пр. Московский 52, 4 этаж, Харьков, Украина, тел. +38(057)7319580

 

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas
Главная » Новости законодательства » Налоговые новости 01.2016

                                          Налоговые новости

январь  2016 года

 Новая форма отчетности по НДС

01.02.2016 года вступил в силу Приказ Минфина от 28.01.16 №21, которым  утверждены  новые формы:

- декларации по налогу на добавленную стоимость;

- уточняющего расчета налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок;

- расчета налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины;

А также утвержден  Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по НДС.

Возвращаем ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства

22.01.16 вступил в силу Приказ Минфина от 15.12.15 № 1146 «Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов Государственной фискальной службы Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств».

В отличие от предыдущего Порядка, который утратил силу, в новом  Порядке  сокращены сроки рассмотрения заявления плательщика о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств:

- заявление передается в структурное подразделение, на которое возложены функции по подготовке заключения не позднее второго рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления плательщика в органе ГФС;

-  ГФС передает заключение соответствующему местному финансовому органу для согласования не позднее чем за 9 рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи плательщиком налогов;

- согласованный местным органом вывод должен быть передан обратно к соответствующему органу ГФС – не позднее следующего рабочего дня после согласования заключения (согласования происходит в течение 2 рабочих дней).

Установлено действие порядка в Донецкой и Луганской областях, также внедрены  сверки с данными информационных систем.

 Обновлен порядок работы СЭА НДС

12.01.16 вступило в силу Постановление КМУ от 30.12.15  № 1177, которым изложен в новой редакции Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

Порядок приведен в соответствии с НКУ, а именно:

1. Ряд положений Порядка и показатели формулы «лимита регистрации»  перенастроены на дату старта СЭА- 01.07.2015, введен в формулу показатель ∑Овердрафт.

2. Прописано, что расчет/перерасчет суммы овердрафта должен производиться в течение 6 дней по окончании соответствующего квартала.

3. В отношении показателя ∑Відшкод  указано, что он подлежит корректировке по результатам проверок.

 4. Прописан механизм расчета «реглимита» (показателя ∑Накл) у плательщиков, применяющих кассовый метод.

5. Урегулирован вопрос, кто должен регистрировать РК, когда изменения затрагивают несколько позиций поставки (количественных/суммовых их показателей). Если общая сумма корректировки НО и НК, указанная в таком РК, имеет положительное значение (предусматривает увеличение НО поставщика и НК получателя), то такой РК регистрируется поставщиком, если же общая сумма корректировки будет отрицательной, то РК регистрируется покупателем.

6. Усовершенствованы нормы, регламентирующие возврат средств с электронного счета плательщика на текущий счет.

Также изменения коснулись «спецсельхозрежимщикам», подробно прописан механизм открытия дополнительных счетов в СЭА, с которых должны в соответствующих пропорциях перечисляться деньги в бюджет и на спецсчета. 

Первичные документы при передаче имущества в аренду и предоставлении услуг по аренде

ГФСУ в письме от 19.01.16  № 919/6/99-99-19-03-02-15 указали на то, что 
подтверждающим первичным документом факта осуществления налогоплательщиком операции по передаче имущества в аренду, которая в соответствии с пп. 196.1.2 п. 196.1 ст. 196 НКУ не являются объектом налогообложения, является Акт приема-передачи имущества в аренду. При этом первичными документами, подтверждают факт осуществления налогоплательщиком операции по поставке услуг по аренде имущества по договору аренды, могут быть:

- акт приемки-передачи услуг по аренде имущества по соответствующему договору аренды, который подтверждает факт предоставления таких услуг;

- платежный документ, подтверждающий оплату за услуги по аренде имущества.
Особенности определения сельхозпредприятиями - спецрежимщиками сумм НДС, подлежащих уплате в госбюджет в 2016 году

Фискалы в письме от 27.01.16 № 2533/7/99-99-19-03-01-1  указали на то, что с целью определения сумм НДС, подлежащих уплате в госбюджет и перечислению на специальные/текущие счета плательщиков, субъекты спецрежима и плательщики-сельхозпредприятия, которые соответствуют требованиям п. 209.18 ст. 209 НКУ, суммы налоговых обязательств и налогового кредита отчетного (налогового) периода определяют по каждому виду операций.

При этом в случае если товары/услуги, основные фонды, изготовленные и/или приобретенные, используются сельхозпредприятием частично для производства зерновых культур и технических культур и/или частично для производства продукции животноводства, и/или частично для других сельскохозяйственных товаров/услуг, то сумма уплаченного (начисленного) налогового кредита распределяется исходя из удельного веса стоимости таких зерновых и технических культур, продукции животноводства и других сельскохозяйственных товаров/услуг в общей стоимости всех сельскохозяйственных товаров/услуг, поставленных за 12 предыдущих последовательных отчетных (налоговых) периодов (пп. «а» пп. 209.15.1 НКУ).

Такой расчет удельного веса осуществляется в приложении 9 к налоговой декларации по НДС, в которой отражаются результаты деятельности в рамках спецрежима налогообложения (0121-0123)/деятельности в пределах п. 209.18 НКУ (0130).

Транспортно-экспедиторские услуги и вспомогательные услуги в транспортной деятельности

Контролеры в письме от 15.01.16 № 699/6/99-99-19-03-02-15 сообщают, что  в случае привлечения экспедитором к выполнению договора транспортного экспедирования других лиц, которые поставляют услуги, являющиеся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды услуг, база обложения НДС как у экспедитора, так и у третьих лиц определяется с учетом требований п. 189.4 ст. 184 НКУ. В частности, согласно п. 189.4 НКУ базой налогообложения для товаров/услуг, которые передаются/получаются в пределах договоров комиссии (консигнации), поручительства, доверительного управления, является стоимость поставки этих товаров, определенная в порядке, установленном ст. 188 НКУ.

Учитывая то, что база обложения НДС определяется только для операций по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины согласно ст. 186 НКУ, то во время оказания услуги, место поставки которой в соответствии со ст. 186 НКУ определено за пределами таможенной территории Украины, объект обложения НДС у поставщика таких услуг не возникает, а поэтому база обложения НДС при осуществлении такой услуги не определяется.

За выявленные контролерами ошибки в налоговых накладных штрафуют

Налоговики в письме от 19.01.16 № 662/10/26-15-11-01-18 еще раз напомнили, что  если после поставки товаров/услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к налоговой накладной, составленном в порядке, установленном для налоговых накладных, и зарегистрированном в ЕРНН (п. 192.1 НКУ).

Кроме того, расчет корректировки к налоговой накладной составляется также в случае исправления ошибок, не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг. Однако не допускается исправление данных относительно даты составления налоговой накладной и ее порядкового номера.

В то же время сообщается, что в соответствии с п. 1201.4 НКУ, допущение продавцом товаров/услуг ошибок во время указания обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п. 201.1 НКУ, выявленных контролирующим органом по результатам документальной внеплановой выездной проверки, проведенной по заявлению покупателя, влечет за собой наложение на плательщика налога - продавца штрафа в размере 170 грн. и обязательства исправить такие ошибки.

Расходы подтверждают только надлежаще оформленными документами

Налоговики в письме от 21.01.16 №1078/6/99-95-42-03-15 напомнили, что ненадлежащее оформленные первичные документы не могут быть основанием для формирования расходов, которые влияют на расчет финансового результата до налогообложения при определении объекта налогообложения налогом на прибыль.

Соответственно несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также недостоверность отраженной в них информации приводит к возникновению ошибок в финансовой и налоговой отчетности. Поэтому, исправляя ошибки, допущенные в финансовой отчетности, плательщик налога на прибыль имеет право одновременно корректировать и налоговую отчетность. Для этого, в частности, можно ориентироваться на ст. 50 НКУ.

Сроки корректировки НДС в декларации

В письме от 22.01.16 № 2052/7/99-99-19-03-02-17 ГФС высказала свою  фискальную позицию относительно сроков корректировки НДС в декларации по НДС на основании расчета корректировки.

В частности,  в случае уменьшения суммы компенсации стоимости товаров/услуг:
- поставщик имеет право уменьшить налоговые обязательства на основании своевременно зарегистрированного получателем расчета корректировки в ЕРНН в декларации по НДС того отчетного периода, в котором он составлен. В случае нарушения срока регистрации- в декларации по НДС того отчетного периода, в котором был зарегистрирован;
- покупатель должен уменьшить налоговый кредит в декларации по НДС за тот период, в котором составлен расчет корректировки, и зарегистрировать его в ЕРНН.

В случае увеличения суммы компенсации стоимости товаров или услуг, наоборот, поставщик обязан увеличить налоговые обязательства в декларации по НДС в периоде составления расчета корректировки. В свою очередь, покупатель имеет право увеличить налоговый кредит на основании зарегистрированного расчета корректировки или в декларации по НДС того отчетного периода, в котором его зарегистрирован в ЕРНН, или в последующих отчетных периодах, но не позднее чем через 365 дней с даты его составления.

Если расчет корректировки не зарегистрирован в ЕРНН в течение 180 дней или вообще не составлен на такую операцию, то:

-  налоговый кредит покупателя не может быть увеличен, но поставщик не освобождается от обязанности увеличение суммы налоговых обязательств за соответствующий отчетный период;

-  налоговые обязательства поставщика не могут быть уменьшены, но покупатель обязан уменьшить налоговый кредит за тот период, в котором осуществляется изменение суммы компенсации стоимости товаров, услуг.

Порядок и сроки отчетности по акцизному налогу для реализаторов горючего

ГФСУ в письме от 21.01.16 № 1903/7/99-99-19-03-03-17 разъяснила некоторые особенности декларирования налоговых обязательств по акцизному налогу.

 В частности, с 01.03.16 вводится система электронного администрирования реализации топлива и акцизная накладная как обязательный электронный документ, составляющийся при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке.

Для плательщиков акцизного налога — лиц, которые реализуют топливо, первым отчетным (налоговым) периодом будет март 2016 года.

После утверждения Порядка ведения реестра плательщиков акцизного налога с реализации топлива и Заявления о регистрации плательщика акцизного налога с реализации горючего указанные лица будут обязаны:

- зарегистрироваться плательщиком акцизного налога;

- до 20.04.16 подать декларацию по акцизному налогу за отчетный (налоговый) период - март 2016 года по формам, установленным Минфином.

До введения новых форм отчетности производители, импортеры и лица - субъекты хозяйствования розничной торговли, осуществляющих реализацию подакцизных товаров, в частности топлива, и являющиеся плательщиками акцизного налога, представляют декларацию по акцизному налогу за отчетные (налоговые) периоды 2016 года по форме, утвержденной приказом Минфина от 23.01.15 № 14.

Единщики, превысившие 5-ти миллионный оборот в 2015 году могут спать спокойно в 2016 году

В злополучном письме от 18.01.16 №1527/7/99-99-17-02-02-17, претерпевшее  изменения, налоговики все же признали тот факт, что субъекты хозяйствования - плательщики единого налога, которые в 2015 году получили доходы свыше 5 млн. грн., но не превысили объем дохода 20 млн. грн., не теряют право применять упрощенную систему налогообложения в 2016 году.

Расчет ФЛП квартальных авансовых платежей по НДФЛ

ГФС в письме от 12.01.15 № 594/7/99-99-17-02-02-17 информирует о том, что  ФЛП во время заполнения налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах в приложении Ф4 «Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц и военного сбора с доходов, полученных самозанятым лицом» не возникает обязанность рассчитывать квартальные авансовые платежи по НДФЛ, то есть налогоплательщики не заполняют строку 6 раздела II приложения Ф4.

Следовательно, до внесения изменений в п. 12 раздела IV Инструкции по заполнению налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, которая утверждена приказом Минфина от 02.10.15 № 859, налогоплательщикам рекомендовано не осуществлять расчет авансовых платежей.

Закупаем сельскохозяйственную продукцию у физлиц

В письме от 13.01.16 № 421/6/99-99-19-01-03-15 налоговики напомнили, что предприятия, которые закупают сельскохозяйственную продукцию, проведение расчетов за которые не урегулировано законодательством Украины, могут выплачивать сдатчикам наличные средства по ведомостям. В таких ведомостях указывают фамилию и адрес сдатчиков, объемы сданной продукции и сумму выплаченной наличности, что подтверждается подписью сдатчика.

Для освобождения от налогообложения полученного дохода НДФЛ сдатчик должен предоставить предприятию копию формы № 3ДФ. Но если размер земельного участка для личного крестьянского хозяйства превышает 2 гектара, то доход от продажи сельскохозяйственной продукции облагается НДФЛ на общих основаниях. В таком случае нужно будет с суммы дохода удержать еще и военный сбор.

Компенсация расходов по уплате арендной платы за землю не облагается НДС

ГФСУ в письме от 19.01.16 № 908/6/99-99-19-03-02-15 пришла к выводу о том, что получение налогоплательщиком компенсации понесенных им расходов по уплате арендной платы за землю от нового собственника нежилого здания, расположенного на земельном участке, в отношении которого не переоформлен договор аренды (до даты подписания договора аренды земельного участка напрямую с новым собственником нежилого здания), не является оплатой стоимости услуг для целей обложения НДС.

Таким образом, получение средств плательщиком налога от нового собственника не жилого здания в качестве компенсации понесенных расходов по уплате арендной платы за землю не является объектом обложения НДС.

Работодатель является налоговым агентом в случае взыскания денежных средств в пользу работника

ГФС в письме от 22.01.16 № 1224/6/99-99-17-03-03-15 разъяснила, что в случае взыскания с работодателя на основании решения суда в пользу работника суммы средней зарплаты за время задержки расчета при его увольнении такой работодатель является ответственным лицом по начислению, удержанию и уплате НДФЛ и военного сбора.
Как отмечают налоговики, такой работодатель выступает налоговым агентом и приравнивается к плательщикам налога и имеет права и обязанности, установленные налоговым законодательством для налогоплательщиков.

Основные изменения в обложении НДФЛ и военным сбором в 2016 году

ГФСУ в письме от 25.01.16 № 2237/7/99-99-17-02-01-17 напомнила об основных изменениях, которые произошли с 01.01.16 в части обложения НДФЛ и военным сбором, а именно:

Налогообложение доходов, в частности в виде зарплаты, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями, начиная с 01.01.16, осуществляется по ставке 18%.

Ставка военного сбора, как и в 2015 году, осталась на уровне 1,5% от объекта налогообложения.
Во время начисления (предоставления) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены согласно НКУ, умноженная на коэффициент, который в 2016 году составляет 1,21951 (К=100:(100-18).

Суммы больничных, отпускных, начисленные (выплаченные) в 2016 году за месяцы 2016 года, облагаются по 18% ставке. Суммы больничных, начисленные и выплаченные в 2016 году за месяцы 2015 года, включаются при пересчете общего налогооблагаемого дохода соответствующих налоговых периодов (месяцев) в 2015 году и облагаются по ставкам, которые действовали до 01.01.216, т.е. 15% (20%). Вместе с тем суммы отпускных, начисленных и выплаченных в 2015 году по 2016 год, относятся налоговым агентом к общему налогооблагаемому доходу 2016 года облагаются по ставке 18%. Другие доходы, начисленные налоговым агентом, облагаются по соответствующей ставке налога, которая действовала (действует) на момент их начисления.

С 01.01.16 налоговые агенты при выплате пенсий в размере, превышающем 4 134 грн. (размер МЗП 1 378 грн. х 3), обязаны удержать НДФЛ из общей суммы превышения по ставке 15%.

Налоговый агент с сумм процентов, начисленных за налоговый (отчетный) месяц на суммы банковских вкладных (депозитных) или текущих счетов удерживает НДФЛ по ставке 18%, и перечисляет данные суммы налога в бюджет в срок не позднее 30 календарных дней, следующих за месяцем начисления дохода. В то же время налоговые агенты (банки, кредитные союзы), которые начисляют доходы в виде процентов, указанных в пп. 170.4.1 НКУ, в налоговом расчете отражают общую сумму начисленных в отчетном налоговом периоде доходов и общую сумму удержанного с них налога.

Для доходов в виде выигрышей, призов, начиная с 01.01.16, установлена единая ставка НДФЛ в размере 18%.

Размер налоговой социальной льготы в 2016 году составляет в размере 100 % – 689 грн., в размере 150 % – 1 033,5 грн., в размере 200 % – 1 378 гривен.

 Использованные источники:

www.ligazakon.ua

www.rada.gov.ua

www.i.factor.ua

design by Andrew Grachev
СКИДКА 20%