пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Нормативные новости недели 30.10.2013

30 октября 2013 года

Выпуск № 144

ВСТУПИЛИ  В  СИЛУ

25.10.2013 – постановление Кабмина «Об утверждении Порядка расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности для целей трансфертного ценообразования» от 17.10.2013 г. № 763.

Документ принят в целях выполнения положений п.п. 39.3.2.4 НК. Порядок определяет процедуру расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности для целей трансфертного ценообразования. Для определения рыночного диапазона цен используется выборка цен сопоставимых операций, упорядоченная по возрастанию.

Для определения рыночного диапазона рентабельности с учетом п.п. 39.3.2.5-39.3.2.10 НК определяется выборка показателей рентабельности сопоставимых операций, упорядоченная по возрастанию.

В таких выборках каждому значению выборки начиная с минимального присваивается порядковый номер. К выборке не включается цена контролируемой операции (при определении рыночного диапазона рентабельности - не включается показатель рентабельности контролируемой сделки).

Постановление вступит в силу со дня официального опубликования.

25.10.2013 – постановление Кабмина «Об утверждении процентного диапазона цен для некоторых товарных позиций согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности для целей трансфертного ценообразования» от 2.10.2013 р. № 749.

Этим документом Кабмин утвердил процентный диапазон цен для указанных выше товарных позиций для целей трансфертного ценообразования.

Процентный диапазон цен в пределах +5% для приобретения и -5% для продажи установлен для:

зерновых культур;

жиров и масел животного или растительного происхождения; продукты их расщепления; готовых пищевых жиров, восков животного или растительного происхождения;

руды, шлака, золы;

минеральных топлив, нефти и продуктов ее перегонки;

битуминозных веществ;

минеральных восков;

неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов;

органических химических соединений;

черных металлов и изделий из них.

25.10.2013 – постановление Кабмина «Об утверждении Порядка согласования цен в контролируемых внешнеэкономических операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющие двусторонний или многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования» от 17.10.2013 р. N 764.

Указанный порядок утвержден в соответствии с п.п. 39.6.2.4 Налогового кодекса Украины (далее - НК). Порядок определяет процедуру согласования цен в контролируемых внешнеэкономических операциях, по результатам которого заключаются договоры, которые имеют двусторонний или многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования.

Для согласования цены в контролируемых сделках крупному налогоплательщику сначала нужно отправить письмо с обращением к Миндоходов о предварительном рассмотрении вопроса о проведении процедуры согласования цен. В обращении указывается информация в соответствии с п. 3 Порядка № 764.

Если Миндоходов решит, что согласование цены является целесообразным, то оно сообщает об этом налогоплательщику не позднее 60 календарных дней после подачи заявления.

Для проведения самой процедуры согласования цен налогоплательщик подает в Миндоходов заявление о согласовании цен. К ней заявитель прилагает документацию, перечень которой приведен в п. «а» - «ж» п. 39.4.8 НК, а также документы, определенные п. 5 Порядка № 764. Миндоходов может требовать дополнительные документы, если возникнет такая необходимость.

Вопрос о порядке определения цен в контролируемых ВЭД-операциям обсуждается совместно членами рабочей группы и плательщиком. Такая процедура организуется Миндоходов. О дате ее проведения налогоплательщика сообщают за пять рабочих дней до проведения процедуры.

Непосредственно же решение о согласовании цен принимается в течение 6 месяцев с даты получения заявления.

Нужно обратить внимание, что согласование порядка определения цен не освобождает плательщика от составления и представления документации об контролируемые ВЭД-операции.

Данное постановление от 17.10.2013 г. № 764 вступит в силу со дня официального опубликования. С введением в действие постановления № 764 утратит силу постановление КМУ от 22.08.2012г. № 787 «Об утверждении Порядка заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения».

29.10.2013 - Перечень иностранных фондовых бирж, на которых должны быть допущены к обращению ценные бумаги иностранных эмитентов, имеющих намерение получить допуск к обращению ценных бумаг в Украине, утверждённый решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) № 1754 от 10.09.2013.

Согласно документу допуск к украинскому рынку получат 69 иностранных фондовых бирж, что сделано во исполнение НКЦБФР своих полномочий и заданий, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 7, п. 13 ст. 8 Закона "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" и ст. 37 Закона "О ценных бумагах и фондовом рынке".

29.10.2013 –постановление Кабмина от 02.10.2013 г. № 735, которым изложен в новой редакции Порядок наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности.

Напомним, что этот Порядок определяет процедуру наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, предусмотренные Законом Украины «Об ответственности за правонарушения в области градостроительной деятельности» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР (далее - Закон).

Как и ранее, дела о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности рассматривает Госархстройинспекция и ее территориальные органы.

Новой редакцией, в частности, предусмотрено, что производство по делу о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае:

-  отсутствия события и состава правонарушения в сфере градостроительной деятельности;

-  потери в силу соответствующим положением Закона, которое предусматривает ответственность за правонарушения в сфере градостроительной деятельности;

-  истечение к моменту рассмотрения дела о правонарушении в области градостроительной деятельности сроков, предусмотренных Законом;

-  наличие по тому же факту совершенного правонарушения относительно субъекта градостроительства, который привлекается к ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении штрафа либо не отмененного постановления о закрытии дела о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности;

-  наличия в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей сведений о нахождении юридического лица в состоянии прекращения путем ликвидации (пребывания физического лица - предпринимателя в состоянии прекращения предпринимательской деятельности) или о государственной регистрации прекращения (государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя).

ПРИНЯТЫ

24.10.2013 – Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и совершенствования некоторых положений» (проект от 16.05.2013 № 2054а).

Прежде всего, благодаря изменениям сокращается предельный срок уведомления банками и другими финансовыми учреждениями органов Министерства доходов и сборов Украины об открытии счетов налогоплательщиков, а также срока уведомления органами Миндоходов финансовых учреждений о взятии или отказе в принятии таких счетов на учет. С трёх рабочих дней этот срок уменьшится до одного.

Предусматривается обязанность Миндоходов ежедневно публиковать на едином государственном регистрационном веб-портале юрлиц и физлиц - предпринимателей и собственном официальном сайте:

- данные из реестра плательщиков налога с указанием наименования или ФИО налогоплательщика, даты налоговой регистрации, индивидуального налогового номера и срока действия регистрации налогоплательщика;

- информацию о лицах, регистрация которых в качестве плательщиков налога аннулирована, с указанием индивидуальных налоговых номеров, даты аннулирования, причин и оснований для аннулирования регистрации.

Предполагается отмена свидетельства о регистрации плательщика НДС и единого налога, а регистрация таких плательщиков налога будет осуществляться исключительно путем внесения записей в соответствующие реестры Миндоходов с возможностью получения извлечений по желанию налогоплательщиков. Плюс, данные из реестров плательщиков НДС и единого налога ежедневно обнародуются на едином веб-портале и / или официальном сайте Министерства.

Будут изменены некоторые нормы НК об отдельных вопросах учета и регистрации налогоплательщиков:

- отмена необходимости представления налогоплательщиком сообщений об объектах налогообложения по местонахождению каждого из таких объектов. Обо всех своих объектах налогоплательщик сообщает только по основному месту учета (ст. 63 НК);

- установление права органов Миндоходов для проведения документальной внеплановой проверки в случае закрытия постоянного представительства нерезидента или иного обособленного подразделения юрлица (ст. 78 НК);

- предоставление возможности субъекту хозяйствования, не зарегистрированному плательщиком НДС, выбирать ставку единого налога, которая предусматривает уплату налога на добавленную стоимость, в случае изменения группы плательщиков единого налога путем регистрации плательщиком НДС в соответствии с разделом V Кодекса и подачи заявления об изменении группы плательщиков единого налога (ст. 293 НК).

24.10.2013 – принят Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно удешевления стоимости работ по подготовке и проведению земельных торгов» (законопроект от 16.08.2013 № 3099). Предполагается вступление в силу на следующий день после опубликования.

Законом предусмотрено снизить предельный уровень выплаты вознаграждения исполнителю земельных торгов с 3500 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан и освободить организаторов торгов от обязательного опубликования  информации о проведении земельных торгов в СМИ общегосударственной, региональной и местной сферы распространения.

Таким образом, способом удешевления стоимости работ исполнителя земельных торгов является обеспечение размещения сообщений и объявлений о проведении земельных торгов только на официальном сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПРОЧЕЕ

Национальный банк Украины в письме от 21.10.2013 г. № 47-411/18440 сделал вывод о том, что форс-мажорные обстоятельства в соответствии с условиями внешнеторговых сделок, договоров и обстоятельств непреодолимой силы (или стихийного бедствия) на территории Украины удостоверяет исключительно Торгово-промышленная палата Украины. Региональные ТПП осуществляют только подготовку документов для подтверждения форс - мажорных обстоятельств.

Такое заключение получено на основании анализа Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», приказа Минфина № 1329 от 14.12.2012г., Налогового кодекса Украины, а также Положения о порядке подтверждения форс-мажорных обстоятельств, утвержденного Решением Президиума ТПП Украины от 14.05.2013 г.

Миндоходов своим письмом от 23.10.2013г. определяет, что к выплатам, предоставляемым в натуральной или денежной форме за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), относятся:

  1. Стоимость угля и угольных брикетов, безвозмездно предоставленных работникам в объемах и по перечню профессий, утвержденному постановлением КМУ от 14.04.2004 г. № 462, или выплата денежной компенсации стоимости такого угля и угольных брикетов.
  2. Платеж согласно договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования работников и членов их семей.
  3. Расходы на коллективное питание плавсостава речного, морского и рыбопромыслового флота, а также питание летного состава гражданской авиации во время выполнения заданий полета, которые могут быть приравнены к суточным расходам, выплачиваемым в случае командировки.
  4. Расходы на питание участников спортивных мероприятий, в том числе судей, на время пребывания на спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах в пределах установленных норм.
  5. Возмещение работникам расходов на приобретение ими спецодежды и других средств индивидуальной защиты в случае невыдачи их работодателем или стоимость выданной согласно действующим нормам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания.
  6. Стоимость приобретенных работодателем проездных билетов, персонально не распределяемых между работниками, а выдаваемых им в случае необходимости для выполнения производственных заданий (в связи со спецификой работы).
  7. Расходы на перевозку работников к месту работы как собственным, так и арендованным транспортом (кроме оплаты труда водителей).
  8. Стоимость подарков к праздникам и билетов на зрелищные мероприятия для детей работников.
  9. Расходы на подготовку и переподготовку кадров (кроме суммы заработной платы, которая сохраняется по основному месту работы работников, за время их учебы с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров), а именно:

-   расходы на оплату учебы работников в высших учебных заведениях и учреждениях повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

-   стипендии слушателям подготовительных отделений, студентам, аспирантам, направленным предприятиями на учебу с отрывом от производства в высшие учебные заведения;

-   оплата проезда к местонахождению учебного заведения и назад;

-   расходы, связанные с организацией учебного процесса (приобретение учебного материала, аренда помещений).

  1. Расходы на проведение культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий и содержание общественных служб (кроме оплаты труда обслуживающих их работников).
  2. Расходы на благоустройство обществ (строительство путей, энерго- и водоснабжение, осушение и другие расходы общего характера) садовников, строительство гаражей для работников.
  3. Расходы на платную учебу работников и членов их семей, не связанную с производственной необходимостью, согласно договору между предприятием и учебным заведением.
  4. Стоимость жилья, переданного в собственность работникам.
  5. Расходы на оплату услуг по лечению работников, предоставленных учреждениями здравоохранения.
  6. Доходы по акциям и прочие доходы от участия работников в собственности предприятия (дивиденды, проценты, выплаты по паям), а также доходы от предоставления в аренду земли.

Добавим, что указанный перечень утвержден постановлением Кабмина от 22.12.2010 № 1170.

Миндоходов в налоговом разъяснении от 24.10.2013 «Уплата единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность» напомнило о следующем.

Предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью и получающие доход непосредственно от этой деятельности, уплачивают единый взнос в размере 34,7 % суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физлиц, и суммы дохода, распределяемого между членами семьи физлиц-предпринимателей, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль).

Высший административный суд Украины (ВАСУ) в письме от 24.10.2013 г. № 1486/12/13-13 заявил, что суды должны рассмотреть вопрос о противоправности непринятия налоговой накладной для регистрации, несмотря на то, в какой словесной форме сформулированы исковые требования истца, если из содержания таких требований следует, что они направлены на восстановление прав налогоплательщика, нарушенных в результате такого непринятия.

Суд отметил, что отсутствие факта регистрации налоговых накладных в ЕРНН означает, что такая налоговая накладная не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

В то же время, сама квитанция о принятии или непринятии налоговой накладной не является решением субъекта властных полномочий в понимании ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ). Зато предметом спора в указанной категории дел является правомерность поведения субъекта властных полномочий относительно непринятия налоговой накладной для регистрации. Тогда надлежащим способом защиты нарушенных прав и/или интересов налогоплательщика в рассматриваемой ситуации является признание неправомерным неприятия налоговой накладной для регистрации.

Подытожив, ВАСУ обозначил, что резолютивная часть постановления админсуда об удовлетворении исковых требований по делу, предметом обжалования в котором является противоправность неприятие налоговой накладной для регистрации, с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 162 КАСУ должна содержать вывод о признании противоправным непринятие налоговой накладной для регистрации, а также указание на то, что налоговую накладную нужно считать принятой и зарегистрированной в течение операционного дня, когда она была отправлена налогоплательщиком (с указанием даты).

Важным также является замечание ВАСУ о том, что у суда нет оснований для отказа в иске налогоплательщику или отказа в открытии производства (прекращения производства) в случае если таким плательщиком были иначе сформулированы исковые требования, фактическим предметом которых является противоправность неприятие налоговой накладной для регистрации в ЕРНН.

ВАСУ в письме от 24.10.2013 г. № 1484/12/13-13 коснулся вопроса особого порядка исполнения судебных решений о взыскании средств с налогоплательщика в счет погашения налогового долга. Органами взыскания по таким решениям являются контролирующие органы в понимании НК.

Напомним, что механизм исполнения судебных решений о взыскании средств в счет погашения налогового долга предусмотрен главой 12 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте (постановление НБУ от 21.01.2004 г. № 22). Он предусматривает оформление инкассового поручения для принудительного взыскания средств в счет погашения налогового долга. При этом судебное решение, на основании которого с налогоплательщика взыскиваются средства в соответствии с п. 12.4 указанной Инструкции, в банк не подается.

Если же средства для погашения налогового долга отсутствуют, контролирующий орган обращается в суд с иском о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге. Такое погашение осуществляется на основании указанного решения суда и принятого на его основании решения органа доходов и сборов путем продажи имущества налогоплательщика на публичных торгах и/или торговыми организациями в порядке, определенном п. 95.7-95.21 ст. 95 НК.

Органы Государственной исполнительной службы к этой процедуре не привлекаются. Суд отметил, что у админсудов отсутствуют основания для выдачи исполнительных листов о принудительном исполнении судебных решений в порядке ст. 257 и 258 Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку процедура погашения налогового долга является самостоятельной процедурой, которая регулируется отдельными нормами, а именно НК, а не законодательством об исполнительном производстве.

Но есть исключения из такого правила. Процедура взыскания налогового долга с физлица, в соответствии с п. 87.11 ст. 87 НК предусматривает, что орган взыскания обращается в суд с иском о взыскании суммы налогового долга налогоплательщика - физлица. Взыскание налогового долга по решению суда осуществляется Государственной исполнительной службой согласно Закону об исполнительном производстве.

В таком случае выдача исполнительного листа для принудительного исполнения судебного решения о взыскании денежных средств в счет погашения налогового долга может привести к ситуации, когда судебное решение может быть выполнено как по процедуре, установленной НК, так и в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. На этот счёт ВАСУ заявляет, что при таких обстоятельствах админсуды не должны выдавать органам доходов и сборов исполнительные листы для принудительного исполнения судебных решений о взыскании средств в счет погашения налогового долга налогоплательщика - юрлица.

Миндоходов в разъяснении от 25.10.2013г. напоминает, что фактической считается проверка, проводимая по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка проводится контролирующим органом относительно соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования оборота наличных, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства касательно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами). Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика.

При проведении фактической проверки, в том числе, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы касательно ведения учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, проверяются сведения об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие лицо, или другие документы, предоставляющие возможность ее идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книга и т. п.).

Кроме того, при осуществлении проверки должностными лицами может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции.

Миндоходов в разъяснении от 25.10.2013 г. ответило на вопрос о том, какие таможенные платежи уплачиваются при ввозе товаров юрлицами на таможенную территорию Украины в режиме импорта.

Согласно документу налоговой, при ввозе на таможенную территорию Украины субъектами хозяйствования товаров в таможенном режиме импорта уплачиваются следующие таможенные платежи:

-     ввозная пошлина согласно ч. 1 ст. 286 Таможенного кодекса по ставкам, установленным Законом «О Таможенном тарифе Украины». В случаях, установленных законами Украины, товары, помещенные в таможенный режим импорта, облагаются сезонной пошлиной и/или особенными видами пошлины;

-     НДС согласно разделу V Налогового кодекса по ставке 20 % базы налогообложения до 31.12.2013 г. включительно, а с 01.01.2014 - по ставке 17 %;

-     акцизный налог по ставкам, установленным п. 215.3 ст. 215 разд. VI НК, в случае принадлежности товаров к подакцизным;

-     плата за выполнение таможенных формальностей органами доходов и сборов вне места их расположения или вне рабочего времени (ст. 247 ТК) в размерах, определенных постановлением Кабмина от 18.01.2003г. № 93.

Миндоходов в разъяснении от 25.10.2013 ответило на вопрос, какие формы финансовой отчетности должны подаваться плательщиками налога на прибыль в органы доходов и сборов вместе с налоговой декларацией.

Специалисты Миндоходов сообщили, что плательщики налога на прибыль (кроме малых предприятий) подают вместе с соответствующей налоговой декларацией за календарный квартал, полугодие, три квартала квартальную финансовую отчетность, которая включает: баланс и отчет о финансовых результатах.

К налоговой декларации за год такие плательщики добавляют годовую финансовую отчетность, которая включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

Плательщики налога на прибыль малые предприятия подают вместе с годовой налоговой декларацией сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Тексты всех нормативных актов Вы можете заказать в юридической фирме FELIX.

Использованные источники:

www.rada.gov.ua

www.ligazakon.ua

www.profiwins.com.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%