пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 27.02.2013

27.02.2013 года 

Выпуск № 111

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

ПРИНЯТЫ

Постановление КМУ «О порядке уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров» от 13.02.2013 г. № 115. Вступает в силу с даты его официального опубликования.

КМУ утвердил Порядок уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров.

Порядком определено, что отраслевые (межотраслевые) и территориальные (областные и республиканские) соглашения подлежат уведомительной регистрации Минсоцполитики, а коллективные договоры и территориальные соглашения другого уровня — районными, районными в г. Киеве и Севастополе госадминистрациями, исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов (далее — регистрирующий орган).

Стороны вышеуказанных соглашений (договоров) должны предоставить на уведомительную регистрацию соглашение (договор) вместе с приложениями в количестве экземпляров, что соответствует количеству данных сторон, и копию соглашения (договора).

Стороны отраслевого (межотраслевого) и территориального соглашения также должны подать копии свидетельств о подтверждении репрезентативности субъектов стороны профсоюзов и стороны работодателей, участвовавших в коллективных переговорах по вопросам заключения соответствующего соглашения.

Уведомительная регистрация проводится в течение 14 рабочих дней со дня, следующего после поступления соглашения (договора) в регистрирующий орган.

Не позднее следующего рабочего дня после регистрации или принятия решения об отказе в регистрации экземпляры соглашения (договора) возвращаются сторонам, которые подали их на регистрацию. А копия соответствующего соглашения (договора) хранится в регистрирующем органе.

Кроме того, определено, что изменения и дополнения, которые вносятся в соглашение (договор), также подлежат уведомительной регистрации.

В приложение к постановлению Кабмина от 13.04.2005 г. № 286 «Об установлении размера платы за выдачу лицензии на проведение конкретного вида страхования» внесены изменения. Кабмин постановлением от 20.02.2013 г. № 122  дополнил перечень видов добровольного страхования пунктом 211 «Страхования сельскохозяйственной продукции» и пунктом 212 «Страхование гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) за вред, который может быть причинен в связи с выполнением его обязанностей». Постановление вступит в силу со дня официального опубликования.

Также расширен перечень  видов обязательного страхования. К ним отнесены:

- страхование гражданско-правовой ответственности частного нотариуса;

- страхование риска невыплаты игрокам призов в случае неплатежеспособности и /или банкротства оператора государственных лотерей

Кроме того, к видам обязательного страхования отнесено страхование финответственности, жизни и здоровья уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физлиц (для банков), членов исполнительной дирекции и административного совета Фонда гарантирования вкладов физлиц.

Минагрополитики приказом от 22.01.2013 г. № 29  утвердило Положение о Едином реестре для ведения автоматизированного учета тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельхозтехники, прочих механизмов. Приказ вступит в силу со дня официального опубликования.

Реестр является унифицированной автоматизированной электронно-учетной системой, в состав которой входит программное обеспечение для:

- ведения учета тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельхозтехники, других механизмов;

- учета субъектов хозяйствования, осуществляющих обязательный технический контроль машин, оптовую или розничную торговлю и оформление соответствующих документов на реализацию машин и их составных частей, имеющих идентификационные номера;

- учета учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации трактористов-машинистов;

- приема теоретических экзаменов по знаниям ПДД, правил технической эксплуатации машин;

- проведения обследования машин на соответствие идентификационных номеров и сопроводительных документов на предмет фальсификации.

Держателем Реестра является Государственная инспекция сельского хозяйства, которая обеспечивает его ведение, финансирует расходы, связанные с созданием, техподдержкой, обслуживанием программного обеспечения.

Информация из Реестра имеет ограниченный доступ и предоставляется в виде письма на безоплатной основе по письменному обращению органов госвласти и лиц, имеющих на это право в случаях, предусмотренных законами. Информация предоставляется в течение 30 календарных дней со дня поступления запроса.

ВСТУПИЛИ В СИЛУ 

26.02.2013 г.

Закон Украины №26-VII от 11.01.2013 года, которым ратифицирована Конвенция о международном взыскании алиментов на детей и других видов семейного содержания.

Согласно документу, Украина обязуется применять эту Конвенцию к обязательствам по содержанию, возникающим из отношений между родителями и ребенком, относительно лица в возрасте до 18 лет, а также к некоторым другим случаям. Конвенция определяет компетенцию органа государств-членов, через которые осуществляется взыскание алиментов (в Украине таким органом определен Минюст), перечень документов, необходимых для обращения взыскания, порядок исполнения таких обращений.

Закон Украины № 21 – VII от 11.01.2013 года, которым ратифицирован Протокол о внесении изменений и дополнений в Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам. (Конвенция подписана странами членами Совета Европы и странами членами Организации экономического сотрудничества и развития)

Протокол предусматривает:

а) изменения перечня видов помощи, которые запрашиваемое государство не обязано предоставлять;

б) уточнения механизма помощи, связанного с дискриминацией между гражданами запрашиваемого и запрашивающего государств, находящихся в одинаковом положении;

в) недопустимость ухудшения условий для граждан запрашиваемого государства;

г) дополнительные возможности предоставления помощи в случаях:

- если запрашивающее государство не приняло все обоснованные меры в соответствии с его законодательством или административной практикой, за исключением случая, когда принятие таких мер приводит к чрезмерным трудностям;

- во взыскании в тех случаях, когда административная нагрузка для запрашиваемого государства явно превышает выгоду, которую получит запрашивающее государство. 

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПРОЧЕЕ

Минэкономразвития приказом от 07.02.2013 г. № 113 восстановило силу национального классификатора ДК 009:2005 «Классификация видов экономической деятельности» на период до 31.12.2013 г.

Приказ издан с целью обеспечения замены всеми субъектами хозяйствования старых кодов экономической деятельности на новые, установленные в ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности», вступившем в силу с 01.01.2012 г.

Таким образом, тем субъектам предпринимательства, которые не успели еще сменить виды экономической деятельности по новому КВЕД, предоставлена возможность сделать это без санкций со стороны государства до 31.12.2013 г.

Высший Хозяйственный суд Украины информировал о судебной практике, касающейся выполнения договоров подряда. В частности, в своем в письме от 18.02.2013 г. № 01-06/374/2013 ВХСУ указал, что подписание актов сдачи-приемки выполненных работ свидетельствует о заключении договора подряда упрощенным способом, и этот договор является основанием для возникновения у его сторон имущественно-хозяйственных обязательств. К такому выводу суд пришел в постановлении от 11.05.2012 г. № 21/5005/14068/2011.

Также разъяснено, что поскольку акт приемки выполненных подрядных работ не является сделкой в понимании ч. 2 ст.202 Гражданского кодекса, то такой способ защиты нарушенного права, как признание акта выполненных работ недействительным является ненадлежащим.

Согласно постановлению ВХСУ от 23.05.2012 г., договор подряда прекращается, а основания для его расторжения в судебном порядке отсутствуют, если заказчик отказался от него в соответствии со ст. 849 ГК Украины. Суд указал, что поскольку заказчик на основании ст. 849 ГК отказался от договора, направив подрядчику письмо-требование о расторжении договора подряда, и такой односторонний отказ от договора не требует согласования с подрядчиком, то договор является прекращенным, а предмет спора по данному делу отсутствует.

В постановлении ВХСУ от 05.09.2012 г. указано, что претензия, в которой содержится просьба рассмотреть ее и расторгнуть договор, является предложением расторгнуть договор в порядке, предусмотренном ст. 188 Хозяйственного кодекса, а не отказом от него по правилам, установленным ст. 849 ГК.

Также определено, что отказ заказчика от подписания акта выполненных работ по договору подряда при отсутствии своевременно предоставленных замечаний к выполненным работам не освобождает заказчика от обязанности по их оплате (постановление ВХСУ от 11.05.2012 г).

Кроме того, ВХСУ еще раз напомнил, что отсутствие бюджетных средств, предусмотренных в расходах госбюджета, не является основанием для освобождения от ответственности за нарушение обязательства.

Государственная налоговая служба Украины «Порядком ведения Учета доходов и расходов для определения сумы общего годового налогооблагаемого дохода» от 19.02.2013, напомнила, что плательщики налога на доходы физических лиц, которые в соответствии с IV разделом Налогового кодекса обязаны подавать декларацию или имеют право на такую подачу с целью возвращения излишне оплаченных налогов, в том числе при применении права на налоговую скидку по результатам отчетного налогового года с учетом положений ст. 166, должны вести учет в Книге учета доходов и расходов для определения сумы общего годового налогооблагаемого дохода.

Кроме того, ГНС детально разъяснила порядок ведения учета доходов и расходов для определения сумы общего годового налогооблагаемого дохода  в указанной Книге.

Государственная налоговая служба Украины на своем сайте разместила информацию относительно налогообложения доходов от продажи недвижимости. Так, доходы, полученные от продажи объектов недвижимости, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 5%. В случае, когда продавцом недвижимости является физическое лицо-нерезидент, ставка налога составляет 15% (17%) от договорной стоимости объекта, но не ниже его оценочной стоимости.

Если сделка купли-продажи совершается между физическими лицами, налог на доходы от продажи недвижимого имущества оплачивает продавец до нотариального удостоверения такого договора. Если же покупатель недвижимости - юрлицо или физлицо-предприниматель, именно они, выполняя обязанности налогового агента, удерживают и перечисляют налог.

В случае, если судом принято решение о смене собственника недвижимости и переход права собственности на такое имущество, бывший владелец должен отразить доход от такого отчуждения в Декларации и самостоятельно уплатить налог.

Доходы физического лица от продажи недвижимости не облагаются налогом в случае одновременного выполнения трех условий:

1. продается жилой дом, квартира или их часть, комната, садовый (дачный) дом (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, а также хозяйственно-бытовые сооружения и здания), а также земельный участок, размер которой не превышает норм бесплатной передачи земли, установленных ст. 121 Земельного кодекса Украины в зависимости от ее назначения;

2. продажа одного из перечисленных объектов происходит впервые в отчетном календарном году;

3. указанная недвижимость находится в собственности плательщика более трех лет (если объект недвижимости перешел по наследству, выполнение этого условия не требуется).

Если указанные условия соблюдены, то платить налог и, соответственно, подавать налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах продавец не должен.

 

Кроме того, Налоговая служба напомнила, что с 12 февраля 2013 вступил в действие приказ Министерства финансов Украины от 21.12.2012 № 1405, которым утверждена новая форма Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств. Юридические лица подают Расчет в орган государственной налоговой службы по месту своего нахождения и по месту регистрации транспортного средства в десятидневный срок после первой регистрации в Украине такого ТС.

К расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, который проводил такую регистрацию.

Напомним, порядок начисления и уплаты сбора за первую регистрацию транспортных средств, его ставки определен разделом VII «Сбор за первую регистрацию транспортного средства» Налогового кодекса Украины.

 

Налоговая служба Украины на своем сайте разъяснила, что физические лица - предприниматели - плательщики единого налога обязаны хранить первичные документы, на основании которых заполнялись книги учета доходов и расходов  и  налоговая декларация плательщика. К таким документам относится в частности, выписка из банка, квитанция, чек или документ произвольной формы о наличной оплате товаров, работ или услуг, если они приобретались у граждан или у физических лиц - предпринимателей. Также следует хранить и другие первичные документы, используемые для составления налоговой отчетности по другим налогам и сборам - в случае их уплаты.

Первичные документы хранятся не менее 1095 дней со дня предоставления налоговой декларации плательщика ЕН - ФЛП или другой налоговой отчетности, для составления которой они используются.

За не сохранение первичных документов к плательщикам единого налога могут быть применены штрафы в размере 510 гривен. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое же нарушение, - влекут наложение штрафа в размере 1020 гривен.

 

Министерство доходов и сборов Украины предлагает гражданам бесплатно получать информацию об изменениях в налоговом законодательстве

Так, для этого необходимо направить электронное письмо на адрес idd@sts.gov.ua с атрибутами: поле ТЕМА – 6011, (более детальный перечень идентификаторов налогов определен на сайте Налоговой службы Украины). В ведомстве убеждены, что такой сервис будет полезен, в первую очередь, тем гражданам, которые не имеют времени заниматься самостоятельным поиском изменений в законодательстве или посещать специализированные мероприятия разъяснительного характера, проводимых налоговой службой.

 

Высший Хозяйственный суд Украины в письме от 08.02.2013 г. № 01-06/319/2013 обратил внимание судов на изменения законодательства в связи с введением с 01.01.2013 г. новой системы госрегистрации прав на недвижимое имущество и их обременений.

Суд указал, что органом госрегистрации проводится госрегистрация прав на недвижимое имущество, в частности:

- с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество (в том числе на вновь построенные, реконструированные объекты недвижимого имущества, в связи с внесением в уставный фонд юрлица недвижимого имущества);

- на основании решений органов власти (включая соответствующие решения суда, вступившие в законную силу);

- вещных прав, возникших до 01.01.2013 г. и которые не были зарегистрированы в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения.

Нотариусами проводится госрегистрация прав собственности и иных вещных прав:

- перед совершением определенного нотариального действия в случае, если регистрацию такого права собственности было проведено в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его возникновения до 01.01.2013 г.;

- в результате совершения нотариального действия с недвижимостью объектом незавершенного строительства.

Суд обратил внимание на изменение законодательного подхода к порядку отмены госрегистрации прав. Так, в отличие от предыдущей редакции Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», по которой госрегистрация прав отменялась в случае, в частности, вынесения судом соответствующего решения, о чем вносились данные в Реестр прав собственности на недвижимое имущество, отныне ч. 2 ст. 26 действующей редакции Закона предусмотрено внесение в Государственный реестр прав на недвижимое имущество записи об отмене госрегистрации прав «в случае отмены на основании решения суда решения о государственной регистрации прав».

ВХСУ также указал, что в условиях установления новой системы госрегистрации прав при необходимости выяснения фактических данных относительно прав собственности, других вещных прав и их обременений целесообразно одновременно обращаться и в органы земельных ресурсов, и к предприятиям бюро технической инвентаризации с учетом их компетенции и содержания данных которые выясняются.

Специалистами Министерства доходов и сборов на сайте Государственной Налоговой службы Украины напоминается, что при регистрации своего дела налогоплательщикам больше не нужно обращаться в налоговые органы для постановки на учет. Им достаточно подать соответствующие документы только государственному регистратору. Все процедуры последующей регистрации будут оперативно осуществляться между ГНСУ и Укргосреестром без участия плательщика. То есть после получения всех необходимых документов госрегистратор регистрирует предприятие или предпринимателя. Сведения из Единого государственного реестра поступают в налоговые органы.

Органы ГНС в течение одного дня осуществляют постановку на учет этого налогоплательщика и сообщают об этом государственного регистратора. После этого регистратор выдает предприятию выписку, в которой подтверждается факт осуществления государственной регистрации и предоставляются сведения о постановке на учет в органах ГНС. В Миндоходах уверены, что такой принцип «единого окна» при учреждении бизнеса, отмена необходимости получения в органах ГНС справки о взятии на учет уменьшат бюрократические проволочки и упростят процедуры открытия бизнеса предпринимателям, сэкономив им время и лишние расходы.  

Укргосреестр в письме от 21.01.2013 г. № 27-06-15-13 указал, что согласно пункту 21 Порядка госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, орган госрегистрации, нотариус в день принятия решения о государственной регистрации выдает или направляет заказным письмом с описью вложения заявителю извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество вместе с документами, которые представлялись заявителем для проведения госрегистрации.

При этом, Укргосреестр отметил, что программное обеспечение Реестра предусматривает возможность формирования извлечений, содержащих различный объем сведений в зависимости от субъектов, которым они предоставляются, а также оснований для их выдачи.

Пунктом 48 Порядка ведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество предусмотрено формирование, в частности:

- извлечения, которое предоставляется владельцу недвижимого имущества, его наследникам (правопреемникам);

- извлечения, которое предоставляется при процедуре госрегистрации прав;

- извлечения, которое предоставляется при процедуре взятия на учет бесхозного недвижимого имущества.

Отмечено, что исключительно извлечение, которое предоставляется владельцу недвижимого имущества, его наследникам (правопреемникам), содержит информацию о госрегистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, обременения таких прав, имеющуюся в разделе Реестра, открытом на такой объект на дату и время его формирования.

Укргосреестр указал, что такое извлечение будет содержать информацию о праве собственности на недвижимое имущество, в том числе:

- сведения о всех совладельцах с указанием их долей в праве общей долевой собственности;

- сведения об имеющихся других вещных правах, обременении прав, в частности перенесенные из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек и/или Государственного реестра обременений движимого имущества.

 

Государственная таможенная служба Украины в письме от 24.01.2013 г. № 12.2/2/48-ЕП разъяснила, что согласно абз.1 и абз. 11 правил заполнения графы 9 главы 2 раздела II Порядка заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа (Порядок № 651), если описанием этой графы не предусмотрено иное, в графе указываются сведения о резиденте, который заключил внешнеэкономический договор (контракт) или иной документ, используемый в международной практике вместо договора (контракта). Сведения о лицах приводятся в графе согласно приложению к Порядку. При этом в соответствии с пунктом 1 Порядка указания сведений о лицах, приведенного в приложении к Порядку № 651, в правом верхнем углу указывается, в частности, налоговый номер налогоплательщика согласно пункту 2.2 раздела II Порядка учета плательщиков налогов и сборов (Порядок № 1588).

Согласно пунктам 2.2 - 2.4 раздела II Порядка № 1588 уполномоченным лицам договоров о совместной деятельности на территории Украины без создания юрлица органами ГНС присваивается регистрационный (учетный) номер налогоплательщика.

ГТС указала, что при указании сведений о лице, которым перемещаются товары в рамках договоров о совместной инвестиционной деятельности без создания юрлица, в правом верхнем углу графы 9 таможенной декларации в качестве налогового номера налогоплательщика указывается регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, присвоенный уполномоченному лицу договора о совместной деятельности на территории Украины без создания юрлица.

В других полях графы 9 ТД при этом указываются сведения об уполномоченном лице договора о совместной деятельности согласно Порядка указания сведений о лицах.

При этом идентификация ТД на товары, ввозимые на основании договоров о совместной инвестиционной деятельности, должна осуществляться по признаку наличия кода особенности перемещения товаров через таможенную границу Украины «ВВ» (ввоза товаров на основании договоров о совместной инвестиционной деятельности с участием иностранного инвестора, не связанной с созданием юрлица) в графе 37 ТД.

Государственная налоговая служба в письме от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 напомнила об особенностях  уплаты экологического налога в 2013 году. Законом Украины от 20.11.2012 г. N 5503-VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов" (далее - Закон № 5503) изменены ставки экологического налога, предусмотренные статьями 243 - 248 Кодекса, а именно они увеличены в среднем на 7,9 процента.  Нормы Закона N 5503 применяются с момента вступления в силу, т.е. со дня его официального опубликования (04.01.2013 г.).

Учитывая это, плательщики экологического налога за I квартал 2013 г. подают в органы налоговой службы два приложения, то есть начиная с 1 января по 3 января включительно по ставкам экологического налога, которые действовали с 1 января по 3 января, а с 4 января по 31 марта включительно согласно Закону N 5503. Соответственно при исчислении налоговых обязательств по экологическому налогу за II, III и IV кварталы с.г. применяются ставки налога, установленные Законом N 5503.

 

www.rada.gov.ua

www.kmu.gov.ua

www.ligazakon.ua

http://sts.gov.ua/

 

 

 

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%