пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 28.03.2012

28 МАРТА 2012 г.

Выпуск № 62

 

 

ВСТУПИЛИ В СИЛУ

26.03.12 вступил в силу Закон Украины от 22.02.12 N 4424-VI  "О ратификации Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о порядке пересечения украинско-российской государственной границы жителями пограничных регионов Украины и Российской Федерации".

Ратифицированное соглашение направлено на упрощение порядка пересечения государственных границ. Соглашением предусмотрено увеличение пунктов пропуска через государственную границу в 4 раза. Пересекать границу по упрощенным правилам смогут жители приграничного региона, т.е. области, а не только приграничных населенных пунктов.

Для "льготного" въезда в РФ гражданину Украины понадобится предъявить один из следующих документов: паспорт гражданина Украины (при наличии отметки о регистрации постоянного проживания в пограничном регионе); свидетельство о рождении (для детей до 16 лет) и выписку из домовой книги (справку), подтверждающую постоянное проживание ребенка в приграничном регионе; паспорт гражданина Украины для выезда за границу (при наличии отметки о регистрации постоянного проживания в пограничном регионе); проездной документ ребенка (при наличии отметки о постоянном проживании в приграничном регионе); справку об утрате документов.

Жители приграничных регионов смогут пересекать границу пешком, на велосипедах, мотоциклах, гужевом и легковом транспорте, лодках, принадлежащих им, а также на автомобильном и паромном транспорте общего пользования межгосударственного сообщения в пределах приграничных регионов.

Легковые транспортные средства, принадлежащие таким гражданам, регистрировать на территории чужого государства не понадобится.

Кроме того, граждане смогут перемещать через границу товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налогов.

После пересечения границы граждане (обоих государств) смогут находиться на территории государства только в пределах региона, в который они въехали через местный пункт пропуска.

26.03.12 вступило в силу постановление КМУ № 197 от 14.03.12 «Об утверждении  Положения о проездном документе лица, которому предоставлена дополнительная защита».

В соответствии с Положением проездным документом лица, которому предоставлена дополнительная защита, является документ, который удостоверяет личность того лица, которому предоставлена дополнительная защита, и дает такому лицу право на выезд из Украины и въезд в Украину.

Документ выдается территориальными органами Государственной миграционной службы (ГМС) по месту жительства того лица, которому предоставлена дополнительная защита, при условии, что такому лицу исполнилось 16 лет. Выдача производится либо при личном обращении, либо при обращении законного представителя лица.

Ребенок, который разлучен с семьей, имеет право на получение проездного документа и до достижения 16-летнего возраста по ходатайству его законного представителя.

Условием получения проездного документа является также представление органам ГМС удостоверения лица, нуждающегося в дополнительной защите.

Проездной документ используется лицом вместо национального паспорта (согласно Закону "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите" дополнительная защита предоставляется иностранцам и лицам без гражданства, находящимся в Украине и не имеющим возможности (не желающим) возвращаться в свою страну из-за обстоятельств, угрожающих их жизни, безопасности или свободе). Он выдается на срок действия свидетельства лица, нуждающегося в дополнительной защите.

Для получения проездного документа необходимо подать соответствующее заявление с просьбой об этом. Порядок оформления, выдачи и продления срока действия документа определяется Министерством внутренних дел.

 

ПРИНЯТЫ: 

22.03.12 парламент принял Закон Украины "О внесении изменений в статьи 361 и 362 Гражданского процессуального кодекса Украины относительно оснований пересмотра решения или определения суда".

 

В соответствии с Законом Гражданский процессуальный кодекс дополнен еще одним основанием для пересмотра решения, определения суда или судебного приказа по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким дополнительным основанием стала установленная вступившим в силу приговором суда вина судьи в совершении преступления, приведшего к вынесению незаконного или необоснованного решения.

22.03.12  парламент принял Закон Украины "Об индустриальных парках".

Закон определяет порядок создания и эксплуатации индустриальных парков; круг субъектов, имеющих право на их создание; порядок выбора и использования земельных участков для индустриальных парков; особенности договоров о создании и функционировании индустриальных парков, в частности, их существенные условия и порядок заключения; основные права инициатора создания и руководящей компании индустриального парка;  особенности хозяйственной деятельности на территории индустриального парка.

В соответствии с Законом, индустриальный (промышленный) парк - это обустроенный соответствующей инфраструктурой земельный участок или несколько земельных участков, в пределах которых участники индустриального парка могут осуществлять хозяйственную деятельность в сфере промышленного производства, а также научно-исследовательскую деятельность, деятельность в сфере информации и телекоммуникаций и т.д.

Руководящей компанией индустриального парка является выбранная компания, с которой инициатор создания этого парка заключает договор о создании и функционировании парка.

Согласно Закону, индустриальные парки могут создаваться на землях государственной, коммунальной и частной собственности. При этом право на их создание имеют центральные и местные органы власти, а также органы местного самоуправления, которые по закону наделены полномочиями распоряжаться землей, и арендаторы земельных участков.

Создание индустриальных парков на частных землях имеют право собственники и арендаторы земельных участков, отвечающих требованиям по применению их для индустриального парка.

Срок использования земельного участка государственной и коммунальной собственности для индустриального парка должен составлять не менее 30 лет со дня принятия решения о создании индустриального парка.

22.03.12 парламент принял Закон Украины «О внесении изменений в статью 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Этими изменениями парламент расширил круг застройщиков (заказчиков строительства) в населенных пунктах, которые не привлекаются к участию в развитии инфраструктуры этих населенных пунктов.

Обязательное участие в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта, земельный участок в котором собирается застраивать заказчик, по общему правилу, касается всех заказчиков.

Законом, к числу освобожденных от участия отнесены заказчики строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе объектов энергетики, связи и дорожного хозяйства (кроме объектов дорожного сервиса), а также объектов централизованного тепло-, водоснабжения и водоотвода.

22.03.12 парламент принял Закон Украины "Об охранной деятельности".

Принятый Закон определяет правовые основания для хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по охране собственности и граждан.

Охранные услуги отнесены к лицензируемым видам деятельности.

В Законе закреплено право субъекта охранной деятельности на приобретение и хранение специальных средств, перечень которых будет определять КМУ. Предусмотрена возможность использования в охранной деятельности радиочастот, служебных собак, транспорта реагирования.

Персонал охранных фирм может состоять по Закону из физлиц, достигших 18-летнего возраста, прошедших спецобучение, не находящихся на учете по поводу психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, не имеющих ограничений по состоянию здоровья, не имеющих наложенных судом ограничений, касающихся выполняемых ими обязанностей, зарегистрированных по месту жительства.

Этому персоналу предоставлены права на применение мер физического воздействия; проведение при пропуске на объекты охраны досмотра вещей физических лиц (с согласия этих физлиц); на осмотр транспортных средств; на изъятие вещей и документов, являющиеся орудиями или предметами правонарушений; на проверку документов.

Персонал имеет право по Закону также на проведение скрытой видео- и фотосъемки, а также звукозаписи (как на вспомогательный способ предупреждения противоправных действий).

22.03.12 парламент принял Закон Украины "О внесении изменений в Закон "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах".

Закон предоставляет физическим лицам-предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление медицинской и ветеринарной практики, право осуществлять деятельность по приобретению, перевозке, хранению, отпуску, использованию и уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Использовать предусмотренные в законе наркотические вещества в своей лечебной практике такие лица смогут при условии получения лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

22.03.12 парламент принял Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об автомобильном транспорте". 

Согласно Закону в транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки пассажиров или грузов, в обязательном порядке устанавливаются и используются контрольные устройства - тахографы. Водителей обязали допускать к проверке тахографов должностных лиц исполнительной власти и предоставлять последним тахокарты.

Им также отменяется ряд лицензионных карточек, сертификат соответствия ТС требованиям безопасности движения и экологической безопасности; увеличиваются штрафы за международные перевозки пассажиров или грузов без соответствующих документов.

22.03.12 парламент принял Закон Украины "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине".

Законом провозглашаются основные направления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, среди которых, к примеру, усовершенствование порядка ведения налогового и статистического учета, упрощенной системы налогообложения  для этих субъектов, а также финансовая поддержка. Документ устанавливает новую классификацию субъектов хозяйствования в зависимости от их годового дохода.

Среди субъектов малого предпринимательства выделены субъекты микропредпринимательства. Таковыми, являются физлица-предприниматели и юридические лица, у которых средняя численность работающих за год не превышает 10 лиц и объем годового дохода не превышает сумму, эквивалентную двум миллионам евро (эта сумма определяется по среднегодовому курсу НБУ).

К субъектам малого предпринимательства отнесены ФЛП и юрлица, у которых средняя численность работающих за год не превышает 50 лиц и объем годового дохода от любой деятельности (согласно действующему регулированию - "от реализации товаров, работ и услуг") не превышает сумму, эквивалентную десяти миллионам евро (сейчас - 70 млн. гривен).

Субъектами крупного предпринимательства названы юридические лица - субъекты хозяйствования, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро (по действующему законодательству - 100 млн. гривен).

Остальные субъекты хозяйствования относятся к субъектам среднего предпринимательства. 

22.03.12 парламент принял Закон Украины  "Об общественных объединениях".

Согласно Закону общественные объединения - это добровольные объединения физических лиц и (или) юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения общественных, в частности, экономических, социальных, культурных, экологических и иных интересов.

Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций или общественных союзов. Основателями первых могут быть только физические лица, основателями вторых - только юридические лица. Однако не основателями, но членами общественных союзов физлица также могут быть.

Общественные объединения могут основываться как со статусом юрлица, так и без такового. Получившие такой статус объединения могут быть только непредпринимательскими обществами, основной целью которого не является получение прибыли.

23.03.12 парламент принял Закон Украины "О внесении изменений в статью 6 Закона Украины "О политических партиях в Украине".

Согласно Закону моментом прекращения членства в партии будет день подачи заявления о выходе из нее. Членство будет прекращаться самим фактом подачи заявления и не требует никаких "дополнительных решений".

Действующее ныне законодательство о прекращении членства порождает на практике коллизии, когда заявления о выходе из партии подаются, а партийные органы соответствующих решений не выносят (порядок приобретения и прекращения членства регулируется партийными уставами), "принуждая", таким образом, граждан к формальному членству в партиях.

  

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ДРУГОЕ:

Письмо  ГНС Украины от 07.02.12  N 2330/6/15-1215 .

            ГНС Украины своим письмом обращает внимание, что плательщик налога на прибыль имеет право включать в состав своих расходов установленные по договоренности сторон выплаты наемным работникам, находящимся с ним в трудовых отношениях, при условии документального подтверждения соответствующих расходов.

При этом суммы материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно нормам раздела IV Налогового Кодекса, не включаются в расходы.

В такие выплаты наемным работникам могут включаться расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, затраты на оплату авторского вознаграждения и за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, любую другую оплату в денежной или натуральной форме.

Письмо  ГНС Украины от 06.03.12  № 6535/7/17-3217  «О плате за землю с физических лиц»

В письме ГНС разъяснили вопросы уплаты земельного налога физлицами, в том числе предпринимателями - "единщиками" и находящимися на общей системе

Налоговая служба напомнила, что в соответствии с пп. 297.1.4 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса Украины плательщики единого налога освобождаются от обязательства начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Не могут быть плательщиками налога ФЛП, предоставляющие в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 га.

По мнению налоговиков, если госакт на землю выдан согласно Указу Президента № 33/99 в период с 19.01.99. по 20.07.07 или согласно договору купли-продажи (в тот же период), оформлен на ФЛП и при этом предприниматель сам же использует этот, предоставленный для предпринимательской деятельности, участок, то в таком (и только таком) случае этот предприниматель (плательщик единого налога) освобождается от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу.

Если госакт на землю, выданный на тех же (указанных выше) условиях и в те же сроки оформлен на ФЛП, находящегося на общей системе налогообложения, то такой предприниматель представляет органу ГНС по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию и уплачивает земельный налог ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.

По оформленному на физическое лицо государственному акту на земельный участок начисление сумм налога проводиться органами ГНС, которые выдают налоговые уведомления-решения плательщику до 1 июля текущего года. Земельный налог уплачивается физлицом в течение 60 дней со дня вручения этого уведомления-решения.

Письмо Министерства здравоохранения от 27.12.11 N 55/610 «Относительно специальных мест для курения»

Законом Украины № 481/95-ВР "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" определены (статьей 15-2) требования к специально отведенным для курения местам. Согласно требованиям собственник или уполномоченные им лица (либо арендаторы) обязаны отвести специальные места для курения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма. В местах для курения должны быть размещены прямоугольный графический знак с текстом следующего содержания: "Место для курения" а также предупреждением: "Курение вредит Вашему здоровью!".

Также Законом определено, что "в местах и заведениях, где курение запрещено, должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака о запрете курения и текста следующего содержания: "Курение запрещено!".

Как разъясняет Минздрав, это означает, что обязательным является не выделение мест для курения, а их оборудование (если таковые места выделены) в соответствии с требованиями законодательства.

Статьей 17 указанного Закона Украины определено, что в случае необорудования специально отведенных для курения мест и неразмещения наглядной информации, предусмотренной статьей 15-2 данного Закона, к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов в размере 3400 гривен.

Минздрав обращает внимание на то, что финансовые санкции налагаются только за "необорудование" и "неразмещение", а не за отсутствие специально отведенных для курения мест, поэтому к тем юридическим лицам, которые внутренним приказом определили, что у них отсутствуют места для курения, финансовые санкции применяться не могут.

Письмо Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности от  31.01.12 N 716/0/3-1-6/12 «О предоставлении разъяснений»

Госгорпромнадзор разъяснил некоторые требования Порядка проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденного постановлением КМУ № 1213 от 30.11.11.

Одним из вопросов, на которые предоставила свой ответ Служба, был вопрос о том, будет ли считаться не связанным с производством несчастный случай, произошедший во время проезда на работу или с работы на личном транспорте, используемом в служебных интересах, или, напротив, это как раз несчастный случай на производстве?

Согласно пункту 15 Порядка, случай считается связанным с производством, если проезд на работу или с работы осуществлялся на:

- транспорте, принадлежащем предприятию;

- ином транспорте, предоставленном работодателем "в соответствии с заключенным договором";

- на личном транспорте, используемом в интересах предприятия с согласия или по письменному поручению работодателя или непосредственного руководителя работ.

Таким образом, если имело место согласие или письменное поручение работодателя или руководителя работ на использование личного транспорта в служебных интересах, то несчастный случай при использовании такого транспорта будет подпадать под действие указанного выше Порядка и считаться производственным несчастным случаем.

Письмо Министерства финансов Украины  от 29.02.12

Министерство финансов своим письмом разъяснило некоторые вопросы ведения книги учета доходов плательщиками единого налога.

В частности, Минфин указывает на то, что при отражении доходов в книге учета факт их поступления не всегда может быть подтвержден первичными документами (например, получение наличности в оплату товаров). Поэтому законодательством не предусмотрено требование обязательности осуществления записей в книге исключительно на основании первичных документов.

При этом данные, приведенные в книге, являются подтверждением факта получения дохода и используются для составления налоговой декларации плательщика единого налога за соответствующий налоговый (отчетный) период.

Письмо ГНС Украины № 7955/7/15-3117 от 20.03.2012

ГНС Украины в письме  разъяснила некоторые моменты представления налоговой отчетности по НДС в марте 2012 года перерабатывающими сельхозпродукцию предприятиями.

ГНС указывает на то, что в Налоговый кодекс внесены изменения по определению "сумм НДС относительно деятельности по поставке предприятиями продукции, изготовленной из поставленных молока и мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями".

Соответственно, изменениям подвергся механизм выплат сельхозпроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе (приказ Минфина № 143). Внесены изменения и в формы и порядок заполнения и представления налоговой отчетности по НДС.

Приказ № 143 опубликован и вступил в силу 02.03.2012 г.

Налоговая разъясняет, что в марте 2012 года отчетность по НДС должна подаваться еще по формам, утвержденным приказом Минфина № 1492 "О внесении изменений в формы и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость" (без учета положений приказа № 143).

Начиная с 1 апреля 2012 года, налоговая отчетность по НДС (декларации, уточняющие расчеты) подаются по новой форме, с учетом изменений, внесенных Приказом № 143.

ГНС уточнила также, что перерабатывающие предприятия по операциях по поставке продукции, произведенной из молока и мяса в живом весе, поставленных сельхозпроизводителями, обязаны самостоятельно распределить начисленную сумму НДС и 30% перечислить в спецфонд госбюджета, а 70% на специальный счет.

Письмо ГНС Украины от 24.01.12 № 2306/7/15-3417-26

ГНС  разъяснила, что сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с продажи ювелирных изделий включаются в базу налогообложения НДС.

В п.185.1 ст. 185 Налогового кодекса указано, что объектом налогообложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины.

Пунктом 188.1 статьи 185 Кодекса определено, что база налогообложения операций по поставке товаров (услуг) определяется, исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не может быть ниже обычных цен, определяемых в соответствии со статьей 39 НК, с учетом общегосударственных налогов и сборов (за некоторыми исключениями).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо как компенсация стоимости товаров или услуг.

Таким образом, суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с продажи "ювелирки" будут считаться суммой средств, включаемой в состав договорной (контрактной) стоимости. Такие суммы включаются в базу налогообложения НДС с 01.01.2011 г.

В письме также приведен конкретный пример расчета суммы взноса в Пенсионный фонд с продажи ювелирных изделий и суммы НДС.

 

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в FELIX

Использованные источники:      

 HTTP: //WWW.RADA.GOV.UA/

 HTTP: //WWW.LIGAZAKON.UA/

 http://PROFIWINS.COM.ua/

 http://nibu.factor.ua/ukr/news

 

Юридическая фирма FELIX

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%