пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 25.01.2012

25 января 2012 г.

Выпуск № 53

 

 ВСТУПИЛИ В СИЛУ

 

19.01.12 вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности и усовершенствования государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности" от 22.12.11 N 4220-VI.

Этим законом был изложен в новой редакции Закон Украины  "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства", который теперь будет называться "Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности" и устанавливает ответственность юридических и физических лиц-предпринимателей за правонарушения в градостроении.

Закон содержит определение правонарушения в сфере градостроительства и предусматривает за такие правонарушения ответственность в виде штрафов, размеры которых колеблются в зависимости от видов правонарушений и категорий сложности строящихся объектов от 5 до 900 минимальных зарплат.

Также Законом, в новой редакции (ужесточающей ответственность) изложены ст.96 и ст. 96-1 КоАП Украины, предусматривающие административную ответственность за нарушение строительных норм, государственных стандартов и правил во время строительства, а также за нарушения норм при планировке и застройке территорий.

Так, например, за  выполнение строительных работ без уведомления об их выполнении или за указание недостоверных данных в таком уведомлении предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 250 до 350 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ).

За эксплуатацию объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, I категории сложности  - штраф в размере от 350 до 450 НМДГ; II категории сложности - от 450 до 550 НМДГ.

КоАП Украины дополнен ст. ст. 149-1 и 188-42, которые вводят административную ответственность за нарушение порядка ведения реестра граждан, требующих улучшения жилищных условий, и за невыполнение предписаний должностных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции.

 

19.01.12 вступил в силу Порядок хранения изъятых во время осуществления производства по делам об административных правонарушениях вещей и документов, утвержденный постановлением КМУ от 16.01.12  N 17.

Постановлением КМУ установлен Порядок хранения вещей и документов, которые являются орудиями или непосредственным объектом правонарушения и выявлены во время задержания, личного осмотра или досмотра вещей и изъяты органами КРУ, ГНС, Госпотребстандарта, милиции и другими уполномоченными на то органами.

Так в случае изъятия вещей, делается обязательная запись в книге учета вещей и документов, изъятых во время осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Запись делается ответственным за хранение должностным лицом органа, изъявшего вещи, на основании протокола, в котором зафиксирован факт их изъятия.

Ответственным за хранение вещей и документов, приобщённых к делу, является должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вещи и документы в установленном порядке конфискуются, возвращаются владельцу или уничтожаются, а в случае изъятия вещей за плату - реализуются.

 

20.01.12 вступил в силу Типовой порядок обработки персональных данных в базах персональных данных, утвержденный приказом Минюста № 3659/5 от 30.12.11.

Порядок устанавливает общие требования к организационным и технических мерам защиты персональных данных при их обработке в базах персональных данных.

Согласно Порядку, обработка персональных данных в информационной (автоматизированной) системе может осуществляться в составе информационно-телекоммуникационной системы с применением средств сетевой защиты от несанкционированного доступа при обработке.

Порядок содержит требование о том, что работники владельца базы персональных данных должны допускаться к обработке персональных данных только после их авторизации. Доступ лиц, не прошедших процедуру идентификации и (или) аутентификации, должен блокироваться.

Владелец базы персональных данных должен вести учет фактов предоставления работникам и лишения их права доступа к персональным данным и их обработке, а также попыток и фактов несанкционированных и (или) незаконных действий по обработке персональных данных.

Что касается технической стороны вопроса, на владельца базы персональных данных возлагается обязанность обеспечить антивирусную защиту в информационной (автоматизированной) системе, а также использование технических средств бесперебойного питания элементов информационной (автоматизированной) системы.

Уничтожение персональных данных, согласно Порядку, должно осуществляться способом, исключающим дальнейшую возможность их обновления.

 

23.01.12 вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Таможенный тариф Украины, утвержденный Законом Украины "О Таможенном тарифе Украины", и другие законы Украины относительно описания и ставок ввозной пошлины на некоторые товары" от 22.12.11 N 4234-VI.

Законом снижены ставки таможенных пошлин на импортные автомобили объемом двигателя от 1500 куб. см до 3000 куб. см с 7 % до 6 % с 1 января 2012 года. Изменены (в сторону снижения) ставки на транспортные средства и морские лодки (по кодам 8703231110; 8703231130; 8703241000; 8903921000 УКТВЕД).

Также откорректированы коды и описания по УКТВЭД ряда иных товаров.

 

23.01.12 вступило в силу Постановление КМ Украины от 18.01.12 N27
"О внесении изменений в Порядок внесения средств на специальный счет в случае применения залога в качестве меры пресечения ".

Этим Постановлением Порядок внесения средств на специальный счет в случае применения залога в качестве меры пресечения был изложен в новой редакции.

Согласно с новым Порядком залог вносится исключительно на специальный счет суда, открытый в органах Казначейства (по старому Порядку он вносился на спецсчет того органа, в производстве которого находилось уголовное дело).

Возвращение средств, внесенных в качестве залога, осуществляется в течение 5-ти рабочих дня со дня поступления в Казначейство удостоверенной судом копии решения (определения) суда, приговора суда, согласно которым залог полежит возврату.

 

ПРИНЯТЫ:

 

19.01.12 Президентом Украины принят Указ «О Государственной инспекции по контролю за ценами» № 19/2012 от 19.01.12. 

Эти Указом была создана Государственная инспекция по контролю за ценами. На Инспекцию возложены функции по реализации государственной политики по контролю за ценами. Правительство обязали в месячный срок разработать Положение о вновь созданном госоргане.

Главой Госинспекции по контролю за ценами назначен Александр Киселев.

 

18.01.12 Конституционным Судом Украины (КСУ) принято решение по делу  N 1-4/2012 по конституционному представлению 47 и 50 народных депутатов относительно соответствия Конституции Украины частей шестой и седьмой статьи 218 Уголовно-процессуального кодекса Украины  (дело об ознакомлении обвиняемого и защитника с материалами уголовного дела).

Под вопрос ставилась конституционность ч. 6 и ч. 7 ст. 218 УПК Украины, которые предусматривают, что обвиняемый и его защитники должны ознакомиться с материалами дела "в разумные сроки" и что в случае промедления с ознакомлением суд может определить для них предельный срок для такого ознакомления и заявления ходатайств.

Заявители обосновывали свое представление тем, что вышеуказанными нормами сужен объем конституционного права обвиняемого на защиту, установленного в ст. 63 Конституции Украины, неотъемлемым элементом, которого является ознакомление обвиняемого с материалами дела без ограничений во времени, а также тем, что эти нормы противоречат другим положениям Конституции.

КСУ считает, что ст. 218 УПК Украины не сужает закрепленное право лица на защиту, а установленный порядок ознакомления обвиняемого и защитника с материалами уголовного дела не противоречит Конституции Украины.

Ограничение во времени на ознакомление с материалами дела в границах разумного он посчитал оправданным в целях достижения задач уголовного судопроизводства. Оно (ограничение), как указал КСУ, "требует от лица ответственного поведения, обусловленного законными нуждами, интересами иных лиц (в частности, потерпевшего) и общества в целом". КСУ сослался также на мнение Европейского суда по правам человека о том, что "право на защиту не является абсолютным".

По мнению КСУ, сроки, предоставленные обвиняемому и защитнику для ознакомления с материалами дела, должны определяться в каждом конкретном случае в зависимости от объема материалов дела и их сложности, количества обвиняемых, действий или бездействия (поведения) обвиняемого или его защитника, а также с учетом независимых от воли обвиняемого или его защитника факторов (например, болезни) и тому подобное. Вопрос адекватности времени и возможностей, предоставленных обвиняемому, следует решать в контексте обстоятельств каждого конкретного дела.

Таким образом, КСУ признал конституционными положения ч.6 и ч.7 ст. 218 УПК Украины.

 

20.01.12 Конституционный Суд Украины (КСУ) принял решение по делу по конституционному представлению Жашковского районного совета Черкасской области относительно официального толкования положений ч.ч.1, 2 ст. 32, ч.ч. 2,3 ст. 34 Конституции Украины.

Субъект права на конституционное представление просил КСУ разъяснить, что такое информация о личной и семейной жизни, в частности, относится ли такая информация к конфиденциальной информации о лице, а также является ли сбор, хранение, использование и распространение информации о лице вмешательством в его личную и семейную жизнь.

В мотивировочной части решения КСУ определил личную жизнь физического лица как его поведение в сфере личностных, семейных, бытовых, интимных, товарищеских, профессиональных, деловых и иных отношений вне общественной деятельности, осуществляемой, в частности, при выполнении лицом функций государства или органа местного самоуправления.

Соответственно, информацией о личной и семейной жизни являются любые сведения о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано, а именно: национальность, образование, семейное положение, религиозные убеждения, состояние здоровья я, материальное положение, адрес, дата и место рождения, место жительства и пребывания и т.д., данные о личных имущественных и неимущественных отношениях этого лица с другими лицами, в частности, членами семьи, а также сведения о событиях и явлениях, происходивших или происходящих в бытовой, интимной, товарищеской, профессиональной, деловой и других сферах жизни лица, за исключением предусмотренной законами информации, касающейся осуществления полномочий лицом, занимающим должность, связанную с выполнением функций государства или органа местного самоуправления, должностных или служебных полномочий. Такая информация о лице, по мнению КСУ, является конфиденциальной. Суд также подчеркнул, что перечень данных, составляющих конфиденциальную информацию, не является исчерпывающим.

КСУ отметил, что вопрос об отнесении информации к конфиденциальной должен решаться в каждом конкретном случае. Так, пребывание лица в должности, связанной с осуществлением функций государства или органов местного самоуправления, предусматривает не только гарантии защиты прав этого лица, но и дополнительные правовые обременения. Публичный характер как самих органов - субъектов властных полномочий, так и их должностных лиц требует обнародования определенной информации для формирования общественного мнения о доверии к власти и поддержания ее авторитета в обществе. КСУ также напомнил, что при этом не должны нарушатся права на неприкосновенность личной и семейной жизни членов семей таких должностных лиц.

Давая официальное толкование положений ч.ч. 1,2 ст.32 и ч.2 ст. 34 Конституции Украины, КСУ пришел к выводу, что сбор, хранение, использование и распространение государством, органами местного самоуправления, юридическими или физическими лицами конфиденциальной информации о лице без его согласия является вмешательством в его личную и семейную жизнь, допускается исключительно в определенных законом случаях и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ДРУГОЕ

 Письмо Государственной налоговой службы Украины  № 1389/7/15-1516 от 17.01.2012 г.

 В письме налоговая служба разъяснила порядок применения форм налоговых деклараций по налогу на прибыль предприятий.

ГНС указала, что, начиная с отчетного периода I квартала 2012 года, плательщики налога должны подавать налоговую декларацию № 1213 (утвержденную приказом Минфина № 1213 от 28.09.11) и налоговую декларацию № 1352 (утвержденную приказом Минфина № 1352 от 28.10.11).

Соответственно, налоговые декларации по формам, утвержденным приказами ГНА Украины № 114 от 28.02.11 (форма декларации по налогу на прибыль) и № 113 от 28.02.11. (форма декларации о результатах совместной деятельности в Украине без создания юридического лица), последний раз подаются за отчетный период II- IV кварталов 2011 года.

Что касается необходимости представления вместе с налоговой декларацией еще и перечня доходов и расходов плательщика налогов в разрезе контрагентов-плательщиков единого налога (в таком перечне указываются операции, осуществленные контрагентом), то ГНС сообщает, что ею уже разработан проект формы (дополнения к налоговой декларации), в которой будет подаваться такой перечень. На данный момент проект проходит необходимые согласования.

 

Письмо Государственной налоговой службы Украины  N 909/7/15-5117 от 12.01.12 «Об упрощенной системе налогообложения».

Письмом налоговая служба разъяснила особенности налогообложения физлиц-предпринимателей, которые осуществляют розничную торговлю пивом и столовыми винами.

В частности, налоговая служба подчеркнула, что исходя из исключения, предусмотренного пп. 291.5.1 п. 291.5 ст. 295 Налогового кодекса Украины, вышеуказанные субъекты могут быть плательщиками единого налога. При этом, как плательщики единого налога такие физлица не должны платить сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, что предусмотрено п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса Украины.

 

Письмо Государственной налоговой службы Украины  от  17.01.12 N 1420/7/15-3117 «Относительно приказа МФУ от 25.11.11 N 1492».

Письмом налоговая служба напомнила, что 10.01.12 вступил в силу приказ Минфина Украины  № 1492 от 25.11.11, которым утверждены формы налоговой отчетности по НДС. Таким образом, с 01.02.12, т.е. с отчетного периода, следующего после опубликования новых форм, отчетность должна подаваться по ним.

Изменение формы отчетности связано с изменениями, внесенными в ст. 209 НK, регулирующую специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства.

Так, раздел ІІІ налоговой декларации по НДС (сокращенной) дополнен новыми сроками в целях реализации механизма зачисления в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода превышения суммы НДС, уплаченной (начисленной) сельскохозяйственным предприятием поставщику на стоимость производственных факторов, над суммой налога, начисленного по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров (услуг).

Уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (относительно деятельности согласно статье 209 НК) претерпел аналогичные изменения, кроме того, он дополнен ещё одной строкой 19 "Сумма штрафа, начисленная плательщиком самостоятельно в связи с исправлением ошибки". Иных изменений в формах отчетности не предусмотрено.

Что касается Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по НДС, он также претерпел некоторые изменения. В частности, он дополнен нормой, предусматривающей, что в случае представлении налоговой отчетности в электронной форме, налогоплательщик обязан отправить ее по адресу соответствующего органа ГНС не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает предельный срок представления налоговой декларации.

 

Письмо Высшего специализированого суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.01.12.

Этим письмом  доведена позиция ВСУ в части обязательного получения банками согласия поручителя,  для предусмотренного договором увеличения процентной ставки по кредиту, в случае нарушения должником условий кредитного договора. ВСУ подчеркивает, что должник и поручитель являются самостоятельными субъектами, хотя и связанными обязательственными правоотношениями. В соответствии со ст. 559 ГК Украины поручительство прекращается в случае изменения обязательства без согласия поручителя. Таким образом, не получив согласия поручителя на применение "санкций" за ненадлежащее выполнение обязательства, банк теряет право обратится впоследствии к поручителю при неисполнении обязательства, поскольку в таком случае поручительство считается прекращенным.

Также, ВСУ пришел к выводу о том, что уровень квалификации работника включает не только его образовательный уровень и стаж работы, но также способности выполнять конкретные поручения. Исходя из этого, суд считает понятие квалификации работника оценочным и подлежащим установлению в каждом конкретном деле в зависимости от установленных судом обстоятельств. Таким образом, работодатель на свое усмотрение может определять, соответствует ли работник определенной квалификации, требуемой для той или иной должности, что особо важно при увольнении на основании ч. 1 и ч. 2 ст. 40 КЗоТ Украины.

 

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники:        

HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

 HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

 http://PROFIWINS.COM.ua/

 http://nibu.factor.ua/ukr/news

 

Юридическая фирма FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%