пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 29.07.2015

29 июля 2015 года

Выпуск № 225

Студенты и преподаватели не будут призываться по мобилизации

24 июля вступил в силу Закон № 570-VIII, которым освобождены от призыва на военную службу во время мобилизации отдельные категории педагогических, научных и научно-педагогических работников, которыйбыл принят еще 1 июля.

Изменения внесены в ст. 23 Закона «О мобилизации и мобилизационной подготовке»: установлено, что призыву на военную службу по мобилизации, на особый период не подлежат (кроме указанных в этой статье ранее) также:

- студенты, аспиранты и докторанты, обучающиеся на дневной форме обучения;

- научные и научно-педагогические работники высших учебных заведений, научных учреждений и организаций, которые имеют ученое звание и/или ученую степень, и педагогические работники общеобразовательных учебных заведений, при условии, что они работают соответственно в высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях, общеобразовательных учебных заведениях по основному месту работы не менее чем на 0,75 ставки.

Военнослужащие из числа указанных лиц, призванные на военную службу по призыву по мобилизации, на период до вступления в силу Закона, подлежат увольнению, если они не выявили желания продолжать военную службу.

«Тарифы должны быть не ниже экономически обоснованных …»: снова о коммуналке

25 июля вступил в силу Закон № 626-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг», принятый Верховной Радой 16.07.15. Законом согласованы нормы законов о жилищно-коммунальных услугах, о госрегулировании в сфере коммунальных услуг, о теплоснабжении относительно основных принципов установления тарифов. Согласно Закону, не допускается установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство. Установлено, что тарифы должны учитывать себестоимость тепловой энергии и обеспечивать рентабельность субъекта хозяйствования. Рентабельность определяется органом, уполномоченным устанавливать тарифы. Также не допускается установление тарифов на тепловую энергию ниже размера экономически обоснованных расходов на ее производство, транспортировку и поставку. Споры относительно формирования и установления цен/тарифов решаются в судебном порядке.

Кабинету Министров поручено до 1 июля 2017 года принять меры по возмещению в полном объеме разницы в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставку горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органом местного самоуправления до 1 января 2016 года. До 1 сентября 2015 года Кабмину нужно привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом.

Целью принятия Закона является формирование единого подхода в тарифах, что позволит обеспечить рациональное планирование государственного и местных бюджетов, создаст необходимые условия для обеспечения эффективного функционирования предприятий сферы теплоснабжения и ЖКХ, повышения уровня качества услуг, создаст условия для привлечения инвестиций в развитие и техническое обновление систем теплоснабжения/водоснабжения и т.д.

Конституционная реформа

Конституционный Суд Украины открыл конституционное производство в связи с обращением Верховной Рады о предоставлении заключенияотносительно соответствия требованиям статей 157 и 158 Конституциизаконопроекта № 2217а о внесении изменений в Конституцию, которые касаются децентрализации власти. Дело будет рассматриваться в форме письменного производства. В случае предоставления положительного заключения конституционный законопроект подлежит последующему одобрению по крайней мере большинством от общего состава ВР (226 голосов депутатов). Окончательно одобрить законопроект парламент сможет 300 голосами депутатов, но уже на следующей сессии. Заключение Конституционного Суда ожидается к концу лета. Вторая сессия ВР не закрыта - при получении заключения Суда в августе депутаты могут собраться на заседание и принять законопроект в первом чтении. И уже осенью на третьей сессии принять изменения в целом (в случае, если после заключения КСУ в текст не будут вноситься правки - иначе понадобится новое заключение).

Актовые записи с учетом АТО

Приказом «О некоторых вопросах в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» от 9 июля 2015 года № 1189/5 Минюст внес изменения в ряд нормативно-правовых актов по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, связанные с наличием временно оккупированных территорий и территорий зоны проведения АТО.

В частности, дополнены Правила внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования: в случае получения решений судов о расторжении брака, о лишении или восстановлении родительских прав отделы РАГС главных территориальных управлений юстиции в Донецкой и Луганской областях вносят соответствующую отметку только в Госреестр актов гражданского состояния граждан, если бумажный носитель актовой записи гражданского состояния хранится в РАГСе, расположенном на территории проведения АТО.

Дополнения в Инструкцию по ведению Государственного реестра актов гражданского состояния граждан предусматривают, что актовая запись гражданского состояния возобновляется в случае внесения отделами госрегистрации актов гражданского состояния главных территориальных управлений юстиции в Донецкой, Луганской областях соответствующей отметки в Реестр на основании решений судов о расторжении брака, о лишении или восстановлении родительских прав, если бумажный носитель актовой записи гражданского состояния хранится в РАГСе, расположенном на территории проведения АТО.

НБУ рекомендует банкам повернуться лицом к должникам-физлицам

Национальный банк Украины постановлением от 21 июля 2015 года № 467 (вступило в силу 24.07.15) одобрил Методические рекомендации по работе банков с должниками - физлицами, у которых возникли или могут возникнуть финансовые трудности. Банкам рекомендуется разработать и утвердить внутрибанковские положения о порядке работы с должниками. Также рекомендуется уполномочивать должностных лиц или создавать отдельные структурные подразделения для обеспечения организации оперативной работы с должниками, в том числе обеспечение работы телефонов, которые функционируют в режиме «горячей» линии. Банкам целесообразно хранить в кредитном деле должника документы, подтверждающие каждый факт обмена информацией с должником.

Осуществлять работу с должником, у которого возникли или могут возникнуть финансовые трудности, рекомендуется путем принятия мер по созданию приемлемых условий для обеспечения выполнения должником взятых на себя обязательств по кредитному договору. Желательно, чтобы внутрибанковские положения содержали политику относительно общения с должниками, экономические и правовые основания для принятия решения о возможной реструктуризации долга, процедуры ее проведения и др. Среди прочего, НБУ рекомендует банкам в ходе работы с должниками воздерживаться от явных или скрытых угроз арестом, а также другими противоправными мерами. Кроме того, не рекомендуется вести разговор с должником, используя лексику, выражения и высказывания, которые могут обидеть или унизить его личность. Что касается проведения реструктуризации задолженности, то она должна носить добровольный характер, на что банкам следует обращать внимание должников. Также рекомендуется рассматривать все возможные варианты реструктуризации задолженностей, разъяснять должникам преимущества и недостатки каждого из них с тем, чтобы выбрать наиболее приемлемый. В документе говорится, что банкам целесообразно инициировать перед другими банками, которые являются кредиторами в отношении одного должника, вопрос о необходимости принятия совместных мер, направленных на обеспечение выполнения таким должником взятых на себя обязательств по кредитным договорам.

Пособия по безработице по обновленному Порядку

Приказом от 15 июня 2015 года № 613 Минсоцполитики утвердило Порядок предоставления помощи по безработице, в том числе одноразовой ее выплаты для организации безработным предпринимательской деятельности в новой редакции.

Пособие по безработице назначается центрами занятости с восьмого дня после регистрации безработного. Размер пособия по безработице определяется на основании сведений Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в зависимости от страхового стажа, заработной платы (дохода), а также справок о денежном обеспечении, выданных лицу военными комиссариатами, где такое лицо находилось на учете, воинскими частями, органами, где лицо проходило службу.

Общая продолжительность выплаты пособия по безработице застрахованным лицам не может превышать 360 календарных дней (лицам предпенсионного возраста - не более 720 календарных дней) в течение 2 лет со дня ее назначения.

В зависимости от продолжительности периода безработицы пособие по безработице уменьшается и выплачивается в процентах к определенному размеру среднего заработка (денежного обеспечения):

- первые 90 календарных дней - 100 %;

- в течение следующих 90 календарных дней - 80 %;

- в дальнейшем - 70 %.

Для застрахованных внутренне перемещенных лиц размер помощи по безработице определяется за месяцы, предшествующие началу перерыва страхового стажа, что произошел по уважительным причинам.

Пособие по безработице за календарный месяц не может превышать четырехкратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на соответствующий год (на сегодняшний день эта сумма составляет 4 872,0 грн.), и не может быть меньше минимального размера, который устанавливается правлением Фонда (544 грн. на сегодня).

Зарегистрированным безработным из числа застрахованных лиц, которым исполнилось 18 лет и которые не могут быть трудоустроены при содействии центра занятости в течение месяца в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы, по их желанию пособие по безработице может выплачиваться единовременно для организации предпринимательской деятельности.

Расчет одноразовой выплаты пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности осуществляется с учетом максимального размера пособия и минимального размера пособия, установленного правлением Фонда, действующего на дату государственной регистрации юрлица или физлица - предпринимателя.

Лицам, которые намерены получить пособие по безработице единоразово, по их желанию могут быть предоставлены консультации и профориентационные услуги с целью выявления способностей, склонностей к осуществлению предпринимательской деятельности, выбора рода деятельности, получения дополнительной информации о предпринимательстве. Центр занятости может привлекать безработных по их желанию к семинарам или организовать обучение по вопросам предпринимательства (по желанию).

Утверждена форма лицензии

Минэкономразвития и Государственная регуляторная служба совместным во исполнение требования части 13 статьи 13 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» приказом от 14 июля 2015 года № 781/38 утвердили форму и содержание лицензии в сфере хозяйственной деятельности.

Лицензия должна содержать:

- Наименование органа лицензирования

- Номер и дату принятия решения

- Дата и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей о выдаче лицензии

- Вид хозяйственной деятельности (полностью или частично)

- Наименование юридического лица (его филиалов, других обособленных подразделений) или фамилия, имя, отчество физического лица – предпринимателя

- Код согласно ЕГРПОУ юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика лицензиата - физлица-предпринимателя или серия, номер и дата выдачи паспорта ФЛП, который в силу своих религиозных убеждений отказался от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика

- Местонахождение юридического лица или место жительства физического лица – предпринимателя - Должность лица органа лицензирования, которая подписала решение о выдаче лицензии.

Напомним, что виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию, определены указанным Законом в статье 7. Среди лицензируемой деятельности:

1) банковская деятельность, лицензируемая в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности»;

2) предоставление финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг);

3) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, которая лицензируется с учетом особенностей, определенных Законом «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине»;

4) деятельность в области телевидения и радиовещания, которая лицензируется в соответствии с Законом «О телевидении и радиовещании»;

5) деятельность в сфере электроэнергетики, которая лицензируется с учетом особенностей, определенных Законом «Об электроэнергетике», кроме деятельности по поставке электрической энергии по нерегулируемому тарифу (поставка независимым электропоставщиков), и в сфере использования ядерной энергии, которая лицензируется с учетом особенностей, определенных Законом «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии»;

6) образовательная деятельность учебных заведений;

7) производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, которая лицензируется в соответствии с Законом «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» и т. д.

Новые формы книг учета доходов плательщиков единого налога

28 июля 2015 года вступил в силу приказ Минфина от 19 июня 2015 года № 579, которым утверждены:

- форма книги учета доходов (для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, которые не являются плательщиками НДС);

- Порядок ведения книги учета доходов для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, которые не являются плательщиками НДС;

- форма книги учета доходов и расходов (для плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками НДС);

- Порядок ведения книги учета доходов и расходов для плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками НДС.

Соответственно, утратил силу приказ Минфина от от 15.12.2011 № 1637 «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения».

Обращаем внимание, что книги учета доходов и книги учета доходов и расходов, зарегистрированные до вступления в силу настоящего приказа, действуют до их окончания.

Экономишь – субсидия зачисляется на следующий период

Кабмин постановлением от 25.03.15 № 487, которое вступило в силу с 28.07.15, внес изменения в пункт 15 Положения о порядке предоставления населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (Постановление КМУ от 21.10.1995 г. № 848). Согласно изменениям, в случае неиспользования суммы перечисленной коммунальщикам субсидии потребителем, остаток этой суммы зачисляется на следующий период. 

Еще о субсидиях

Президент Украины Петр Порошенко ветировал Закон о внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», принятый ВРУ 19.06.15 (законопроект № 2676). Изменения предполагалось внести в процедуру начисления субсидий пенсионерам и инвалидам. При этом предлагалось использовать только данные Пенсионного фонда, заявление пенсионер и/или инвалид не должны были подавать. Но при этом вся семья, претендующая на получение субсидии, должна была состоять из пенсионеров и/или инвалидов, фактически делало невозможным начисление субсидий всем пенсионерам, инвалидам и членам их семей и существенно ограничивала права других категорий на получение субсидий. Также законопроект предусматривал так называемое автоматическое назначение субсидий, для чего сегодня нет необходимых баз данных т.е. это невыполнимая норма. Кроме того, законопроект предусматривал предоставление гражданами справки о доходах, которые уже отменены.

24.07.15 в ВРУ зарегистрировано представление Президента Поррошенко с замечаниями на законопроект и предложениями ВРУ пересмотреть его. Представитель Президента в Кабинете Министров Александр Данилюк отметил: «Президент считает, что этот Закон сужает права граждан, а также противоречит политике относительно упрощения процедуры предоставления субсидии, которая сейчас внедряется правительством». Несмотря на желание депутатов якобы облегчить процедуру оформления субсидий, Закон на самом деле существенно осложнял, более того, ущемлял права многих граждан на получение субсидий, объяснил чиновник. Александр Данилюк подчеркнул, что в законопроекте на самом деле регламентируется предоставление субсидий только для двух категорий граждан - для пенсионеров и инвалидов. О других категориях граждан вообще ничего не было сказано, что автоматически давало основания местным органам власти вообще не назначать им субсидий.

Новые организационно-правовые формы

Минэкономразвития приказом от 19.06.2015 года № 615 утвердило изменение № 4 к национальному классификатору Украины ДК 002:2004Классификация организационно-правовых форм хозяйствования.

В перечень объектов организационно-правовых форм хозяйствования - хозяйственные общества включены:

- адвокатское объединение как организационная форма адвокатской деятельности, является юрлицом, созданным путем объединения двух или более адвокатов (участников), и действует на основании устава (код 280);

- адвокатское бюро как организационная форма адвокатской деятельности, является юрлицом, созданным одним адвокатом, и действует на основании устава. Наименование должно включать фамилию адвоката, который создал бюро (код 281).

К органам государственной власти отнесена судебная система (код 415).

Подраздел 3.7 назван «Некоммерческие общества» (код 700). К этой форме отнесены:

- органы адвокатского самоуправления: конференция адвокатов региона, совет адвокатов региона, Совет адвокатов Украины, съезд адвокатов Украины (код 710);

- органы судейского самоуправления: собрание судей, Совет судей Украины, съезд судей Украины (код 711);

- Высшая квалификационная комиссия судей Украины (код 712).

Изменение вступит в силу 1 октября 2015 года.

Внести изменения по внедрению отдельных позиций для организационно-правовых форм адвокатского бюро и адвокатского объединения в Классификацию организационно-правовых форм хозяйствования Минэкономразвития обязал Высший административный суд. В феврале 2014 года адвокатское объединение «Головань и партнеры» обратилось в суд с целью заставить Министерство и Государственную службу статистики ввести отдельные коды для адвокатских бюро и адвокатских объединений. Постановление по делу № К/800/39468/14 было вынесено 13 ноября 2014 года. Решение суда было исполнено после открытия исполнительного производства (11 июня 2015 года).

Работающие в зоне АТО будут получать больше

Кабмин принял постановление от 22 июля 2015 года № 522 «Об особенностях оплаты труда работников, которые принимают участие в обеспечении проведения антитеррористической операции».

Постановлением предусмотрено, что работникам предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, которые принимают участие в обеспечении проведения АТО непосредственно в районах ее проведения, зарплата за фактическое время пребывания в таких районах повышается на 50 % (при наличии подтверждающих документов).

Руководителям других субъектов хозяйствования Кабмин рекомендует предусмотреть в коллективных договорах аналогичную норму относительно выплаты их работникам повышенной зарплаты за участие в обеспечении проведения АТО непосредственно в районах ее проведения.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua

www.kmu.gov.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%