять условия заключенного между ними договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, в том числе изменять условия предоставления телекоммуникационных услуг, сокращать или изменять их перечень, тарифы, тарифные планы на услуги, условия и порядок оплаты услуг, превращать внесенные на лицевой счет абонента средства в бонусы, баллы и т.п.

Пить – здоровью вредить!

Кабинет Министров на заседании 17 июня принял постановление о повышении в два этапа минимальных оптово-отпускных и розничных цен на алкогольные напитки на 25-40%, которые установлены Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.10.2008 г. № 957.

Документ вступит в силу через 10 дней со дня официального опубликования.

Цены повысятся в два этапа. До сентября пол-литровая бутылка водки будет стоить  в рознице не дешевле 49,90 грн., коньяка в зависимости от звездности - 79-89 грн. за бутылку. А с 1 сентября минимальная розничная цена водки составит 54,9 грн., коньяка - 84-94 грн. за бутылку объемом 0,5 л.

Минимальная розничная цена на виски, ром и джин вырастет с нынешних 88,5 грн. за пол-литровую бутылку до 99 грн., а с сентября увеличится еще на 10 грн. - до 109 грн. за бутылку.

Вина в стеклянной таре объемом 0,7 л с нынешних 20 грн. за литр подорожают сначала до 27 грн., второго этапа повышения цен для этой категории не предусмотрено. Минимальная цена для игристых вин с нынешних 33 грн. за бутылку на первом этапе повышения увеличится до 44,9 грн., а с осени - до 49,9 грн.

Также документом устанавливается минимальная цена для бренди, стоимость которого ранее не регулировалась, - 69,9 грн. до конца августа, 74,9 грн. - с сентября.

Об индексировании арендной платы за землю

19.06.15 Народный депутат Андрей Вадатурский (БПП) внес на рассмотрение парламента законопроект № 2083а «О внесении изменений в статью 15 Закона Украины «Об аренде земли».

Предлагается ежегодно до 31 января проводить индексацию арендной платы за земельные участки с учетом колебания курса доллара, если оно превышает 10 %.

Патриотизм – принудительно и со школы

Приказом Министерства образования и науки от 16 июня № 641 утверждены Концепция национально-патриотического воспитания детей и молодежи, Меры по реализации Концепции и Методические рекомендации по национально-патриотическому воспитанию в общеобразовательных учебных заведениях.

Уже со следующего 2015-2016 учебного года Концепция будет реализовываться в общеобразовательных учебных заведениях Украины. В целом же план ее реализации расписан до 2019 года. В основу системы положена идея развития украинской государственности.

В Методических рекомендациях по национально-патриотическому воспитанию говорится, что каждое учебное заведение должно стать местом становления гражданина-патриота Украины.

Так, учителя начальной школы будут обращать внимание детей на богатство и благозвучие украинского языка, а на уроках математики национально-патриотическое воспитание рекомендуют проводить через условия задач. Предусмотрено проведение встреч с волонтерами, участниками боевых действий и т.п.

Рекомендации даны для каждого предмета, который изучается в школе. В частности, на уроках украинского языка рекомендовано изучать слова, «у яких закарбовано культурний досвід минулих поколінь: лелека, калина, кладка, чорнобривці, вишиваний рушник і т.п.», а также обогащать словарный запас учеников идиомами: «або пан або пропав; у степу і хрущ м'ясо; береженого Бог береже, а козака - шабля; де два козаки, там три гетьмани і т. п.». На уроках математики, физики, химии и т.п. ученикам будут рассказывать об известных ученых-украинцах. На труде школьники будут изготавливать не только различные предметы в украинских традициях, но и плести маскировочные сетки, сувениры для военных. Во время уроков истории учитель должен донести идею украинской государственности. Особое внимание уделено физкультуре - на этих уроках будут формировать готовность к службе в армии. Кроме общей физической подготовки будут внедряться вариативные модули «Специальная физическая подготовка», «Хортинг», «Профессионально-прикладная физическая подготовка». В частности, модуль «Хортинг» направлен на воспитание учащихся на оздоровительных и культурных традициях украинского народа, формирование осанки, изучение основных стоек и техник и т.д.

КСУ одобрил законопроект о снятии неприкосновенности 

19 июня Конституционный Суд Украины официально обнародовал Заключение от 16 июня по делу по обращению Верховной Рады о конституционности законопроекта № 1776 о внесении изменений в Конституцию Украины относительно неприкосновенности народных депутатов и судей.

КСУ признал законопроект отвечающим требованиям статей 157 и 158 Конституции, поскольку Верховная Рада Украины восьмого созыва в течение года законопроект не рассматривала и в течение срока своих полномочий не изменяла указанные положения Конституции. Также на момент предоставления им этого заключения нет решения о введении в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

Суд отметил, что изменения относительно отмены неприкосновенности народных депутатов Украины касаются только их специального статуса и не влияют на содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина (их отмену или ограничение), не направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины, а следовательно, не противоречат Конституции.

Заключение КСУ является окончательным и не может быть оспорено.

Доступным в Реестре станет даже особое мнение судьи…

Постановлением от 17 июня 2015 года № 401 Кабинет Министров внес изменения в Порядок ведения Единого государственного реестра судебных решений.

Предусмотрено, что внесению в Реестр подлежат все судебные решения судов общей юрисдикции (далее - суды), а также отдельные мнения судей, изложенные в письменной форме.

В случае, если судебное разбирательство происходило в закрытом судебном заседании, судебное решение обнародуется с исключением информации, которая по решению суда подлежит защите от разглашения.

Обнародование для всеобщего доступа постановлений о разрешении на обыск жилья или другого владения лица, об отказе в удовлетворении ходатайства о таком обыске, о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия, об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении такого действия осуществляется через 1 год после внесения таких определений в Реестр.

Отправку в Реестр электронных копий судебных решений, кроме ответственного лица аппарата суда, согласно изменениям, также может осуществлять и судья.

Отдельные мнения судей, изложенные в письменной форме, направляются судами в том же порядке, что судебные решения, в отношении которых высказаны такие отдельные мнения.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua

http://www.president.gov.ua

www.kmu.gov.ua

http://www.sbu.gov.ua/

http://sfs.gov.ua/

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%