пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 26.10.2011

26  октября 2011 г.

Выпуск № 40 

ВСТУПИЛИ В СИЛУ

22.10.2011 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и о ставках вывозной (экспортной) пошлины на некоторые виды зерновых культур" от 07.10.2011 № 3906-VI

Данным Законом отменяется экспортная пошлина на пшеницу и кукурузу. Размер пошлины на ячмень - 14 процентов, но не менее 23 евро за 1 тонну.

 

22.10.2011 года вступило в силу Постановлением КМУ от 20.10.2011 г. № 1059 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 29.11.2000 г. № 1755»

Постановлением изменен перечень видов деятельности, срок действия лицензии на осуществление которых ограничен. На сегодняшний день не являются бессрочными лицензии на:

- производство взрывных материалов промышленного назначений;

- производство особо опасных химвеществ, операции по обращению с опасными отходами, сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторсырья;

- внедрение, ввоз и вывоз голографических защитных элементов;

- изготовление бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности;

- транспортировку нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом, транспортировку природного, нефтяного газа и газа (метана) угольных месторождений трубопроводами и их распределение;

- поставку природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому и нерегулируемому тарифу;

- хранение природного газа, газа (метана) угольных месторождений в объемах, превышающих установленные лицензионными условиями;

- центральное водоснабжение и водоотвод;

- заготовку, переработку, металлургическую переработку металлолома;

- производство тепловой энергии, транспортировку ее магистральными и местными теплосетями и поставку теплоэнергии;

- выпуск и проведение лотерей (по лицензиям Минфина, выданным в процессе переоформления регистрационных свидетельств, согласно Закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью введения государственного контроля за осуществлением лотерейной деятельности").

Срок действия указанных лицензий (кроме последнего пункта) составляет 5 лет. Срок действия последней - 12 лет.

 

24.10.2011 года вступило в силу Постановление Пенсионного фонда Украины от 15.08.2011 № 22-1 «Об организации исполнения норм Закона Украины «О доступе к публичной информации»

Постановлением утверждены формы для подачи запроса на получение публичной информации, Порядок составления, подачи запроса на публичную информацию и ее получение в Пенсионном фонде Украины.

 

25.10.2011 года вступил в силу Закон Украины "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства" от 22.09.2011 № 3773-VI

Законом предусматривается, что иностранцы и лица без гражданства при условии законного пребывания на территории Украины пользуются всеми теми правами, которые имеют граждане Украины, и, независимо от законности пребывания, имеют право на признание их правосубъектности и основных прав и свобод человека.

Впервые на законодательном уровне для них предусматривается добровольное возвращение в страну происхождения или иную страну на основании их заявления. Добровольное возвращение возможно в случаях отсутствия законных оснований для пребывания в Украине и, одновременно, отсутствия средств (или утраты паспортного документа) для возвращения.

Принудительное возвращение иностранцев и лиц без гражданства предусмотрено при грубом нарушении ими законодательства Украины. Решение о принудительном возвращении, принимаемое органом по вопросам миграции, предусматривает необходимость самостоятельно покинуть территорию Украины в срок, не превышающий 30 дней, и может сопровождаться запретом въезда в будущем сроком на 3 года.

Невыполнение решения о принудительном возвращении может повлечь за собой выдворение. Решение о выдворении должен принять суд на основании обращения органов по вопросам миграции, СБУ или охраны госграницы.

Также могут быть выдворены иностранцы и лица без гражданства, чьи действия противоречат интересам национальной безопасности Украины. Выдворение возможно и в порядке реадмиссии в соответствии с международными договорами.

 

25.10.2011 года вступил в силу Закон "О внесении изменения в статью 28 Закона Украины "О землеустройстве" относительно сокращения срока составления документации по землеустройству" от 22.09.2011 № 3774-VI

Законом предусматривается установление предельного срока для составления документации по землеустройству. Разработчики документации обязаны выполнять работы по составлению документации в сроки, предусмотренные договором. Однако при этом предусматривается, что максимальный срок не должен превышать 6 месяцев с момента заключения договора.

 

26.10.2011 года вступил в силу Приказ Государственной таможенной службы Украины от  18.05.2011 № 399 "Об утверждении Порядка применения таможенного режима транзита и внесении изменений в некоторые приказы Гостаможслужбы"

Данный Порядок регулирует вопросы применения таможенного режима транзита товаров и  транспортных средств, которые перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами или  в границах деятельности одного таможенного органа. Порядок в свою очередь не распространяется на транзит товаров, которые перемещаются через таможенную территорию Украины в международных почтовых и международных экспресс-отправлениях, а также трубопроводным транспортом и линиями электропередач.

Также документ определяет особенности электронного декларирования товаров, перемещаемых в таком режиме, а также условия их перемещения.

Электронное декларирование товаров, перемещаемых в таможенном режиме транзита, может осуществляться с помощью электронных грузовых таможенных деклараций (ЭГТД), иных документов, подаваемых таможенному органу как электронный документ, а также подписанных ЭЦП электронных копий этих документов.

 

ПРИНЯТЫЕ

20.10.2011 года принят Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины" от 16.05.2011 № 8521

В соответствии с законом упрощенная система - особый механизм замены уплаты отдельных налогов, установленных пунктом 297.1 НК на уплату единого налога с одновременным упрощением учета и отчетности. ЮЛ и ФЛ-предприниматель могут самостоятельно избрать упрощенную систему, если они соответствуют определенным критериям.

Субъекты хозяйствования, применяющие "упрощенку", делятся на следующие группы:

1) ФЛ - предприниматели, не использующие труд наемных работников, осуществляющие исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках или предоставляющие бытовые услуги населению, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150000 гривен. Эта первая группа будет платить налог от 10 до 100 гривен в месяц;

2) ФЛ - предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога или населению, производство и продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства при условии, что в течение календарного года соответствуют таким критериям: не используют труд наемных работников или используют в количестве, не превышающем 10 человек одновременно; объем их дохода не превышает 1000000 гривен. Ко второй группе не относятся ФЛ-предприниматели, занимающиеся посредничеством в купле-продаже, аренде, оценке недвижимого имущества (гр.70.31 КВЭД ДК 009:2005), - они относятся к третьей группе, при условии соответствия остальным ее требованиям. Эта вторая группа будет платить от 20 до 200 гривен в месяц (в зависимости от решения местного совета ФЛ-предприниматели, в течение календарного года отвечающие совокупности следующих требований: не использующие наемный труд или использующие труд не более 10 человек одновременно; объем их дохода не превышает 1 000 000 гривен;

3) ФЛ - предприниматели, в течение года соответствующие совокупности следующих требований: не использующие труд наемных лиц или использующие в количестве 10 человек одновременно; объем дохода которых не превышает 3 000 000 гривен. Размер налога для третьей группы от 3% (с учетом НДС) до 5% (без учета НДС) дохода;

4) юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, в течение года соответствующие совокупности следующих требований: среднеучетное количество работников не превышает 50 человек; объем дохода не превышает 5 000 000 гривен. Размер налога для четвертой группы от 3% (с учетом НДС) до 5% (без учета НДС) дохода.

При расчете количества нанятых работников не учитываются находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.

Законом установлен перечень бытовых услуг, предоставляемых упрощенцами 1 и 2 категорий.

Не могут быть плательщиками единого налога: субъекты, осуществляющие деятельность в сфере

 - азартных игр;

- обмена валют; производства, продажи, экспорта и импорта подакцизных товаров (кроме розничной продажи топливно-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и розничной продажи физлицами пива и столовых вин);

- добычи, производства и реализации драгметаллов и драгоценных камней;

- добычи и реализации полезных ископаемых; финансового посредничества;

- страхования, осуществляемого страховыми агентами, сюрвейерами, аварийными комиссарами, аджастерами;

- управления предприятиями;

- предоставления почтовых услуг и услуг связи;

- продажи предметов искусства и антиквариата;

- организации торгов произведениями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата;

- организации и проведения гастрольных мероприятий;

Не могут быть "единщиками" также:

- ФЛ-предприниматели, осуществляющие технические испытания и исследования, деятельность в сфере аудита;

- ФЛ-предприниматели, сдающие в аренду земельные участки, площадь которых превышает 0,2 га, жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 метров кв., нежилые помещения (строения, сооружения) или их части, общая площадь которых превышает 300 метров кв.;

- страховые брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, финансовые учреждения, регистраторы ценных бумаг;

- нерезиденты (как ФЛ, так и ЮЛ);

- субъекты, более 25% уставного капитала которых принадлежит ЮЛ, не являющимся плательщиками единого налога;

- представительства (филиалы, отделения и т.д.) ЮЛ, которое не является плательщиком единого налога;

-субъекты, имеющие налоговый долг (кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия непреодолимой силы (форс-мажора).

Плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за поставленные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной (наличной или безналичной) форме.

Как сообщает правительственный сайт, Закон, помимо вышеуказанного предоставляет ФЛ-плательщикам единого налога право регистрироваться плательщиками НДС, а также:

- позволяет плательщику налога на прибыль относить к расходам затраченное на приобретение товаров (работ, услуг) у ФЛ-"единщиков", но перечень доходов и расходов плательщики налога на прибыль должны будут учитывать в разрезе контрагентов-плательщиков единого налога;

- отменяет 50% надбавку, применяемую к фиксированным ставкам единого налога за каждого наемного рабочего;

- отменяет ежегодное оформление свидетельства плательщика единого налога и авансовые взносы (для уплачивающих налог по процентной ставке);

- позволяет не уплачивать единый налог во время отпуска в течение месяца, а также во время болезни;

- устанавливает для ФЛ-"единщиков" (за исключением плательщиков НДС) обязанность ведения книги учета доходов (без учета расходов);

- устанавливает годовой отчетный период для ФЛ с незначительным доходом (до 150000 гривен).

За нарушение условий применения "упрощенки", по сообщению сайта КМУ, будут устанавливать повышенные ставки единого налога, также при нарушениях может быть аннулировано свидетельство плательщика-единоналожника.

 

Закон вступает в силу с 01.01.2012 года за исключением некоторых положений, а именно:

- абз. 23 подпункт 8 пункта 1 раздела I Закона (относительно ограничения применения упрощенной системы налогообложения для проведения деятельности по организации, проведению азартных игр) – со дня вступления в силу закона, который регулирует вопрос деятельности в сфере игорного бизнеса;

- абз. 7 подпункт 5 пункта 1 раздела I Закона – со дня вступления в силу закона относительно установления принципа проведения хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей;

- абз. 114, 115 и 116 подпункта 8 пункта 1 раздела I Закона (относительно установления сельскими, поселковыми и городскими советами фиксированных ставок единого налога) – со дня опубликования данного Закона.

 

Письмо Госкомпредпринимательства от 08.09.2011 года № 698

Как следует из Письма, необходимость получения документов разрешительного характера на проведение дератизационных, дезинсекционных, дезинфекционных работ не предусмотрена ни одним законом Украины.

Дело в том, что согласно ст. 4 Закона "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" необходимость получения документов разрешительного характера и их виды устанавливаются исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера. Между тем, единственным законом, определяющим виды и порядок проведения дезинфекционных работ, является Закон "О защите населения от инфекционных болезней". Согласно ст. 33 этого Закона порядок проведения профилактических, текущих и заключительных дезинфекционных мероприятий устанавливается Минздравом с учетом особенностей возбудителей инфекционных болезней, факторов передачи инфекции т.д. При этом никаких разрешений Закон "О защите населения от инфекционных болезней" не требует.

 

Решение Конституционного Суда от  20.10.2011 года  в деле по конституционному представлению СБУ об официальном толковании части 3 статьи 62 Конституции Украины.

СБУ просила истолковать следующее положение - "обвинувачення не може ґрунтуватися на доказах, одержаних незаконним шляхом". В контексте представления, Службу в том числе интересовал вопрос допустимости доказательств, полученных вследствие деятельности, имеющей формальные признаки оперативно-розыскной, и осуществляемой лицами, безосновательно присвоившими функции, присущие государственным органам. СБУ ссылалась на неоднозначную в этом вопросе практику судов.

Конституционный Суд решил, что "в аспекті конституційного подання" вышеуказанное положение Конституции следует понимать как невозможность обоснования обвинения в преступлении фактическими данными:

- полученными в результате оперативно-розыскной деятельности уполномоченным на то лицом без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом;

- полученными путем совершения целенаправленных (на этом слове следует особо зафиксировать внимание) действий по сбору и фиксации с применением оперативно-розыскных мер лицом, не уполномоченным на осуществление такой деятельности.

Иными словами, если некий гражданин знает о готовящемся преступлении, сообщает о нем в правоохранительные органы, но реакции его сообщение не получает, то "зафиксировать" противоправные намерения сам он не может. Вернее, может, но такая фиксация (аудио-, видеозапись) не будет являться доказательством по уголовному делу, и, даже более того, будет рассмотрена как нарушение им закона.

Но фактические данные, полученные не целенаправленно, а случайным образом, судя из формулировки резолютивной части Решения КСУ, могут служить доказательствами.

 

Письмо от 07.09.2011 года № 7094 Госкомпредпринимательства

В письме рассмотрен вопрос необходимости перезаключения договоров при изменении наименования акционерного общества.

Согласно ч. 1 ст. 651 ГК изменение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом. Но ч. 1 ст. 652 ГК также предусмотрено, что договор может быть изменен в случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора. Согласно ст. 188 ХК сторона, которая считает необходимым изменить договор, должна направить предложение об этом другой стороне по договору. Сторона, получившая предложение об изменении договора, в 20-дневный срок после получения предложения сообщает другой сторону о результатах его рассмотрения. В случае, если стороны не достигли согласия относительно изменения (расторжения) договора или в случае неполучения ответа в установленный срок (с учетом времени почтового оборота), заинтересованная сторона вправе передать спор на разрешение суда.

 

Письмо ГНАУ от 19.09.2011 года № 689/6/23-50/0315       

Согласно Письму физлицо-предприниматель при выплате доходов другому ФЛП, который находится на общей системе налогообложения либо уплачивает единый или фиксированный налог, обязан отразить выплаченные доходы в налоговом расчете по форме № 1 ДФ под признаком дохода "157". Причем независимо от того, подлежат налогообложению данные выплаты или нет.

Дело в том, что, по мнению налоговиков, налоговый расчет по ф. № 1 ДФ предусматривает отражение не только доходов, подлежащих налогообложению, но также и доходов, которые выплачиваются налоговыми агентами плательщикам налога и не облагаются налогом при их выплате. В частности, доходов ФЛП, с которых уплачен единый налог согласно упрощенной системе налогообложения или фиксированный налог. При этом если доход, выплачиваемый самозанятому лицу, получается от операций, осуществляемых в рамках избранных им видов деятельности, то в налоговом расчете по ф. № 1 ДФ заполняются графы 3 ("Сумма начисленного дохода") и 3а ("Сумма выплаченного дохода"), а в графах 4 ("Сумма начисленного налога") и 4а ("Сумма перечисленного налога") проставляется "0".

 

24.10.2011 года принят приказ Министерства юстиции № 3117/5

Приказом утвержден Порядок согласования Министерством юстиции Украины планов санации и мировых соглашений.

Действие этого порядка будет распространяться на хозяйственные организации с корпоративными правами государства свыше 25%, определяя для них основы разработки плана санаций и мировых соглашений должников и представление их для согласования с Минюстом.

Арбитражные управляющие распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы подают планы санаций и мировые соглашения должников на утверждение в хозяйственный суд только после их согласования с Минюстом.

После утверждения мирового соглашения должника комитетом кредиторов арбитражный управляющий (другие уполномоченные на это лица) обращаются в Минюст с письмом произвольной формы. К заявлению прилагается прошитый и пронумерованный текст мирового соглашения, с соответствующим грифом одобрения на титульном листе, скрепленный печатью, в количестве экземпляров, необходимом для представления всем органам согласования и суду, но не менее пяти (для должника, комитета кредиторов, Минюста, Фонда госимущества и хозяйственного суда).

К заявлению прилагается также копия протокола заседания комитета кредиторов, на котором было одобрено мировое соглашение; копия отчета о независимой оценке имущества и имущественных прав должника, копия рецензии на оценку имущества и имущественных прав, а также копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, если планируется отчуждение имущества должника; перечень основных средств должника с указанием их названия, инвентарного номера, остаточной (балансовой) стоимости, рыночной стоимости с отметкой планируемых к отчуждению.

Минюст должен принять решение в месячный срок. Среди оснований для отказа - несоответствие мирового соглашения требованиям Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", несоответствие данных в документах, сведениям единой базы данных о предприятиях, в отношении которых открыто дело о банкротстве.

Об отказе Минюст должен сообщить письмом-сообщением без грифа согласования. Возможности обжалования этого решения не предусмотрено.

То же с планом санации - обращение к Минюсту с заявлением произвольной формы после утверждения плана комитетом кредиторов. Сам план прилагается в таком же количестве экземпляров и таким же образом оформленный, как и мировое соглашение.

С заявлением также подаются: копия протокола заседания комитета кредиторов об одобрении плана санации должника; копия протокола заседания комитета кредиторов об одобрении инвестора (инвесторов); отчет о независимой оценке имущества должника, планируемого к отчуждению или передачу в аренду в процессе санации с рецензией; перечень основных средств производства с указанием названия, инвентарного номера, остаточной стоимости и рыночной стоимости с отметкой тех из них, которые планируются к отчуждению; налоговая, финансовая и статистическая отчетность за последние 2 года работы должника и за последний отчетный период; проекты договоров перевода долга и др., предусмотренных санацией; информация об инвесторе (копии учредительных документов, дата и номер записи о проведении госрегистрации, копия справки о внесении записи в ЕГРПОУ, копия финансового отчета за последний год, информация о размере уставного капитала, справка из банковских учреждений, в которых открыты расчетные счета, подтверждающие платежеспособность инвестора, справка о направлениях работы инвестора).

Основания для отказа в согласовании плана санации: несоответствие требованиям Закона, несоответствие данных в документах, сведениям единой базы данных о предприятиях, в отношении которых открыто дело о банкротстве, наличие в законе ограничений в обращении имущества должника, планируемого к отчуждению или передаче в аренду, непогашение задолженности перед бюджетами и задолженность по зарплате. Обжаловать отказ также нельзя.

И мировое соглашение, и план санации, в случае отказа Минюста, можно доработать и представить на рассмотрение снова. Минюст может согласовать соглашение и план и со своими замечаниями.

 

Письмо Государственного центра занятости от 23.09.2011 года № ДЦ-04-6691/0/6-11

Как следует из Письма, административной или финансовой ответственности за непредставление данных в полном объеме о наличии свободных рабочих мест (вакансий), законодательством не предусмотрено. В том числе, в отношении вакансий, предназначенных для трудоустройства инвалидов, и о работниках, которые работают неполный рабочий день (неделю), если это не предусмотрено трудовым договором, или не работают в связи с простоем производства по не зависящим от них причинам.

Административная ответственность, установленная ст. 165-3 КоАП, предусмотрена только для работодателей, виновных в несвоевременном представлении или непредставлении сведений о приеме на работу работников. То есть, только для тех, кто несвоевременно предоставил или не предоставил информацию по форме отчетности № 5-ПН "Отчет о принятых работниках".

Также, ч. 5 ст. 20 Закона "О занятости населения" предусмотрена финансовая ответственность работодателей за непредставление или несвоевременное представление информации государственной службе занятости о запланированном и фактическом высвобождении работников. То есть, по форме отчетности № 4-ПН (план) "Отчет о запланированном высвобождении работников", которая должна подаваться не позднее чем за два месяца до высвобождения и по форме отчетности № 4-ПН (факт) "Отчет о фактическом высвобождении работников", подаваемой в десятидневный срок после высвобождения. В случае непредставления или нарушения сроков представления этих данных с работодателей взыскивается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники: HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

       HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

                       http://PROFIWINS.COM.ua/

 

Юридическая фирма FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%