пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 25.02.2015

25 февраля 2015 года

Выпуск № 204

Табу на покупку инвалюты

Постановлением № 130 от 24.02.2015г. НБУ временно запретил банкам покупать валюту для своих клиентов на межбанке (с 25 по 27 февраля включительно). Это касается и заявок, которые были поданы до введения данного ограничения.

При этом документом предусмотрено, что банки имеют право осуществлять собственные операции по покупке безналичной иностранной валюты за гривны в пределах установленных лимитов открытой валютной позиции в сумме, не превышающей 0,5 процента от размера регулятивного капитала банка (или эквиваленте в иностранной валюте, в течение одного рабочего дня.

Постановление вступило в силу 25.02.2015года.

Для импортеров - дополнительные ограничения от Нацбанка

24 февраля 2015 года вступило в силу (с учетом Постановления № 130 от 24.02.2015г. будет применяться с 28 февраля) Постановление Правления НБУ №124 от 23.02.2015г. «Об особенностях осуществления некоторых валютных операций». Указанным документом введены дополнительные меры относительно деятельности банков в сфере валютных операций, а именно:

- банкам запрещено осуществлять покупку иностранной валюты по поручению клиентов за счет средств в гривне, привлеченных этими клиентами в форме кредита (кроме операций, связанных с выполнением физическими лицами условий договоров потребительского кредитования в иностранной валюте);

- банки могут осуществлять авансовые платежи (предоплату) в иностранной валюте за импорт товара по внешнеэкономическому договору (контракту), общая стоимость которого превышает 50000 долларов США (эквивалент в другой иностранной валюте по курсу НБУ), только предварительно согласовав данную операцию с НБУ. Обязательное условие получения такой визы от Нацбанка – в течение одного рабочего дня через один уполномоченный банк может осуществляться только одна операция резидента с одним и тем же нерезидентом. «Одобренные» платежи исполняются не ранее, чем на четвертый операционный день со дня подачи банком Национальному банку Украины информации об этих платежах в виде соответствующего реестра. 

- уполномоченные банки обязаны осуществлять авансовые платежи (предоплату) в инвалюте за импорт товара по внешнеэкономическому договору (контракту), общая стоимость которого превышает 500000 долларов США (эквивалент в другой иностранной валюте по курсу НБУ) исключительно с использованием аккредитивной формы расчетов с соблюдение следующих условий:

1) аккредитив должен быть подтвержден банком, рейтинг которого  соответствует требованиям к первоклассным банкам (не ниже инвестиционного класса);

2) покупка иностранной валюты может осуществляться исключительно с целью обеспечения подтверждения аккредитива и для оплаты услуг банков-нерезидентов, которые принимают участие в операциях по аккредитиву;

3) оплата средств по аккредитиву осуществляется после получения документов и установления их надлежащего представления.

В случае если внешнеэкономическим договором (контрактом) не определена общая стоимость импортируемого товара, указанные выше требования применяются, если со дня даты вступления в силу Постановления сумма денежных переводов по договору превышает 50000дол. США или 500 000 дол. США соответственно (или эквивалент в другой валюте).

Если внешнеэкономический договор (контракт), который предусматривает импорт товара, был заключен до вступления в силу этого постановления, его положения применяются, если общая стоимость приобретаемого товара превышает 50 000 долларов США или 500 000 долларов США и  еще не была оплачена.

Требования Постановления также распространяются на случаи осуществления резидентом авансовых платежей (предоплаты) в инвалюте за импорт товаров по договорам, заключенным с одним и тем же нерезидентом, если общая сумма платежей по этим договорам в течение одного календарного месяца превышает 50000 дол. США или 500 000 долларов США соответственно (или

эквивалент этой суммы в другой валюте).

Дополнительный импортный сбор в действии

Кабинет Министров Украины решил в очередной раз «порадовать» импортеров и 24.02.2015 опубликовал на своем сайте распоряжение №119-р от 16.02.2015 «О завершении консультаций с международными финансовыми организациями касательно внедрения временных мер по стабилизации платежного баланса Украины».

Это означает, что с 25.02.2015 вступают в силу ранее принятые Верховной Радой Украины Законы «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей ХІІ Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г.» и «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно стабилизации платежного баланса)».

Как мы сообщали ранее, эти Законы предусматривают временное введение (сроком на 12 месяцев) дополнительного импортного сбора. Сбор будут взимать с товаров (кроме жизненно необходимых), которые ввозятся на таможенную территорию Украины, независимо от страны их происхождения, по ставкам:

- 10% для товаров 1-24 группы УКТ ВЭД;

- 5% для товаров 25-97 группы УКТ ВЭД;

- 10 % для товаров, подлежащих обложению ввозной пошлиной согласно ст. 374 Таможенного кодекса Украина.

К жизненно необходимым товарам относятся: природный газ, уголь энергетический, топливо для АЭС, нефть, нефтепродукты (бензин, дизтопливо), гуманитарная помощь, товары, которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины в соответствии с межгосударственными договоренностями (кроме свободной торговли), а также медицинские препараты для проведения гемодиализа и лечения онкологических болезней (перечень таких средств утвержден постановлением КМ Украины №63 от 16.02.2015).

КМУ внес ряд законопроектов, направленных на выполнение договоренностей с МВФ, уменьшение дефицита бюджета НАК «Нафтогаз Украина» и Пенсионного фонда

23 февраля в Верховной Раде зарегистрирован Законопроект № 2214 о внесении изменений в некоторые законы Украины о стабилизации финансового состояния НАК «Нафтогаз Украина». Правительство надеется, что принятие законов ускорит рассмотрение вопроса о предоставлении Украине кредита МВФ.

Внесенные законопроекты предусматривают ранее анонсированное увеличение тарифов за газ. Для этого увеличивается с 20 до 70% рентная плата за добычу природного газа, что позволит заложить в госбюджет сумму бюджетных дотаций и компенсаций населению вследствие роста тарифов. Сокращение дебиторки  Нафтогаза и усиление дисциплины платежей за газ предполагается достичь также за счет расширения инструментов НАК и ее дочерней компании в процедурах принудительного взыскания и банкротства, внедрения механизмов обеспечения выполнения обязательств по оплате за газ.

Кстати, в этой связи в Закон об исполнительном производстве предлагается внести изменения полезные  не только для Нефтегаза, но и для всех кредиторов. Установлены четкие сроки для выполнения своих обязанностей государственным исполнителем, сами обязанности выписаны более четко. Например, арест имущества и средств должника сделать не правом, а обязанностью государственного исполнителя, установить  пятидневный срок для выставления госисполнителем платежных требований на арестованные счета, обязать исполнителя арестовывать вновь выявленные средства не позднее следующего рабочего дня, а платежки на их списание направлять в течение двух рабочих дней после ареста. Проект также предусматривает обязанность госисполнителя осуществлять проверку имущественного состояния должника не позднее следующего рабочего дня после истечения срока добровольного исполнения, а затем – с установленной законом периодичностью для каждого вида имущества.  

Пенсионная реформа и сокращение социальных выплат для госслужащих

Правительственным законопроектом № 2212, зарегистрированным в ВРУ 23 февраля, для «льготников» предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста женщинам на 5 лет и страхового стажа. Страховой стаж для пенсий за выслугу лет увеличивается на 5 лет. Чиновники смогут получать пенсию только после увольнения, работающие чиновники-пенсионеры пенсию получать не будут. Другие работающие пенсионеры будут получать пенсию в размере 85% полагающихся им сумм, но не менее прожиточного минимума для утративших трудоспособность лиц.

Предлагается отменить все специальные выплаты, которые были предусмотрены законом для должностных лиц контролирующих органов (таможня, налоговая). Речь идет о таких выплатах, как, например, одноразовая помощь в связи с гибелью или причинением телесных повреждений при исполнении должностных обязанностей.

Изменения в налоговый и таможенный кодекс связаны именно с реформой социального обеспечения этих категорий чиновников. Никаких других изменений в налогообложении не предусмотрено, кроме освобождения от налогообложения благотворительной помощи вынужденным переселенцам из АТО и Крыма.

Судебная реформа

24.02.2015 Президент Украины подписал Закон «Об обеспечении права на справедливый суд». Закон предусматривает внесение изменений в процессуальные кодексы, в некоторые законы и выкладывает в новой редакции ЗУ «О Судоустройстве и статусе судей».

Ключевые изменения, предусмотренные Законом[1]:

  1. Смена порядка пересмотра решений кассационных судов Верховным Судом Украины (кассационные суды теперь не будут решать вопрос допуска заявления о пересмотре их же решений);
  2. Установлено право судов отступать от правовых позиций Верховного Суда.
  3. Приняты меры, которые должны бы усилить независимость судей:

- изменен порядок формирования Высшего совета юстиции (в нем увеличилась доля судей);

- более сложная система добора кандидатов на должность судьи;

- устранен комитет Верховной Рады по вопросам правосудия от процедуры назначения судей;

- более четкие основания привлечения судии к дисциплинарной ответственности;

- расширен перечень дисциплинарных взысканий.

  1. Введена обязательная квалификационная оценка судей (в том числе и ныне работающих).
  2. Все судебные решения должны публиковаться в Реестре судебных решений.

Закон вступает в законную силу через тридцать дней с дня его публикации.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua

http://www.bank.gov.ua



[1] Анализ сделан на основе текста законопроекта, который был предоставлен для второго чтения в Верховной Раде. Текст Закона может отличатся, поэтому после официального опубликования будут сделаны уточнения.

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%