пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 26.11.2014

26 ноября 2014 года

Выпуск № 193

Реестр еще не открыт, а сведения о конечных выгодоприобретателях необходимо подавать   уже сейчас

25 ноября вступил в силу  Закон Украины от 14.10.2014 года № 1701- VІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей». 
Изменения:  

1. теперь каждое предприятие  обязано устанавливать своего конечного выгодоприобретателя и подавать  данную информацию государственному регистратору. Обращаем Ваше внимание на то, что за неподачу информации о конечном выгодоприобретателе, руководитель предприятия или  лицо, уполномоченное действовать от имени предприятия (исполнительного органа) несут административную ответственность  в виде штрафа в размере от 5100 грн. до 8500 грн.

Кто же считается конечным выгодоприобретателем?  Закон дает довольно обширное определение, однако если коротко, то  это физическое лицо, которое независимо от формального владения имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц. В частности, такое влияние может осуществляться через:

-  владение или пользование всеми или значительной частью активов предприятия (что имеется в виду под «значительной частью активов» Законом не раскрыто);

- право решающего влияния на результаты голосования в органе управления предприятием;

- право решающего влияния на совершение сделок, которые предоставляют возможность определять условия хозяйственной деятельности предприятия;

- право давать обязательные к выполнению указания;

- право выполнять функции органа управления;

- прямое или опосредованное (через другое физическое или юридическое лицо) владение одним лицом самостоятельно или совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами[1] долей в размере 25 или более процентов уставного капитала.

При этом конечным выгодоприобретателем юридического лица не может быть лицо, являющееся агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или являющееся только посредником относительно такого права.

Согласно Закону все юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу данного Закона, обязаны в шестимесячный срок (т.е. до 25.05.2015 года)  подать государственному регистратору сведения о своем конечном выгодоприобретателе, а также сведения о конечном выгодоприобретателе своего учредителя, если учредитель – юридическое лицо.  

Закон не устанавливает четких требований к тому, в каком виде должна быть подана данная информация. Скорее всего, необходимо будет подавать регистрационную карточку по форме 4 (внесение изменений в сведения, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей). Но на данный момент ни одна из действующих форм регистрационных карточек не учитывает  нововведения. Поэтому остается ожидать изменений в  формы регистрационных карточек и только после этого подавать регистратору соответствующие сведения о конечных выгодоприобретателях (ФИО,  гражданство, паспортные данные, место жительства, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (при наличии)).

Кроме этого, теперь при первичной регистрации юридического лица  необходимо также подавать информацию о конечном выгодоприобретателе. 

Также Законом  конкретизирован перечень сведений относительно информации о структуре собственности учредителей – юридических лиц, которая дает возможность установить физических лиц – собственников существенного влияния этих юридических лиц (т.е. собственников 10 % и более уставного капитала)[2], а именно: ФИО, гражданство, паспортные данные, место жительства, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (при наличии).

При изменении конечных выгодоприобретателей и/или собственников существенного влияния юридического лица, в том числе выгодоприобретателей и/или собственников существенного влияния его учредителя, если учредитель – юридическое лицо, регистратору необходимо подать регистрационную карточку о внесении изменений в сведения, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (форма 4). К слову, формы карточки, которая бы учитывала данное требование Закона, на данный момент еще не утверждено.

Учитывая указанные выше изменения, Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей теперь будет содержать информацию о конечных выгодоприобретателях и информацию о структуре собственников юридического лица (т.е. собственников, которые владеют 10 % и более уставного капитала).

2. Кроме всего прочего Закон устанавливает, что информация о зарегистрированных правах и их обременениях из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, является теперь  открытой и общедоступной. Все желающие могут получить данную информацию. Но поиск возможен будет только по объекту недвижимого имущества, а не по владельцу. Информацию можно будет получить в электронной форме через официальный сайт Государственной Регистрационной службы Украины. Для получения информации о недвижимости в бумажной форме необходимо подать заявление в орган государственной регистрации прав или нотариусу.

При этом Закон предусматривает, что информация будет предоставляться в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. На данный момент такой порядок отсутствует, и на официальном сайте Государственной Регистрационной службы Украины отсутствует соответствующий  сервис.  В самой службе указали на то, что сервис по доступу к реестру будет создан только после того, как КМУ примет соответствующие подзаконные НПА (а у него на это есть три месяца согласно Закону).  Поэтому,  не смотря на то, что Закон в действии, реестр остается пока недоступным для широкого круга лиц.

Определены признаки фиктивности эмитентов

25 ноября вступило в силу Положение об установлении признаков фиктивности эмитентов ценных бумаг и включения таких эмитентов в перечень (список) эмитентов, имеющих признаки фиктивности, утвержденное Решением НКЦБФР от 14.10.2014 года  № 1360. 

Данный документ определяет исчерпывающий перечень  критериев, соответствие которым дает основания для отнесения эмитента и его ценных бумаг к таким, которые имеют признаки фиктивности.  К ним относятся: 1) установлен Комиссией (НКЦБФР) и/ или Государственной фискальной службой Украины (ГФС) факт отсутствия эмитента по местонахождению; 2) непредставление эмитентом в Комиссию регулярной информации и в органы ГФС налоговой отчетности в порядке, установленном законодательством; 3) не созыв  акционерным обществом общего собрания акционеров в течение двух лет подряд и/или не образование органов управления акционерного общества, определенных законодательством, в течение года со дня регистрации Комиссией отчета о результатах частного размещения акций среди учредителей акционерного общества; 4) низкий уровень (менее 3 процентов от размера активов эмитента) или отсутствие доходов от реализации товаров, работ, услуг по основному виду деятельности по состоянию на конец финансового года; 5) отсутствие уплаченного налога на добавленную стоимость в течение отчетного периода, если эмитент является плательщиком налога на добавленную стоимость; 6) преобладающую долю активов эмитента (более 90 процентов) составляют финансовые инвестиции и/или дебиторская задолженность в соответствии с финансовой отчетности эмитента, поданной в Комиссию и/ или ГФС по состоянию на конец отчетного периода; 7) количество работников эмитента по состоянию на конец отчетного периода составляет менее трех человек; 8) среднемесячные расходы эмитента на оплату труда одного работника является меньше минимального размера заработной платы, установленного законодательством; 9) регистрация местонахождения эмитента в здании жилого фонда по адресу, где зарегистрированы юридические лица, не являющиеся аффилированными лицами владельца такого жилого помещения; 10) наличие судебного решения, вступившего в законную силу, связанного с использованием ценных бумаг эмитента с целью уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

На основании имеющейся информации Комиссия и/или ГФС проводят анализ соответствия эмитента признакам фиктивности согласно указанным выше критериям. В случае соответствия эмитента минимум трем критериям, Комиссия и/или ГФС проводят проверку соответствия эмитента другим критериям фиктивности. По результатам такой проверки, в случае соответствия эмитента трем или более критериям, на основании соответствующего совместного решения Комиссии и ГФС, эмитент включается в соответствующий Перечень как такой, который имеет признаки фиктивности. На основании указанного выше решения осуществляется приостановление обращения ценных бумаг эмитента.

В случае получения Комиссией или ГФС документов, подтверждающих устранение оснований для признания эмитента и его ценных бумаг таким, которые имеют признаки фиктивности, данные органы проводят соответствующую проверку. По результатам проверки, в случае подтверждения устранения оснований для признания эмитента и его ценных бумаг такими, которые имеют признаки фиктивности, эмитент исключается из перечня на основании соответствующего совместного решения Комиссии и ГФС.  На основании данного решения осуществляется также восстановление ценных бумаг эмитента.

Определен статус внутренних переселенцев

22  ноября вступил в силу Закон Украины от 20.10.2014 года № 1706-VІІ «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», призванный обеспечить соблюдение прав и законных интересов лиц, вынужденных покинуть место своего проживания вследствие военного конфликта, временной оккупации, массовых нарушений прав человека или чрезвычайной ситуации, возникших в таком месте.

Закон определяет статус внутренне перемещенного лица, порядок учета таких лиц, а также устанавливает гарантии содействия в трудоустройстве, продолжении получения образования, привлечении средств гуманитарной и благотворительной помощи, обеспечении временного жилья и надлежащих условий социальной адаптации внутренне перемещенных лиц.

Подробнее см. на нашем сайте Выпуск новостей законодательства № 188 от 09 – 21.10.2014 года.

Об очередном регулировании ситуации на валютном рынке

НБУ Постановлением от 20.11.2014 года № 734 попытался снова отреагировать на политическую и экономическую обстановку в Украине, приняв ряд мер, направленных на регулирование валютного рынка.  Документом определен 90-дневный  срок ограничения расчетов  по экспортно-импортным операциям и установлены требования относительно обязательной продажи на межбанковском валютном рынке поступлений в иностранной валюте (1 группа Классификатора) в размере 75 % (за исключением определенного перечня случаев). В связи с этим банки не могут снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачислением встречных однородных требований. Кроме того, урегулирован вопрос подачи банком развернутой заявки относительно общего объема обязательной продажи иностранной валюты, запланированного на следующий рабочий день. Такая заявка должна быть подана банком на протяжении двух часов после окончания функционирования Системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке. НБУ также определил и требования к содержанию такой заявки. Указанные меры будут действовать с 22 ноября по 02 декабря 2014 года.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.nibu.factor.ua

www.profiwins.com.ua

www.rada.gov.ua


[1] согласно Закону Украины «О защите экономической конкуренции» связанными лицами являются юридические и/или физические лица, которые совместно или согласованно осуществляют хозяйственную деятельность, в том числе совместно или согласованно оказывают влияние на хозяйственную деятельность предприятия. В частности, связанными физическими лицами считаются такие, которые являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.

[2] данная информация подается регистратору при первичной регистрации юридического лица.

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%