пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости 29.04.2015

29 апреля 2015 года

Выпуск № 213

Увольнение мобилизованного работника,

работавшего по срочному трудовому договору

Госинспекция по вопросам труда разъяснила, что прямого запрета относительно увольнения мобилизованного работника в связи с окончанием срочного трудового договора действующим законодательством не предусмотрено.

Одновременно, согласно ст. 119 КЗоТ за такими работниками на время призыва (но не более 1 года) сохраняется место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, независимо от подчиненности и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Госбюджета.

Таким образом, последним днем срочного трудового договора будет день окончания прохождения военной службы, о чем работник должен быть уведомлен письменно.

Окончанием прохождения военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (военного учебного заведения, учреждения и т. п.) в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы.

Избрали - отозвали

Избиратели смогут отзывать депутатов: законопроектом № 2741 предлагается предоставить избирателям право отзыва народных депутатов т.е. ввести в Украине так называемый императивный мандат. Подобные нормы существовали в законодательстве УССР -  Закон «Об отзыве народного депутата Украины» (утратил силу).

Предлагается внести в Закон «О статусе народного депутата Украины» изменения, предусмотрев, что полномочия народного депутата досрочно прекращаются также в случае:

- систематического невыполнения депутатских обязанностей;

- пропуска в течение года более половины пленарных заседаний ВР;

- несоответствия практической деятельности депутата основным принципам и положениям его предвыборной программы или предвыборной программы партии, по списку которой он избран;

- использования депутатского мандата в личных или корыстных целях и т.п.

Согласно проекту, поднять вопрос о досрочном прекращении полномочий народного депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, смогут избиратели соответствующего округа. А относительно народного депутата, избранного по избирательному списку политической партии, - такое право принадлежит руководящему органу политической партии.

В законопроекте детально расписана процедура досрочного прекращения полномочий народного депутата. В частности, вопрос о досрочном прекращении полномочий народного депутата может быть инициирован на собрании избирателей округа (относительно мажоритарщиков) или же на собрании избирателей в большинстве областей (в каждом собрании участие должны принять не менее 300 избирателей).

Предложение о досрочном прекращении полномочий нардепа, принятое на собрании избирателей, должно быть поддержано не менее чем 10 тысячами избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, а в общегосударственном избирательном округе - не менее чем 100 тысячами. Далее информация передается в ЦИК, после того в Комитет ВР. Решение о досрочном прекращении полномочий народного депутата принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады.

Цель проекта - усиление политической и правовой ответственности народных депутатов.

Срок получения помощи переселенцам продлен

Продление срока выплаты помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание еще на шесть месяцев предусмотрено постановлением Кабинета Министров Украины № 212 от 31.03.15, которое вступило в силу 24 апреля. Первоначальной редакцией Порядка была предусмотрена выплата помощи в течение 6 месяцев с момента постановки переселенца на учет.

Для назначения денежной помощи на следующий 6-месячный срок уполномоченный представитель семьи подает заявление, в котором сообщает об отсутствии изменений, влияющих на назначение денежной помощи. Также необходимо предъявить справки всех членов семьи о постановке на учет, срок действия которых продлен на следующий период.

Также предоставляется право на возобновление выплаты денежной помощи, если в течение месяца с месяца прекращения ее выплаты уполномоченный представитель семьи сообщит в орган социальной защиты населения об изменении обстоятельств, которые повлияли на прекращение выплаты денежной помощи семье.

(Выплата помощи предусмотрена Постановлением КМУ от 01.10.2014 г. № 505 «О предоставлении ежемесячной адресной помощи лицам, перемещенным с временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТО, для покрытия затрат на проживание, в т. ч. на оплату жилищно-коммунальных услуг»).     

Неуставные отношения будут наказываться более серьезно

в условиях особого периода

6 апреля вступил в силу Закон № 290-VIII «О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины относительно превышение военным служебным лицом власти или служебных полномочий».

Уголовный кодекс дополнен статьей 426-1, согласно которой превышение военным служебным лицом власти или служебных полномочий (умышленное совершение действий, явно выходящих за пределы предоставленных этому лицу прав или полномочий, кроме предусмотренных частью второй данной статьи), если эти действия причинили существенный вред, - наказывается ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.

Применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненного или превышение дисциплинарной власти, если эти действия причинили существенный вред, а также применение насилия в отношении подчиненного - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Такие деяния, совершенные с применением оружия, а также деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи, если они повлекли тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от 5 до 9 лет.

Если же указанные деяния совершены в условиях особого периода (кроме военного положения) - наказание установлено в виде лишения свободы на срок от 7 до 10 лет. А для условий военного состояния или в боевой обстановке санкция предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 12 лет.

Отрабатывать стоимость обучения по госзаказу будут только студенты-медики

Кабинетом Министров 15 апреля принято постановление № 216 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. № 992 «О порядке трудоустройства выпускников ВУЗов, подготовка которых осуществлялась по госзаказу».

Из Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, исключен пункт 8, которым было предусмотрено, что выпускники, которые заключили соглашение с высшим учебным заведением после зачисления на учебу, должны отработать по месту распределения не меньше 3 лет.

Действие Порядка теперь распространяется только на лиц, обучающихся по специальностям медицинского профиля.

Такое решение принято с целью приведения действующих нормативно-правовых актов в соответствие с нормами Закона Украины «Об образовании», а именно в связи с отменой такой обязанности выпускника – ч. 2 статьи 52 Закона.

Помилование по-новому

Указом от 21 апреля 2015 года № 223/2015 Президент обновил Положение о порядке осуществления помилования.

Предусмотрено, что лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, могут быть освобождены от отбывания наказания в порядке помилования после фактического отбытия ими сроков, установленных ч. 3 ст. 81 Уголовного кодекса (сроки для УДО).

Подготовку материалов к рассмотрению ходатайства о помиловании и уведомление заявителя о результатах такого рассмотрения осуществляет Департамент по вопросам помилования Администрации Президента (ранее - Управление по вопросам помилования Администрации Президента).

Ходатайство о помиловании и подготовленные Департаментом материалы предварительно рассматриваются Комиссией при Президенте по вопросам помилования.

При рассмотрении ходатайства о помиловании учитываются:

- степень тяжести содеянного преступления, срок отбытого наказания, личность осужденного, его поведение, искреннее раскаяние, состояние возмещения нанесенного ущерба или устранения причиненного вреда, семейные и другие обстоятельства;

- мнение администрации учреждения исполнения наказаний или другого органа, исполняющего наказание, наблюдательной комиссии, службы по делам детей, местного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов о целесообразности помилования.

По результатам предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании и материалов, подготовленных Департаментом, Комиссия вносит Президенту предложения о применении помилования. О помиловании осужденного Президент издает Указ.

Соцстрах «благословил» проведение проверок своими отделениями

В письме от 9 апреля № 2.4-17-705 Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности разъяснила правомерность проверок и применения штрафных санкций к страхователям за нарушение порядка использования страховых средств Фонда.

В обосновании позиции Дирекцией указано, что в Законе № 77-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (вступил в силу с 01.01.2015) предусмотрено создание Фонда социального страхования Украины путем реорганизации Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Также Законом определено, что до завершения мероприятий, связанных с созданием нового Фонда, выполнение его функций и задач обеспечивают в пределах компетенции в соответствующие исполнительные дирекции и их рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Согласно ст. 10 Закона № 1105 «О общеобязательном государственном социальном страховании» Фонд социального страхования имеет право проверять достоверность сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда, соблюдения порядка использования работодателем выделенных ему средств Фонда и приостанавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, выявления фактов предоставления им Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств Фонда; применять санкции и штрафы, получать необходимые объяснения по вопросам, возникающим во время проверки.

Также в настоящее время остается действующей Инструкция Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности о порядке проверок страхователей по средствам Фонда, как не противоречащая нормам Закона № 1105 в части установления порядка проверок страхователей.

Законом № 76 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, ФЛП контролирующими органами (кроме ГФС и Госфининспекции) осуществляются в течение января - июня 2015 года исключительно по разрешению Кабинета Министров или по заявке субъекта хозяйствования относительно проверки.

Учитывая указанное, в пределах своих полномочий органы Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности имеют право на проведение проверок.

При этом в случае выявления нарушений, допущенных за период до 01.01.2015, при принятии решений рекомендуется требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, от физлиц устранения выявленных фактов нарушения законодательства о социальном страховании путем возмещения Фонду в полном объеме неправомерно потраченной суммы страховых средств и/или стоимости оказанных социальных услуг.

Добровольцам - гражданство Украины в упрощенном порядке

Верховная Рада 23 апреля приняла за основу законопроект № 1901 об упрощении порядка принятия гражданства Украины отдельными категориями лиц.

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон «О гражданстве Украины» и упростить порядок принятия в гражданство Украины лиц, которые:

1) защищали суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины и принимали непосредственное участие в АТО или военных действиях в составе добровольческих батальонов, партизанских отрядов или других территориальных формирований, которые сотрудничали с Вооруженными Силами, органами Министерства внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины;

2) потерпели нарушение прав и свобод человека на территории иностранного государства в связи со своей позицией или деятельностью, направленной на поддержку суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины.

Согласно проекту, указанные категории лиц вместе с ходатайством о принятии в гражданство Украины подают решение суда, которым установлен соответствующий факт непосредственного участия лица в АТО или военных действиях, или, соответственно, надлежащим образом заверенные копии официальных документов, которые нарушают их гражданские права и свободы в стране постоянного проживания.

Таким образом, для указанных категорий лиц будут необязательными требования о пребывании в Украине в течение 5 лет, знании государственного языка, наличии разрешения на иммиграцию и законных источников существования.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua

www.kmu.gov.ua

www.minjust.gov.ua

 

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%